Наверх

Проекты победителей

Заявка № 797
Номинация
Мастер
Цели, задачи, методы

Дополнительная развивающая программа «Йога-сказка»

В основе программы лежит адаптированная для детей система хатха-йоги, выстроенная на основе асан с игровыми вставками и сказочным сюжетом. При таком подходе дети не теряют интереса к йоге, не утомляются, могут сами придумывать игры, сочинять сказки, реализовывая свою фантазию и творческий потенциал.

Цель программы «Йога-сказка»: заложить основы физического, психического и нравственного здоровья ребёнка.

Задачи:

1) оздоровительные: охрана жизни и укрепление здоровья детей,совершенствование функций организма, разнообразить двигательную активность детей;

2) образовательные: развитие физических качеств, получение элементарных знаний о своем организме, способах укрепления здоровья; обогащение литературного багажа и словаря;

3) развивающие: тренировать психические процессы, свойства и качества (концентрацию, устойчивость, переключение, распределение, объем внимания, фантазию).

4) воспитательные: усвоение нравственных уроков из сказок и художественных произведений, становление самостоятельности, выдержки, инициативности.

Актуальность

Современные дети испытывают двигательный дефицит, так как даже дошкольники проводят большую часть времени в статическом положении (за столами, телевизорами, мониторами). Это вызывает утомление определённых мышечных групп, что влечёт за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития основных физических качеств. По данным медосмотра детей нашего детсада из групп №3,4 дети со второй и третьей группой здоровья составляют менее 1/3 от общей численности, в большинстве случаев у них диагностировано плоскостопие, наблюдаются также сложности формирования эмоционально-личностных и социально-адаптивных процессов.

Хатха-йога доступна детям любой категории: с ослабленным здоровьем, с низким уровнем развития физических качеств, с проблемами в эмоционально-волевой сфере, с низкими адаптивными возможностями. Неоспоримым преимуществом йога-практики является то, что в ней все движения плавные и неторопливые и, выполняя упражнения по точным инструкциям, просто невозможно причинить своему организму вред. Важная особенность хатха-йоги – сочетание физических упражнений с расслаблением и дыхательной гимнастикой.

Методические рекомендации по организации хатха-йогой

  1. Группы детей для занятий гимнастикой хатха-йога комплектуются по рекомендации врача-педиатра, медицинской сестры детского сада и психолога.
  2. Комплексы составляются по принципу “от простого к сложному”.
  3. Использовать специально подобранные средства физической культуры, наполненных психологическим содержанием (дыхательных, массажных, имитационных упражнений, а также упражнений для снятия психоэмоционального напряжения, уменьшения тревожности и т.п.);
  4. На разучивание каждого комплекса отводится минимум 3-4 недели.
  5. При проведении упражнений ведется контроль за физической нагрузкой на детей.
  6. Особое внимание уделяется упражнениям, которые снимают напряжение спины, укрепляют ее мышцы, способствуют приобретению правильной осанки.
  7. Позы, в которых используются повороты туловища, выполняются в обе стороны.
  8. Позы, требующие наклонов, выполняются на выдохе.
  9. После выполнения поз с наклоном вперед выполняются позы с прогибом назад.

Особенности выполнения статических поз:

  1. Отдых перед вхождением в позу. Упражнения не начинают выполнять, если у детей напряжены мышцы и учащено дыхание. Сделать 2-3 спокойных вдоха и выдоха. Снять напряжение мышц, сидя или лежа в удобной позе.
  2. Мысленная настройка на выполнение позы. Дети смотрят на представленный рисунок или образец взрослого и представляют себя в этом положении.
  3. Вхождение в позу. Последовательно выполняют позу. Одно движение за другим делают плавно и спокойно.
  4. Фиксация позы. Дети удерживают занятое положение тела некоторое время. Вначале не более 5 секунд, постепенно увеличивая на 1-2 секунды. В среднем для детей 4- 6 лет максимальное удержание позы 10-15 секунд.
  5. Выход из позы. Возвращаясь в исходное положение, дети выполняют плавные, спокойные движения.
  6. Отдых после выхода из позы. Дети принимают удобную позу для отдыха и расслабляются 3-4 секунды.

Методические приемы организационно-исполнительного этапа:
1. Поощрение и мотивация детей. По мнению многих ученых (Р.В. Кисловской, А.Д. Кошелевой, И.М. Никольской, Л.А. Рояк, Т.Л. Хвиюзовой, Г.Г. Филипповой и др.), неуспех в какой-либо дея­тельности при­водит к формированию эмоционального неблагополучия. Поэтому нужно хвалить детей, когда у них что-либо получается, поощрять активность, тем самым формируя мотивы, связанные не только с получением удовольствия, но и желанием стать сильнее, успешнее, смелее.
2. Музыкальное сопровождение. Еще В.М. Бехтерев считал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, урегулировать эмоциональное состояние. Музыкальные игры помогают снимать психоэмоциональное напряжение, способствуют возникновению положительных эмоций, воспитывают навыки адекватного группового поведения.
3. Образность. Ребенок 4-6 лет внимателен к тому, что представляет для него непосредственный интерес, возбуждает эмоции. Значительно легче воспринимаются яркие образы, чем словесные рассуждения. Эмоциональность, доступность, речевое сопровождение, используемые педагогом при показе упражнений, способствуют их успешному разучиванию и закреплению.

