Наверх

Проекты победителей

Заявка № 233
Номинация
Автор
Цели, задачи, методы

Система педагогической работы по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста посредством мультфильмов отечественного производства (см.Презентацию, Проект)

Объект исследования – познавательная активность детей дошкольного возраста.

Предмет исследования - процесс развития познавательной активности детей дошкольного возраста посредством мультфильмов отечественного производства.

Гипотеза - процесс развития познавательной активности детей дошкольного возраста будет эффективен, если в качестве средства педагогической работы используются мультипликационные фильмы отечественного производства, а деятельность представлена в виде системы.

Цель - разработать и апробировать систему педагогической работы по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста посредством мультфильмов отечественного производства.

Теоретические задачи:

1. Охарактеризовать познавательную активность детей дошкольного возраста.

2. Раскрыть сущность понятия «мультипликация»

3. Выявить особенности влияния мультфильмов на развитие личности детей дошкольного возраста.

Практические задачи в работе с педагогами:

  • Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов в области применения в работе с детьми мультипликационных фильмов как средства развития познавательной активности.
  • Способствовать систематизации, обобщению собственного опыта деятельности педагогов в данном направлении путем разработки новых форм и технологий работы по формированию у детей дошкольного возраста познавательной активности.
  • Активизация творческого потенциала педагогов.
  • Методологические основы исследования: психологические и педагогические исследования Выготского Л.С., Леонтьева А.Н., Божович Л.И., Щукиной Г.А. и др. Давыдова В. В., Эльконина Д. Б. Разработки отечественных ученых, отражающие влияние телевидения на детское развитие Медведевой И. Я, Глушковой Е, Абраменковой В, Богатыревой А.
  • Методы исследования: - теоретические: теоретический анализ источников информации по исследуемой проблеме. - эмпирические методы: использование серии методик для диагностики проявлений познавательной активности; наблюдение; качественный и количественный анализ результатов диагностических методик.
  • (см.Презентацию)
Подробная инструкция

Актуальность выбранной темы определяется тем, что в настоящее время активного жизненного ритма, развития технических средств - мультфильмы являются не только одним из самых привлекательных средств работы с детьми дошкольного возраста, они несут немаловажную воспитательную, познавательную и развивающую функции. Мультфильм - модель окружающего мира, поэтому дети склонны подражать тому, что он видят на экране. Достойный пример для подражания несут в себе мультфильмы отечественного производства. В данной работе авторами выбраны мультфильмы студии «СОЮЗМУЛЬТФИЛЬМ», которые не штамповались массово, а были штучным товаром, от этого их качество только выигрывало. Каждая деталь в них была продумана до мелочей. Они всегда вносят в сознание ребёнка только позитивную информацию.

Следует отметить новизну разработанной проблемы развития познавательной активности детей дошкольного возраста посредством мультфильмов отечественного производства. Исследования значимости мультфильма для познавательного развития детей ограничиваются лишь небольшими научными работами.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут оказать практическую помощь в воспитании детей дошкольного возраста, прежде всего, воспитателям и родителям.

Кроме того, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, разработанная система работы может входить в содержание образовательной программы дошкольного образования МБДОУ как часть, формируемая участниками образовательных отношений по образовательной области «Познавательное развитие».

Также содержание нашей работы может представлять интерес для студентов, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология».

Положенный в основу педагогической работы системный подход, обусловливает логическую взаимосвязь содержания основных направлений и способствует целостному решению проблемы развития познавательной активности детей дошкольного возраста детей путем педагогического воздействия и взаимодействия. Каждый компонент представленной системы имеет свою структуру и ориентирован на решение специфических задач с помощью системы форм, методов, средств организации работы. Выбор данных приемов – следствие теоретического анализа подходов к развитию личности дошкольника в рамках отечественной и зарубежной психологии и педагогики (Аникеева Н.Г., Аронсон Э., Ватова Л., Ежкова Н., Запорожец А.В., Захаров А.И., Кряжева Н.Л., Лоренц К. и др.).

Представленная система реализуется по трем основным направлениям:

- работа с детьми дошкольного возраста;

- работа педагогов с семьей;

- взаимодействие старшего воспитателя с педагогами.

Основной формой работы с детьми в разработанной системе является просмотр мультфильмов отечественного производства.

Мультфильмы были систематизированы в соответствии с возрастом и тематическим планированием, используемом в дошкольном учреждении. Данный подход обеспечивает целостность педагогического процесса и позволяет разнообразить и дополнить имеющееся содержание непосредственно образовательной деятельности. Доминирующая часть представленных мультфильмов производства студии «Союзмультфильм»

(см.Презентацию, Проект)

Ожидаемые результаты

Прогнозируемые результаты работы с детьми:

- активность при обсуждении на занятиях изучаемой проблемы;

- наличие самостоятельности в суждениях по изучаемому материалу;

- направленность вопросов к воспитателю, которые свидетельствуют о заинтересованности в изучении данной темы;

- увеличение объема запоминаемой информации;

- наличие стремления участвовать в творческой, поисковой, исследовательской деятельности;

- повышение продуктивности деятельности.

(см.Презентацию, Проект)

Анализ результатов проекта и выводы

Результатом внедрения системы педагогической работы стало наличие у детей следующих характеристик:

- повышение общего уровня развития познавательной активности (общая положительная динамика 40%);

- активность при обсуждении на занятиях изучаемой проблемы;

- наличие самостоятельности в суждениях по изучаемому материалу;

- направленность вопросов к воспитателю, которые свидетельствуют о заинтересованности в изучении данной темы;

- увеличение объема запоминаемой информации;

- наличие стремления участвовать в творческой, поисковой, исследовательской деятельности;

- повышение продуктивности деятельности.

(см.Проект, Пложения)

Динамика уровней развития познавательной активности детей

п/п

Наименование критерия

Высокий уровень (%)

Средний уровень (%)

Низкий уровень (%)

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

1

Интеллектуальный компонент

12

20

35

45

53

35

2

Мотивационный компонент

10

15

25

40

65

45

3

Практический компонент

5

15

35

50

60

35