Наверх

Проекты победителей

Заявка № 391
Номинация
Мастер
Цели, задачи, методы

Цель проекта: создание условий для развития творческого потенциала старших дошкольников посредством игры на детских музыкальных инструментах.

Задачи:

  • Включить в воспитательно – образовательный процесс интерактивные формы взаимодействия всех его участников обеспечивающих реализацию цели проекта.
  • Обогатить и систематизировать предметно-развивающую среду в музыкальных центрах групп.
  • Систематизировать и пополнить кейс дидактических игр для интерактивного оборудования и презентаций для организации интегрированного образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста.
  • Повысить уровень компетенции воспитателей в вопросах организации совместной деятельности с детьми, используя возможности элементарного музицирования.
  • Повысить уровень активности и заинтересованности родителей в совместной творческой деятельности с детьми посредством выбора интерактивных форм взаимодействия.
Подробная инструкция

Модель и особенности реализации проекта.

Данная модель направлена на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) посредством игры на детских музыкальных инструментах. (приложение №1)

Развитие творческих способностей детей посредством игры на музыкальных инструментах реализуется поэтапно:

1этап. Учебное музицирование.

2 этап. Творческое музицирование.

3 этап. Концертное музицирование.

На каждом этапе решение задач, направленных на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста осуществляется по трем направлениям:

1.Взаимодействие с ребенком

2.Взаимодействие с педагогами групп.

3.Взаимодействие с родителями воспитанников.

Для реализации модели необходимо соблюдение определенных условий:

1.Предметно-пространственнаяразвивающаясреда.

2.Интерактивные формы организации образовательного процесса.

3.Включениевсех участников в образовательный процесс (педагог+ ребенок+ родитель+ социальные партнёры).

Основной задачей формируемой образовательной среды должно стать возможность активизировать творческий потенциал старших дошкольников путем насыщения воспитательно – образовательного процесса интерактивными формами взаимодействия со всеми его участниками.

Образовательная деятельность с детьми, на ряду с традиционными формами и методами, должна включать интерактивные, позволяющие участникам образовательного процесса проявить свою субъектную позицию в выборе содержания образовательной деятельности.

Средством формирования музыкальных творческих способностей детей старшего дошкольного возрастав процессе воспитательно -образовательной деятельности будет выступать элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах. Так как федеральный образовательный стандарт методически основывается на системно-деятельностном подходе, следовательно, естественным процессом должно стать использование ресурсов данного вида музыкальной деятельности в развитии творческих способностей дошкольников.

На первом этапе «учебное музицирование» одна из главных задач развитие чувства ритма и темпа у детей 5-6 лет. (Приложение №1)

На ряду с традиционными методами, такими как: речевые упражнения, традиционные музыкальные дидактические игры, в образовательный процесс включается метод «звучащие жесты» (хлопки, шлепки, цокание язычком и др.). Импровизации со звучащими жестами, элементами движениями будут являться подготовительной работой перед игрой на музыкальных инструментах. Такой метод обучения позволит в групповых моделях обеспечить возможность каждому участнику стать ведущим, лидером, «дирижёром» и показать свой вариант, свою модель исполнения. Использование формы «соло-тутти» в работе с оркестром постепенно ведёт детей к пониманию формы рондо, которая активизирует творчество детей. «Звучащие жесты» записываются по принципу партитуры на интерактивной доске. Использование видео – подсказок и партитур позволит детям увидеть очерёдность игры на инструментах, что будет способствовать более быстрому осваиванию ритмического рисунка музыкального произведения. Такой прием визуализации музыкального произведения вызовет интерес у дошкольников, а так же обеспечит 100% включенность в данный вид деятельности всех детей группы.

При знакомстве с выразительными возможностями каждого инструмента эффективным методом будет служить экспериментирование на детских музыкальных инструментах, которое позволит дошкольникам самостоятельно, проводя аналогию с каким-либо явлением живой или не живой природы, подобрать музыкальный инструмент и озвучить его.

Применение ИКТ технологий при знакомстве с музыкальными инструментами позволит детям не просто рассматривать группы инструментов и слышать их сольное звучание, но и увидеть, как правильно держать инструмент, извлекать звук. Кроме того, в игровой форме поможет систематизировать и уточнить знания детей о музыкальных инструментах и видах оркестров, а также позволит обеспечить возможность проявить воспитанникам свои коммуникативные и лидерские способности, создаст условия для взаимодействия друг с другом.

Применение музыкально-дидактических игр, представленных в виде презентаций, позволит в доступной, привлекательной для детей форме развивать тембровый, динамический слух, чувство ритма.

