Наверх

Проекты победителей

Заявка № 2614
Номинация
Мастер
Цели, задачи, методы

Номинация "Мастер " Проект по профилактике компьютерной и телевизионной зависимости у детей

Цель технологии: создание психологических условий, максимально благоприятных для развития и воспитания детей посредством повышения психологической компетентности педагогов, родителей в области профилактики зависимостей и формирования жизненных навыков у дошкольников, противодействующих негативным воздействиям компьютерных игр и телевизионных программ.

Задачи:

  • Познакомить родителей и педагогов с причинами возникновения компьютерной и телевизионной зависимости у детей и с областью влияния компьютерных технологий на структуру их досуга и социально-психологическое здоровье;
  • Содействовать гармонизации детско-взрослых отношений (дети, родители, педагоги); повышению родительской ответственности и осознанности;
  • Способствовать становлению у дошкольников ценностей здорового образа жизни, овладению
  • Процессуальные характеристики технологии(основные этапы работы; система методов и средств)
  • Работа педагога-психолога проходила в несколько этапов и представлена в таблице 1.Таблица 1. Этапы профилактической работы.
    ЭтапыЦель этапа
    1 этап – аналитико-диагностическийИзучение состояния предмета телевизионной, компьютерной зависимости у дошкольников ДОУ, прогнозирование состояния и развития проблемы в соответствии с полученными результатами и причинно-следственным анализом её состояния
    2 этап – организационно-планирующийПланирование возможных путей решения проблемы с учётом диагностических данных и реальных условий ДОУ;
    3 этап реализацииСоздание психологических условий, контроль за соблюдением условий, обеспечивающих психологическое здоровье субъектов образовательного пространства; разработка конкретных рекомендаций педагогам и родителям; реализация развивающих программ для детей, подбор и систематизация информационных и наглядных материалов и их распространение
    4 этап – итоговыйСопоставление целеполагания и результатов по психопрофилактической деятельности, перспективы дальнейшей работы
    его элементарными нормами и правилами; формированию безопасного поведения в быту среди социальных вредностей; повысить интерес детей к различным сферам современного досуга;
  • Обучать дошкольников положительному самоотношению и принятию других людей.

Посредством данной технологии решается одна из основных задач ФГОС, программы развития ДОУ об охране и укреплении физического, психологического здоровья детей.


Подробная инструкция

На первом аналитико-диагностическом этапе, анализируя поводы обращения родителей к психологу, мы отметили, что наиболее часто обсуждаемыми вопросами являются проблемы эмоционального развития дошкольников, нарушения их поведения и сферы общения. Были зафиксированы обращения родителей, непосредственно связанных с выраженным негативным влиянием компьютера на эмоциональное состояние детей. Маму напугало, что мальчик 5 лет не соглашался идти в детский сад без упаковки от компьютерной игры. Другой мальчик 6 лет постоянно в течение дня в детском саду рисовал сюжеты компьютерных игр и не откликался на другие виды деятельности. Наличие этих фактов указало на необходимость проведения профилактической работы.

Нами был проведен анализ состояния проблемы в ДОУ с помощью диагностической программы, представленной в таблице 2.

Таблица 2. Диагностическая программа для анализа состояния проблемы и отслеживания результативности психолого-педагогического воздействия

Субъекты

Диагностические мероприятия

Цель диагностики

Родители

Тестирование по опроснику родительского отношения к детям (А.Я. Варга, В.В. Столин)

Выявление типа родительского отношения к детям

Анкетирование родителей «Семья, телевизор и компьютер»

Определения форм домашнего досуга, степени увлеченности дошкольников и членов семьи компьютерными играми и просмотром телевизора, чтением

Дети

Рисование «Что я вижу на экране» и интервью с ребенком

Изучение интересов, предпочтений детей в сфере компьютерных игр и телевизионных передач

Социометрия (Репина Т.А.)

