Наверх

Проекты победителей

Заявка № 1576
Номинация
Лидер изменений
Цели, задачи, методы

Цель: Апробация и внедрение технологии "Клубный час", как методики развития саморегуляции, способствующей осуществлению свободного выбора, осознанию своего поведения детей 5-7 лет, в жизнедеятельность детского сада.

Задачи:

- изучение педагогической технологии "Клубный час"

- привлечение педагогов для реализации технологии

- разработка плана апробации и внедрения технологии:

*определение клубов на основе интересов педагогов

*определение мест расположения клубов

*определение групп детей-участников

*написание плана работы клубов на полгода

*решение организационных вопросов (приобретение или изготовление бейдж-кармашков, составление и распечатка раздаточных планов-схем детского сада, подготовка фишек, создание больших планов-схем, которые вывешиваются на лестничных площадках и пр.)

- реализация разработанного плана в действие

- анализ и корректировка планов по необходимости

- информирование родителей о запуске новой технологии.

Цели и задачи технологии "Клубный час:

- воспитывать у детей самостоятельность и ответственность за свои поступки,

- учить детей ориентироваться в пространстве,

- воспитывать дружеские отношения между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим,

- учить проявлять инициативу в заботе об окружающих, с благодарностью относится к помощи и знакам внимания,

- учить планировать свои действия и оценивать их результаты,

- учить детей вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу,

- развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства,

- учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты,

- поощрять попытки ребенка осознанно делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями,

- приобретать собственный жизненный опыт (смысловые образования) переживания необходимые для самоопределения и саморегуляции.

Подробная инструкция

Перед тем, как приступить к реализации, будущие ведущие мероприятий в рамках "Клубного часа" встречаются на семинарах для знакомства с идеей, согласия/не согласия собственного участия в этом, определения конкретных занятий, которыми они будут заниматься с детьми, и обсуждения организационных вопросов:день, время, обозначения мест для детей, подготовка необходимых материалов и т.п.

В мероприятии принимают участие дети старшего и подготовительного к школе возрастов, воспитатели групп и узкие специалисты.

"Клубный час" проходит каждую пятницу с 15:30 до 16:30 (исключение составляют праздничные пятницы).

На педагогических планерках выделено время для самопрезентации клубов педагогами. Для того, чтобы воспитатели могли рассказать о клубе детям доступно и в полном объеме.

В специально выделенное время перед "Клубным часом" (например в четверг вечером или в пятницу после дневной прогулки и до обеда) детям в группах презентуется, какие места будут открыты и чем они там смогут заниматься.

Инструкция детям: "Дети, вы можете в течение одного часа перемещаться по всему детскому саду, соблюдая правила поведения. И по звонку колокольчика вы возвращаетесь в группу".

Перед первым клубным часом проводится экскурсия по детскому саду с указанием мест клубов, знакомством со взрослыми - руководителями клубов.

Рассказывается о правилах и нормах поведения, нарушение которых влечет санкции.

Перед клубным часом на лестничных пролетах, вывешивается общая план-схема детского сада с указанием тех клубов, которые проводятся в этот день. Приложение №1

Все клубы обозначены буквой "К" красного цвета на круге белого цвета. Во все клубы открыты двери.

Каждому ребенку-участнику выдается бэйдж-кармашек, в котором кроме имении группы кладется карта детского сада (по которой ребенок ориентируется) и три фишки (они дают право посещения мероприятия клубного часа и являются инструментом санкционирования нарушений правил). Если у ребенка забирают все три фишки - он пропускает, в качестве наказания, один клубный час.

Правила поведения во время "Клубного часа":

- Говори «Здравствуйте» и «До свидания», когда входишь в другую группу.

- Если взял игрушку поиграть — положи ее на место, когда уходишь.

- Бережно относись к вещам.

- Не отнимай игрушку у других детей, если они взяли ее первыми.

- Говори спокойно.

- Ходи спокойно.

- Возвращайся в группу по сигналу колокольчика.

- Если не хочешь ходить в другие группы, то можно остаться в своей группе или вернуться в нее, если устал.

О начале и завершении времени "Клубного часа" руководителей клубов и детей извещает сигнал колокольчика.

В течение часа (с 15:30 до 16:30) дети-участники свободно перемещаются по зданию детского сада, самостоятельно выбирая в какой клуб пойти, что там делать (заняться предлагаемой деятельностью, занять позицию наблюдателя).

Место куда пойти, сколько времени там провести, сколько мест посетить каждый ребенок выбирает сам для себя, без ограничений со стороны воспитателей и руководителей клубов.

