Наверх

Проекты победителей

Заявка № 1999
Номинация
Мастер
Цели, задачи, методы

Цель:

Создание условий для приобретения опыта совместной игровой деятельности родителей (законных представителей) и детей дошкольной образовательной организации и микрорайона (не посещающих ДОО).

Задачи:

  • повысить педагогическую компетентность родителей по вопросам игровой деятельности детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;
  • способствовать установлению партнёрских взаимоотношенийс родителями воспитанников в процессе образовательной работы;
  • оптимизировать детско-родительские отношения в процессе организации игровой деятельности;
  • привлечь к систематической работе «Семейной игротеки» родителей детей ДОО и микрорайона (не посещающих ДОО).

Методы:

-анкетирование (выявление предпочтений у детей в домашних условиях);

-интернет-опрос (ознакомление с оснащением домашних игровых уголков);

-метод «SWOT -анализ» (выявление проблем по организации игр в домашних условиях и предпочтений детей в игровой деятельности);

-метод «Мозговая атака» (подбор игр и игровых ситуаций для эффективного взаимодействия родителей и детей);

-метод «Квик-настройки» (создание положительного, доброжелательного отношения к проведению игровой деятельности);

-индивидуальное консультирование и беседы (методическая помощь в подборе игрового материала для детей в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями);

-наблюдение (ознакомление родителейс игровой деятельностью детей);

-моделирование педагогических и проблемных ситуаций (предотвращение нежелательных последствий при осуществлении игрового общения взрослого и ребенка).

Подробная инструкция

Детско-родительский проект «Семейная игротека».

«Игра – генетическая основа, источник, корень всякого

творчества, его подготовительная ступень».

( Л.С.Выготский)

Игра - один из ведущих видов деятельности ребёнка. В процессе игры развиваются внимание, память, воображение, вырабатываются навыки и привычки, усваивается общественный опыт. Игра носит воспитательно-образовательный и развивающий характер, поэтому важнейшей задачей является создание условий, необходимых для более широкого внедрения разнообразных игр в образовательный процесс детей в дошкольной образовательной организации и домашних условиях.

В настоящее время взаимодействие с родителями воспитанников занимает достойное место в ряду приоритетных направлений образовательного процесса дошкольной образовательной организации.

В соответствии ФГОС ДО дошкольной образовательной организации необходимо создать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности; обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных детско-родительских проектов на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Поэтому в нашей дошкольной организации разработан проект «Семейная игротека», способствующий обогащению эмоционального совместного опыта членов семьи, развитию у детей и родителей интереса к совместному времяпровождению, а также знакомству родителей с вариантами проведения игрового досуга дома в семьях.

По результатам анкетирования с целью выяснения, занятости детей дома, были выявлены следующие моменты:

  • 68% детей проводят свободное время у телевизора или монитора компьютера за просмотром мультфильмов;
  • 36% родителей затруднились назвать более двух настольных игр, в которые можно играть вместе с детьми;
  • 53% семей выразили готовность участвовать в совместной игровой деятельности.

Новизна: Создание игротеки в дошкольной организации для развития совместной игровой деятельности взрослых и детей. Осуществление на базе игротеки практико-консультативного пункта для родителей, дети которых посещают дошкольное образовательное учреждение и родителей, дети которых воспитываются в домашних условиях.

Основные принципы проекта:

  • Принцип гуманизации направлен на развитие личности ребенка, как субъекта творческой деятельности.
  • Принцип ценности личности и ее уникальности заключается в признании самоценности личности каждого ребенка, неповторимой индивидуальности.
  • Принцип диалогичности реализует разнохарактерные и разноуровневые диалоги.
  • Принцип открытости к ближайшему социальному окружению: детям, взрослым и др.
  • Принцип ориентации на зону ближайшего развития, включает в себя дифференциацию образования в соответствии с индивидуальным темпом развития ребенка, обеспечения доступного для него уровнятрудности в освоении содержания образования.
  • Принцип свободы и самостоятельности позволяет ребенку самостоятельно выбрать цель, определиться в мотивах и способах действования.
  • Принцип ситуативности, позволяет создать «социальную ситуацию» для ребенка, где ядром выступает детско-родительского взаимодействие.
  • Принцип интегративности всех процессов образовательного пространства.
  • Принцип ценностной ориентации всех видов взаимодействий и деятельности придает целостность, является стержнем, осью образовательного пространства.

