Наверх

Проекты победителей

Заявка № 530
Номинация
Мастер
Цели, задачи, методы

Видео-сюжеты "Домашней лаборатории"

видео с проекта "Хочу всё знать!"

Проект направлен на инклюзивное обучение детей с задержкой психического развития (ЗПР) основным способам познания предметного мира, имеющих социальную направленность. Цель проекта – создание условий для совместной познавательно-исследовательской деятельности на основе интерактивного общения детей и взрослых.

Реализуя проект, мы организуем развивающую предметно-пространственную среду в группе компенсирующей направленности таким образом, чтобы дети с ОВЗ могли постоянно и активно изучать объекты окружающей действительности, создаем условия для познавательно-поискового общения детей и взрослых разных возрастных групп, и тем самым способствуем формированию познавательной и речевой активности у детей с ОВЗ.

Задачи:

  1. Оборудовать в группе компенсирующей направленности минилаборатории постоянного действия («Юный биолог» и «Юный физик») для организации самостоятельной поисково-исследовательской деятельности детей, а также минилабораторию закрытого типа «Юный химик» (для организации направленной познавательно-исследовательской деятельности под руководством педагога). Для реализации этой задачи предусмотрено наличие основного оборудования (инструменты, лабораторная посуда, реактивы, мультимедийная установка, интерактивная доска), и дополнительного (по возможности): стол для игр с водой и песком, ручки «Знаток» и документ-камера;
  2. Организовать деятельность лабораторий на основе сотрудничества детей с ОВЗ и нормой развития при участии родителей под руководством педагогов;
  3. Способствовать расширению социальных границ для детей с ОВЗ посредством обогащения их коммуникативного опыта, воспитания открытости, снятия психологических зажимов в ходе участия в совместной с другими людьми познавательно-исследовательской деятельности;
  4. Повысить эффективность коррекционно-развивающего процесса в целом.

В результате реализации проекта был разработан цикл совместных для детей и родителей занятий познавательно-исследовательской направленности в рамках инклюзивного образования, который был широко представлен вниманию педагогического сообщества в рамках городских и областных семинаров на базе дошкольных учреждений города Архангельска.

Методы проекта:

1.Наглядные:

  • демонстрация исследовательской деятельности взрослыми и детьми;
  • демонстрация видеоматериалов «Домашней лаборатории» участников проекта;
  • показ видео-задания;
  • проектирование проведения опыта на интерактивной доске;
  • работа под документ-камерой.

2. Практические:

  • Самостоятельная исследовательская деятельность участников проекта (детей с ОВЗ и с нормой развития, родителей и педагогов);
  • Поиск информации с помощью цифровых устройств (интерактивная ручка «Знаток», интерактивная система голосования ActiVote, флипчарты интерактивной доски);
  • семейные видеорепортажи о деятельности «Домашней лаборатории»;
  • совместная поисковая деятельность в минилабораториях (дети с ОВЗ и с нормой развития+ родители и педагоги-наставники).

3. Словесные:

  • Исполнение гимна проекта;
  • Объяснение правил техники безопасности;
  • Инструкция по организации совместной поисковой деятельности детей с ОВЗ и с нормой развития и их родителей;
  • Использование интерактивной ручки «Знаток» с целью поиска и уточнения словесной информации об объекте исследования;
  • Стимулирование, поощрение.
Подробная инструкция

Предполагается поэтапная реализация поставленных цели и задач.

Весь проект условно разделен на три этапа: подготовительный, основной, заключительный.

Первый этап – подготовительный, срок – 2 недели (начало учебного года)

Цель этапа – оборудовать минилаборатории, сформировать группу участников проекта.