Для осуществления системного подхода в организации образовательного процесса стоит обратить внимание на оснащенность музыкальных центров в группе, а также на формы организации деятельности детей в этом центре. Для этого необходимо выстроить работу с педагогами групп и родителями (законными представителями), начиная с консультаций и заканчивая мастер-классами по организации совместной и самостоятельной деятельности детей в музыкальном центре в режиме дня и дома. Для этого в рамках тематической недели «В мире музыкальных инструментов» будет проведен педагогический конкурс «Музыкальный центр в развивающей среде группы». Так же планируется проведение открытых мероприятии по организации совместной и самостоятельной деятельности детей в режиме дня, совместных семейных досугов, используя возможности элементарного музицирования и других видов музыкальной деятельности.

Это позволит:

- педагогам и родителям (законным представителям) увидеть возможности музыкального дидактического материала;

- детям создать условия для развития музыкального творчества в совместной и самостоятельной деятельности, а так же обеспечит возможность вспомнить, повторить, систематизировать полученные знания.

Главная задача второго этапа «Творческое музицирование»: развитие импровизационного общения детей, используя знакомый материал, умение использовать его по-своему, комбинировать в различных вариантах, экспериментируя и фантазируя.

На этапе в работе с детьми будут использоваться такие формы и методы, которые позволят им активно взаимодействовать с музыкой, одновременно выступать в роли импровизаторов на музыкальных инструментах и авторов исполнения сочинённой музыки посредством движения и слова.(Приложение №2)

Поэтому особенность организации взаимодействия с детьми строится на основе комплексного, интегрированного подхода, что даст возможность экспериментировать, моделировать, фантазировать и нетрадиционно организовывать образовательный процесс.

Включение в образовательный процесс творческих заданий, таких как: озвучивание знакомых рифмованных текстов, сказок - шумелок, песен используя детские музыкальные и нетрадиционные инструменты, мелодизирование прозаических и стихотворных текстов, песен, сказок, сказок-шумелок голосом и шумовыми инструментами, позволит сделать образовательный процесс не только интересным и привлекательным, но обеспечит возможность каждому ребенку проявить свою индивидуальность.

Привлечение социальных партнеров (воспитанников Детской школы искусств с. Гамово) к элементарному музицированию в рамках совместных мероприятий.

На этапе «творческого музицирования» родители воспитанников будут являться активными участниками образовательного процесса. Использование в работе таких интерактивных форм взаимодействия с родителями таких как: совместное изготовление лепбуков; мастер-классы; совместное музицирование родителей и детей по партитурам в рамках интегрированных занятий - создаст условия для их совместного творчества с детьми.

Для стимулирования самостоятельной и совместной с педагогом деятельности в режиме дня детям будут предложены музыкальные дидактические игры способствующие развитию музыкальных творческих способностей детей, а так же будет обеспечена доступность музыкальных инструментов и нетрадиционных музыкальных инструментов (сделанные своими руками с помощью родителей), диски с музыкой, карточек с партитурами, тематические альбомы. На этапе «творческого музицирования» интерактивной формой взаимодействия педагога группы с детьми будет проектная деятельность, которая позволит участникам выстроить интегративный образовательный процесс. В рамках совместной проектной деятельности дети будут не только знакомиться с разнообразием мира музыкальных инструментов, нои узнавать историю музыкального инструмента, учиться самостоятельно изготавливать шумовыеинструменты из бросового материала, используя их придумывать музыкальные зарисовки.

На заключительном, третьем этапе «концертное музицирование» главная задача – совершенствование навыков совместного исполнения музыкальных произведений на детских музыкальных инструментах.(Приложение №2)

Наиболее эффективной формой взаимодействия на этом этапе будет оркестр, так как такая форма позволит:

1. объединить всех участников (родителей, детей, педагогов, социальных партнеров) образовательного процесса;

2. создаст условия для проявления творческих музыкальных способностей детей, по средствам игры на детских музыкальных инструментах,коммуникативных навыков;

3. создаст ситуацию успеха для каждого его участника.

Включение оркестровых зарисовок в праздники и развлечения, а также создание концертных программ «оркестра» будет выполнять роль фиксирования результата совместной деятельности его участников, что, несомненно, будет продолжать стимулировать интерес к ней.

В рамках этого этапа планируется проведение мероприятий:

1.Совместный концерт с учениками детский школы искусств с. Гамово «С днем рожденья детский сад»

2.Оркестровые зарисовки в рамках проведения традиционных праздников: «Осенины», «Новый год», «Праздник мам»

3.Отчетный концерт для воспитанников детского сада и родителей детского оркестра «Юные музыканты»

4.Районный фестиваль детского музыкального творчества «Солнечные нотки - 2015», концертный номер в номинации «Детский оркестр»

Для эффективного взаимодействия педагогов, родителей и музыкального руководителя будет организована творческая группа по проведению и организации совместных мероприятий. В рамках творческой группы будут разрабатываться сценарии мероприятий, обсуждаться организационные моменты и музыкальный репертуар, что позволит не только включить в процесс подготовки всех участников, но и обеспечить качественное их проведение.


