Наверх

Проекты победителей

Заявка № 1903
Номинация
Автор
Цели, задачи, методы

Методический проект по формированию первичных представлений о малой родине

у детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации «Юный краевед»

Актуальность. В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, с яркой индивидуальностью. В тоже время в обществе наблюдается «дефицит нравственности» у отдельных личностей и во взаимоотношениях между людьми, отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта. Одним из характерных проявлений опустошенности и низкой культуры явилось резкое падение роли и значения патриотизма как одной из ценностей нашего народа.

Цель проекта: Дать детям целостное представление о малой родине, пробудить в них любовь к окружающей их природе, городу, в котором они живут, помочь им осознать значение своей малой родины в жизни страны.

Задачи проекта:

  1. Воспитывать у детей любовь и привязанность к семье, малой родине, чувство ответственности и бережное отношение ко всему живому.
  2. Развивать познавательный интерес к уральским традициям, развивать инициативность, творческий потенциал, чувство собственного достоинства, исследовательские умения и навыки по изучению истории малой родины и России.
  3. Формировать представления о явлениях социальной действительности, о малой родине, России, её символике, помочь ребёнку осознать своё место в мире на примере ближайшего, природного и социального окружения.

Методы работы

Формы работы

Средства работы

создание предметно – развивающей среды

тематическая непосредственно – образованная деятельность

русский фольклор

использование ИКТ

наблюдения

государственная геральдика

интересное начало

беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях

русский орнамент

самостоятельная оценка детьми событий, явлений

чтение детских книг на патриотические темы,

подбор песен и стихов для разучивания

детская художественная литература

игровые приемы

просмотр кинофильмов, телевизионных передач для детей

национальная одежда

вопросы воспитателя к детям и детей к воспитателю

труд в природе

родная природа,

родной язык, традиции

создание проблемных ситуаций

праздники

сюжетно-ролевые игры

опора на личный опыт детей;

загадывание загадок

русские народные игры, целенаправленные игры

викторины

использование пословиц и поговорок

устное народное творчество,

народно-прикладное искусство

изобразительные и трудовые деятельности детей

использование продуктов детской деятельности, предметов быта, зодчества россиян и др.

продуктивная деятельность

картины, альбомы, слайды

использование интерактивных методов(работа в мал. группах, дискуссии)

совместная деятельность детей и взрослых

дидактические игры и упражнения

Подробная инструкция

1 этап. Организационный.

  • Составление поэтапного плана работы над проектом.
  • Анализ проблемы.
  • Создание банка идей и предложений.
  • Подбор литературы по выбранной теме.
  • Пополнение развивающей предметно-пространственной среды.

2 этап. Планирование реализации проекта.

  • Определение задач воспитательно-образовательной деятельности.
  • Планирование деятельности педагога.
  • Объединение результатов коллективной деятельности.

3 этап. Реализация проекта

  • Взаимодействие с детьми.
  • Взаимодействие с родителями.
  • Организация развивающей предметно-пространственной среды.
  • Взаимодействие с социальными партнёрами.

4 этап: Заключительный.

  • Результаты реализации проекта в виде презентации представить педагогическому сообществу.
Ожидаемые результаты
Анализ результатов проекта и выводы

Предполагаемый результат.

ДЕТИ: Накопление дошкольниками социального опыта жизни в своем городе:

  • обогащение знаний детей о малой родине, проявление интереса к стране, её символике;
  • развитие у дошкольников познавательного интереса к русским традициям, инициативности, творческого потенциала, исследовательских умений и навыков, развитие активной позиции дошкольников - участников жизни города;
  • воспитание любви и чувства гордости за малую родину, бережного отношения к родному городу, краю и стране.

РОДИТЕЛИ:

  • повышение педагогической грамотности родителей ─ увеличится количество родителей, которые правильно смогут дать определение образу малой родины;
  • активное участие родителей в деятельности дошкольного учреждения.


Результат проекта:

В процессе реализации данного проекта можно сделать следующие выводы:

Дети: У детей появился интерес к краю, городу, в котором они живут. Воспитывалась гордость за свою малую родину, желание сделать ее лучше. Этот интерес проявлялся не только в беседах, но и в детских рассказах, рисунках. У детей отмечено уважительное отношение к людям труда, истории, культуре и обычаям родного города.

Полученные знания нашли отражение в сюжетно-ролевых играх детей. Дети научились самостоятельно и целенаправленно рассматривать произведения искусства, фотографии, альбомы, соотносить увиденное со своим опытом, чувствами и представлениями. В самостоятельных работах по рисованию, лепке, конструированию стали проявлять инициативу и творчество. Заметно изменились и взаимоотношения детей, они стали больше проявлять внимание друг к другу. Все полученные знания и умения дети применяли, когда участвовали в праздниках, конкурсах, фестивалях различного уровня: уровень детского сада, уровень города, региона и страны.

Родители: В ходе реализации проекта удалось преодолеть стандартный взгляд родителей на их роль в детском саду – роль пассивного потребителя образовательных услуг. Мамы и папы оказывали активную помощь в сборе и пропаганде материалов о своей малой родине, организации экскурсий, праздников и т. п.

Партнёры: В результате взаимодействия с городскими организациями у детей расширились знания о малой родине, а также возрос интерес к родному краю, его достопримечательностям.

Группа: Оценивая развивающую предметно-пространственную среду можно отметить, что количество тематических артефактов в группе увеличилось и пространство стало разнообразнее.

Вывод:Проект «Юный краевед» стал источником развития интереса и приобщения к истории города, народной культуре, традициям, природе родного края не только детей, но и их родителей. Очевидно, что сложившаяся работа по проекту «Юный краевед» способствует объединению педагогов, родителей и детей на основе общих интересов, привлекает взрослых к проблемам детей, тем самым, способствуя повышению качества образовательного процесса.

Видео-интервью