Группа компенсирующей направленности ежегодно начинает функционировать с начала учебного года, т.е. с 1 сентября. Состав группы каждый год обновляется. Средний списочный состав группы детей с ЗПР 12 человек. Дети поступают из разных дошкольных учреждений города и в таком составе впервые встречаются в детском саду 1 сентября. В этот день у нас в саду традиционно проводится большой и массовый праздник «Здравствуй, «Ягодка». Участниками данного мероприятия являются все воспитанники детского сада, включая детей с ОВЗ, их родители и педагоги, более 500 человек! Первая часть праздника, при наличии хорошей погоды, проводится на улице в форме игровой программы для детей. В качестве партнёров присутствуют депутаты, родители выпускников и сами выпускники прошлых лет, приглашаются представители кафедры дошкольного образования АО ИОО (куратор дошкольного учреждения). Вторая часть праздника проходит в группе: «новичкам» вручаются дипломы воспитанника «Ягодка», дети и родители знакомятся друг с другом и с педагогами во время праздничного чаепития и традиционной фотосессии. Так проходит первичная социализация детей с ОВЗ, адаптация к условиям детского сада.

Уже в первый день посещения группы возникает необходимость увлечь детей интересным игровым оборудованием, которым, на наш взгляд, может стать стол для игр с водой и песком. Впоследствии, он станет центром минилаборатории «Юный биолог». Вода и сыпучие материалы всегда привлекали детей, именно поэтому они считаются базовым центром развития сенсорных способностей малыша. Детям с ОВЗ бывает очень трудно установить первоначальный контакт с другими детьми и взрослыми, легче это происходит в совместной деятельности под руководством родителей. Наша цель – создать условия для такого взаимодействия ранее незнакомых людей, вызвать интерес друг к другу и совместной деятельности. Необходимо лишь обозначить и отграничить от прочего игрового пространства группы место для познавательно-игрового экспериментирования с водой и песком, и сделать это наиболее удобно и рационально возможно, на наш взгляд, именно посредством специального стола, который своим необычным внешним видом станет привлекать детей и побуждать их к взаимодействию.

Согласно реализуемой программе дошкольного образования, до 10 сентября проводится диагностика уровня развития детей, поступивших в коррекционную группу. Педагоги изучают каждого ребенка, его интересы и способности, обследуют объём и качество имеющихся первоначальных знаний и навыков, составляют индивидуальные маршруты сопровождения. Диагностику мы традиционно проводим с использованием интерактивного оборудования (интерактивная доска и пульты ACTIVOTE) и в ходе наблюдений за детьми в ходе разных видов деятельности (в том числе познавательно-исследовательской). Это время, благоприятное для формирования групп и подгрупп для занятий с учетом возраста и уровня развития каждого из детей. В этот же период происходит знакомство родителей между собой, беседа с учителем-дефектологом, определяется стратегия дальнейшей работы.

Таким образом, на первом этапе реализации проекта мы знакомим участников друг с другом в рамках группы компенсирующей направленности.

В группах общеразвивающей направленности (нормально развивающиеся дети) в первые дни учебного года проводятся родительские собрания, на которых планируется выступление руководителя проекта учителя-дефектолога Куликовой Н.В., которая знакомит родителей с планируемыми мероприятиями, их направленностью, предлагает принять в них участие. При этом оговариваются условия участия в проекте, которые нужно будет соблюдать (личная заинтересованность в участии; совместное решение проблемных ситуаций; активное взаимодействие не только со своим ребенком, но и с другими детьми, в том числе с детьми с ОВЗ; распространение идеи инклюзивного образования среди знакомых, друзей и коллег). Из числа заинтересовавшихся данным предложением комплектуется группа родителей, которые и станут участниками детско-родительской познавательно-исследовательской лаборатории «Хочу всё знать!».

До момента открытия коррекционной группы и в первые две недели сентября – наиболее удобное время для модернизации развивающей среды в групповом помещении, оборудования минилабораторий: стол для игр с водой и песком, документ-камера, ручки «Знаток» в количестве 3 штук из расчета по одной на каждую минилабораторию, интерактивная доска. Данное оборудование призвано способствовать погружению детей с ОВЗ в созданную, смоделированную учителем – дефектологом познавательно-поисковую ситуацию, а также активизации совместного с другими участниками проекта познавательного поиска решений, ответов на поставленные вопросы. Как правило, дети с ОВЗ испытывают выраженные трудности во вхождении в социальные и коммуникативные отношения с окружающими людьми, не умеют самостоятельно получать информацию, ждут её от взрослых в готовом виде. Всё это снижает степень их самостоятельности, любознательности, а значит, тормозит формирование мотивационной готовности к школьному обучению. Мы считаем, что указанное оборудование, которое, как показывает практика, в детских садах используется редко, поможет сделать большой инновационный шаг вперед и разработать новые современные подходы к образованию дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