Реализуются принципы гуманистической педагогики:

безоценочной деятельности (освобождение от страха делать ошибки - сам процесс важнее результата),

сознательности и активности (проявление инициативы, активности, умения регулировать своё психофизическое состояние),

творческой деятельности (предусматривает возможность применения знаний и умений в нестандарной для себя обстановке),

сотрудничества и кооперации (одиночная – парная йога),

индивидуально-дифференцированный подход к девочкам и мальчикам с различными уровнями эмоционального благополучия.

Подробная инструкция

Презентация занятия по "Йога-сказке", занявшая 1 место в интернет-конкурсе

Фото йога-сказки "Про воронье гнездо"

Фото йога-сказки "Мутабор"

Фото "Йога-сказка"

Фото "Йога-сказка" для подростков

Комплексы асан соответствуют основным двигательным характеристикам:

  • основная структура двигательных игр сохраняется (вводная часть «Приветствие»– блоки «Мотивация, интерес», «Движения превращения»; основная часть - блок «Движение. Сказка в движении»» и заключительная часть - блок «Релаксационный комплекс «Шавасана»);
  • упражнения распределяются с учётом возрастания физиологической нагрузки;
  • двигательные игры включают упражнения разной направленности (координационные, силовые, для развития гибкости и других физических качеств.);
  • двигательная игра включает прохождение тропы против плоскостопия;
  • паузы отдыха заполняются различными дыхательными упражнениями, упражнениями по развитию мелкой моторики, самомассажа, отражающими содержание двигательной игры;
  • для разгрузки позвоночника и коррекции осанки включены упражнения релаксационного отдыха на ковре (из положения лёжа);
  • блоки движений могут меняться по мере их изучения и освоения.

Программа рассчитана на детей 4 – 6 лет. Занятия проводятся групповым способом (по 8 детей в одной группе). Продолжительность занятий для детей среднего возраста 20 минут, старшего – 25 минут. Периодичность: 2 раза в неделю.

Среди средств оздоровительной гимнастики «Хатха-йога» детям дошкольного возраста доступны: статические упражнения (асаны), динамические упражнения (виньясы), отчасти дыхательные упражнения, направленные на регуляцию дыхания и управление им в позах (пранаяма), упражнения психорегулирующей тренировки, сочетающиеся с релаксацией, концентрацией внимания на «внутренних» ощущениях, смысле и качестве выполняемых упражнений.

Детям не нужно заучивать сложные названия асан - вместо них используем имя того животного или предмета, на который похожа поза: «кузнечик», «журавль», «лук», «кошка» (знакомясь при этом с характерными особенностями представителей животного мира). Это расширяет представления и развивает наблюдательность ребенка.

Занятия йогой хорошо сочетаются с детским сказочным восприятием мира, в котором естественны игры и перевоплощения. Обычно разыгрывается какой-нибудь сказочный сюжет, за повествованием которого дети с любопытством следят: они знают, что знакомая сказка на йоге обрастает новыми героями и сюжетными линиями, которых дети могут предложить сами, знают, что в конце будет обсуждение смысла сказки и придумывание для неё названия . На вводном занятии рассказываю, что давным-давно в Индии жил человек, который внимательно наблюдал за окружающим миром - за деревьями, зверями и птицами. Он захотел стать сильным, ловким и гибким, повторяя их движения. У него это получилось. Потом у этого человека появились ученики. Так две тысячи лет назад появилась йога – хатха-йога. На этом "восточный след" хатха-йоги практически заканчивается - и в полную силу вступает всё многообразие известных и неизвестных детям сказочных сюжетов. Йога на основе сказки укрепляет не только тело, она также способствует тренировке мышления и воображения.

Такова особенность хатха-йога-сказки – йоги ассоциаций.

Ожидаемые результаты

Решение оздоровительной задачи: укрепление мышечного корсета, формирование правильного дыхания, развитость моторных функций, выработка правильной осанки, грации движений, снижение выраженности плоскостопия , оздоровление всего организма в целом.

Решение образовательной задачи: дети овладеют элементарными знаниями о своем организме, способах укрепления здоровья; познакомятся со значительным количеством сказок и смогут, как минимум, ассоциативно их показать.

Решение развивающей задачи: дети научатся выразительно двигаться в соответствии с заданным образом, будут проявлять интерес к сказочному повествованию и сюжетосложению, продемонстрируют положительную динамику формирования эмоционально-волевой сферы (психологическое раскрепощение, уравновешенность, концентрация внимания).

Решение воспитательной задачи: дети осмысленно воспринимают нравственный урок, заложенный в сказке, социально адаптированы.

Анализ результатов проекта и выводы

Результативность освоения детьми программы осуществлялся через использование различных способов проверки:

  • Текущий контроль знаний в процессе устного опроса;
  • Текущий контроль умений и навыков в процессе наблюдения за индивидуальной работой;
  • Взаимоконтроль;
  • Самоконтроль;
  • Итоговый контроль умений и навыков;
  • Анализ медицинских карт детей (количество острых заболеваний в год, показателей физической подготовленности и физического развития, группа здоровья);
  • Контрольные упражнения и тесты.

За три года ведения кружка количество посещающих выросло до трёх групп (по 8 детей в каждой группе). Это показатель того, что детям занятия нравятся, так как на "Йога-сказку" беру, исходя из желания самого ребёнка. Данные контрольно-измерительных тестов физических показателей также говорят о положительной динамике, но из-за смены состава групп (кружок веду частном детском саду, где состав детей часто меняется) сложно сделать сравнительный анализ и организовать долговременное наблюдение. Ожидаемые результаты по решению образовательной и развивающей задач себя оправдали. Нравственные уроки усваиваются избирательно.

Видео-интервью