Наверх

Проекты победителей

Заявка № 513
Номинация
Автор
Цели, задачи, методы

Цель – содействие формированию у детей с нарушением слуха старшего дошкольного возраста навыков распознавания своих эмоциональных состояний и умения их выражать сообразно ситуации.

Задачи:
1.Активизация механизмов восприятия и идентификации эмоциональных состояний окружающих;
2.Активизация механизмов восприятия и идентификации собственных эмоциональных состояний;
3.Воспитание произвольного контроля за проявлением своих эмоциональных состояний;
4.Создание положительного эмоционального фона.


Методы работы:

  1. Беседа;
  2. Демонстрация;
  3. Песочная терапия.
Подробная инструкция

Технические требования к реализации программы

1.Песочница для песочной терапии;
2.Световая песочница;
3.Музыкальное сопровождение для 2-8 занятия;
4.Для песочной терапии Набор фигурок;
5.Набор карточек с изображением эмоций.
Особенности реализации
Программа реализуется с детьми подготовительной группы детского сада, в микрогруппах по 4 человека. Для каждой микрогруппы занятия проводятся отдельно, за исключением 11 занятия – «Песочный спектакль».
В микрогруппу включаются дети с нарушением слуха и дети с сохранным слухом.
В зависимости от степени сохранности слуха и уровня овладения речью даются соответственные пояснения для детей в рамках задания. Чем ниже уровень развития речи, тем проще должны быть используемые формулировки. При необходимости на занятиях может присутствовать сурдопедагог.

Программа включает в себя 12 занятий. Длительность каждого занятия - 25 минут.
1.Что такое эмоции?
2.Интерес
3.Гнев
4.Радость
5.Страх
6.Удивление
7.Стыд
8.Грусть
9.Подготовка сказки про эмоции
10.Подготовка сказки про эмоции
11.Песочный спектакль
12.Вечер рефлексии


ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ


Занятие 1
1.Установление правил работы с песочницей.
2.Объяснение понятия эмоции. Выяснение вместе с детьми какие эмоции бывают.
3.Понятие позитивных и негативных эмоций. Их назначение в человеческой жизни.
4.Задание для детей – нарисовать на песке любую эмоцию и рассказать про нее. Просьба привести примеры из собственной жизни, где дети испытывали эту эмоцию.
Занятие 2-8
Пример с позитивной эмоцией работы – «Удивление»
1.Упражнение на узнавание эмоций с использованием карточек с изображением эмоций.
2.Вопросы к детям на описание эмоции: Что вас удивляет? Что чувствует человек, который удивляется? Как ведет себя удивленный человек? И т.д.
3.Обсуждение того, как «надо» и «не надо» показывать удивление.
4.Задание для детей - построить город удивлений.
5.Вопросы к детям: что удивительного в вашем городе? Кто в нем живет? Чем там занимаются жители? И т.д.
6.Рефлексия через вопросы: Что вам запомнилось на занятии? Что понравилось? И т.д.
Пример с отрицательной эмоцией работы – «Гнев»
1.Упражнение на узнавание эмоций с использованием карточек с изображением эмоций.
2.Вопросы к детям на описание эмоции: Что вас гневит? Что чувствует человек, который гневается? Как ведет себя гневный человек?
3.Обсуждение того, как «надо» и «не надо» показывать гнев.
4.Задание для детей - построить город гнева.
5.Вопросы к детям: что гневного в вашем городе? Кто в нем живет? Чем там занимаются жители?
6.Обсуждение того, какая эмоция противоположна гневу. Задание - перестроить город в город одобрения гнева (или другой эмоции, которую выберут дети как противоположную).
7.Рефлексия через вопросы: Что вам запомнилось на занятии? Что понравилось? И т.д.
Занятие 9-10
Совместное сочинение с детьми сказки про эмоции, распределение ролей и рисование этой сказки на световом песочном столе. Процесс рисования сказки повторяется несколько раз для лучшего запоминания.
Занятие 11
Демонстрация придуманной сказки другим подгруппам, воспитателям и родителям. Награждение ребят по номинациям («Лучший сюжет», «Творческий подход» и т.д.).
Занятие 12
Рефлексия занятия проводится в форме обсуждения, через вопросы, задаваемые детям. Примеры вопросов:
•Что вы запомнили про эмоции?
•Что вы узнали нового про эмоции?
•Какие эмоции у вас появляются чаще всего?
•Как вы сейчас можете выразить эмоцию...(выбирается из списка изученных)?
•Что вам понравилось в других ребят спектаклях?

В конце детям предлагается нарисовать на листочке ту эмоцию, которая им больше всего понравилась. Вечером рисунок дарится родителям

Ожидаемые результаты

Ребенок может назвать эмоцию, которую наблюдает у другого человека и описать какие ощущения испытывает этот человек.

Ребенок может назвать эмоцию, которую испытывает сам и описать какие ощущения у него возникают.

В группе снижен уровень конфликтности.

Позитивация общего эмоционального состояния в группе.
Анализ результатов проекта и выводы

Данный проект предполагается к реализации с марта 2017 года.

Об эффективности песочной терапии, как метода эмоционально-волевой сферы развития ребенка свидетельствуют исследования многих авторов. В частности, такие исследователи, О как.Ю. Епанчицева указывают на качественные изменения в следствие работы с песком. Эффекты терапии песочной следующие:

-песочная терапия вызывает положительные эмоции (радость, удивление), снижает негативные эмоции (страх, агрессию, тревожность) и уменьшает проявление отрицательных эмоций.
-- с помощью песочной терапии удается наладить эмоциональное общение детей со сверстниками и взрослыми.
-песочная терапия учит детей выражать свои эмоции в безобидной форме.

-песочная терапия подходит для работы с детьми с неуравновешенной нервной системой, высокой тревожностью, позволяя стабилизировать указанные состояния.