С целью вовлечения родителей в проект уже на данном этапе его реализации, планируется привлечение их к пошиву халатов для юных лаборантов. Специальная форма поможет придать игровую и, вместе с тем, «взрослую», «научную» направленность детской экспериментальной деятельности, которая начнется на втором этапе работы. Предполагается форма 3-х цветов отделки, с тем, чтоб участники каждой минилаборатории отличались внешне и при этом сохраняли некую общую принадлежность к одному делу.

Кроме того, на данном этапе важным моментом является обучение педагогов способам работы с цифровым оборудованием. С этой целью планируется проведение цикла обучающих методических занятий для педагогов, для чего приглашаются специалисты отдела технической поддержки центра образовательных технологий АО ИОО (по предварительному личному согласованию).

В это же время начинается создание медиатеки электронных образовательных ресурсов для работы с детьми с использованием интерактивной доски и пультов.

Таким образом, подготовительный этап проекта становится отправной точкой для ведения дальнейшей планомерной работы. Его ступенями станут:

- оснащение минилабораторий необходимым оборудованием;

- привлечение родителей к пошиву халатов для юных лаборантов;

- психологическая подготовка участников проекта к взаимодействию друг с другом;

- методическое обучение педагогов-участников проекта способам работы с документ-камерой и говорящей ручкой «Знаток».

Второй этап – основной, срок – 3 месяца (при желании участников возможно продление до конца учебного года)

Цель этапа – организовать познавательно-исследовательское взаимодействие участников проекта, сформировать потребность в таком общении у детей с ОВЗ и детей с нормой развития, а так же у их родителей.

На данном этапе проводятся конкретные мероприятия, объединенные единым циклом в форме детско-родительской познавательно-исследовательской лаборатории «Хочу всё знать!». Всего 10 таких циклов.

Деятельность лаборатории проходит в двух направлениях:

  • Ежедневное функционирование: в группе компенсирующей направленности и группах общеразвивающей направленности для самостоятельного исследования предметов и материалов под руководством воспитателя. Участники - дети и педагоги.
  • Еженедельные познавательно-исследовательские встречи в лаборатории «Хочу всё знать!». Участники - дети, родители и педагоги.

Использование оборудования:

В минилабораторию «Юный биолог» - стол для игр с водой и песком: позволит объединить детей, организовать совместную познавательно-исследовательскую деятельность с водой и песком;

В минилаборатории «Юный химик» и «Юный физик» - документ- камера и интерактивная доска (или простой экран при отсутствии доски): позволит показать детям скрытые от их взора стороны объектов, обращая внимание на мелкие детали, нюансы, тем самым позволит сформировать умение и желание наблюдать и рассматривать, демонстрировать свои личные открытия и умения.

Для лаборатории в целом и для занятий с детьми в период между встречами – говорящие ручки «Знаток»: из расчета на 3 группы детей, что позволит создать условия для самостоятельного поиска информации на основе познавательного интереса к окружающему миру.

Каждая встреча в лаборатории – это один познавательно-исследовательский цикл. Встречи планируется проводить в группе компенсирующей направленности, где в определённый день недели и час собираются все участники проекта и совместно участвуют в познавательно-исследовательской деятельности различной направленности.

Структура каждого такого цикла заключается в следующем:

1.Встреча. Общее приветствие участников-лаборантов, исполнение гимна проекта.

2.Распределение лаборантов (детей и родителей) по минилабораториям в равнозначном количестве (примерно по 10 человек в каждой) методом предварительной цветной жеребьевки (полоски 3-х цветов в соответствии с цветом воротничков халатов)

Минилаборатории:

а) "Юный биолог": изучение свойств воды и природных материалов. Форма педагога-наставника и первой группы "юных лаборантов" - халаты с оранжевыми воротничками.

б) "Юный физик": изучение свойств магнита, дерева, бумаги. Форма педагога-наставника и первой группы "юных лаборантов" - халаты с розовыми воротничками.

