Наверх

Проекты победителей

Заявка № 457
Номинация
Автор
Цели, задачи, методы

Цель: разработка методических условий и содержания воспитательно- образовательного процесса для формирования духовно-нравственного развития воспитанников посредством ознакомления с основами народной культуры - традициями и обычаями наших предков, которые обладают уникальным культурно- нравственным и историко-патриотическим потенциалом.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

1.Выявление психолого – педагогических условий развития духовно – нравственного сознания у детей дошкольного возраста .
2.Защита и укрепление физического, психического и духовного здоровья ребенка.
3.Познание и прививание народной культуры и традиций: знакомство с бытом наших предков, с православными народными праздниками и их обрядами.
4.Раскрытие духовной и нравственной одаренности ребенка, его способностей и талантов.
5.Воспитание патриотизма, уважения к историческому и духовному прошлому и настоящему нашего народа в процессе формирований представлений о своей семье, родном крае, стране.

6.Использование разнообразных вариативных форм духовно-нравственного просвещения родителей для обеспечения социального, гражданского и духовного единства общества.

Методы :

В ходе исследования используются теоретические и эмпирические методы оценки проектной деятельности.

Теоретические методы: анализ литературы, базовых понятий исследования, прогнозироание.

Эмпирические методы: методы сбора и накопления данных (наблюдение, опросы, анализ документов и продуктов деятельности, изучение и обобщение педагогического опыта);

В образовательной деятельности такие методы, как: объяснительно – иллюстративный; игровой; эвристический; личностно-ориентированного, интегрированного проблемного, практического, дифференцированного, информационного обучения; здоровьесберегающей технологии.

Подробная инструкция

Проект "Духовное наследие предков".

Актуальность

«Есть много родов образования и развития и каждое из них важно само по себе , но всех их выше должно стоять образование нравственное» ( В.Г. Белинский )

Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит – и сохранение ее в наших детях. ФГОС ДО направлен на объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи и общества.

Ведь, не зная прошлого, не имеешь будущего!

Следует отметить, что эти эмпирически сложившиеся воззрения получили своё философское обоснование в конце XIX-начале XX в. в трудах отечественных и зарубежных мыслителей.

Об использовании культурного наследия России в общественном воспитании говорил великий русский педагог К.Д.Ушинский. В статье "О народности в общественном" он писал: "… воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа…Каким же образом общественное воспитание, один из важнейших процессов общественной жизни, посредством которого новые поколения связываются общей духовной жизнью с поколениями отживающими, может отказаться от народности? Неужели воспитывая в человеке будущего члена общества, оно оставит без развития именно ту сторону его характера, которая связывает его с обществом?"

До сих пор элементы дохристианского наследия являются важной составной частью современной русской культуры и находят широкое отражение в народных традициях.

В качестве основных средств народная педагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники.Благодаря им раскрываются эстетические воззрения народа, они украшают повседневную жизнь, труд и отдых.

Гипотеза:

Использование педагогами средств и образов культурного наследия в организованной и повседневной жизни воспитанников содействует развитию духовно - нравственного сознания детей дошкольного возраста и их социализации.

Исследовательский проект будет иметь практическую ценность, которая заключается:

в разработке учебно-воспитательных мероприятий направленных на развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством приобщения к истории родного края;

в разработке новых форм, систем мероприятий по совместной работе педагогов ДОУ с родителями воспитанников.

Предметом является: объединение в педагогическую систему воспитание и обучение воспитанников через изучение традиций русской культуры, возможности познакомиться с культурным наследием наших предков.

Объект: процесс воспитания духовно-нравственного развития старших дошкольников.

Новизна

В основе проекта духовно-нравственного воспитания дошкольников заложены нравственные нормы поведения человека в обществе – законы, по которым жили все поколения наших предков.

Наши корни духовно-нравственного воспитания лежат в православии, поэтому главными нравственными ценностями являются родом из Нового Завета: уважение к родителям и старшим, любовь к ближнему и Родине, бескорыстность, жертвенность, скромность, честность, умение терпеть, уступать, прощать.