План реализации

Этап

Содержание

Сроки

Ответственные

Предполагаемый результат

Подготовительный

этап

1.Разработка проекта

Август- сентябрь, 2014г.

Пермякова И.В.

Караулова Е.А.

Хайрнасова А.Ф.

Педагогический проект «Игра на детских музыкальных инструментах –

путь к творчеству».

2.Согласованиеметодическим советом проекта

3.Утверждение проекта заведующим ДОУ

не позднее 10 сентября, 2014г.

4.Знакомство всех участников образовательного процесса с целью и задачами, особенностями реализации педагогической деятельности в рамках реализации проекта.

сентябрь, 2014г.

Пермякова И.В.

Хайрнасова А.Ф.

Гилёва Т.Е.

Определение педагогов-участников проекта.

Приказ о создании рабочей группы по реализации проекта.

Заинтересованность всех участников в предстоящей деятельности.

5.Изучение литературы по теме:

«Развитие творческих способностей детей посредством игры на музыкальных инструментах».

сентябрь, 2014г.

Пермякова И.В. Хайрнасова А.Ф

Подбор методической литературы по теме проекта.

Повышение профессиональной компетенции педагога.

6.Методическое сопровождение реализации Проекта:

6.1 Разработать и утвердить перспективный план организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста по разделу «Музыкальное воспитание» ООП ДОО;

6.2Утвердить план взаимодействия музыкального руководителя с педагогами групп и родителями в рамках работы по реализации Проекта.

6.3.6.3 Утвердить план взаимодействия МАДОУ Гамовский детский сад «Радуга» с Детской школой искусств с. Гамово по реализации Проекта.

6.4. Сформировать пакет методических разработок по обеспечению реализации Проекта.

- разработать конспекты музыкальных занятий, игровые ситуации, сценарии досугов и развлечений в соответствии с планом;

-подготовить обучающие презентации для детей по темам: «Что такое оркестр?», «Симфонический оркестр», «Оркестр народных инструментов», «Знакомимся с музыкальными инструментами» и др.

-подобрать иллюстрации, дидактические карточки по теме «музыкальные инструменты»;

- подобрать видео-клипы на песни, стихи для озвучивания детскими музыкальными инструментами;

- пополнить фонотеку музыкальных произведений для элементарного музицирования детьми в совместной и самостоятельной деятельности;

-разработать консультации для воспитателей групп и родителей по теме Проекта;

-разработать рекомендации для педагогов по оснащению музыкальных центров в группах ДОУ.

сентябрь, октябрь, 2014г

Пермякова И.В.

Хайрнасова А.Ф

воспитатели групп

Согласован и утверждён План организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста по разделу «Музыкальное воспитание» на 2014-2015 учебный год.

Утвержденный план взаимодействия музыкального с педагогами и родителями в рамках работы по реализации Проекта .

Согласованный и утвержденный план взаимодействия МАДОУ «Гамовский детский сад «Радуга» с Детской школой искусств с. Гамово по реализации Проекта.

Сформирован пакет методических разработок по обеспечению реализации Проекта: конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста по музыкальному воспитанию; сценарии досугов, развлечений, игровых ситуаций, дидактические альбомы с иллюстрациями, дидактических карточек.

Кейс презентаций по теме «Музыкальные инструменты – все, что мы о них знаем».

Фонотека произведений с аудиозаписями.

Консультационный материал для педагогов и родителей.

Повышение профессиональной компетенции педагогов.

Основной этап

1.Обогащение и систематизация предметно-пространственной развивающей среды музыкального зала и групп.

1.1 Систематизация демонстрационного материала, дидактических карточек по теме «музыкальные инструменты».

1.2 Систематизировать видео-клипы на песни, стихи для озвучивания детскими музыкальными инструментами.

1.3 Систематизировать фонотеку музыкальных произведений для элементарного музицирования детьми.

1.4Разработатьалгоритмы для детей по игре на детских музыкальных инструментах.

1.5Разработать интерактивные дидактические игры по разделу «Музыкальное воспитание» для детей старшего дошкольного возраста.

Ноябрь - май 2014-2015

Пермякова И.В.,

воспитатели групп

В музыкальном зале и группах старшего возраста создана предметно-пространственная развивающая среда стимулирующая творческую активность детей в разных видах музыкальной деятельности, в том числе игре на детских музыкальных инструментах.

Картотека дидактических карточек по теме «музыкальные инструменты»;

Список демонстрационного материала по темам.