в) "Юный химик": изучение химических реакций некоторых безвредных веществ. Форма педагога-наставника и первой группы "юных лаборантов" - халаты с голубыми воротничками.

В каждой минилаборатории свой руководитель, педагог-наставник, который организует и направляет деятельность лаборантов. Один наставник работает с тремя группами лаборантов поочередно

После жеребьевки, группы лаборантов (детей и родителей) расходятся в разные места одного пространства и в течение 10 минут станут занимаются познавательно-исследовательской деятельностью в соответствии с выбранной темой.

3.Смена состава лаборантов в минилабораториях

Через 10 минут происходит смена составов лаборантов, т.е. те, кто был в одной минилаборатории, переходят в другую, где в течение следующих 10 минут изучают другой объект во второй минилаборатории. Это позволит поддерживать интерес к познанию у всех участников.

4.Заключительная смена состава лаборантов в минилабораториях

Последующие 10 минут дети и родители работают в третьей минилаборатории. Таким образом, за 30 минут каждый из участников проекта сможет поработать в каждой из минилабораторий, совершив полный познавательно-исследовательский цикл.

Минилаборатория, которая будет располагаться в помещении, оснащенном интерактивной доской, проектором и компьютером сможет работать с документ-камерой, чтоб прицельно на экране показать детям действия рук педагога-наставника или кого-либо из лаборантов (например, при изучении химических реакций). Это позволит сформировать у каждого ребенка правильные, всесторонние и целостные представления об исследуемом объекте окружающего мира)

5.Поощрение любознательности юных лаборантов

Предполагается показ видеорепортажей о деятельности «Домашней лаборатории» участников проекта и награждение их авторов медалями экспериментаторов.

6.Исследовательское задание на неделю

Дети и родители получают видеозадание для «Домашней лаборатории». Такой подход позволит закрепить познавательный интерес у детей, в том числе у детей с ОВЗ, нацелить на самостоятельный поиск в группах и дома, используя различные источники, побуждая их к взаимодействию.

В отношении детей с ОВЗ в период между встречами в лаборатории организуется проведение специальных обучающих исследовательских занятий с учителем-дефектологом и воспитателем, в ходе которых дети учатся обследованию объектов, получению о них дополнительной информации с использованием ручек «Знаток». Работая с интерактивной ручкой, мы подготовим детей с ОВЗ к реальным контактам с людьми, совместной деятельности со сверстниками во время проводимых встреч. При этом на данном этапе мы не исключаем, что совместно с ребенком могут работать его родители, которые в ходе специальных занятий научатся правильно сопровождать детскую деятельность, выступая в роли тьюторов (помощников).

Каждая встреча участников проекта в лаборатории «Хочу всё знать!» призвана способствовать взаимодействию детей с ОВЗ и с нормой развития при содействии взрослых. Основная задача – показать трудности, с которыми встречаются эти люди, вызвать желание помогать друг другу, принимая человека таким, какой он есть! Важно, чтоб каждая такая встреча дарила детям радость: радость встречи, общения, радость познания и открытий.

Охваченные единым сюжетом и общей деятельностью, азартом познавательных и исследовательских действий, чувствуя поддержку и помощь со стороны взрослых (педагогов и родителей), дети с ОВЗ и дети с нормой развития смогут иметь возможность общаться, не замечая границ и разницы в тех или иных внешних проявлениях (нечеткость речи, шаткость походки, наличие очков с аклюдором (заклейкой) и т.п.) Постепенно внешний интерес детей друг к другу перейдет во внутренний, т.е. все вместе, и взрослые и дети, будут учиться сопереживать, сочувствовать, понимать друг друга. Попадая в ситуацию общения, участники проекта смогут научиться взаимодействию друг с другом, уважению интересов собеседника, умению учитывать индивидуальные особенности, т.е. принимать людей такими, какие они есть! При подборе поисковых заданий содержательный приоритет должен отдаваться детям с ОВЗ, т.е. необходимо учитывать уровень их возможностей и способностей с тем, чтоб создавалась ситуация успеха, необходимая каждому ребенку.

