Наверх

Проекты победителей

Заявка № 2412
Номинация
Автор
Цели, задачи, методы

Целью опыта является развитие логического мышления дошкольниковпосредством системы развивающих игр с применением информационно – коммуникационных технологий.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

-развитие психических процессов, лежащих в основе познавательной сферы дошкольников посредством развивающих игр и потенциала ИКТ;

- развитие у детей средней группы наглядно-действенного мышления (познание с помощью манипулирования предметами);

- развитие у детей старшей группы наглядно-образного мышления (вид мышления, который осуществляется на основе преобразований образов восприятия в образы-представления);

- развитие у детей подготовительной группы понятийного или логического мышления (тип мыслительного процесса, во время которого используются готовые понятия и логические инструкции);

- развитие основных операций мышления: сравнение; анализ; синтез; классификация; обобщение.

- создание условий для развития самостоятельной познавательной деятельности.

Исследования ученых убедительно доказывают, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте с четырех лет, поэтому работать над проблемой следует начинать именно с этого возраста.

В основу опыта легли следующие принципы:

  • принцип систематичности и последовательности: формирование знаний, стремление «добыть» эти знания самостоятельно должно формироваться по восходящей, от простого к сложному;
  • принцип доступности: в имеющемся материале выбираются наиболее актуальные сведения для данных детей, учитывая их заинтересованность и индивидуальные особенности;
  • принцип «опережающего» развития: наличие у педагога в запасе задания (варианта) на случай особого интереса или успеха кого-то из детей;
  • принцип интеграции: любая работа ведётся во взаимодействии с другим педагогом, работающим с детьми, с родителями и не замыкается в рамках одного вида деятельности.
  • Данные принципы являются основой педагогической технологии
    • На I этапе было проведено диагностическое обследование детей. При выделении показателей, по которым возможно определить отношения, интересы, способности детей, проявляющиеся в познавательной сфере, качество творческих действий, были методики «Что здесь лишнее?», «Раздели на группы», авторов А.Я Ивановой, Е.В.Доценко, методика «Последовательность событий» (предложена А.Н. Бернштейном), представляющие собой тестовые задания для детей дошкольного возраста. (Приложение №1)
      Анализ полученных данных показал, что уровень развития логического мышления: низкий 87 - %, средний - 13%, высокий – не выявлен; наглядно - действенного мышления: низкий уровень - 57 %, средний - 33 %, высокий -10 %; образно-логического мышления: низкий уровень - 58 %, средний – 42 %, высокий – не выявлен.
    • На этапе практической работы в качестве главного средства развития познавательной сферы детей была выбрана технология развивающих игр Б.П. Никитина «Логические кубики для всех» с использованием ИКТ, включение их в различные виды деятельности в течение всего времени пребывания детей в детском саду со средней группы.
    На первом году работы для детей средней группы был продуман и разработан перспективный план игровых занятий студии «БэбиУм» по технологии развивающих игр Б.П. Никитина. Комплекс игровых занятий рассчитан на 18 часов. (Приложение №2) Работа в студии «БэбиУм» проводилась с детьми по подгруппам из 14 человек. Изначально продумана концепция игровой студии – это саундтрек «Ra-ta-ta» в исполнении оркестра Джеймса Ласта, звучащий в начале работы; слоган «Дошколятам-Эйнштейнятам кубик надо собирать и мышление развивать, чтоб в Эйнштейнов превратиться, и России пригодиться!», проговариваемый в конце каждого занятия и структура, состоящая из трех взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Вводная часть - организация детей, мотивация к предстоящей деятельности. На организационном этапе было применено включение информационно – коммуникационных технологий. С помощью мультимедийной аппаратуры и веб–камеры производилось знакомство детей с элементами кубика. Благодаря информационно коммуникационным технологиям, дети видели трехмерное изображение деталей на большом экране. На первом этапе дети знакомились с новыми деталями кубика, повторяли предыдущие задания. Во второй части игровых занятий происходило объяснение нового задания, демонстрация последовательности складывания заданных конструкций так же выводилась на экран, что позволяло работать одновременно со всеми детьми подгруппы. Затем дети самостоятельно воспроизводили данную конструкцию из элементов кубика. В третьей части дети оценивали свои работы и сравнивали результат с предложенной постройкой. Если у ребенка не получалось сконструировать данную конструкцию, то он просто описывал, что он создал и из каких элементов. Заключающей частью игровых занятий была коллективная игра «Наведем порядок сами». Дети складывали из элементов готовый кубик с помощью взрослого наставника. В конце каждого занятия с детьми разучивалась речевка, а затем она становилась традиционным слоганом. В первом полугодии работа велась с одним желтым кубиком «Уголки», состоящих из 6 «уголков». Начиная со второго полугодия, дети знакомились с элементами второго кубика «Собирайка», состоящего из двух цветов, 6 элементов похожих на букву «Г», одного «уголка», и конструировали фигуры уже из двух кубиков. К концу первого года, дети изучили названия элементов двух кубиков, научились конструировать фигуры из этих элементов, но самое главное они складывают из деталей кубики. Для самостоятельной деятельности детей параллельно с этим велась работа по созданию в группе «Уголка Энштейна», в котором размещались игры развивающего характера, такие как: «Логические блоки Дьенеша», «Палочки Кьюзинера», элементарные головоломки, дидактические игры на развитие логического мышления. В конце первого полугодия в «Уголок Энштейна» выставлялся первый кубик желтого цвета. К концу второго полугодия выставлялся второй кубик, состоящий из двух цветов. Дети в любое время могли самостоятельно играть с этими кубиками. На втором году работы по данному опыту, для детей старшей группы был продуман и разработан перспективный план игровых занятий по технологии развивающих игр Б.