Картотеки к кейсу видео-клипов и фонотеки для элементарного музицирования.

Рекомендации для педагогов по включению видео-клипов для элементарного музицирования и фонотеки в совместную деятельность с детьми в режиме дня.

Музыкально-дидактические и интерактивные игры для детей старшего дошкольного возраста.

2.Организация образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста направленного на развитие их творческих способностей посредством игры на детских музыкальных инструментах.

2.1. Проведение непосредственно образовательной деятельности по музыкальному развитию с включением в образовательный процесс интерактивных форм взаимодействия.

2.2. Совместные образовательные мини-проекты по теме «Удивительный мир музыкальных инструментов» («История инструмента», «Музыкальный оркестр», «Инструмент своими руками» и др.).

2.3. Совместное музицирование родителей и детей, используя партитуры в рамках - интегрированные занятия, родительских собраний, музыкальных гостиных.

2.4. Организация взаимодействия воспитателей групп, воспитанников и родителей по изготовлению лепбуков «Музыкальные инструменты».

Ноябрь–май 2014-2015 учебного года

Пермякова И.В.

воспитатели групп

Пермякова И.В., музыкальный руководитель

Воспитатели групп

Пермякова И.В., музыкальный руководитель

Воспитатели групп

Погружение воспитанников в практическую деятельность.

Дети овладевают: способам и игры на детских музыкальных инструментах; навыками совместного элементарного музицирования и импровизационного общения в процессе совместной деятельности.

Систематизируют знания и представления о видах музыкальных инструментах, особенностях их звучания. Формируют навык презентации совместных мини-проектов по теме «Удивительный мир музыкальных инструментов».

Сформирован пакет методических и дидактических разработок: конспекты интегрированных занятий родителей и детей; партитуры к музыкальным произведениям для совместного музицирования.

Выставка лепбуков по теме«Музыкальные инструменты».

3.Организация взаимодействия музыкального руководителя с родителями и педагогами по повышению их компетентности в вопросах организации совместной деятельности с детьми, используя возможности элементарного музицирования.

Ноябрь–май 2014-2015 учебного года

Пермякова И.В., музыкальный руководитель,

воспитатели подготовительных групп

3.1 Оформление стендовой информации для родителей «Играем на музыкальных инструментах – развиваем всесторонне детей».

Октябрь,2014г.

Пермякова И.В., музыкальный руководитель

Повышение компетентности родителей по вопросу развитию творческих способностей старших дошкольников посредством игры на детских музыкальных инструментах.

3.2 Мастер-класс для родителей и детей по изготовлению нетрадиционных шумовых музыкальных инструментов в музыкальные центры групп.

Октябрь, 2014г.

Пермякова И.В.,

музыкальный руководитель

Вовлечение родителей в образовательный процесс. Выставка нетрадиционные музыкальных инструментов.

3.3 Мастер-класс для педагогов по изготовлению музыкальных дидактических игр.

Ноябрь, 2014г.

Пермякова И.В., музыкальный руководитель

Музыкально-дидактические игры в музыкальных центрах групп

3.4Практикумы для педагогов по организации совместной и самостоятельной деятельности детей в режиме дня и образовательном процессе, используя возможности «музыкальных центров».

Декабрь - январь

2014-2015 учебного года

Хайрнасова А.Ф., заместитель заведующего по ВМР,

Пермякова И.В., музыкальный руководитель

У педагогов сформированы навыки организации совместной и самостоятельной деятельности детей, в условиях организации интегративного процесса используя возможности «музыкального центра» группы.

4.Организация взаимодействия МАДОУ Гамовский детский сад «Радуга» и Детской школы искусств

с. Гамово.

Декабрь- май

2014-2015 учебного года

Хайрнасова А.Ф., заместитель заведующего по ВМР,

Мовчун Л.А, директор

Пермякова И.В., музыкальный руководитель

Проведены совместные мероприятия согласно плану взаимодействия.

Интерес детей, активность в выборе инструмента в свободной деятельности.

Заключительный этап

1.Организация предметно-пространственной среды.

Подготовка костюмов и атрибутов для концертных номеров.

Апрель- май, 2014- 2015учебного года

Пермякова И.В., музыкальный руководитель

воспитатели групп

Атрибутыи костюмы к концертным номерам детского оркестра «Юные музыканты» и «Весёлые пчёлки».

2.Организация образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста направленного на развитие их творческих способностей посредством игры на детских музыкальных инструментах.

2.1.Открытыемузыкальные занятия для педагогов и родителей, с участие детского оркестра «Юные музыканты».

Апрель- май, 2014- 2015учебного года

Методические разработки: конспекты интегрированных занятия с детьми старшего дошкольного возраста по музыкальному воспитанию «Юные музыканты». Фотовыставка с мероприятий.