На втором этапе проводится 10 познавательных встреч-циклов в лаборатории. Каждой встрече предшествует большая подготовительная работа, особенно в отношении детей с ОВЗ.

При проведении всех мероприятий проекта следует вести фото- и видеосъёмку. Каждый ребенок вместе с родителями в своем дневнике наблюдений между встречами будет фиксировать свои открытия, делая зарисовки и записи. Самых наблюдательных в конце проекта педагоги отметят и поощрят дипломами и медалями.

Третий этап – заключительный, срок – 1 неделя.

Цель этапа – подвести итоги реализации проекта, проанализировать полученные результаты.

На этом этапе планируется проведение анкетирования с тем, чтобы посмотреть, повысился ли у детей познавательный интерес, появилась ли у родителей заинтересованность в совместной с детьми познавательно-исследовательской деятельности. Ответы на интересующие нас вопросы мы получим посредством анкеты для взрослых и в ходе экспресс-опроса с детьми с использованием интерактивной системы голосования ActiVote (пульты).

Большим и ярким подарком для всех участников проекта планируется сделать праздник «Хочу всё знать!» с приглашением шоу "Сумасшедшая лаборатория", организация которого будет полностью поручена родителям детей. На этом же мероприятии каждый участник проекта получит удостоверение юного экспериментатора и фотоколлаж по итогам проекта. Самые активные родители будут отмечены грамотами, а самые активные и любознательные дети медалью или дипломом Знатока. К этому празднику планируется оформление фотовыставки, отражающей весь проектный период. Таким образом, в процессе работы над проектом, необходимо стремиться к тому, чтобы дошкольная организация сделала еще один шаг к инклюзивному образованию, путь к которому очень нелегкий,чтобы наши дети проявляли активность, стремились к поиску самостоятельных решений, не боялись устанавливать новые контакты с людьми, поскольку всё это им будет необходимо в школе и в жизни в целом.

Примечание:

Представленный проект может быть реализован и при отсутствии в дошкольном учреждении дорогостоящего оборудования. Однако, при этом педагоги должны продумать способы подачи информации детям с ОВЗ на наглядно-действенной основе (иллюстрации, схемы, детальный показ).Стол для игр с водой и песком можно заменить любыми емкостями достаточного объема и площади. Если нет возможности сшить халаты с цветными воротничками ,можно воспользоваться цветными резинками или браслетами соответствующих расцветок, которые будут надеваться на запястье ребенка. Главное условие - личная заинтересованность участников проекта в совместной исследовательской деятельности, готовность к инклюзивному взаимодействию!

Ожидаемые результаты

Первый этап реализации проекта: подготовительный.

Ожидаемые результаты:

1. Лаборатория оснащена необходимым инвентарем и оборудованием: оборудование рационально размещено в пространстве группового помещения; сшиты халаты для участников проекта.Создана развивающая предметно-пространственная среда, необходимая для реализации проекта.

2.Проведено первоначальное знакомство участников проекта друг с другом, с детским садом и группой (дети с ОВЗ): массовый праздник "Здравствуй,"Ягодка", родительские собрания в группах - участниках проекта; совместная игровая деятельность детей с ОВЗ и с нормой развития под руководством педагогов.

3. Педагоги обучены работе с новым оборудованием: семинары-практикумы для педагогов-участников проекта, практическая апробация оборудования педагогами, создание стартового пакета для медиатеки по теме проекта (видеозадания, видеоролики и т.п.)

Второй этап реализации проекта: основной.

Ожидаемые результаты:

1.Проведено10 встреч-циклов в лаборатории "Хочу всё знать!": дети с ОВЗ наравне с нормально развивающимися детьми, родителями и педагогами участвуют в совместной исследовательской деятельности; повышается уровень исследовательской и социальной активности у всех участников проекта вне зависимости от возраста и уровня развития. В каждой встрече в среднем примут участие примерно 47 человек, из числа которых 22 ребенка, 20 родителей и 5 педагогов.

2. Организованы специальные обучающие исследовательские занятия с учителем-дефектологом и воспитателем для детей с ОВЗ: дети подготовлены к взаимодействию, погружены в ситуацию исследования, обучены правилам работы с интерактивной ручкой "Знаток". Подготовительной работой еженедельно будут охвачены 12 детей с ОВЗ.

