Наверх

Проекты победителей

Заявка № 1951
Номинация
Мастер
Цели, задачи, методы

Проект "Развитие невербальной коммуникации детей в условиях инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении".

Цель данного проекта – развитие коммуникативных возможностей детей через формирование невербальных способов коммуникации.

Задачи проекта:

  • Развитие взаимодействия детей с окружающими людьми
  • Формирование различных средств невербальной коммуникации (мимика, пантомимика, жестикуляция)
  • Развитие у детей с ОВЗ умения подражать
  • Развитие умения понимать друг друга, распознавать эмоциональное состояние окружающих людей по выразительным движениям
  • Развитие эмоциональной саморегуляции.
  • Используемые методы:
  • 1. Наглядные:
  • Демонстрация. Педагог демонстрирует способы взаимодействия с людьми посредством атрибутов или без них.
  • Наблюдение. Дети наблюдают за поведением других детей, педагога, педагог организовывает наблюдение детьми за повадками животных и птиц (как в естественных условиях, так и на видеозаписи).
  • Иллюстрация. Педагог использует сюжетные картинки, карточки – сигналы, видеопрезентации.
  • 2. Практические:
  • Игры: Игра-приветствие (дети здороваются различными частями тела: ушками, щеками, локтями, плечом и лбом и т.д.); Игра «Зеркало», игра «Тень» - направлены на умение подражать друг другу. Причем выполняется либо по парам, либо все дети являются отражением или тенью какого-либо ребенка; Игры со шляпами. Нормативно развивающиеся дети легко и быстро включаются в игры. Задача педагога – вызвать ребенка с ОВЗ на эмоциональное взаимодействие, вызвать эмоции и чувства (радость, желание надеть шляпу педагогу или сверстнику, желание забрать шляпу или, наоборот, отдать шляпу, недоумение, удивление, разочарование и т.д.); Игры с шарфом. Задача – установить контакт между детьми, развивать взаимодействие посредством различных движений с шарфом. Посредством шарфа можно установить контакт как между двумя детьми, так и между несколькими; Игры с мешочками с крупой. Перебрасывание мешочков друг другу. Выкладывание пирамидки из нескольких мешочков на голове у себя или друг друга. Обычно падение мешочков вызывает бурную положительную реакцию. Дети учатся удерживать равновесие, контролировать свои движения. Игра с платком, имитация взаимодействия тореадора и быка. Игра на подражание повадок животных (заяц, лиса, медведь, кошка, лягушка, тигр, слон, мышь и т.д.); Игры «Подушечные бои» (для выброса эмоциональной нагрузки); Игра на рисование заданного педагогом объекта движением разных частей тела. Например, нужно нарисовать солнце прыжками на двух ногах (по кругу) или животом (вращение животом) и т.д.
  • Упражнения: Разминка (ритуал начала занятия) – повторение за педагогом последовательности движений под определенную музыку; Детям предлагается разделиться на команды и перетягивать канат; Упражнение на определение эмоции по выражению лица и позе (детям нужно выбрать карточку с соответствующей эмоцией); Упражнение на изображение заданной эмоции; Упражнение на невербальное объяснение местоположения каких-либо объектов в группе; Упражнение «Рисование пальчиком на спине» и др. ·
  • Смоделированные ситуации: Детям предлагается поделить игрушку или договориться об очередности игры с игрушкой; Детям предлагается выполнить какое-либо действие, например, покушать или порисовать, при этом нужно попросить у другого ребенка недостающий предмет для выполнения этого действия (например, ложка или карандаш). При этом ребенок садится за стол, ему дают другие предметы (тарелку или лист бумаги), задачи второго ребенка – всячески показывать непонимание; Детям предлагается помириться после ссоры; Детям предлагается изобразить, как они ведут себя в парикмахерской или на приеме у врача (различные ситуации); Детям предлагается проследить за передвижением партнера по ситуации, при этом самому остаться незамеченным; Детям предлагается изобразить свою походку в малой обуви или, наоборот, в слишком большой и т.д.
Подробная инструкция

Развитие коммуникативных навыков является важной частью образовательных программ дошкольных образовательных учреждений. Процесс коммуникации состоит как из вербальных компонентов, так и из невербальных. Успешное овладение всеми формами коммуникации имеет большое значение для развития личности ребенка, его полноценного психофизического развития.

