Наверх

Проекты победителей

Заявка № 1469
Номинация
Мастер
Цели, задачи, методы

Название проекта: «Игротерапия в работе с особенными детьми»

Цель проекта: создание условий для обеспечения развития познавательной, личностной активности и социальной адаптации ребёнка с особенностями в развитии средствами игровой деятельности.

Основные задачи:

1.Формировать познавательный интерес детей к окружающей действительности средствами игротерапии.

2.Укреплять собственное «Я» ребёнка, развивать чувство самоценности.

3. Обучать коммуникативным навыкам, восстанавливать доверие к взрослым и сверстникам.

4.Развивать воображение, произвольное внимание и произвольную деятельность, соблюдать правила игры.

Методы:

  • Артикуляционная гимнастика
  • Пальчиковая гимнастика
  • Игровой массаж
  • Крупографика
  • Музыкально-ритмические упражнения
  • Подвижные игры
  • Театрализованные игры
  • Игры с песком и водой
  • Дидактические игры
  • Конструктивная деятельность
  • Продуктивные виды деятельности


Подробная инструкция

Актуальность:

Группа коррекции возникла в 2015 году на базе филиала ФБГОУ ВО «Удмуртский государственный университет» в г. Воткинске УР в рамках функционирования научно-образовательного центра «Центр практической педагогики и психологии». В эту группу ходят дети с ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями в развитии, которые в силу тяжести дефекта не посещают дошкольные учреждения. Это дети с сенсорными и ментальными нарушениями, опорно-двигательного аппарата, речевыми нарушениями, генетическими заболеваниями, имеющими интеллектуальную недостаточность, задержку сенсомоторного, психоречевого развития и др.

Характерные особенности развития детей, посещающих занятия:

- замедленное и ограниченное восприятие;

- недостатки развития моторики;

- недостатки речевого развития;

- недостатки развития мыслительной деятельности;

- недостаточная по сравнению со здоровыми детьми познавательная активность;

- недостатки в развитии личности (неуверенность в себе и неоправданная зависимость от окружающих, низкая коммуникабельность, эгоизм, пессимизм и заниженная или завышенная самооценка, неумение управлять собственным поведением).

Эти дети нуждаются в особом индивидуально - ориентированном подходе, включающем поддержку их личностного развития, оптимизацию детско- родительского взаимодействия. Поэтому необходимо создать такую среду для пребывания детей - инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, где они могли бы проявить себя.

В рамках работы ЦППП дети проходят диагностику у психолога, родители имеют возможность получить полную информацию по текущему состоянию психической сферы своего ребенка. Вместе с психологом выстраивается маршрут развития ребенка, индивидуальная программа коррекции.

Основной метод коррекционной работы на занятиях - игровая деятельность. Игротерапия - это игра, как средство адаптации и инструмент психотерапии детей. При этом дети, имеющие возможности развития за пределами семьи и общеобразовательных учреждений, испытывают меньшее чувство неполноценности, психологического дискомфорта, впоследствии легче интегрируются в общество.

Игровая деятельность – комплекс социально-культурных реабилитационных технологий, в основе которых лежит использование игровых методик, форм, средств, ситуаций, направленных на развитие личности ребёнка с ОВЗ. Игра помогает выработать необходимые эмоциональные навыки: умение общаться с другими детьми, организовывать игру, устанавливать правила игры, следовать уже установленным правилам в игре, помогать товарищу в игре для достижения общей победы, оказываться в положении то лидера, то подчинённого. В организации игры с детьми с ОВЗ создаются ситуации обеспечивающие целенаправленное развитие качеств, которые либо особенно важны данному ребёнку или группе детей в их продуктивной деятельности, либо оказались слабо развитыми.

Игры имеют большое значение в психическом развитии детей с ОВЗ, развивая произвольное внимание, память, т.е. игротерапия - это набор игровых методик, средств, форм, ситуаций через которые происходит реабилитация. Являясь уникальным средством реабилитации, игротерапия может выполнять функции социализации, коррекции и развития, воспитания, адаптации, релаксации.

По сравнению с другими формами обучения и воспитания преимущество игры заключается в том, что она достигает своей цели, незаметно для воспитуемого, т.е. не принуждает ребёнка. Игра - это такая форма проведения человеком свободного времени, которая, как правило, не направлена на достижение какого-либо практического результата, представляет собой индивидуальные или групповые традиции, благодаря которым и реализуется любой личностью легко и с удовольствием.

Одна из задач при общении с ребёнком - формирование эмоционального контакта , доверие к педагогу. Ребёнок должен увидеть в нём доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнёра. Формирование игровой деятельности ребёнка с ОВЗ происходит в условиях проведения специально организованных педагогом занятий, и лишь затем полученные навыки переносятся в свободную деятельность детей.

Особенности организации игровой деятельности.

При организации игровой деятельности детей необходимо выполнение определённых условий.

1. Добровольность участия в игре. Необходимо добиться того, чтобы ребёнок захотел принять участие в предложенной игре. Заставляя, мы можем вызывать в малыше чувство протеста, негативизма, а в этом случае эффекта от игры ожидать не стоит. Напротив, увидев, как играют другие дети, увлёкшись, ребёнок сам включается в игру.