3.Родители детей научатся исследовательскому взаимодействию не только со своим ребенком, но и с другими детьми, в том числе и с детьми с ОВЗ: каждый из родителей во время работы в лаборатории будет курировать не менее 2-х детей (1 - с ОВЗ).

Третий этап реализации проекта: заключительный.

Ожидаемые результаты:

1. Подведены итоги проекта: обработаны результаты анкетирования среди родителей, опроса среди детей, оформлен полный содержательный отчет. Ожидаемый вывод: проект признан результативным, социально значимым, востребованным и детьми, и родителями. Повысилась исследовательская активность участников, степень толерантности к людям с ОВЗ.

2.Наглядно представлена деятельность в рамках проекта: фотовыставка, фотоколлажи для участников проекта, информация на сайте ДОУ и в группе "В контакте".

3. Участники проекта награждены дипломами, благодарностями и медалями, детям вручены удостоверения юных исследователей: в рамках итогового мероприятия " Праздника"Хочу всё знать!"

4. Собраны отзывы о проекте от его участников: оформлена "Книга отзывов" (ожидается, что все отзывы 100% положительные)

Анализ результатов проекта и выводы
  • Подготовительный этап проекта:

1. Лаборатория оснащена необходимым оборудованием:

В группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития, где была оборудована лаборатория, появилось новое оборудование, которое рационально размещено. А именно:

  • стол для игр с водой и песком;
  • лабораторное оборудование и материалы (лупы, пинцеты, емкости, магниты, сыпучие материалы, природные материалы и т.п.)
  • документ-камера;
  • говорящие ручки «Знаток»

Силами родителей сшиты халаты для юных лаборантов – 35 штук (3-х вариантов цветной отделки).

Развивающая предметно-пространственная среда обновлена и в группах общеразвивающей направленности. Таким образом, созданы необходимые предметно-пространственные условия для реализации проекта (в течение 2-х недель).

2. Произошло первоначальное знакомство между участниками проекта.

Ключевым событием стал массовый праздник «Здравствуй, «Ягодка!», который по традиции проводится в первый рабочий день сентября, когда начинают функционировать все группы детского сада после лета. В мероприятии приняли участие более 500 человек, включая детей, родителей и педагогов детского сада.

  • у детей появился интерес к детскому саду и группе, игровому оборудованию (100 %);
  • родителей детей с ОВЗ познакомили с идеей проекта, сформировали первоначальное представление о его цели и направлениях.

3. Родители детей подготовлены к участию в проекте.

Скомплектована группа участников проекта из числа детей (с ОВЗ и с нормой развития), их родителей и педагогов детского сада.

Проведены родительские собрания в группах-участниках проекта и общее родительское собрание (присутствовали родители, пожелавшие принять участие в проекте, в количестве 25 человек):

  • проведено комплектование родительской группы из числа родителей групп общеразвивающей направленности для непосредственного участия в проектных мероприятиях – 20 человек; группы детей с ОВЗ – 15 чел.
  • выдана распечатка о проекте и листы письменного согласия родителей на участие в проекте (согласие регулярно посещать встречи в лаборатории вместе со своим ребенком, активно взаимодействовать со всеми участниками проекта, курировать и сопровождать деятельность детей с ОВЗ).

В число участников вошли дети и взрослые по личному желанию после проведенных родительских собраний и бесед с детьми.

4. Педагоги полностью подготовлены к участию в проекте.

Проведен семинар-практикум для педагогов-участников проекта по использованию документ-камеры и ручки «Знаток» в образовательной деятельности:

  • обучили педагогов способам работы с интерактивным оборудованием (обучение прошли все педагоги, участвующие в проекте);
  • практически апробировали оборудование.
  • появился стартовый (диагностический) пакет для медиатеки;
  • установлены связи с институтом открытого образования;
  • подготовлена педагогическая база для проведения лабораторных встреч с использованием интерактивного оборудования.

Основной этап проекта:

1.Организовано познавательно-поисковое общение детей и взрослых разных возрастных групп с разным уровнем развития.