П. Никитина, проводимого 2 раза в месяц. Комплекс игровых занятий рассчитан на 9 часов. Игровые занятия дублировались. (Приложение №3) Работа также как и в средней группе проводилась с детьми по подгруппам из 14 человек Структура игровых занятий так же состоит из трех основных частей, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. На организационном этапе игровых занятий было применено включение информационно – коммуникационных технологий. Так как в данном возрасте у детей активно развивается наглядно – образное мышление, то на экран с помощью ИКТ выводилось только изображение готовой постройки. В первой части дети повторяют уже знакомые элементы кубиков, выполняют предыдущие задания (создание конструкций). Во второй части происходило знакомство с новыми элементами кубиков, объяснение нового задания, затем шла творческая самостоятельная деятельность. В третьей части обязательным было оценивание своих работ и сравнение результата с предложенной конструкцией. Заключающей частью игровых занятий в старшей группе была коллективная игра «Наведем порядок сами». Дети складывали из элементов готовый кубик без оказания помощи взрослого. Традиционным завершением каждого игрового занятия было самостоятельное проговаривание детьми слогана «Дошколята - Эйнштейнята». В первом полугодии к двум кубикам добавляется следующий кубик «Эврика», состоящий из трех цветов и восьми элементов: фигуры, похожей на букву Т, двух фигур, похожих на букву «Г», пяти «уголков». Во втором полугодии добавляется еще один кубик «Фантазия», состоящий из шести фигур: одного «уголка», «зигзага», двух фигур, похожих на букву «Г», двух «арок с башенкой». К концу года работы студии «БэбиУм», дети работают с четырьмя кубиками и знают названия всех элементов этих кубиков, умеют конструировать фигуры из этих элементов, умеют разбирать и складывать кубики. Параллельно с этим в «Уголок Энштейна» плавно вводились более сложные головоломки: «Змейка Рубика», «Уникуб», «Пятнашки», добавились третий и четвертый логические кубики. В самостоятельной деятельности дети широко вариативно применяют содержание, освоенное в организованной образовательной деятельности и в совместной деятельности с воспитателем. На третьем году работы по данному опыту, для детей подготовительной к школе группы был продуман и разработан и перспективный план игровых занятий, в рамках студии «БэбиУм», проводимого 2 раза в месяц. Комплекс игровых занятий рассчитан на 9 часов. (Приложение №4) Работа проводилась с детьми по подгруппам из 14 человек Структура игровых занятий так же состоит из трех основных, взаимосвязанных между собой частей. На организационном этапе игровых занятий детям давалось устное объяснение задания и черно-белые схемы. Так как в данном возрасте у детей развивается логическое мышление, то дети должны были сами придумывать варианты построек данных конструкций. Далее осуществлялось повторение предыдущих заданий. Во второй части происходило знакомство с новыми элементами кубиков, объяснение нового задания, а затем дети самостоятельно воспроизводили данную конструкцию. В третьей части происходило оценивание своих работ и сравнение результата с предложенной постройкой в цветном варианте. Заключающей частью игрового занятия была коллективная игра «Наведем порядок сами». Дети подготовительной к школе группы складывали из элементов готовые кубики, а затем убирали их в коробку. Так же традиционным в конце игры было самостоятельное проговаривание детьми девиза – скороговорки «Дошколята - Эйнштейнята». В первом полугодии к уже знакомым кубикам добавляется еще один, пятый кубик «Загадка», состоящий из 7 элементов: 1- «уголок»; 2- фигура похожая на букву «Г»; 3- фигура, похожая на букву «Т»; 5- фигура, похожая на вышку ступеньки; 6 и 7 на «крылечки». Таким образом, весь год дети работают с полным комплектом развивающей игры «Логические кубики» Никитина. К концу третьего года, дети уже знают названия составляющих элементов всех кубиков, умеют конструировать фигуры из этих элементов, умеют разбирать и складывать кубики. На протяжении трех лет в структуру игровых занятий обязательно включалась динамическая пауза в виде: физкультурной минутки, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз Для достижения поставленного результата были использованы следующие инновационные технологии: прием ассоциаций, технология наглядного моделирования, видео инструкция, так же были разработаны авторские игры на основе триггеров. Прием ассоциаций. Для запоминания последовательности сложения кубика, предлагалось ассоциировать постройки со знакомыми предметами. Так в ходе работы дети проводили аналогии с предметами окружающего быта и складывали из конструкций готовый кубик.. Для того, чтобы собрать самый простой желтый кубик, нужно сначала собрать «диван» и три «матраца», затем к первому «матрацу» приставляется «диван», так, чтобы спинка «дивана» легла на «матрац», далее подставляется ребром второй «матрац», так чтоб получился высокий «диван с высокой спинкой» и третий «матрац» заполняет свободное место. А для того чтобы сложить самый сложный пятый кубик «Загадка» нужно из элементов сложить «диван», на него положить «зигзаг». Пустую угловую ячейку заполнить «вышкой», а среднюю «пьедесталом». Аналогично собирались все остальные кубики. Главная особенность этого приема – знать названия всех элементов кубиков. Моделирование - наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта. С помощью элементов