Наверх

Проекты победителей

Заявка № 170
Номинация
Автор
Цели, задачи, методы

Цель: помощь детям в развитии творчества, речи и речетворчества, для дальнейшего использования их в различных видах деятельности, с применением элементов теории ТРИЗ.

Задачи:

  • Проанализировать психолого-педагогические основы развития речи детей.
  • Активизировать управляемое, продуктивное воображение.
  • Развивать системное мышление.
  • Совершенствовать речь и речевое творчество детей.
  • Формировать у детей качества творческой личности.
  • Воспитывать у детей культуру общения, гуманные чувства, этические и эстетические представления.
  • Проследить динамику изменения уровня речевого развития детей в процессе работы.

    Методическое обеспечение Принципы, лежащие в основе программы: - Доступность - Открытость - Свобода выбора - Деятельность - Научность - Демократичность и гуманизм Формы организации: - Традиционные занятия (развивающие) - Комбинированные занятия - Свободная деятельность Методы ТРИЗ технологии: - Метод фокальных объектов - Мозговой штурм - Морфологический анализ - Синектика (прием эмпатии) Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: - Частично – поисковый - Исследовательский

    Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности на занятиях: -Фронтальный - Индивидуально – фронтальный - Групповой - Подгрупповой - Индивидуальный

    ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА ПЕДАГОГА
    1. Ф.И.О.
    автора опыта
    Васильева Светлана Викторовна
    2. Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом МДОУ ЦРР д/с «Полянка»
    674608, Забайкальский край, Борзинский район, пгт. Шерловая Гора, мкр. 2, д. 5.
    3. Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала воспитатель
    4. Стаж работы в должности 24 года
    5. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) Использование ТРИЗ технологии в развитии речи дошкольников
    6. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.) Природные задатки детей к фантазированию и творчеству, и недостаток методик и технологий по развитию креативности, умению думать, рассуждать…Мы учим детей жить в быстроизменяющемся, динамичном мире, который сами не знаем.
    7. Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.) Воспитание творчества и развитие речи, через введение в занятия и свободную деятельность элементов ТРИЗ. Проведение интегрированных, развивающих занятий. Обязательная постановка проблемы и мотивация на занятии.
    8. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) Знания детям не даются в готовом виде, а добываются в ходе учебного процесса и выступают не целью, а средством, для формирования качеств творческой личности. Умение видеть проблему в целом, доказывать, размышлять. Введение в детском саду элементов ТРИЗ с учётом возраста и индивидуальных особенностей детей.
    9. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) Необходимость педагогу овладения технологией ТРИЗ и развивающим обучением, обладание нестандартным мышлением, теоретическими знаниями и практическим опытом, готовность к инновациям, желание использовать и применять инновации в своей практике.
    10. Результат изменений Снятие чувства скованности, боязни высказать своё мнение. Развитие логического мышления, памяти, внимания. Более развита речевая активность и развитие речи в целом.
    11. Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте Статья «Развитие творческого потенциала и коммуникативных способностей дошкольников через технологию ТРИЗ» 2012. Свидетельство о публикации.

    Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции «Инновации в практике современного детского сада» С-Петербург. 2012г. Публикация статьи «Развитие творческого потенциала и коммуникативных способностей дошкольников через технологию ТРИЗ». Электронный журнал «Совёнок» №7. 2012г. Сертификат за публикацию работы на всероссийском интернет - портале «Открытый урок». Август 2014. Свидетельство о публикации НОД «Путешествие в зимний лес» на образовательном портале «Продлёнка». Март 2015г. Серия 105985-119466.






    .




    12. Информационное представление опыта Для информационного представления опыта впишите 3-5 ключевых слова, отражающих сущность описываемого опыта в рамках выбранной Вами составляющей образования Проектирование, речь, креативность, ТРИЗ, актуальность


  • Описание инновационного опыта Одним из показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Но проблема развития речи, в том числе связной, в последнее время стала наиболее актуальной. Ребенка до 7 лет необходимо научить рассказывать, высказываться, рассуждать, ведь этот период сенситивный для усвоения разных форм речи. Для этого наиболее подходит ТРИЗ технология, так как элементы ТРИЗ содержат в себе большой потенциал, позволяющий качественно изменить процесс речевого развития дошкольников. В основу самообразования по данной проблеме мною была взята «Технология развития связной речи» авторов Сидорчук Т.А. и Хоменко Н.Н. В этой технологии полно, обширно представлены методы и приемы по развитию связной речи дошкольников. Начала работу с изучения методической литературы и составления творческого проекта по теме «Использование ТРИЗ технологии в развитии речи дошкольников», в который были включены все этапы работы за год. На первом этапе обучала детей созданию образных характеристик: сначала сравнений, а затем и загадок. Чуть позже начала обучать детей рассматриванию картин и рассказыванию по картинам с использованием ТРИЗ. В одно занятие включалось несколько этапов, таких как: определение состава картины, установление связей между объектами, восприятие разными органами чувств, преобразование объектов во времени… Диссеминировала опыт работы по данной теме через различные формы: · Семинар – практикум «Использование приемов ТРИЗ – педагогики в развитии связной речи детей»; · Консультация на районной Школе молодого воспитателя «Развитие связной речи детей с применением технологии ТРИЗ»; · Педагогический совет «Наглядное моделирование и система ТРИЗ в развитии связной речи дошкольников»; · Общее родительское собрание «Совместная деятельность ДОУ и семьи для успешного речевого развития детей»; · РМО «Внедрение инновационных программ и технологий в работу с детьми». Результаты реализации проекта по развитию связной речи дошкольников с применением ТРИЗ технологии таковы: · На начало учебного года (сентябрь 2010г.) уровень развития связной речи составил: высокий – 12%, средний – 65%, низкий – 23%. По итогам контрольных срезов в конце учебного года (май 2011 г.) дети показали положительный результат усвоения программного материала: высокий уровень – 50%, средний уровень – 50%.
Подробная инструкция