2.2.Выступление детского оркестра «Юные музыканты» на традиционных праздниках и развлечениях.

в течение 2014-2015 уч. года

Пермякова И.В.

воспитатели подготовительных групп

Фотовыставка с мероприятия, методический материал, оркестровые зарисовки.

2.3 Выступление детей на концерте к юбилею детского сада «Радуга».

февраль, 2015г

Создание позитивного имиджа проекта.

Фотовыставка с мероприятия.

2.4 Участие детей в районном Фестивале детского музыкального творчества «Солнечные нотки».

апрель, 2015г.

Пермякова И.В., музыкальный руководитель,

воспитатели групп

Концертный номер «Самовар»

Фотовыставка с мероприятия

3.Творческая группа родителей, педагогов и специалиста (муз.руководителя), по организациии проведению совместных мероприятий, используя возможности элементарного музицирования.

Ноябрь - май, 2014- 2015учебного года

Пермякова И.В., музыкальный руководитель

Сценарии совместных мероприятий.

Включенность всех участников в работу творческой группы

4.Взаимодействие МАДОУ Гамовский детский сад «Радуга» и Детской школы искусств

с. Гамово.

Выступление детей на концерте, организованном детским садом и Детской школой искусств «С днем рожденья, детский сад!».

до 15 мая, 2015

Пермякова И.В.,

Мовчун И.В.,

воспитатели

Концертные номера с игрой на детских музыкальных инструментах.

Фотовыставка с мероприятия,

Сценарий совместного мероприятия.

5.Презентация результатов проекта на итоговом педагогическом совете МАДОУ Гамовский детский сад «Радуга».

1.1.Диагностика музыкально-творческих способностей детей.

1.2.Анкетирование родителей.

1.3.Анкетирование педагогов.

1.4.Обобщение результатов проекта с последующим планированием на следующий учебный год.

май, 2015

Пермякова И.В., музыкальный руководитель

Аналитический отчёт по результатам проекта.

Последующая корректировка плана работы по музыкальному развитию детей старшего дошкольного возраста .

Приложение № 1

Модель особенности реализации педагогического проекта «Игра на детских музыкальных инструментах – путь к творчеству»

Особенности реализации этапа «Учебное музицирование»

Дети

Родители

Педагоги

Задачи

1.Развивать чувство ритма и темпа,

2.Систематизироватьзнания детей об инструментах, классификации их по звукоизвлечению.

3.Обучать детей приёмам игры на детских музыкальных инструментах.

4.Обогащать музыкальными впечатлениями детей и формироватьмузыкальный вкус, музыкальную память и музыкальность в целом.

5.Повышать интерес детей к музыкальной деятельности, через использованиеинформационно-коммуникационных технологий.

1.Вовлекать родителей в образовательный процесс по музыкальному воспитанию.

2.Повышать компетенцию родителей ввопросах развития творческих способностей посредством игры на музыкальных инструментах.

1.Повысить компетенцию педагогов в вопросах организациисовместной и самостоятельной деятельности с детьми в режиме дняиспользуя ресурсмызыкальных видов деятельности, в том числе элементарного музицирования.

2.Пополнитьи ситематизировать предметно-пространственную развивающуюсреду группы по разделу «Музыкальное воспитание»

Интерактивные формы и методы

-«звучащие жесты»,

-«соло-тутти»

-работапо партитурам,

- экспериментирование на детских музыкальных инструментах

-компьютерные музыкально-дидактические игры

- работа с алгоритмами «Приёмы игры на детских музыкальных инструментах»,

- Презентация проекта

- Мастер-класс,

- Конкурс «Лучший музыкальный инструмент своими руками»

-Мастер – класс по изготовлению музыкально-дидактических игр.

-Мастер-классы по использованию музыкально-дидактических игр в совместной деятельности взрослых и детей.

- Конкурс «Лучший «музыкальный центр группы»

- открытые мероприятия по организации совместной и самостоятельной деятельности детей в режиме дня, используя возможностиэлементарного музицирования

Предполагаемый результат

1.Ритмично проигрывает музыкальные произведения, чётко чувствует метроритм, выделяет сильную долю;

2.Владеет приёмами игры на детских музыкальных инструментах,

3.Узнает и классифицирует инструментыпо звукуизвлечению, зрительно и на слух.

4.Умеет играть на музыкальном инструменте произведение, опираясь на партитуру.

1.Включаются в образовательный процесспосредством создания предметно-пространственной развивающей среды группы.

2.Проявляют интерескактивным формам взаимодействия (более 50% родителей групп присутствуют и включаются в работу мастер-классов)

1.Создаютпредметно-пространственную развивающую среду для развития музыкального творчества детей.