кубика, дети моделировали разнообразные постройки, работая по готовым схемам, а так же проявляли творчество и самостоятельно придумывали свои схемы и собирали по ним готовые конструкции. В подготовительной к школе группе, одним из методов запоминания букв, было конструирование буквы из элементов кубика. Дети сначала знакомились с буквой, затем собирали ее из элементов кубика, а когда все буквы были изучены, с помощью букв собирали слова. Из элементов кубиков можно сложить весь алфавит. Был создан алгоритм последовательности сбора кубиков, при помощи которого дети легко собирали кубик из элементов. Алгоритм основывался на ассоциациях. На этапе закрепления пройденного материала, детям предлагалось поиграть в игру «Собери инструкцию сам». Раздавались лепбуки с кармашками, куда дети должны были вставить карточки со схематичным изображением сбора кубиков, в правильной последовательности. Видео инструкция. Видео урок, в котором так же показывалось, как правильно собирать кубик. Сначала мной было создано 5 видеороликов-инструкций по собиранию всех кубиков Никитина. Затем в результате системной, планомерной работы, реализуя задачи всех образовательных областей, дети с достаточно высоким уровнем познавательного развития сами придумывали, а потом при помощи взрослого, снимали видео инструкции по сбору кубиков. Важным аккордом является то, что ребенок собирает куб за определенное время, не прилагая к этому усилий. Для индивидуальной работы с детьми был создан банк электронно-образовательных ресурсов, где размещены авторские игры на основе компьютерной программы «Microsoft Office PowerPoint» «Дошколятам-Эйнштейнятам», в которых закреплялись знания о каждом кубике. Было создано по одной игре на каждый кубик Никитина. Материал содержит образовательные и развлекательные разделы. Особое внимание уделено эстетическому оформлению. Благодаря строгому отбору смыслового, наглядного и звукового содержания предлагаемый материал соответствует требованиям современного образования (Приложение №8). На заключительном этапе опыта данные игры были выложены на сайт дошкольного учреждения, а так же на личном сайте педагога, где родители могли их скачать и пользоваться дома вместе с детьми. Продолжалась работа и в «Уголке Энштейна», были добавлены «Кубик – Рубика», «Пирамида Рубика», настольные игры: «Головоломка», «Извилина», ребусы, сканворды, логические задачи. К концу года были выставлены все пять кубиков (Приложние №5). Согласно ФГОС ДО, родители (законные представители) воспитанников являются активными участниками образовательного процесса. В течение трех лет была организована творческая лаборатория «Играем вместе», в работе которой родители не только получали теоретическую информацию, но и становились участниками проектов, презентаций, мастер-классов. Работа творческой лаборатории распланирована на три года. Перспективный план включает девять заседаний (Приложение № 6). В средней группе на первом заседании родители были ознакомлены с работой творческой лаборатории и ее задачами; с психологическими особенностями развития детей 4-5 лет. Были презентованы кубики «Уголки», «Собирайка», так же родители самостоятельно попробовали сложить из элементов данные кубики. На втором заседании родители отправились в онлайн экскурсию работы игровой студии «БэбиУм», где увидели, как проходят игровые занятия с детьми. Поделились личным опытом «Умные игры в семейном воспитании», презентовали показ игр «Умные игры наших бабушек». На третьем, заключительном заседании первого года работы творческой лаборатории были подведены итоги работы за год и организованны совместные детско-родительские соревнования «Папа, мама, я – самая умная семья». В старшей группе, так же как и в средней, на первом заседании происходило знакомство родителей с психологическими особенностями детей 5-6 лет, знакомство с новыми кубиками «Эврика» и «Фантазия», практические упражнения с ними. На втором заседании прошла ставшая уже традиционной, онлайн экскурсия в работу игровой студии «БэбиУм». Затем родители презентовали выступление из личного опыта «Развиваемся, играя» и показали мастер - класс «Новые способы игры с логическими кубиками». На заключительном заседании были подведены итоги работы за год и проведено командное соревнование с детьми «Кто умнее, тот сильнее». В подготовительной к школе группе на первом заседании происходило знакомство родителей с психологическими особенностями детей 6-7 лет, знакомство с новым кубиком «Загадка», так же родители самостоятельно пробовали работать с ним. На втором заседании родители отправились в онлайн экскурсию работы игровой студии «БэбиУм», где увидели, как проходят игровые занятия с детьми, презентовали детско - родительский проект «Играем вместе», а так же показали мастер класс «Изготовление логических кубиков из бросового материала». На третьем заседании были подведены итоги работы за год, прослушали выступление инструктора шахматного клуба «Белая ладья» и в заключении была проведена творческая викторина «Мозговой штурм», в которой дети соревновались против родителей в решении логических задач (Приложение №7). В завершении работы творческой лаборатории и игровой студии воспитанники и их родители получили дипломы за активное участие. На форуме сайта дошкольного учреждения велись обсуждения по развитию логического мышления у детей, родители делились своим личным опытом, обсуждали методики развития познавательной сферы детей, выкладывали консультации и презентации по темам: «Развитие дитя», «Развивающее и обучающее видео для малышей», «Развивалки». На сайте были открыты форумы: «Зачем развивать логику?», «Сдача нормативов ГТО», «Какую игрушку лучше подарить ребенку?» Результатом активного вовлечения родителей в жизнь группы стало то, что при выборе игрушек для своих чад, они отдавали предпочтения играм развивающего характера.
Подробная инструкция