В плане инновации являлась нетрадиционная работа с семьёй клуба семейного общения "Гармония". Духовно-нравственное воспитание дошкольников должно осуществляться совместными усилиями родителей и близких, и воспитателей. В процессе воспитания важна историческая преемственность поколений, возможность передачи нравственного опыта и подача положительного примера.

Определяющими принципами в работе являлись:

  • духовный ориентир – построение жизни и поступков на основах христианского совершенства, уклонение от зла и выбор добра;
  • гуманистический принцип – формирование положительного отношения к окружающему миру и людям, сочувствие и сострадание;
  • личностно-ориентированный подход основывается на том, что каждая личность универсальна, и главной задачей воспитательной работы становится формирование индивидуальности, создание условий для развития творческого потенциала;
  • возрастной подход подразумевает учёт и использование закономерностей развития личности (физиологических, психических, социальных), а также социально-психологических особенностей группы обучающихся, обусловленных их возрастным составом;
  • естественнонаучный принцип, который основывается на научном понимании социальных процессов, законов развития и становления;
  • принцип меры, интеграции и последовательности: интегративный подход при организации образовательного процесса- определяющий глубину взаимосвязи и взаимопроникновения разных видов детской деятельности и разно­образной культурно-досуговой деятельности; способствующий развитию творческих способностей, умственному и физическому совершенствованию ребенка;
  • модульный подход, позволяет строить педагогический процесс на основе интеграции всех видов деятельности;
  • культурологический принцип в соответствии с национальной культурой, ценностями и традициями;
  • государственный принцип, при котором воспитание осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

Длительность работы над опытом

Предшествующая педагогическая деятельность проводилась в 2013 году, в данный период была проведена подборка методической литературы, собран дидактической и практический материал для разработки проекта и его реализации с помощью детской и родительской деятельности. Следующий период 2014 по 2015 годы.

1 этап. Аналитико-диагностический. Проводились анализ литературы, сбор информации по проблеме, педагогическая диагностика, анкетирование родителей.

2 этап. Практический. В единой системе по духовно- нравственному воспитанию вводились в беседы, игры, совместные праздники с детьми и их родителями.

3 этап. Аналитико-обобщающий. Подводился итог работы с детьми по проблеме, обобщался опыт образовательной деятельности.

Первый шаг, который был предпринят, это опрос родителей о значимости духовно – нравственного воспитания ребенка в семье и детском саду.

Социально-нравственное развитие воспитанников

Для выявления актуальности и результатов программы проведено исследование по оценкам индивидуального социально-нравственного развития старших воспитанников, которые легли в основу исследования: в ходе наблюдений, играх, совместных делах, разговорах и индивидуальных бесед с детьми.

Результатами являлись формирование таких качеств воспитанников, как: проявление эмоциональных состояний; общение со сверстниками и взрослыми; способность управлять своим поведением; ребёнок и его семья; проявление интереса к культурным традициях своей семьи, родной страны.

Результаты исследования на начало года показали, что необходимо организовать работу духовно- нравственного содержания при интеграции всех видов детской деятельности; помочь каждому ребенку проявить инициативу, самостоятельность, желание отразить в игре, деятельности полученные знания о культурных традициях своей семьи, истории родного края и родной страны.

На конец года: эффективность педагогической деятельности по данному направлению, так как высокий результат индивидуального социально-нравственного развития воспитанников повысился на 49%, средний снизился на 47%, низкий снизился на 2 %.

Итоги анкетирования родителей тему «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» показали, что:

- родители проявляют активный интерес к данному вопросу;

- понимают важность работы ДОУ по приобщению к истокам русской традиционной культуры;

- необходимо оказать родителям помощь в формировании духовно – нравственного воспитания дошкольников и ознакомление их с традициями, обычаями, обрядами народных праздников и принципами организацией воспитания в семье, направленного на приобщение детей к традиционной народной культуре и формирование толерантного отношения к культуре различных народов.