Понимание и использование невербальных компонентов коммуникации детьми с интеллектуальными нарушениями играют большую роль в развитии у ребенка социальной направленности. На этапе довербального развития, невербальные способы коммуникации являются единственными средствами общения детей. Таким образом, невербальная коммуникация становится компенсаторной возможностью для развития взаимодействия с окружающими людьми.

К невербальным способам коммуникации относятся жесты, мимика, поза человека. Эти средства содержат в себе определенную информацию. От того, насколько доступны эти средства общения для понимания и самостоятельного использования ребенку, зависит успешность его коммуникативной деятельности в целом.

В силу особенностей развития психических процессов и дефицита в общении, у детей с интеллектуальной недостаточностью часто проявляется своеобразие в развитии невербальных средств, в сравнении с нормативно развивающимися сверстниками. Они понимают и используют более простые средства невербальной коммуникации (мимика, взгляды), характерные для детей раннего возраста, тогда как нормативно развивающиеся сверстники пользуются в процессе общения преимущественно жестами. Понимание только простых средств невербальной коммуникации ведет к упущению или искажению получаемой информации. Поэтому необходимо целенаправленно проводить специально организованные игры и упражнения через которые дети учились бы использовать разнообразные средства невербальной коммуникации и определять эмоциональные состояния людей.

Учитывая несомненную социальную значимость развития невербальных компонентов коммуникации, в нашем детском саду, реализующем инклюзивное образование, мною был разработан проект по формированию невербальных способов коммуникации.

Проект реализовывается в старшей группе ДОУ. Состав группы – 24 ребенка, из них трое – дети с нарушением интеллектуального развития, в том числе один ребенок с РАС. Актуальность данного проекта обусловлена трудностями взаимодействия детей с ОВЗ с окружающими людьми в целом, и их социализации в условиях ДОУ.

Развитие коммуникативных возможностей детей в рамках данной экспериментальной работы осуществляется в двух направлениях: 1) формирование навыков невербального декодирования (распознавания содержания невербальных средств общения); 2) формирование навыков невербальной передачи информации.
Особенностью проекта является его значимость как для детей с интеллектуальными нарушениями, так и для нормативно развивающихся детей (которым тоже необходимо развивать невербальные способы общения), поэтому дети с интеллектуальной недостаточностью занимаются не изолированно, а совместно с остальными детьми группы. Первые занятия показали, что при проведении занятий со всеми детьми группы, появлялся риск доминирования нормативно развивающихся детей над детьми с интеллектуальной недостаточностью. Поэтому в дальнейшем занятия стали проходить в мини-группе, в которую входят дети с интеллектуальной недостаточностью и несколько нормативно развивающихся детей, состав которых каждое занятие меняется.

Работа с детьми на начальных этапах предполагала создание комфортной психологической атмосферы, стимулирующей к общению, к желанию видеть и замечать сверстников, взаимодействовать с ними. Этому способствовали различные игры, предполагающие невербальное взаимодействие между участниками, введение в жизнь детей ритуалов общения (приветствия, прощания и т. д.) В процессе вышеперечисленных мероприятий происходило снятие эмоционального напряжения, дети раскрепощались, активно взаимодействовали друг с другом. Развитие невербального взаимодействия происходило через совместные движения под музыку, через подражание друг другу, через использование атрибутов (шляпа, платок, мешочки с крупой, мягкие мячи и игрушки), через зрительный контакт, через прикосновения, через мимику и жесты, через эмоции. На данном этапе использовались такие игры и упражнения, как игры-приветствия различными частями тела (ушками, локтями, плечами, коленками, пятками), игры на подражание друг другу, игры на подражание повадкам животных, рисование пальчиком на спине партнера, игры со шляпами, масками, подушечками с крупой и другие.

