Наверх

Проекты победителей

Заявка № 878
Номинация
Мастер
Цели, задачи, методы

Направленность программы.

«Интегрированный курс по обучению грамоте детей среднего и старшего дошкольного возраста» является:

по содержанию – методическими рекомендациями;

по функциональному предназначениюучебно-развивающей;

по форме организации – групповой, парной, индивидуальной;

по времени реализации – годичной (как вариант – двухгодичной);

по применению – практической.

Данная программа является руководством по применению в педагогической практике воспитателей детских садов и учителей начальных классов для предшкольной подготовки средних и старших дошкольников дидактического пособия

«Азбука. Пишем, читаем, рисуем». Занятия с детьми 5-7 лет.

Авторы-составители: Е. М. Стромчинская, И. В. Гришина;

город Волгоград: издательство « Учитель », 2006г.-79с. (2015)

Новизна программы заключается в том, что впервые происходит следующее:

- изучение русской азбуки в дошкольном образовательном учреждении происходит не обособленно, а в интеграции с другими областями знаний;

- развитие мелкой моторики ребёнка как средства обучение письму и печатанию происходит через использование системы разнообразных двигательных упражнений, самомассажа кистей рук, жестикуляции и приёмов изобразительной деятельности;

- программа рассчитана на разноуровневое преподавание обучения грамоте в условиях ДОУ.

Актуальность программы.

Необходимость коренных изменений в системе народного образования в настоящее время не вызывает сомнений. Современные учёные и педагоги отмечают, что данные изменения необходимо проводить комплексно во всех звеньях системы образования.

Педагогам, работающим с дошкольниками, необходимо помнить, что в массовой школе идёт неуклонное усложнение программы 1 класса и, соответственно, повышение требований к будущим первоклассникам.

Создаваемая сегодня концепция непрерывного образования предполагает наличие системы « детский сад – школа », в которой возможно реальное осуществление принципа преемственности задач, содержания, методики педагогической деятельности с дошкольниками и детьми школьного возраста.

В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения. При поступлении в 1 класс у ребёнка не сформирована психологическая готовность к школе, потребность в познании нового, способность к волевым усилиям. Объём знаний и умений оказывается недостаточным для успешного овладения школьной программой, отсутствие взаимосвязей между имеющимися у ребёнка знаниями и умениями из разных областей науки, культуры, сфер применения. Низкий уровень развития координации движений, мелкой моторики, умения ориентироваться на странице книги или тетради, последовательно выполнять учебные задания приводят к испытанию стрессовых ситуаций, как у детей, так и у родителей.

Проблемы преемственности – многогранная проблема. Попытки её разрешения осуществляются на разных уровнях, в разных программах.

Данная программа «Интегрированный курс по обучению грамоте детей среднего и старшего дошкольного возраста» рассчитана на устранение «ножниц» между требованиями к интеллектуальному и личностному развитию, предъявляемыми к первокласснику и тем объёмом знаний, умений, навыков и психофизических возможностей выпускника дошкольного образовательного учреждения.

Педагогическая целесообразность программы заключается в следующем.

Рассмотрим некоторые программы с позиции необходимости введения в дошкольных образовательных учреждениях модуля «Обучения грамоте».

В обновлённом варианте российской « Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой модуль «подготовки к обучению грамоте» сохраняется.

В « Примерной образовательной программе воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста» под редакцией Л. А. Парамоновой, которая была создана по заказу Министерства образования Российской Федерации Центром « Дошкольного детства » имени А. В. Запорожца, раздел «Развитие речи» меняет название на «Развитие речи и начал грамоты» для старших дошкольников.

В программе «Истоки» того же центра «Дошкольное детство» имени А.В.Запорожца в разделе «Речь и речевое общение» не выделено как направление подготовки к обучению грамоте, но задачи ставятся конкретные: осознание языковой действительности, знакомство с терминами «звук», «слово», «предложение».

В программе «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой и др. в разделе «Развиваем речь детей» уже с младшего школьного возраста «Подготовка к обучению грамоте» выделено как одно из ведущих направлений работы.

Авторы программы «Радуга» (Т.Н. Доронова и др.) считают, что на пятом году жизни дети заметно улучшают фонематическое восприятие и предлагают ряд игр и упражнений со звуками, а с 6-7 лет вводят раздел «Обучение детей чтению».

Из приведённых выше примеров из множества имеющихся программ предшкольной подготовки следует, что подход к решению данной проблемы неоднозначен. Ведь до сих пор не существует Государственных стандартов дошкольного образования.