Прием ассоциаций. Для запоминания последовательности сложения кубика, предлагалось ассоциировать элементы и постройки со знакомыми предметами.

И так возьмите кубик, загадка, состоящий из 7 разных элементов. Давайте попробуем назвать элементы, проассоциировав их со знакомыми предметами. Этот элемент на что похож? Отлично, пусть будет зигзаг, второй элемент? Фокус группа, запомнили, как называется каждый элемент? Давайте повторим, я называю элемент, вы показываете.

Зигзаг, вышка, элемент буква Т, буква Г, красная ступенька, зеленая ступенька, уголок. Для того, чтобы собрать кубик нужно из элементов ступеньки ложить "дван" с неполным сидением, затем доставить элемент буквы Г, так чтобы получиось полное сиденье, на середину положить элемент "зигзаг", крайнюю пустую ячейку заполнить элементом "буква Т", и закончит кубик элемент "уголок".


наглядное моделирование, в которую входят: алгоритмы, моделирование разнообразных построек, моделирование букв алфавита.

Моделирование построек. С помощью элементов кубика, можно моделировать разнообразные постройки.


В подготовительной к школе группе, во время кружка по раннему обучению чтению, одним из методов запоминания букв, было конструирование буквы из элементов кубика. Из элементов кубиков можно сложить весь алфавит.