Постепенно содержание работы усложнялось. Основными методами работы сейчас становятся дидактические игры и упражнения, психогимнастические этюды, игры – драматизации, направленные на формирование и декодирование невербальных средств коммуникации. Например, детям предлагаются упражнения на определение эмоции по выражению лица и позе , упражнения на невербальное изображение своего поведения в специально смоделированных ситуациях. Дети учатся соотносить эмоции с их схематическим изображением, вычленять значимые элементы выразительного поведения, глубже понимать смысл ситуаций взаимодействия, передавать свою информацию посредством мимики.

Деятельность педагога и детей в рамках проекта чаще всего происходит без слов. Это обусловлено двумя причинами: 1) как только педагог или ребенок начинает говорить, он ограничивает использование средств невербальной коммуникации; 2) в условиях отсутствие речи педагога и основной массы детей на занятии, безречевой ребенок с интеллектуальными нарушениями более открыт к коммуникации, поскольку отсутствует доминирование по речевому признаку. Вся деятельность проекта происходит под специально подобранную музыку, передающую различное настроение. Музыка является обязательным компонентом содержания работы, поскольку она развивает воображение, порождает образы, помогает подобрать и выразить нужную эмоцию.

В процессе занятий педагог поощряет любую попытку ребенка с интеллектуальной недостаточностью пойти на контакт с кем-либо, даже если его действия при этом не отвечают правилам игры или заданной ситуации. Приоритетным является сам выход на коммуникацию, а не правила.

Ожидаемые результаты

На момент разработки проекта по развитию невербальной коммуникации у детей ожидались следующие результаты:

  • Формирование эмоционально положительной фона у детей с ОВЗ, отсутствие проявлений агрессии у детей с интеллектуальной недостаточностью
  • Использование детьми с интеллектуальной недостаточностью разнообразных средств невербальной коммуникации
  • Расширение количества и качества личностных контактов детей с интеллектуальной недостаточностью с окружающими людьми (дети, педагоги)
  • Развитие понимания языка телодвижений, мимики и эмоций и, вследствие чего, улучшение взаимодействия между детьми в целом
  • Создание ситуаций успеха для всех детей.
Анализ результатов проекта и выводы

С целью детального анализа достоинств, проблем и перспектив развития проекта, мною был разработан SWOT-анализ проекта. Результаты анализа представлены в разделе "Документы".

Проблемы проекта:

Проблема

Причина

Меры реагирования

Доминирование нормативно развивающихся детей над детьми с ОВЗ

Низкая степень интеллектуального, психического и эмоционального развития детей с ОВЗ

- Деление детей на подгруппы (дети с ОВЗ и часть нормативно-развивающихся детей; состав нормативно развивающихся детей меняется с каждым занятием)

Детям с ОВЗ требуется больше времени для понимания игровой задачи

Особенности интеллектуального и психического развития детей с ОВЗ

- Многократная демонстрация игровой задачи;

- Привлечение взрослого помощника для демонстрации игровой задачи

Непонимание, неприятие процедуры проведения занятий родителями, некоторыми коллегами из-за несоответствия формата занятий привычным образовательным стандартам (отсутствие строгого выполнения правил, строгой дисциплины, опоры на вербальную коммуникацию, эмоционально свободный стиль поведения педагога проекта)

Недостаточная осведомленность значения развития невербальных способов коммуникации

Проведение консультаций и тематических собраний с родителями с целью расширения их представления об эффективном общении и роли невербального компонента в нем. Проигрывание с родителями некоторых ситуаций и игр с целью продемонстрировать значение невербальных способов коммуникации.

Самооценка проекта

Возможности (О)

1.Распространение положительного опыта проекта как в пределах ДОУ, так и за его пределами

2.Оказание положительного влияния на социализацию детей с ОВЗ

3. Оказание влияния на установление более тесного взаимодействия между детьми с ОВЗ и родителями за счет участия родителей в проекте

4.Формирование инклюзивной культуры в ДОУ

5. Развитие речи у детей

6. Формирование внутренней мотивации ребенка с ОВЗ на взаимодействие с окружающими

Угрозы (Т)