Этапы проектных мероприятий

Этапы

Содержание деятельности

Сроки реализации

Практический выход

1.Диагностико- прогностический

• анализ затруднений

• выявление противоречий

• изучение методической литературы

• определение целей и задач

•прогнозирование результатов

Сентябрь 2012 г.

• изученная и обработанная литература

• результаты входной диагностики

• определенные цель, задачи и ожидаемый результат

2. Теоретический

• методическое обеспечение

• формулирование темы самообразования

• составление плана

• создание творческого проекта

• разработка занятий и другой деятельности

Сентябрь - октябрь

• план по самообразованию

• творческий проект по самообразованию

• разработанные занятия

•папка с играми по ТРИЗ.

3. Практический

Цель: внедрение в образовательное пространство группы методов и приемов ТРИЗ.

Задачи:

• проводить запланированные мероприятия с корректированием плана в зависимости от промежуточных результатов.

• разработка новых мероприятий.

Ноябрь - май

• конспекты занятий

• Сообщения, доклады, консультации

4.Обобщающий

Цель: подведение итогов по проблеме.

Задачи: Систематизировать наработанный материал.

Проанализировать проделанную работу.

Оформить и описать результаты работы.


• мультимедийная презентация.

• обучение молодых педагогов в районной «Школе молодого воспитателя»

•сообщение на семинаре практикуме

• участие в педагогическом совете

• доклад на общем родительском собрании.

• РМО «Внедрение инновационных программ и технологий в работу с детьми»:

1.открытое занятие

2. мастер – класс.

• обработанные результаты заключительной диагностики.

План проектных мероприятий

Тема

Форма работы

Задачи

Срок реализации

Как говорит ваш ребенок

• анкетирование родителей

• обработка результатов анкетирования

• выявить проблемы развития речи детей

• определить мнение родителей о речевом развитии ребенка

Октябрь

Развитие речи ребенка 4-5 лет

консультация для родителей

Познакомить родителей с нормой речевого развития детей средней группы.

Октябрь

Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми

• проведение специальных занятий

• включение ТРИЗ в различные занятия

• использование ТРИЗ технологий в игровой деятельности

• введение в занятия и свободную деятельность детей элементов технологии ТРИЗ

• развивать речь детей

В течение года

Развитие связной речи дошкольников

Наглядная информация в уголке для родителей

Познакомить родителей с культурой общения взрослых и детей.

Ноябрь

Развитие связной речи детей с применением ТРИЗ технологии

Школа молодого воспитателя

Познакомить молодых коллег с применением ТРИЗ в развитии связной речи.

Ноябрь – декабрь

Что такое ТРИЗ?

Как развивать речь детей?

Групповое родительское собрание

Познакомить родителей с использованием ТРИЗ в развитии речи детей с приемами обучения составлению загадок и рассказыванию по картине

Декабрь

Создание условий для речевого развития детей

консультация

Познакомить родителей с созданием речевой среды дома

Декабрь

Перспективное планирование с включениемТРИЗ

Перспективный план

Ежемесячное включение ТРИЗ в повседневную жизнь детей

Ежемесячно

Использование приемов ТРИЗ педагогики в развитие связной речи

Сообщение на семинаре -практикуме

Познакомить коллег с использованием приемов ТРИЗ – педагогики.

Январь

Наглядное моделирование и система ТРИЗ в развитии связной речи дошкольников

Участие в педагогическом совете

Показать практическое применение наглядного моделирование системы ТРИЗ в развитии речи дошкольников. Провести игры с коллегами

Февраль

Внедрение инновационных программ и технологий в работу с детьми

• открытое занятие «Путешествие по бабушкиным сказкам»

• мастер – класс

• мультимедийная презентация

Обобщить свой опыт работы по использованию технологии ТРИЗ в развитии речи дошкольников

Март - апрель

Ожидаемые результаты

Ожидаемый результат:

В результате постоянного включения методов и приемов технологии ТРИЗ в развитие речи детей, ожидается снижение у детей чувства скованности, преодоление застенчивости. Постепенно должно развиться логическое мышление, речевая и общая активность. Должны развиваться все стороны речи детей.

ТРИЗ должен дать толчок для развития творчества.

Анализ результатов проекта и выводы

Данный проект дал очень хороший результат. Значительно улучшилось речевое развитие моих воспитанников. Дети пошли в школу, умеющие общаться, высказывать своё мнение.
Считаю, что работу по этому проекту необходимо продолжать. ТРИЗ имеет огромный потенциал для развития дошкольников. В том числе и для развития речи детей дошкольного возраста. На основе этой работы, как продолжение работы по развитию у детей дошкольного возраста речи и коммуникативных навыков, мной составлена и реализована на практике программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста. Кружок "Мы - юные журналисты". (прилагается)