Кроме этого необходимо учитывать роль игры, которая оказывает реальное влияние на умственное и эмоционально - волевое развитие ребёнка. Объём заданий игрового характера, представленный в пособии и использование двигательных упражнений обеспечивают постепенность перехода от форм и методов организации дошкольной педагогики к системе школьного образования.

Цели программы:

Оказать помощь в подготовке ребёнка к школе:

а) педагогическая: устранение «ножниц» между требованиями, предъявляемыми к ребёнку - первокласснику со стороны учителя и ребёнку – выпускнику ДОУ;

б) образовательная: формирование основ знаний в изучаемых областях;

в) развивающая: развивать и совершенствовать различные виды речи, внимания, памяти; формировать основы общешкольных умений и навыков;

г) воспитывающая: воспитать коммуникативную культуру дошкольников как средства успешной адаптации к новым условиям жизнедеятельности.

Задачи программы:

в области формирования психофизических возможностей:

- формирование интереса к учебной деятельности, желание учиться в школе;

- развитие общей эрудиции, наблюдательности, воображения, тактильно – кинестического восприятия;

- развитие познавательных интересов, внимания, мышления, творческих способностей, чувства юмора;

- развитие памяти: зрительной, слуховой, артикуляционной, двигательной;

- развитие интеллектуальных способностей (анализ, синтез, самоконтроль, действие по алгоритму, нахождение последовательности);

в области развития речи:

- создание развивающей ревой среды через многообразие наблюдаемых объектов, явлений и ситуаций;

- формирование элементарно представления о грамматическом строе речи (согласование, уместное употребление в контексте);

- развитие связной речи, монологического и диалогического общения - развитие навыков коммуникативного общения: со сверстниками, с друзьями, с педагогом через высказывание и отстаивание своей точки зрения, осваивание словесной вежливости;

- обогащение словаря;

- составление предложений и «чтение» их по схемам (моделям);

- обучение словесным играм;

в области обучения грамоте и письму:

- изучение алфавита;

- знание букв и звуков;

- совершенствование фонематического слуха (поиск места звука в слове, в слоге, поиск слов для какого-то звука);

- овладение техникой слогового и складового чтения;

- формирование устойчивой мотивации к овладению грамотой и графическими навыками письма;

- подготовка руки к овладению письмом (развитие тонкой моторики пальцев и мышц кистей, как правой, так и левой рук);

- выполнение задания по образцу: печатание, восстановление и письмо элементов букв;

- выделение объекта (буквы) из многообразия линий;

- овладение техникой обозначения характеристики звука цветом (красным – гласный, синим – твёрдый согласный, зелёным – мягкий согласный);

в области математики:

- формирование элементарных математических представлений и понятий:

(цифра, число, форма, размер, количество, последовательность, сравнение);

- развитие умений определять количество и место в последовательности предметов;

- упражнять в прямом и обратном счёте в пределах 20;

- развивать чувство времени, длительности временного интервала;

- закреплять знания цифр от 0 до 9;

в области ознакомления с окружающим миром:

- обогащение и систематизирование знаний детей о природе, диких и домашних животных, явлениях общественной жизни, предметах окружающего мира;

в области изобразительной деятельности:

- сформировать правильный захват карандаша (щепоть);

- совершенствование умений раскрашивания и штрихования различных форм, соблюдая направление, длину и другие характеристики линий;

- дополнение и восстановление графических объектов;

- выполнение рисунка и узора по образцу;

- выполнение узора с заданным алгоритмом проведения линий по клеточкам;

- соединение произвольной линией объектов задания;

Подробная инструкция

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что изучение русской азбуки и обучение чтению происходит не обособленно, а в интеграции с различными областями знаний:

_обучение грамоте и письму,

_ математика,

_ознакомление с окружающим миром,

_изобразительная деятельность,

_основы этикета, ПДД и др.

Следует учитывать, что система пальчиковых упражнений отображена только графически (штриховка, рисование, проведение соединений, линий и т. д.) и требует обязательного моторного дополнения (массажа, имитации движений животных, знакового обозначения звуков, жестикуляции, двигательных упражнений с карандашом и т.д.), дыхательных упражнений и словесных пояснений.

Универсальность применения заключается в следующем:

_ по одной теме предлагаются задания разного уровня сложности, что даёт возможность преподавателю расширить пропедевтические возможности каждого занятия, применять на занятиях с детьми разных возрастных групп.

_учитывая возраст и индивидуальные особенности ребёнка, работу по данному пособию можно вести на протяжении двух и более лет; взрослея, ребёнок может вернуться и выполнить «пропущенные» задания.

