Наверх

Проекты победителей

Заявка № 31
Номинация
Мастер
Цели, задачи, методы

Цель исследования: доказать целесообразность использования метода проектов в работе с дошкольниками старшего возраста для развития их познавательной активности.

Задачи исследования:

1) проанализировать специальную психологическую и педагогическую литературу по проблеме исследования;

2) сформировать методический аппарат исследования, позволяющий изучить влияние проектных технологий на развитие познавательной активности старшего дошкольника;

3) собрать данные об уровне развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в экспериментальных и контрольных группах на начало эксперимента;

4) провести формирующий эксперимент по внедрению проектных технологий в экспериментальных группах;

5) собрать данные об уровне развития познавательной активности детейэкспериментальных и контрольных групп на конец эксперимента;

6) провести сравнительно-сопоставительный анализ полученных данных в группах испытуемых;

7) сформулировать заключение о влиянии проектных технологий на повышение уровня познавательной активности старших дошкольников.

Методы:

теоретические методы: изучение и анализ психолого-педагогической литературы;

эмпирические методы (качественно-количественные):

1. Формирующий эксперимент по внедрению метода проектов в 2-х экспериментальных группах старших дошкольников, 2-е контрольные группы старших дошкольников проводили работу с использованием стандартной рабочей программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.;

2. Наблюдение за детьми во время непосредственно организованной образовательной деятельности;

3. Беседа с педагогами;

4. Констатирующий эксперимент: диагностика по методике "Радости и огорчения" И.В. Цветковой, диагностика по методике "Альбом" Ш.Н. Чхартишвили, диагностика по методике "Дерево желаний" В.С. Юркевич, диагностика по методике "Четвертый лишний";

5. Контрольный эксперимент: диагностика по методике "Радости и огорчения" И.В. Цветковой, диагностика по методике "Альбом" Ш.Н. Чхартишвили, диагностика по методике "Дерево желаний" В.С. Юркевич, диагностика по методике "Четвертый лишний";

мониторинговые методы:

1. Диагностика освоения образовательной области "Познание" (ознакомление с социальным миром и с миром природы). Диагностику планируется провести перед началом проведения формирующего эксперимента в октябре и по окончанию - в марте. За основу взято пособие: 1. «Мониторинг эффективности реализации образовательной программы в ДОУ» под редакцией Н.В. Микляевой, М, 2012 год.

статистические методы (методы обработки данных): количественный анализ, построение таблиц, гистограмм, наглядно отражающих динамику показателей познавательного развития.

Подробная инструкция

Эксперимент проходил в три этапа:

1. Констатирующий эксперимент предполагал:

- Первичные исследования с применением методик: "Радости и огорчения" И.В. Цветковой; "Альбом" Ш.Н. Чхартишвили; "Дерево желаний" В.С. Юркевич, "Четвертый лишний".

-Мониторинг освоения программного содержания образовательной области "Познание".

- Наблюдение за дошкольниками в процессе непосредственной образовательной деятельности.

- Беседы с педагогами.

2. Формирующий эксперимент предполагал, наряду с реализацией примерной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, проведение работы в экспериментальных группах с применением проектной методики в процессе реализации образовательной области "Познание", в части ознакомления с социальным миром, предметным миром и с миром природы [40]. Непосредственно организованная образовательная деятельность в контрольных группах проводилась только по примерной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

3. Контрольный эксперимент предполагал:

- Повторные исследования с применением методик: "Радости и огорчения" И.В. Цветковой; "Альбом" Ш.Н. Чхартишвили; "Дерево желаний" В.С. Юркевич, "Четвертый лишний".

-Мониторинг освоения программного содержания образовательной области "Познание".

- Наблюдение за дошкольниками в процессе непосредственной образовательной деятельности.

- Беседы с педагогами.

Ожидаемые результаты

использование проектной деятельности, как части воспитательно-образовательной работы со старшими дошкольниками, повышает уровень познавательной активности, если:

- учтены особенности развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста;

- учтена специфика применения проектной методики в работе со старшими дошкольника;

- учтена специфика образовательной области, в которой применяется проектная деятельность.

Анализ результатов проекта и выводы

После проведения контрольного эксперимента, было произведено сравнение данных исследований, полученных до проведения формирующего эксперимента и по его окончанию, с целью выявления влияния применения в работе педагогов проектного метода на уровень познавательной активности дошкольников. В итоге, было определено, что применение метода проектов, как части воспитательно-образовательной работы со старшими дошкольниками, повышает уровень познавательной активности.