1.Непонимание, неприятие нестандартной процедуры проведения занятий родителями, педагогами из-за несоответствия формата занятий привычным образовательным стандартам (отсутствие строгого выполнения правил, строгой дисциплины, опоры на вербальную коммуникацию, эмоционально свободный стиль поведения педагога проекта)

2. Отсутствие методических рекомендаций для проведения работы по развитию невербальной коммуникации

3.Неготовность специалистов (педагогов) на время занятия раскрепоститься, спуститься до уровня ребенка и стать для него «равным» и «своим»

Сильные стороны (S)

1.Достижение положительного результата в области взаимодействия детей с окружающими через овладение невербальными способами коммуникации

2. Занятия проходят в эмоционально-комфортной и непринужденной атмосфере, в игровой форме; дети оказываются в ситуации успеха

3. Дети с ОВЗ занимаются не изолировано, а совместно с нормативно развивающимися детьми группы

4. Растущий интерес специалистов к невербальным способам коммуникации

Как сильные стороны способны обеспечить возможности

1.Овладение невербальными способами коммуникации способствует дальнейшему овладению речью (выступает как пропедевтический этап для ее становления)

2. Расширение эмоционально-личностных контактов и создание ситуаций успеха на занятиях способствует повышению уверенности в себе и формированию мотивации для взаимодействия с окружающими

3. Достижение положительного результата в области взаимодействия детей с окружающими способствует возможности привлечения родителей к занятиям, что приведет к установлению более тесного взаимодействия между детьми и родителями

4. Совместная работа детей с ОВЗ и нормативно развивающихся детей, расширение взаимодействия между ними способствует положительной социализации детей с ОВЗ и формированию инклюзивной культуры

5. Растущий интерес специалистов к невербальным способам коммуникации и достижение положительного результата проекта, способны обеспечить распространение опыта проекта как в пределах ДОУ, так и за его пределами

Как сильные стороны способны устранить угрозы

1.Достижение положительного результата проекта и совместная работа детей с ОВЗ и нормативно развивающихся детей, способны устранить непонимание и неприятие родителями и педагогами нестандартной процедуры занятий

2.Растущий интерес специалистов к невербальным способам коммуникации способен привести к разработке методических рекомендаций по работе в данной области

3.Эмоционально комфортная атмосфера и игровая форма занятий способная устранить «зажатость» педагогов, их неготовность стать «равными» для детей

Слабые стороны (S)

1.Требуется относительно длительный период для достижения результата

2.Развитие невербальной коммуникации является недостаточно изученной областью (недостаток теоретических обоснований и практических наработок)

Как слабые стороны мешают реализации возможностей

1. Относительно длительный период работы для достижения результата оказывает соответствующий эффект на социализацию, формирование инклюзивной культуры (формирование этих процессов происходит медленно)

2.Относительно длительный период работы для достижения результата способен помешать быстрому одобрению родителями проводимой работы и включению родителей в проект

3.Недостаток теоретических обоснований и практических наработок может помешать быстрому распространению положительного опыта проекта

Как слабые стороны могут привести к угрозам

1.Относительно длительный период для достижения результата может привести к непониманию, неприятию родителями, педагогами нестандартной процедуры проведения занятий

2.Недостаток теоретических обоснований и практических наработок может привести к дальнейшему отсутствию методических наработок для работы по развитию невербальной коммуникации

3. Недостаток теоретических обоснований и практических наработок может помешать педагогам осознать важность раскрепощения и принятия детьми педагога как равного на время занятий

Анализ проекта показал положительные результаты от его реализации. Улучшилось взаимодействие между детьми посредством использования и лучшего понимания невербальных средств коммуникации. Уменьшились проявления агрессии у детей с ОВЗ и конфликтные ситуации. Совместная деятельность детей с ОВЗ и нормативно развивающихся детей способствовала установлению эмоциональных контактов между детьми и социализации детей с ОВЗ. Кроме того, проект продемонстрировал нормативно развивающимся детям, что между ними и детьми с ОВЗ есть не только различия, но и общие качества, позволил детям лучше понять друг друга.

Поэтому, я считаю целесообразным продолжать реализацию и развитие проекта в своей группе, а также распространять свой положительный опыт среди коллег.