Процесс воспитания и обучения осуществлялся в согласии с родителями с действующим законодательством Российской Федерации. Мы вместе с педагогами детского сада, родителями и детьми начали делать первые шаги в новое и неизвестное.

Второй шаг – изучение условий для осуществления поставленных целей и задач, создание образовательной развивающей среды в группе.

Организация образовательной среды для решения задач духовно-нравственного развития обучающихся

Духовное воспитание может рассматриваться как процесс становления духовного мира человека на основе гармонизации всех сторон его духовной жизни в четырёх аспектах (Соловцова И.А.):

1) Как восхождение к Ценностям (с ориентацией на объективно существующие абсолютные ценности);

2) Как восхождение к Культуре, в которой ценности находят своё отражение, проявление и материальное воплощение;

3) Как восхождение к Себе;

4) Как восхождение к Другому.

При конструировании процесса духовного воспитания:

-целеполагание – соотносится с аспектом ценностей;

-содержание воспитания – с аспектом культуры;

-средства воспитания – с аспектом самопознания и взаимодействия.

При этом все средства воспитания должны быть в основе своей диалогичными, а их систему необходимо выстраивать как систему разнохарактерных, разноуровневых, разнонаправленных воспитывающих взаимодействий.

Такой подход к пониманию духовного воспитания позволяет сделать процесс духовного становления человека в воспитательном пространстве образовательного учреждения технологичным, открывает широкие возможности для создания воспитывающих ситуаций, организации педагогических условий духовного саморазвития ребёнка.

Предметно-развивающая среда

Игровые зоны пополнились разнообразными книгами, иллюстрациями, пособиями к дидактическим, народным играм, костюмами к фольклорным праздникам; уголок "Патриот", оборудована зона "Родная природа", информация для родителей оформлена на фоне спортивная, театральная зона, отвечающие как возрастным возможностям детей, так и педагогическим и санитарно-гигиеническим нормам и требованиям.

Вся познавательная детская деятельность проходит в комнате русского быта. Интерьер комнаты составляют подлинные предметы. Предметы русского быта: прялка, люлька, кухонная утварь ухват, кочерга, лоскутное одеяло, вязанные коврик, салфетки – используются как наглядные пособия в процессе ознакомления детей с русским фольклором, а также в различных играх. Сшиты народные игрушки, ролевые костюмы, используемые для драматизации сказок, игровой импровизации.Постоянное обращение к русскому фольклору делает речь детей богаче.

Посещение мини- музея "хлеба" позволяет осознавать ребенку понятия "прошлое", "настоящее" в истории земледелия, выращивания хлеба; ощущать себя в потоке времени как продолжателя дела предков.

Наши воспитанники приобщаются к таланту и мастерству предков и бережно относиться ко всему тому, что они создали и оставили нам; осознавать смысл и значение исторической и духовной ценности музейных предметов, посещая "Краеведческий музей" в посёлке.

Главным условием также является социальная образовательная среда, которая строится на диалоге общения с ребёнком, принципе «на равных», на уважении, взаимопонимании, доверии, на эмоциональном позитивном общение детей друг с другом; через знакомство ребёнка с искусством, через организацию повседневной совместной творческой деятельности взрослых и детей, а от этого зависит эмоциональное самочувствие, отношение к людям и окружающему миру в целом.

Третий шаг – разработка проекта по духовно – нравственному воспитанию дошкольников.

Проект "Духовное наследие предков" обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 6 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников по духовно-нравственному воспитанию через восприятия к красоте и богатству русской культуры, национальной традиции.

Духовно – нравственное воспитание дошкольников включает в себя воспитание патриотических чувств, формирование чувства национальной гордости. Возможности для такого воспитания заложены в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей среди которых живёт ребёнок.