_система предложенных заданий может быть использована как средство коррекции пробелов в знаниях и (или) умениях первоклассников.

_может использоваться как для занятий в группах, так и индивидуально.

Оптимальность:

_подбор тем и интеграция из различных областей знаний позволяют с одной стороны расширить кругозор и стимулировать познавательную деятельность детей, а с другой стороны оптимально использовать время, отведённое для занятий не перегружая при этом ребёнка.

_задания разного уровня сложности позволяют:

а) вести работу с учётом возрастных и психофизических особенностей ребёнка,

б) дифференцировать нагрузку, темп выполнения и объём заданий.

_разнообразие предлагаемых заданий на каждом занятии приводит к смене видов деятельности и обеспечивает максимальную продуктивность работы детей, не приводя к их быстрой утомляемости.

_обязательное, на первом этапе обучения грамоте, орфографически-правильное проговаривание звуков в анализируемых словах.

Принципы построения учебного материала:

_порядок изучения буквы определяется частотой её употребления в русском языке (по В.Г.Горецкому и др.)

_каждая новая буква изучается в соответствии с алгоритмом звукового анализа слова.

_для изучения каждой буквы подобраны упражнения из разных областей знаний.

_слова для анализа содержатся в новой предлагаемой теме из ознакомления с окружающим миром, математики или другой области знаний.

_ темы подобраны таким образом, что охватывают почти все области знаний, изучаемых в ДОУ, и не противоречат имеющимся в них программам.

_объём основных заданий и упражнений увеличивается постепенно.

Возраст детей.

Программа рассчитана на детей 5-7 лет. Дети этого возраста особенно нуждаются в обучающих и развивающих занятиях предшкольной подготовки.

Сроки реализации образовательной программы рассчитаны на 1-2 года.

Формы занятий:

по количеству детей, участвующих в занятии, - групповая, в парах и индивидуальная;

по видам коммуникативного взаимодействия педагога и детей – словесные (диалог, беседа и др.), двигательные (инсценировка, разминка, упражнения на развитие моторики, координации, силы мышц кистей рук), игровые, графические.

Режим занятий.

Для освоения программы предполагается проведение двух интегрированных занятий в неделю. Каждое занятие, длительность которого составляет 20-25минут в средней группе и 30 минут в старшей группе, делится на две части для проведения подвижной перемены продолжительностью 15 минут.


Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты к концу учебного года:

Обучающиеся будут знать:

- гласные и согласные звуки и буквы, их отличия;

- знать графемы печатных букв;

- числа первого десятка, их последовательность в прямом и обратном порядке,

- цифры: 0,1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

- названия основных геометрических форм,

- времена года, диких и домашних животных,

- название и смысл наиболее значимых праздников,

- некоторые скороговорки, загадки, пословицы,

Обучающиеся будут уметь:

- ориентироваться на странице учебника: вверху – внизу, справа - слева, левая и правая страница разворота;

- находить на странице и последовательно выполнять задания учителя;

- отвечать на вопросы учителя полным предложением;

- работать с графическими объектами: картинкой, схемой, узором, словом, текстом;

- иметь представление о многозначных словах, ребусах, кроссвордах;

- заучивать наизусть небольшие стихотворения, декламировать их, используя мимику и жестикуляцию;

- строить сложные предложения;

- самостоятельно пересказывать небольшие тексты;

- «читать» предложение по схеме;

- «достраивать» букву, слово, предложение;

- составлять небольшие рассказы по картинке, по опорным словам;

- с помощью учителя выполнять звукобуквенный анализ слова;

- читать по слогам и складам слова и небольшие предложения;

- менять местами слова в предложении из 3 – 5 слов;

- подсчитывать количество слов в предложении, количество слогов (частей) в слове,

- определять (с помощью учителя) характеристику согласного звука по мягкости – твёрдости, звонкости – глухости;

- печатать буквы на клетчатой бумаге;

- «вставлять» изучаемую букву в пробел;

- правильно прописывать буквы по точечным очертаниям;

- называть цифры от 0 до 9;

- соотносить цифру и число предметов;

- штриховать фигуру в заданных направлениях различными видами штриховок;

- проводить линии соединения.

Обучающиеся приобретут навыки:

- элементарного оценивания своих и чужих достижений;

- работы в группе, в паре и самостоятельно;

- общения со сверстниками и педагогом;

- воспроизведения стихов, двигательных, графических и игровых упражнений;

Анализ результатов проекта и выводы

По данному пособию работаю с 2006 года.
Практически все дети получают ожидаемые результаты, указанные выше.

Видео-интервью
К сожалению... видео нет...