В результате реализации проекта был разработан цикл совместных для детей и родителей занятий познавательно-исследовательской направленности в рамках инклюзивного образования, который был широко представлен вниманию педагогического сообщества в рамках городских и областных семинаров на базе дошкольных учреждений города Архангельска.

Проведено 10 встреч-циклов в лаборатории «Хочу всё знать!»

В каждой встрече принимали участие в среднем 48-50 человек, из них: 23-25 детей; 17-20 родителей; 5-7 педагогов (индикатор оценки – листы регистрации участников каждой встречи в лаборатории).

2. У детей повысился уровень познавательной и речевой активности (индикатор оценки – результаты наблюдения за детьми и результаты анкетирования родителей и опроса детей по итогам проекта (анкеты представлены в разделе «Документы»)

3. У детей с ОВЗ произошло расширение социальных границ посредством обогащения их коммуникативного опыта, воспитания открытости, снятия психологических зажимов в ходе участия в совместной с другими людьми познавательно-исследовательской деятельности.

Были организованы специальные обучающие исследовательские занятия с учителем-дефектологом и воспитателем (для детей с ОВЗ; с использованием ручек «Знаток»);

Систематической коррекционной работой с использованием ручки «Знаток» еженедельно были охвачены 12 детей с ОВЗ;

Учителем-дефектологом разработан базовый пакет интерактивных заданий для детей с ОВЗ;

Дети с ОВЗ прошли полную подготовку к каждой встрече в лаборатории, преодолев барьер в общении с людьми.

Заключительный этап проекта:

1. Оформлены именные фотоколлажи для участников проекта (с привлечением родителей). Каждый участник проекта получил фотоколлаж из 3-х самых лучших фотографий, отражающих деятельность ребенка и его родителей в рамках лаборатории.

Количество фотоколлажей – 35.

Фотоколлажи созданы с целью укрепления интереса к проекту у его участников, появления желания продолжать исследовательскую деятельность за рамками проекта.

2. Оформлена фотовыставка, отражающая деятельность по ходу реализации проекта (совместными силами педагогов). Фотовыставка отразила масштабность проекта, обеспечила открытость результатов, т.к. она располагалась в холле детского сада, где ежедневно проходит большое количество людей.

3. Произошло сплочение всех участников проекта, дети и родители разных групп подружились между собой. Проведен праздник «Хочу всё знать!». В нем приняли участие все участники проекта, включая гостей и помощников. Всего на мероприятии присутствовало 60 человек.

Родителям вручены: благодарности за участие в проекте (22 шт.); дипломы за видеосъемку (16 шт.).

Детям вручены: сертификаты участника проекта – 35 шт; удостоверение юного экспериментатора -35 шт.; медаль за лучший видеоотзыв о проекте – 1 шт.; дипломы юного корреспондента – 20 шт; фотоколлажи – 35 шт.

Медали знатока, которые планировалось вручать на празднике, были заменены на медали за видеоролики и вручались по ходу проекта в конце каждой встречи в лаборатории (всего – 30 шт.)

Вручены дипломы самого активного экспериментатора (6 штук).

Яркий финал проекта в форме познавательно-игрового мероприятия еще раз показал высокую заинтересованность взрослых и детей в подобном взаимодействии, подтвердил результативность инклюзивного подхода к образованию детей.

4.Повысилась заинтересованность родителей в совместной с детьми познавательно-исследовательской деятельности. В проекте приняли участие 20 чел. Проведено анкетирование родителей по итогам проекта (анкеты представлены в разделе «Документы») 5 шт. – это семейные анкеты (в проекте участвовали по 2-3 ребенка из одной семьи)

100 % родителей оценили проект как социально значимый, полезный и интересный. Большинство пожелали его продолжения. Это говорит о совпадении ожидаемых и реальных результатов.

5. Исследовательская деятельность вызвала интерес у детей, значительно повысилась их поисковая активность. Проведен экспресс-опрос среди детей, в котором приняли участие 34 ребенка. Экспресс-опрос проводился с помощью ручки «Знаток» и системы интерактивного голосования ActiVote.