Методологической основой работы по духовно — нравственному воспитанию являются положения теории Л,С.Выготского о развитии творческих способностей ребенка, Н.Н. Поддьякова, У. Кольберга о моральном выборе, на теории А.В. Запорожца о преодолении «Нравственного формализма», Д.Б. Эльконина об игре, как ведущей деятельности дошкольников.

В ходе развития вступающего в жизнь человека осуществляется переход от осязательных ощущений младенца к самым современным образам искусства. Общие для всех людей родовые качества, свойственные различным началам человечества - биологическим, социальным, культурным, проявляются индивидуально, что делает каждого ребенка уникальным существом. Осваивая человеческое содержание, заключенное в предметности культуры, ребенок вбирает в себя, усваивает его и присваивает, становясь тем самым культурным существом. Естественно, что обретаемое им при этом богатство культурных качеств по своему строению подобно тому, какое составляло ансамбль "сущностных сил" людей, творивших "вторую природу" культуру. Следовательно, при социализации происходит уподобление растущего человека творцам-создателям культурных ценностей. Такова точка зрения Л.С.Выготского.

Нравственность - более детальная и тонкая регуляция (ориентация) поведения, чем мораль. Требования нравственности распространяются на любой момент поведения и на любую жизненную ситуацию, она требует соответствия каждого поступка индивида своим требованиям. В том числе и в сфере его отношения к самому себе.

Стержнем и показателем нравственной воспитанности человека является характер его отношения к людям, к природе, к самому себе.

С точки зрения гуманизма это отношение выражается в сочувствии, сопереживании, отзывчивости, доброте - эмпатии. Исследования показывают, что все эти проявления могут формироваться у детей уже в дошкольном возрасте. В основе их формирования лежит умение понимать другого, переносить переживания другого на себя. А.В. Запорожец называл умение понять другого новым видом внутренней психической активности ребенка.

"Если уделять внимание лишь формированию нравственных представлений, – пишет А. В. Запорожец, – не заботясь о практике взаимоотношений детей с окружающими людьми, могут возникнуть случаи "нравственного формализма", когда дети хорошо знают правила, нравственные нормы и даже правильно о них рассуждают, но сами эти нормы нарушают, не считаясь с интересами окружающих". Для предупреждения подобного расхождения знаний и реального поведения необходимо, чтобы «нравственные представления ребенка превратились в движущие мотивы его поведения… Чтобы у него возникло не только понимание, но и положительное эмоциональное отношение к своим нравственным обязанностям".

Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (долг, честь, достоинство и т.п.) должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности.

В игре происходит рождение смыслов человеческих — в этом, по мнению Д. Б. Эльконина, величайшее гуманистическое значение игры.В ситуации человеческих отношений приходится внутренне проигрывать не только всю систему своих действий, но и всю систему последствий своих действий. Поэтому необходимость формирования внутреннего плана действий рождается именно из системы человеческих отношений, а не из системы материальных отношений.

Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них отражался образ жизни людей, их быт, труд, устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании быть сильными, ловкими, выносливыми, быстрыми красиво двигаться, отличаться смекалкой, выдержкой, творческой выдумкой, находчивостью, волей и стремлением к победе.

Игра всегда была естественным спутником жизни ребёнка, источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной силой. В детских играх сохранились отголоски древней старины, реалии ушедшего быта.

Реализация проекта "Духовное наследие предков" органично вписывается в основную образовательную программу МБДОУ – детский сад "Радуга", составленная в соответствии с Программой"От рождения до школы" (под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой): по освоению детьми образовательной области "Познавательное развитие" темы "Знакомство с народной культурой и традициями", с учётом интеграции по основным направлениям – физическому, социально - коммуникативному, речевому, художественно - эстетическому.