Выявление статусного положения каждого ребенка и его эмоционального благополучия в системе личных взаимоотношений в ДОУ

Исследование тревожности детей (тест Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен)

Определение уровня тревожности дошкольников

Педагоги

Мониторинг по выявлению детей «группы риска»

Выявление медицинских, социальных, психолого-педагогических проблем

Анализ социально-педагогических паспортов ДОУ за три года

Социально-психологическая характеристика семей ДОУ

Анализ состояния проблемы показал, что в ДОУ можно выделить группу детей, подверженных риску возникновения у них телевизионной и компьютерной зависимости. У 12% (7) детей 5-7 лет по большинству методик совпадали диагностические результаты, подтверждающие наличие факторов возможной зависимости (низкий социометрический статус; высокий уровень тревожности; анкетные данные, подтверждающие длительное времяпровождение ребенка за компьютером и телевизором; нарушенные детско-родительские отношения). В «группе риска» оказались одни мальчики. Мы предполагаем, что это связано с сугубо «мальчиковыми» играми: «стрелялками», «погонями», то есть с типами игр, вызывающими наибольшее привыкание.

Итак, можно говорить о неблагополучном прогнозе дальнейшего развития детей «группы риска» без психолого-педагогического сопровождения и усугубления негативных проявлений в их поведении.

По результатам работы на первом этапе можно сделать следующие выводы:

  • Диагностика подтвердила наличие проблемы и выявила некоторые возможные ее причины.
  • Наличие в жизни дошкольников определенных типов компьютерных игр, воздействующих на эмоциональную сферу, вызывающих наибольшее привыкание подвергает их риску возникновения зависимостей.
  • В семейном воспитании отмечается недостаточная осознанность вредоносного влияния компьютерных игр и телевидения. Длительное времяпровождение за компьютером и телевизором является значимым в жизни большинства семей. Наблюдается определенная причинно-следственная связь между издержками воспитания и наличием зависимости: авторитарный стиль, материнская доминантность, эмоциональный дефицит, педагогическая запущенность, разобщенность членов семьи, телевизионная семья и другие причины. Это семейные факторы риска.
  • Выявленные в ходе диагностики нарушенные детско-родительские отношения, тяга некоторых семей к телемании, низкий социометрический статус, выраженная психическая напряженность и тревожность детей, трудности в общении, отсутствие интересов, увлечений могут стать причинами появления зависимостей у детей. Да и сама специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития) подчеркивает уязвимость детей в плане возникновения различных зависимостей.

В связи с этим было принято решение о необходимости проведения целенаправленной профилактической работы. Она была основана на том, что в центре её находится личность ребенка и три основные сферы, в которых реализуется его жизнедеятельность: семья, образовательное учреждение и досуг, включая связанное с ними микросоциальное окружение.

На втором организационно-планирующем этапе были определены методы и приемы профилактики и выделены два основных направления:

- Во-первых, работа со средой обитания ребёнка (выделение факторов риска и их нейтрализация),

-Во-вторых, работа с личностью воспитанника: воспитание и развитие устойчивости к неблагоприятным социальным факторам. Эффективная профилактическая работа стала возможной только благодаря тесному сотрудничеству специалистов, педагогов, родителей и психолога.

Третий этап был посвящен реализации запланированной системы профилактической работы педагогического коллектива. Краткая характеристика программного обеспечения представлена в таблице 4.

Таблица 4. Организация работы на третьем этапе реализации

Родители

Направления

Методы

Тематика мероприятий

Ответст

венные

Общая информационно-просветительская работа с родителями

Групповые формы работы: лекции, дискуссии, практикумы, занятия с элементами тренинга. Распространение информационных и наглядных материалов

- Мультимедийные презентации:

« Защита детей от нежелательной информации. Маркировка телевизионных программ»;

«Современная классификация компьютерных игр. Цензурирование компьютерных игр».