2.Владеют навыками организации совместной и самостоятельной деятельности детей,в режиме дня, используя потенциал элементарного музицирования.

Особенности реализации этапа «Творческое музицирование».

Дети

Родители

Педагоги

Социальные партнеры

Задачи

1.Развивать импровизационное общение детей, используя знакомый материал, уметь использовать его по-своему, комбинировать в различных вариантах, экспериментироватьи фантазировать.

2.Стимулировать активность ребёнка в выборе музыкального инструмента для озвучивания,

3.Стимулировать активность ребёнка в выборе музыкально-дидактических игр в самостоятельной и совместной деятельности в режиме дня.

1.Активизировать участие родителей в детско-творческих проектах по музицированию.

2.Пополнить домашние фонотеки музыкальными произведениями для совместного творческого музицирования с детьми.

1.Создать условия для развития творческих способностей детей в совместной, самостоятельной деятельности по средствам игровых и проблемных ситуаций.

2.Организовать интегративный образовательный процесс, обеспечивающий формирование когнитивных компетенцийстарщихдошкольников

Привлечь к активному взаимодействию социальных партнеров (ДШИ с.Гамово, сельскую библиотеку, МАОУ «Гамовскую среднюю общеобразовательную школу») в рамках проведения совместных мероприятий.

Интерактивные формы и методы

1. Творческие задания:

-озвучиваниестихов,песен, сказок-шумелок с помощью шумовых инструментов;

- озвучивание песен, сказок,стихов голосом, «звучащими жестами» и музыкальными инструментами,

- мелодизацияпрозаических и стихотворных текстов,

2.Экспериментирование: поиск «новых» для детей приёмов извлечения звука на музыкальных инструментах.

3. Совместные образовательные мини-проекты: «История инструмента», «Музыкальный оркестр», «Инструмент своими руками» и др.

1.Мастер-класс: «Играем на инструментах вместе с детьми»,

2.Изготовление с детьми лепбуков по темам«Музыкальные инструменты», «Оркестр», «Музыкальные жанры» и др.

3.Интегрированные занятия:совместное музицированиеродителей и детей, используя партитуры.

1. Совместные образовательные мини-проекты: «История инструмента», «Музыкальный оркестр», «Инструмент своими руками»

2.Интегрированные занятия с возможностью использования потенциала музыкальных видов деятельность, в том числеэлементарного музицирования.

3. Проблемные ситуации

1. Экскурсии

2.Посещение отчетных концертов

3. Совместныемузыкальные импровизации.

Предполагаемыйрезультат

1.Свободно импровизируют на детских музыкальныхинструментах.

2.Самостоятельноподбирают музыкальные инструменты для озвучивания сказок-шумелок, стихов, рассказов, песенок.

3.Используют с интересом музыкальные инструменты в самостоятельной деятельности в режиме дня.

1.Активно участвуют в образовательномпроцессе, активно пополняют музыкальные центры в группах дидактическими материалами, нетрадиционными музыкально-шумовыми инструментами для самостоятельной деятельности детей.

2.Проявляют интерес к совместному музицированиювдеятельности с детьми.

1.Продолжают создавать условия для творческогоэлементарного музицирования детей в совместной и самостоятельной деятельности, поддерживают и поощряют их творческую инициативу.

2.Умело используют прием интеграции образовательныхобластей в образовательном процессе.

Составлен план совместных мероприятийвоспитанников ДШИ с.Гамово и детского оркестра«Юные музыканты»,воспитанников МАДОУ Гамовский детский сад «Радуга»

Особенности реализации этапа «Концертное музицирование»

Дети

Родители

Педагоги

Социальные партнеры

Задачи

  • Развивать умение превращать импровизационные формы в законченные пьесы.
  • Совершенствовать навыки исполнения произведений на детских музыкальных инструментах совместно с педагогоми сверстниками на итоговых мероприятиях, празниках и т.п.
  • Способствовать формированию ценностного отношения к музыке.

1. Привлекать родителей к участию в музыкальной деятельности детей.

2. Привлекать родителей к организации концертной деятельности детей.

Привлекать педагогов к организации и проведениюсовместных мероприятий (праздников, развлечений, отчетных концертов).

Привлечь к созданию совместных концертных номеровв рамках традиционных мероприятий и отчетных концертов.

Интерактивные формы и методы

Детский оркестр «Юные музыканты»

Совместный оркестр детей и родителей «Играем вместе»

Совместное исполнение музыкальных произведений.

Помощь в подготовке оркестровых зарисовок к праздникам и развлечениям, а также концертных программ «оркестра»

Совместные мероприятия:

- отчетные концерты, концертные номера в рамках поселенческих мероприятий,

-совместные концертные номера на праздниках.

Творческаягруппа по проведению и подготовке итоговых мероприятий с детьми.