Взяв за основу утвержденный и обозначенный в образовательной программе ДОУ комплект программно - методического обеспечения образовательного процесса, мы дополнили его необходимыми методическими пособиями:

1.Комплексные занятия по программе "От рождения до школы" (под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой). Подготовительная группа.
2."Моя страна" (автора – составителя Натаровой В.И.) отражает основные виды деятельности дошкольников, способствует возрождению национальной культуры и воспитания нравственно - патриотических чувств у подрастающего поколения.
3."Организация культурно - досуговой деятельности дошкольников" (под редакцией Зацепиной М.Б.) представлены пути и средства формирования культуры личности в процессе организации деятельности ребёнка в свободное время.
4.Региональная программа "Основы здорового образа жизни" Н.П. Смирновой, где рассматривается сам феномен здоровья на телесном, психологическом, духовном, социальном уровне. Из здоровья отдельных людей складывается духовное, нравственное и физическое здоровье поколения, нации, государства, а из этого следует, что проект позволит воспитывать духовно – здорового человека.

Духовно-нравственное воспитание требует гибкого тонкого подхода, поэтому структура НОД ( с длительностью от 25 до 30 минут) может меняться, а этапы сливаться, так же может меняться и их последовательность. Основу этой работы составляет организованная детская деятельность в форме НОД – встреч, бесед, экскурсий, творческих мастерских. Количество НОД или бесед не регламинтируется, проходят как в форме специально организованных НОД, а также форме эпизодических мероприятий: проведение развлечений, праздников, игр, слушание рассказов, бесед на нравственные темы. Это и использование книг с картинками, слайдов, показ фильмов, проведение игр, разучивание песен, стихотворений, разгадывание загадок и т. п.

Наглядные пособия пробуждают интерес детей к предлагаемой теме, привлекают и поддерживают внимание детей. Закрепление тем проводится в повседневной работе с детьми, во всех видах детской деятельности.

Активно привлекается личный опыт ребенка, его наблюдения, замечания, впечатления, переживания.

Эффективность образовательной и воспитательной деятельности духовно-нравственного воспитания дошкольников включают: научность и каноничность, многоуровневость, наглядность, активность, систематичность и последовательность, вариативность, практичность и ответственность. Пути решения задач духовно- нравственного воспитания: уважительное отношение педагога к каждому ребёнку; эмоциональное позитивное общение детей друг с другом; организация повседневной совместной творческой деятельности взрослых и детей.

Таким образом, прослеживается несколько направлений работы:

1. Познание – это процесс отражения реальности в сознании, активная умственная и эмоциональная деятельность, результатом которой являются знания, приобщение человека к культуре. Освоение реального мира требует от ребёнка активности, напряжения, способности к саморазвитию и самовыражению.

(НОД, беседы о любви и доброте, знакомство с художественными произведениями , с народными православными традициями их ценностями).
2. Воспитательно - оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, пальчиковые и ролевые, театральная игровая деятельность просмотр слайд - фильмов).

3. Культурно - познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты).

4. Приобщение детей к истокам русской культуры через различные формы работы в области художественно - эстетического развития воспитанников (лепка из пластилина, живопись и графика, музыкальное творчество, танцы).

5. Нравственно - трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).

Проект составлен на основе модулей.

Модули могут быть рассмотрены как единое целое, но так же могут существовать отдельно и применяться в зависимости от индивидуального плана работы воспитателя.

В первом модуле "Мир –наш дом" идёт знакомство с нашими предками славянами «Славяне - значит славный народ»; с Православным календарём природы.

Модуль 2."Русские богатыри" Духовно-нравственное воспитание дошкольников осуществляется через знакомство с фольклором, устном народном творчеством.

В третьем модуле "Как у наших у ворот" идёт знакомство с русским народным костюмом, славянскими семьями и их народными промыслами; игрушками далёкого прошлого.

Модуль 4. "Православные и народные праздники" Народный праздник является большой, яркой и глубоко содержательной игрой.

Модуль 5. "Родительский дом" изучение родословных, родственных связей

Модуль 6. "Православные традиции". Изучение народных традиций, национального наследия нашего народа.

Модуль 7. "Милый сердцу уголок". Проведение экскурсии по улицам поселка, к историческим памятникам, встречи с интересными людьми.