2. Взрослый должен стать непосредственным участником игры. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми он вовлекает их в игровую деятельность, делает её важной и значимой для них.

3. Многократное повторение игр, является необходимым условием развивающего эффекта, т.к. воспитанники по-разному и в разном темпе принимают и усваивают новое.

4. Поощрение игровой самостоятельности; постоянный контроль за нравственной атмосферой игры; создание в процессе игры нестандартных ситуаций; предоставление каждому участнику игры выбрать себя, проявить свои интересы и способности.

5. Уважительное отношение к игре ребёнка и к самому ребёнку. Малыш может выбирать « глупую », «примитивную» с точки зрения взрослого игру. Но это выбор ребёнка, на который он имеет право. Ребёнок вряд ли будет играть в то, что не имеет для него никакого смысла. В этой ситуации взрослый должен постараться поддержать эту игру, стать её участником, только после партнёрских отношений показать возможности её модификации (если игра действительно слишком бедна и монотонна).

6. Ещё одной особенностью работы с подобными детьми является преодоление проблем, связанных с непроизвольными движениями и скованностью движений. Данные нарушения не позволяют ребёнку принимать активное участие в подвижных коммуникативных играх. Для осуществления полного погружения ребёнка без ущерба для развития других детей, педагог может изменить правила некоторых игр, сделав их более статичными, что поможет воспитаннику адаптироваться в коллективе.

Организация игровой среды.

Необходимо оборудовать игровую среду с учётом всех особенностей развития детей. Оборудование игрового пространства должно быть тщательно спланировано в зависимости от характера, нарушений и трудностей развития. Вся развивающая среда должна быть разделена на зоны: социально – эмоциональная, познавательная, театрализованная, зона сюжетно-ролевой игры. Все занятия в центре организуются и проводятся с учётом заболеваний детей, адаптированы к их потребностям.

К сожалению, пока нет возможности иметь специальные приспособления, обучающий и дидактический материал на каждую группу заболеваний, особенно для детей с аутизмом и незрячих детей. В планах пополнить и обогатить развивающую среду.

Структура занятия.

1. Приветствие включает в себя некий ритуал и игру для формирования положительного эмоционального настроя на занятие.

2. Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата.

3. Свободное движение - включает пространственные перестроения в процессе движения по комнате на развитие основных движений.

4. Дыхательная гимнастика - укрепляет здоровье органов дыхания. Повышает иммунитет ребёнка.

6. Пальчиковая гимнастика - развивает мелкую моторику рук и пальцев, способствует развитию мозга и речи ребёнка, улучшает память.

7. Продуктивный вид деятельности: ИЗО деятельность, лепка, аппликация, декупаж, пластилинография, крупографика, оригами, конструирование и т.п.

8. Коммуникативные и ритмические игры.

9. Завершение включает в себя ритуал прощания. Основной целью этой части занятия является создание перспективы для сохранения положительного эмоционального настроя после занятий.

Методы отслеживания:

- наблюдение;

- беседы;

- игры.

На каждого ребенка ведется дневник успехов, где отмечаются приобретенные умения и навыки.

Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты проекта.

1. Проявление собственной игровой, коммуникативной активности ребёнка.

2. Достижение эмоциональной устойчивости, способность самовыражения в процессе игровой деятельности.

3. Коррекция познавательной сферы ребенка и развитие интеллектуального потенциала в непосредственной деятельности.

4. Усвоение навыков социального поведения в процессе группового общения с детьми и взрослыми.

Анализ результатов проекта и выводы

За 1,5 года коррекционные занятия посетили 16 детей с различными видами нарушений развития: грубые нарушения речи, сенсорные нарушения, ментальные нарушения, генетические заболевания, умственная отсталость, задержка сенсомоторного, речевого и психического развития, нарушения опорно-двигательного аппарата. Легче всего поддается коррекции задержка психического и речевого развития. В прошлом году таких детей выпустили 8 человек со значительным улучшением. Слабые продвижения у детей с ментальными и сенсорными нарушениями, - требуется дополнительное обучение специалистов и приобретение специальных пособий для работы с такими детьми. За время работы мы выработали собственные методы и приемы работы с детьми с тяжелыми нарушениями в свободной деятельности, разработали алгоритм помощи таким детям: начинать работу индивидуально, затем объединять в пары и только затем работать в небольших группах. Выработали систему работы с родителями. Организовали группу поддержки для родителей. Совместными усилиями с родителями, общественными организациями и руководителями образовательных учреждений добились открытие в одном из детских садов детей группы с интеллектуальной недостаточностью. Наши знания востребованы на различных региональных мероприятиях, посвященных инклюзивному образованию. Делимся накопленным опытом с педагогами и родителями. К сожалению, пока нам не хватает специальных знаний и пособий по работе, например, с аутичными детьми или синдромом Дауна и Ретта. Очень хотелось бы получить образование и приобрести специальные пособия по работе с данной группой детей, т.к. в городе на настоящий момент это очень востребовано.