Предполагаемый результат

1.Проявляют инициативук игре на детских музыкальных инструментах, с желанием исполняют музыкальные произведения в оркестре.

2.Свободно импровизируют в выборе способов звукоизвлечениятого или иногомузыкального инструмента, создавая музыкальный образ произведения.

3.Свободно и самостоятельно подбирают музыкальные инструменты для самостоятельного музицирования.

Являются активными участниками образовательного процесса направленного на формирования творческих музыкальных способностей посредством игры на музыкальных инструментах

(более 80 % родителейвключаются в творческий процесс выбирая ту или иную интерактивную форму взаимодействия)

Осознают возможности элементарного музицирования для развитиятворческого потенциала старших дошкольников.

Владеют способами организации совместной и самостоятельнойдеятельности детейспособствующей проявлению их творческой активности.

Совместные оркестровые зарисовки , концертные номера детского оркестра воспитанников ДОУ «Юные музыканты»иучеников ДШИ с.Гамово

Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты и способы проверки.

Дети

1.Развитое импровизационное общение детей, используя знакомый материал, умеют использовать его по-своему, комбинируют в различных вариантах, экспериментируют и фантазируют.

2.Активно участвуют в праздниках, концертах разного уровня.

3.Различают и называют музыкальные инструменты, умеют о них рассказать.

4.Знают историю происхождения музыкальных инструментов; знают к какой группе инструментов относится тот или иной инструмент, знают способы извлечения звука.

5.Могут самостоятельно сделать оркестровку с помощью музыкальных инструментов

Педагоги

1.Владеют необходимыми приемами организации совместной и самостоятельной деятельности детей в центрах «Музыкального воспитания».

2.Проявляют интерес к организации интегративных форм взаимодействия с детьми используя возможности музыкального воспитания.

3.Осуществляют оснащение музыкального центра (тематические альбомы, дидактические игры, CD с записями: отдельных музыкальных инструментов, классической музыки, русских народных песен, детских песен и т.д.)

Родители

1.Становятся активными и заинтересованными участниками педагогического процесса

2.Проявляют интерес к поиску аудиозаписей и видеозаписей со звучание музыкальных инструментов

3.Посещают концерты с выступлением детей

Способы проверки

1.Проведение диагностики детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет «Развитие музыкально-творческих способностей», по методике Н.А. Ветлугиной

2.Анализ оснащённости музыкальных центров в группах

3.Анализ активности родителей через участие в совместных мероприятиях (анкетирование родителей на степень удовлетворённости)

4.Активность педагогов в организации и участии в музыкальных мероприятиях (анкетирование)

Продукты проекта

Для детей:

1.Создан детский оркестр МАДОУ «Гамовский детский сад «Радуга»: «Юные музыканты»

2.Сформирована фонотека с записями звучания оркестра, отдельных музыкальных инструментов (классических и народных); создана фонотека авторских и современных музыкальных произведений и детских песен для игры на детских инструментах.

3.Сформирована картотека интерактивных музыкальных дидактических игр по теме «Музыкальные инструменты»

4.Предметно-пространственная развивающая среда групп пополнилась:

-алгоритмами игры на музыкальных инструментах

- Лепбуки «Музыкальные инструменты»

-тематическими альбомами: «Симфонический оркестр», «Оркестр народных инструментов», «Музыкальные инструменты»;

- музыкально-дидактическими играми

- нетрадиционными детскими шумовыми инструментами

5.Фотовыставки «Наш оркестр»

Для педагогов:

1.Разработана серия занятий по элементарному музицированию.

2.Разработанысценарии праздников и развлечений с участием детского оркестра.

3.Сформирована фонотека с записями звучания оркестра, отдельных музыкальных инструментов (классических и народных); создана фонотека авторских и современных музыкальных произведений и детских песен для игры на детских инструментах

4.Сформирован кейс обучающих презентаций и интерактивных дидактических игр по теме «Музыкальные инструменты.

Анализ результатов проекта и выводы

В 2014-2015 учебном годув старших группах МАДОУ Гамовский детский сад «Радуга» была организована работа по реализации проекта «Игра на детских музыкальных инструментах – путь к творчеству» (далее Проект). Руководитель педагогического проекта - Пермякова Ирина Викторовна, музыкальный руководитель.

Участниками Проекта стали дети старшего дошкольного возраста, их родители (законные представители), педагоги старших групп, воспитанники и педагоги ДШИ.

Цель проекта - создание условий для развития творческого потенциала старших дошкольников по средствам игры на детских музыкальных инструментах. Участниками проекта стали дети старших групп, их родители (законные представители), воспитатели старших групп, воспитанники и педагоги ДШИ с. Гамово.

Реализация Проекта проходила в несколько этапов, в соответствии с планом.