Модульный принцип организации педагогического процесса, даёт возможность реализовать современные требования ФГОС ДО к организации работы в дошкольном учреждении, о необходимости строить образовательный процесс на основе комплексно-тематического принципа. Что позволяет сделать жизнь детей детском саду более интересной, а образовательный процесс – мотивированны.

Нормативно-правовой базой, на которой основан и разработан проект являются следующие документы:

  • Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей, 1990;
  • Конвенция ООН о правах ребенка, 1989;
  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» : утверждено Президентом Российской Федерации Д. Медведевым 04. 02. 2010. № Пр - 271 [Текст] // Официальные документы в образовании.- 2010. - № 9. - С. 5 – 12;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г № 26 «Об утверждении Сан ПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 июля 2011г. № 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям общеобразовательной программы дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2011 г., № 22303;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., № 30384;
  • Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. № 666;
  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ « Об образовании в РФ».

Литература:

Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.:ЦГЛ, 2004;

Даведьянова Н.С. «О понимании духовности в современном обществе./ Православная педагогика: Традиции и современность». – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000;

Зацепина М.Б. Организация культурно - досуговой деятельности дошкольников. Учебно - методическое пособие. М: Педагогическое общество России, 2006;

Зацепина М.Б., Антонова Т. В. Народные праздники в детском саду. М., Издательство "Мозаик – Синтез", 2005;

Картушина М.Ю. Театрализованные праздники для детей.: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ, издательство "Учитель" Воронеж, 2003;

Картушина М.Ю. Русские народные праздники в детском саду.- М. ТЦ. Сфера, 2006;

Картушина М.Ю. День Защитника Отечества.– М. :ТЦ Сфера, 2005;

Комплексные занятия по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Подготовительная группа /Авт.- сост.Н.В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2012;

Лялина Л.А. "Народные игры в детском саду: Методические рекомендации". –М: ТЦ Сфера, 2009;

Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств». Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.//Авт – сост. Натарова В.И. и др. – Воронеж: ТЦ "Учитель", 2005;

Петрова В.Н., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М: Мозаика – Синтез, 2006;

Программа «Основы здорового образа жизни» Ч.I Методические рекомендации для дошкольных учреждений. - Саратов, Научная книга, 2000;

Рыбаков Б.В. "Народный календарь". Свердловск. Средне-Уральское изд.-во, 1980;

Соловцова И.А. Духовное воспитание в православной и светской педагогике: методология, теория, технологии.- Волгоград: 2006.

Интернет - ресурсы:

Ожидаемые результаты

Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

Анализ результатов проекта и выводы

Воспитанники имеют представления о необходимости уважения к предкам, о чувстве долга перед потомками, о быте наших предков, о православных народных праздниках и обрядах.

Изучив народные традиции, дети хотят узнать историю своей семьи, страны, традиции своего края; игры, песни, народные праздники, промыслы.

Многие родители пересмотрели свои жизненные принципы в воспитании для усвоения ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла, чувства любви и доверия к родителям, своим близким и родным; побуждение детей к совершению добрых дел, оказанию помощи всем, кто в ней нуждается.

Проект может быть использован как целиком, а также как отдельные модули. Материалы работы, методические разработки по данному направлению были представлены на методическую выставку района, где получили высокую оценку и вошли в методический сборник муниципального района «Патриот».

Опубликованы работы в образовательных сетях интернета, налажены тесные связи с МБОУ СОШ №2 , так как работа детского сада и школы в рамках преемственности важна. Ведь мы, дошкольное учреждение, являемся первой ступенью непрерывного образования детей. С 2013 г. по настоящее время проводятся мероприятия с районной библиотекой, акции, выставки народно-прикладного искусства, конкурсы с детьми и их родителями в содружестве с «Центром дополнительного образования для детей Лысогорского района Саратовской области» и в сотрудничестве ГБУ РЦ «Молодёжь плюс» и Лысогорским храмом святого великомученика Димитрия Солунского.

Видео-интервью