Все без исключения дети, участвовавшие в проекте, воодушевлены увиденным и услышанным, отметили личную заинтересованность в совместной деятельности, выразили желание продолжить деятельность лаборатории в детском саду и дома.

6. Получена 100% удовлетворенность проектом у его участников. Собраны отзывы о проекте (отзывы представлены в разделе «Документы»), которые легли в основу Книги отзывов «Хочу всё знать!»

7. Проект «Хочу всё знать!» вошел в историю детского сада и стал уже традицией, т.к. в текущем учебном году проводился повторно с новой аудиторией участников. Составлена отчетная документация по проекту. В наличии пакет отчетной документации, включая фото- и видеоматериалы (подробный содержательный отчет представлен в разделе «Документы»)

Средства на реализацию данного проекта были предоставлены именным фондом ООО «Компания Полярное Сияние», Благотворительным Фондом развития сообщества «Гарант» и мэрией г. Архангельска» в рамках исполнения ведомственной целевой программы «Социальная политика».

Полный пакет отчетной документации был представлен в Благотворительный Фонд развития сообщества «Гарант» в рамках договора о совместной деятельности с РБОО «Архангельский Центр социальных технологий «Гарант» по реализации конкурса по присуждению грантов мэрии города Архангельска на реализацию социально значимых проектов «Мы вместе» ведомственной целевой программы «Социальная политика».

Наряду с запланированными (ожидаемыми) результатами, появились и незапланированные. Так, например, в ходе проекта проведено научное шоу «Сумасшедшая лаборатория» (на безвозмездной основе). В мероприятии приняли участие не только участники проекта, но и дети средней группы, которая в проекте не участвовала. Таким образом, организовано более широкое распространение идеи лаборатории, т.к. на шоу присутствовали не только дети, но и взрослые, которые заинтересовались лабораторией и выразили желание подключиться к участию. Так в проект вошли еще 3 человека.

В соответствии с возникшей у участников проекта потребностью обмениваться видеоматериалами о деятельности «Домашней лаборатории», просматривать видеозадания и фотоматериалы по итогам встреч, была создана группа «Хочу всё знать!» в социальной сети «В контакте» (https://vk.com/club103200529). Таким образом, обеспечена открытость информации о ходе проекта, его достижениях и результатах. Группа объединила 28 человек.

Количественные показатели результативности проекта:

Опыт реализации проекта распространялся в устной форме в рамках проходивших в городе методических мероприятий: Августовская конференция, секционное заседание: «ФГОС дошкольного образования: галерея лучших педагогических практик» (сентябрь, 2015 г.); Всероссийская научно-практическая конференция «Информационные и коммуникационные технологии в обучении» (ноябрь, 2015 г.); Региональный конкурс видеоматериалов «Окрыленные детством», номинация «Познавательно-речевое развитие», где материалы проект «Хочу всё знать!» были признаны лучшими (2016 г.). Видеоролик представлен в виде ссылки в разделе «Описание».

Анализ количественного состава участников проекта:

Общее количество участников – 83 человека, из них:

Дети – 35 человек (возраст 2,5-9 лет), из них с ОВЗ – 12 человек;

Родители, в том числе бабушки и дедушки детей – 36 человек;

Педагоги детского сада – 8 человек;

Сотрудники института открытого образования – 2 человека;

Администрация детского сада – 2 человека.

Возрастной диапазон – от 2,5 до 60 лет.

ВЫВОДЫ:

Проект является социально значимым, востребованным его участниками, что подтверждается результатами опросов и анкетирования;

Проект способствует повышению исследовательской и социальной активности его участников, совместная деятельность в рамках проекта помогает объединению детей с ОВЗ и с нормой развития, а так же их родителей;

В рамках проекта происходит формирование и укрепление толерантности к людям с ОВЗ;

Проект является одной из форм инклюзивного дошкольного образования;

Проект способствует расширению социальных границ для детей с ОВЗ посредством обогащения их коммуникативного опыта, воспитанию открытости, снятию психологических зажимов в ходе участия в совместной с другими людьми познавательно-исследовательской деятельности;

Проект способствует повышению эффективность коррекционно-развивающего процесса в целом;

Реализация проекта полностью соответствует требованиям ФГОС ДО.

Видео-интервью