- Практикум «Игры дома»; занятие с элементами тренинга «Обучение ребенка планированию своих действий»; деловая игра «Совместная исследовательская деятельность детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома»; практическое занятие с элементами тренинга «Влияние родительских установок на развитие детей»;

- Разработка и выпуск информационных буклетов, стендовой информации:

«Причины возникновения телевизионной, компьютерной зависимости у детей», «Книга – лучший друг», «Как играть с детьми», «Психологический комфорт: залог здоровья семьи», «В плохую погоду – все, кроме телевизора», «Дела домашние, или игра и обучение в естественных условиях», «Телевидение: хорошо или плохо?»

П

П

СВ

П

П,Мс,СВ

Консультирование по вопросам воспитания ребенка с учетом его возрастных и индивидуально-психологических особенностей

Индивидуальные и групповые консультации

Групповые консультации «Организация домашнего досуга ребенка»;

«Семейный климат»;

«Книга или компьютер? Компьютерные игры: детская забава или педагогическая проблема»

СВ

П

П,Л

Работа с семьями детей «группы риска»

Адресная программа коррекции недостатков семейного воспитания Р. В. Овчаровой(9)

- Блоки занятий: «Межличностные отношения в семье», «Авторитарное подавление ребенка», «Равнодушие родителей к проблемам «ребенка», «Гиперсоциализация в отношении к ребенку».

- Включение родителей в жизнь детского сада, в досуговые мероприятия: спортивные соревнования,конкурсы, фотовыставки

П

В,СВ

Дети

Предоставление дошкольникам информации о влиянии компьютерных технологий на здоровье детей и расширение их представлений о досуговых мероприятиях

  • Беседы, выставки, праздники, викторины, развлечения, сюжетно-ролевые игры, соревнования, конкурсы, экскурсии на тематических неделя;
  • занятия по формированию основ безопасного поведения и здорового образа жизни

Тематические недели:

1.«Жизнь без вредных привычек»

-Беседа «Сила воли»; выставка детских работ «Я выбираю здоровье»; занятие «Здоровый выходной»; праздник для детей «День Здоровья».

2. «Мама, папа и я – дружная семья»

-Фотовыставки «Наша семья – за здоровье», «Наш вечер», «Наши традиции». Рецепты семейного отдыха, занятий спортом, интересных семейных дел; выставка детских рисунков «Наш семейный выходной»; спортивное соревнование «Мама, папа и я – дружная семья»; занятие «Моя семья»; конкурс «Семейная игротека».

3. «Дружба крепкая»

- выставка детских рисунков и поделок «Портрет моего друга», «Подарок моему другу»; беседа «Что такое дружба»;праздник «Дружат дети на планете»; изготовление коллажа «Дружба крепкая»;открытие музея «О друзьях и дружбе».

4. «Книжкина неделя»

- беседа «Книга – лучший друг, книга – источник знаний»;викторина по сказкам; занятия «Я сочиняю сказку»; экскурсии в детскую библиотеку, книжный магазин; сюжетно-ролевая игра «Книжный магазин», «Библиотека»; выставка детских работ «В гостях у сказки».

Занятия по формированию основ безопасного поведения и здорового образа жизни:

«Компьютеры: хорошо или плохо?»;«Сказка о тех, кто играет за компьютером»;«Что за цифры на экране?»;«Сказка о тех, кто смотрит телевизор»

В,М,

П

Мс, М, П, В

СВ, П,В

Л,П,В

В,П,Мс

Развитие социально-одобряемых навыков поведения детей и содействие их самопознанию

Занятия по программе О.В. Хухлаевой «Тропинка к своему Я»(14)

Темы занятий:

«Кто я?», « Я - хозяин своих чувств», «Мои чувства», «Что такое счастье?», «Трудное чувство «дружба», «Сильный человек – это человек с сильной волей»

П

Коррекционно-развивающая работа с детьми «группы риска»

Занятия по коррекционно-развивающей программе для детей с высоким уровнем тревожности, напряженности (автор-составитель Н.Ф. Иванова- (11)

Темы занятий: «Улыбка», «Страх», «Боюськи», «Ночные звуки», «В темной норке», «Веселые и страшные привидения», «Я смелый», «Преодолеваем страхи», «Как я победил свой страх»