В младшей группе мы работали только с одним кубиком, желтого цвета и заскучали… Поэтому, чтобы поддержать детскую инициативу и самостоятельность, были изготовлены авторские кубики, на основе Никитиных, цветов и оттенков программного содержания младшей группы. Моим малышам очень нравятся эти кубики. Сначала я высыпала их, и они, соотнося по цветам, складывали их в контейнер, а теперь, когда дети научились собирать кубик, они складывают их в коробку, так, чтоб закрывалась крышка.

Вариантов использования кубиков многогранны, например «Составь кубик из основных цветов», Далее на усложнение «Составь кубик из разных цветов так, чтоб в каждой мини постройке были разные цвета», Или составь кубик из оттенков. В процессе использования авторских кубиков реализуются задачи не только познавательного развития, но и художественно эстетического, знания цветовой культуры.

Создав кубики, я долго думала, куда их сложить и придумала вот такую коробку. Но как сказала моя коллега, обычная вещь может стать необычной, поэтому эта коробка не просто коробка, а авторское пособие «Кубокейс». Оно состоит из 9 кубиков в сумме из 81 уголка, а в итоге из 250 кубиков, сделанных вручную. Применение этого пособия широко, например, в формировании элементарных математических понятий, ориентировки на плоскости. В художественно эстетическом развитии, задание для старшего возраста, положи в середину кубик, оттенок которого будет получен при смешивании цветов красного и белого, в верхний левый угол, оттенок синего и белого. И т. д.А перевернув коробку можно играть в такие игры как крестики нолики, для читающих детей вариант любимой всеми нами с детства игры «Балда» .


Алгоритм - набор инструкций, описывающий порядок действий.

Сначала нам нужно собрать диван с высокой спинкой, к нему приставить элемент буквы Г к сидению дивана, так, чтобы выступающий кубик смотрел вверх, затем два элемента буквы Г соединяем и кладем на свободное место, и остается положить уголок.Кубик готов.

Видео инструкция. Видео урок, в котором так же показывалось, как правильно собирать кубик. Мной создано 5 видеороликов-инструкций по собиранию всех кубиков Никитина.

Ожидаемые результаты

Положительная динамика развития познавательной сферы дошкольников.

Отличительной особенностью стандартов нового поколения является ориентация на результаты образования, причем они рассматриваются на основе системно - деятельностного подхода. Деятельность выступает как обязательное условие развития познавательных процессов. Это означает, что, чтобы ребенок развивался, необходимо организовывать его деятельность. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. Такую стратегию обучения легко реализовать с помощью развивающих игр Бориса Павловича Никитина «Логические кубики для всех», которые объединяют в себе специально скомпонованные комплекты, тщательно продуманную систему заданий для детей и четко сформулированную образовательную концепцию. «Логические кубики» позволяют учиться, играя, и обучаться в игре.

Это новый толчок к развитию нестандартного мышления.

Анализ результатов проекта и выводы

Результативность деятельности по развитию логического мышления и совершенствованию творческих способностей детей сприменением развивающих игр характеризуется позитивной динамикой изменения показателей. Ниже приведены сравнительные данные предварительной и итоговой диагностики детей методики «Вырежи фигуры» «Раздели на группы», авторов А.Я Ивановой, Е.В.Доценко, [15] методика «Последовательность событий» (предложена А.Н. Бернштейном). [2]

За три года работы наблюдается положительная динамика по результатам проведенного мониторинга развития логического мышления детей.

Данные результаты подтверждают эффективность выбранных форм работы по совершенствованию процесса становления и развития у дошкольников познавательной сферы. Дети научились выделять существенные признаки предметов, сравнивать, анализировать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, демонстрировать нестандартность мышления при выборе вариантов выполнения задания, проявлять инициативу при решении занимательных заданий, легко собирают две стороны «Кубика – Рубика».

У воспитанников подготовительной группы на выходе из детского сада прослеживается положительная динамика, по образовательной области «Познавательное развитие», раздела «Формирование элементарных математических представлений». 100% детей показывают положительный результат (77% - высокий уровень, 23% - средний уровень).

Большая часть выпускников группы продолжили обучение в образовательных учреждениях повышенного статуса.

Эти результаты показывают, что включение в процесс образовательной деятельности системы развивающих игр с использованием информационно коммуникационных технологийплодотворно влияет не только наразвитие логического мышления, но и на всестороннее развитие личности ребенка.

Видео-интервью