Во время работы каждый руководитель фиксирует детей по именам и из какой они группы (а также забирал ли он фишки, если забирал, то за что, возвращался ли ребенок повторно в клуб, провел ли ребенок в клубе длительное время или вообще не уходил из этого клуба в течение всего часа) Эта информация нужна при анализе деятельности клуба, который проводится каждое полугодие для определения эффективности клуба, его популярности, появления устойчивого интереса у детей и др. Приложение №2

Во время клубного часа детский сад, в целях безопасности детей, закрывается. С 15:30 до 16:30, о чем проинформированы родители всего детского сада.

После окончания клубного часа дети возвращаются в группы, где во время рефлексии - еще одного этапа технологии, обсуждают вместе с воспитателем: куда ходил, что делал, все ли фишки сохранил, что больше всего понравилось, впечатлило, где было интересно, куда планировал сходить и удалось ли это, куда планирует сходить в следующий раз и куда вернется в следующую пятницу. Примерная таблица рефлексивного опроса детей прилагается. Приложение №3.

Каждую пятницу в детском саду в рамках "Клубного часа" для детей открывается 10-15 мест. Их содержание зависит от интересов руководителей. Воспитатель, помощник воспитателя, узкий специалист выбирает для себя то занятие, которое он хочет ( добровольное искреннее желание является ключевым) делать вместе с детьми. Примерная презентация клубов с указанием деятельности в клубе прилагается. Приложение №4

В детском саду, в группах организована возможность фиксации достижений детей в клубах.

В течение учебного года руководители клубов, куратор проводят анализ качества клубов, технологии в целом по разработанным критериям. Приложение №5

Теоретические основания технологии, а также опыт практической реализации представлены в презентации. Приложение №6.


Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты:

- педагогическая технология "Клубный час" появится в Образовательной программе детского сада;

- в реализации технологии примут участие все педагоги, работающие с детьми 5-7 лет и заинтересованные взрослые;

- появятся клубы, деятельность в которых будет интересна большому количеству детей (60% от общего количества участников)

- появится устойчивый интерес к деятельности в конкретном клубе у большого количества детей (60% от количества детей посещающих этот клуб возвращаются туда еженедельно и проводят там не менее половины времени клубного часа);

- родители будут знать о "Клубном часе", для чего он нужен, какие цели и задачи в развитии и воспитании их детей он решает, положительно отнесутся к внедрению новой технологии , возможно сами станут участниками или руководителями клубов;

- будут разработаны критерии оценки качества клубов, технологии "Клубный час".

Анализ результатов проекта и выводы

Как куратор направления, анализируя трехлетнюю работу по апробации, внедрению и реализации технологии "Клубный час" могу сделать следующие выводы:

- технология "Клубный час" внесена в Образовательную программу детского сада "Журавушка";

- клубный час включен в еженедельный план занятий детей 5-7 лет;

- всего в течение 3-х лет появилось и постоянно работало более 30 клубов;

- полученный опыт предъявлен на XXI Всероссийская конференция «Практики развития: индивидуальные, корпоративные, институциональные свободы и ограничения» выступила с докладом на дискуссионной площадке «Пространство для развития дошкольников. Как преодолеть ограничения типового детского сада?» в 2014 году доклад «Реализация проекта «Педагогическая технология «Клубный час».

- опыт по апробации и внедрению данной технологии я тиражирую в рамках курсов повышения квалификации педагогов дошкольников, организованных Красноярским краевым институтом повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.

- статья о педагогической технологии "Клубный час", опыт внедрения в детском саду внесена в методические рекомендации "Создание условий для становления инициативности дошкольников в детском саду" авторы Юстус Т.И., Дударева А.И., Короткова Ю.А., Кривецкая Е.А., Матвеюк Н.М. Красноярск - 2015.

- в работе Клубов приняли участие родители, как участники (клуб "Такие разные профессии" - мама - врач-педиатр, мама - парикмахер-стилист)

- как руководители клубов приняли участие не педагоги детского сада (помощник воспитателя ведет клуб "Мода из комода" - изготовление украшений из бросового материала, галантереи, сторож вел клуб "Мастерская Самоделкина" - столярное дело)

- разработаны критерии оценки качества клубов, технологии "Клубный час".

Образовательные результаты — дети подготовительных групп умеют делать выбор деятельности и удерживать интерес в ней, они могут организовать взаимодействие в группе для реализации своего замысла. Дети научились планировать свои действия и оценивать их результаты, они вежливо выражают свою просьбу, благодарят за оказанную услугу, выражают свое отношение к окружающему, самостоятельно находят для этого различные речевые средства. Они учатся решать спорные вопросы и улаживать конфликты.

На основании вышенаписанного могу сделать вывод, что технология "Клубный час" успешна освоена педагогами детского сада в силу своей простоты и эффективности.