Согласно плану на подготовительном этапе были определены цели и задачи, подобран методический, информационный и наглядный материал. В результате пополнилась и была систематизирована фонотека музыкальных произведенийи видео-клипов на песни, стихов для озвучивания детскими музыкальными инструментами для совместной и самостоятельной деятельности с детьми, сформирован кейс образовательных презентаций по теме «Музыкальные инструменты».

В рамках основного этапа, были проведены: совместный с родителями и детьми мастер-классы по изготовлению нетрадиционных музыкальных инструментов и совместному музицированию. На которых, дети вместе с родителями увлечённо изготавливали инструменты, а потом с удовольствием включились в совместный процесс музицирования.В рамках тематической недели «В мире музыкальных инструментов» проведен педагогический конкурс «Музыкальный центр в развивающей среде группы». В рамках тематической недели музыкальный руководитель провел открытые мероприятия по организации совместной и самостоятельной деятельности детей в режиме дня, используя возможности музыкального центра. Это позволило педагогам увидеть возможности музыкального дидактического материала и создать условия для детского музыкального творчества в совместной и самостоятельной деятельности. В группах появились новые музыкальные и нетрадиционные шумовые инструменты, интересные музыкально-дидактические игры. Для обогащения знаний и представлений детей о музыкальных инструментах симфонического оркестра был организован видео-просмотр симфонической сказки С. Прокофьева «Петя и волк». Слушая музыкальное произведение, дети познакомились с музыкальными инструментами, а дома с родителями нарисовали образ понравившегося героя. Затем демонстрировали свои работы, обсуждали их. Позже было принято решение о создании тематического альбома по данному музыкальному произведению, который нашел свое место в музыкальном центре группы.

Завершением тематической недели стала музыкально-познавательная викторина «Своя игра», в которой участвовали дети старшего дошкольного возраста. Цель игры: обобщение знаний и представлений по теме «Музыкальные инструменты». Во время игры дети показали устойчивые знания и представления по теме викторины, были активны – это позволило им формулировать полный ответ.

Любимым занятием надолго стало изготовление тематических лепбуков «Музыкальные инструменты». Данная форма организации деятельности позволила включить в образовательный процесс не только детей, но и родителей, которые с творчеством подошли к изготовлению лепбуков. Так, благодаря совместному творчеству удалось систематизировать знания и представления о музыкальных инструментах. В развивающей среде группы появились дидактические пособия, которые помогли детям и родителям объединить свои усилия в совместной творческой деятельности.

Взаимодействие с социумом, организованным в рамках реализации Проекта было проведено ряд совместных мероприятий с МОУ ДПО «Детская школа искусств». Данное взаимодействие позволило:

•скоординировать усилия педагогов МОУ ДПО «Детская школа искусств» и педагогов МАДОУ «Гамовский детский сад «Радуга» по созданию условий качественного музыкального образования;

•предоставить ребенку, с учетом его потребностей, интересов и способностей, возможность реализовать себя и проявить свою творческую индивидуальность в игре на детских музыкальных инструментах;

•разработать систему традиционных мероприятий по взаимодействию МОУ ДПО «Детская школа искусств» и МАДОУ «Гамовский детский сад «Радуга».

В мае, 2015 г была проведена педагогическая диагностика по разделу «Музыкальное воспитание», в старших группах дошкольного возраста (5-6 лет). Анализ результатов диагностики показали, что дети стали больше проявлять творческую самостоятельность в разных видах музыкальной деятельности (пении, танцах, игре на музыкальных инструментах). Воображение детей стало более живым (более 52%от общего количества детей старших групп), что нашло отражение не только в восприятии музыкальных произведений, но и в создаваемых ими образах, в том числе и изобразительных. Создаваемые образы отличаются оригинальностью, выразительностью, целостностью и композиционностью. Дети свободно импровизируют в разных видах музыкальной деятельности.

Активно взаимодействуют друг с другом при создании целостного образа музыкального произведения: распределяют роли и обязанности (дирижер и оркестр, артист и зрители, хореограф и танцор и др.), выбирают средства выразительности.

В процессе музыкальной деятельности дети искренне и непосредственно переживают, эмоционально воспринимают музыку, свободно входят в воображаемые обстоятельства и условные ситуации. При этом дополняют и изменяют знакомый материал, создавая новые комбинации из усвоенных ранее элементов.

Таким образом, в рамках реализации педагогического проекта «Игра на детских музыкальных инструментах – путь к творчеству» в МАДОУ «Гамовский детский сад «Радуга» были созданы новые образовательные условия, которые обеспечили включение в процесс всех участников, в том числе и социальных партнеров, а так же обеспечили условия для развития творческого потенциала старших дошкольников.

Видео-интервью