П

Педагоги

Просвещение по проблеме телевизионной, компьютерной зависимостей у детей

Групповые и индивидуальные консультации по профилактической теме и по организации эффективного взаимодействия с семьей

Консультации: «Сохранение и укрепление психического здоровья»;

«Как создать ситуацию успеха»;

«Место книги и современных компьютерных технологий в жизни дошкольника»

П,СВ

Отработка психологических знаний в области общения с родителями и детьми через тренинговые формы работы

Тренинги педагогического общения, взаимодействия педагога с родителями (коммуникативный тренинг Мониной Г.Б., Лютовой-Робертс Е.К.- (8)

Тематика тренинговых встреч: «Азбука общения», «Вербальные и невербальные средства общения в работе педагога», «Конфликты в педагогической практике».

Практические занятия: «Как поднять социометрический статус ребенка»; «Речевое насилие как угроза психическому и психологическому здоровью дошкольников»

П

Работа педагогов по повышению статуса дошкольников в детской среде

Игры, поручения, традиции

Мультимедийная презентация: «Изолированный ребенок».

Традиции в каждой конкретной группе: празднование дней рождения детей, общепринятых праздников (Новый год, 8 марта и т.д.), экскурсии, выставки

П

В,СВ

Условные обозначения: П- педагог-психолог, В- воспитатель, СВ- старший воспитатель, М- музыкальный руководитель, Мс- медсестра, Л- учитель-логопед

Ожидаемые результаты

—Снижение навязчивого интереса детей к компьютерным играм,

— повышение родительской компетентности по данной теме,
— нивелирование негативных проявлений в детско-родительских отношениях,
— вовлечение в мир художественной литературы и искусства ,
— повышение мотивации и интереса детей к альтернативным видам деятельности в противовес длительному времяпровождению перед телевизором, компьютером.
Анализ результатов проекта и выводы

Показатели эффективности психолого-педагогической технологии

На итоговом четвертом этапе результаты психопрофилактической работы подтвердили эффективность предлагаемой технологии Они выразились в:

  • снижении количества детей, входящих в «группу риска», таких детей стало меньше на 50% - 4 ребенка (6 %),
  • улучшении показателей личностного развития дошкольников (снижении тревожности, улучшении социометрических, познавательных показателей, пополнении знаний о здоровом образе жизни);
  • повышении родительской, педагогической компетентности в вопросах возникновения зависимостей у детей;
  • нивелировании негативных проявлений в детско-родительских отношениях.

В диагностических данных отмечается:

- ограничение времени пребывания детей за компьютером и телевизором;

- осведомленность родителей о возрастных временных нормах и необходимости цензурирования просматриваемого детьми материала;

-преобладание в досуге дошкольников компьютерных игр третьего типа, не вызывающие стойкого привыкания, а также обучающих игр и рисования.

Работа педагогического коллектива, направленная на вовлечение детей в мир литературы, искусства и спорта, повышение мотивации и интереса детей к альтернативным видам деятельности, находит свое отражение в высказываниях детей и родителей. Снижение навязчивого интереса детей к компьютерным играм произошло за счет альтернативных форм проведения досуга, предлагаемых родителями, а также увеличения количества детей, посещающих различные кружки и клубы. 79% дошкольников стали заниматься в кружках дополнительного образования. Произошло увеличение процента анкетных ответов родителей в пользу ежедневного семейного чтения (34%).

В перспективе предполагается совершенствовать технологию профилактики в условиях образовательного учреждения. Мы считаем целесообразным продолжить работу по повышению родительской компетентности. Необходимо расширять взаимодействие с другими учреждениями и организациями с целью вовлечения родителей и детей в различные досуговые мероприятия, конкурсы, соревнования. Все это позволит поднять статус семьи. Привлечение приглашенных медицинских специалистов и учителей также будет эффективным в плане просвещения родителей по вопросам возникновения зависимостей в детей.

Видео-интервью
vk.com/video384185363_456239017