Условия реализации:

Ресурсы

Механизмы их обеспечения (реализация)

Информационные

-создание эффективной информационной среды для реализации проекта;

-изучение дополнительной информации по теме;

Научно – методические

-уточнение и привлечение особенностей игровых методик и форм, повышающих эффективность игровой деятельности детей;

-подготовка методических рекомендаций для внесения изменений в предметно-пространственную среду;

-составление рекомендаций воспитателям и родителям для работы с детьми в игротеке;

Организационно - управленческие

-организация методической помощи педагогам и родителям;

-обеспечениепроведения мероприятий совместно с родителями;

-обеспечить презентацию новых игр и пособий;

-организация досуговых мероприятий;

Финансовые

-обеспечить спонсорскую и благотворительную помощь для игротеки;

Материально - технические

-обеспечение санитарно-гигиеническое состояние игротеки, согласно СанПина;

-оснащение методическимии дидактическими пособиями;

-обеспечение техническими средствами: компьютер, мультимедийное оборудование;

Временные

-проведениеигротеки – октябрь - апрель;

-подведение итогов – май.

Участники проекта: воспитанники, педагоги, родители (законные представители) дошкольной организации и микрорайона.

Механизмы реализации проекта

Реализация поставленных задач проходит в три этапа:

  • I этап - «Посмотри, как мы играем».
  • II этап - «Поиграй со мной».
  • III этап - «Научи меня играть».

Реализация проекта:

1 этап «Посмотри, как мы играем».

Задача: Повысить педагогическую компетентность родителей по вопросам игровой деятельности детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

Особенность этапа: Родители приглашаются на игровую деятельность детей в режимных моментах с целью ознакомления с особенностями образовательного процесса.

Содержание:

- интернет-опрос «Игровой уголок ребенка дома» (использование сайта дошкольной организации);

- консультация «Дидактическая игра - как средство всестороннего развития ребенка»;

- памятки «Развивающие игрушки», «Игры на кухне»;

- «SWOT - анализ» - «Игры и их роль в жизни ребенка» (выявление проблем по организации игр в домашних условиях и предпочтений детей в игровой деятельности);

- наблюдение и анализ родителями совместной и самостоятельной игровой деятельности в рамках дошкольной организации (1 раз в неделю в вечернее и утреннее время).

2 этап «Поиграй со мной».

Задача: Способствовать установлению партнёрских взаимоотношенийс родителями воспитанников в процессе образовательной работы.

Особенность этапа: Родители участвуют в совместной игровой деятельности детей в роли «ведомых», в роли ведущих участвуют дети или педагоги дошкольной организации.

Содержание:

- «Мозговая атака» - «Играем вместе с детьми» (подбор игр и игровых ситуаций для эффективного взаимодействия родителей и детей);

- индивидуальные беседы и консультации с родителями;

- игротека «Домовята в гостях у Бабы Яги» (привлечение к участию детей разных возрастных групп ДОО и микрорайона);

- игровая ситуация «Веселые снежинки» (сотрудничество музыкального руководителя, педагогов, детей и родителей);

- мировое кафе «С детьми играть – ум, разум, душу развивать»;

- совместная деятельность детей иродителей «Игры в дружной компании» (проведение игровой деятельности с детьми и родителями 2 раза в месяц).

3 этап «Научи меня играть».

Задача: Оптимизировать детско-родительские отношения в процессе организации игровой деятельности. Особенность этапа: Родители выступают в главной роли в ходе совместной игровой деятельности.

Содержание 3 этапа:

- анкетирование «Играем вместе с детьми» (приобретение опыта совместной игровой деятельности детей и родителей);

-метод «Квик-настройки» - «Путешествие в профессию педагог» (создание положительного, доброжелательного отношения к проведению игровой деятельности);

- индивидуальные беседы и консультации (разработка игр и игровых ситуаций);

- вечерний факультатив для детей и родителей «Моя любимая игрушка» (знакомство детей с любимыми игрушкамииз детства родителей);

- игротека «В гостях у Маши и Медведя» (взаимодействие двух возрастных групп, участие родителей в качестве ведущих игротеки - сказочных персонажей);

- творческая мастерская «Наташа и Илюша собираются гулять» (проведение родителями художественно-творческой деятельности в игровой форме);

- игровая ситуация «Поиграем с Машей» (привлечение родителей к проведению игр-экспериментов);

- совместная деятельность детей иродителей «Игры в дружной компании» (проведение игровой деятельности родителями 2 раза в месяц).

Ожидаемые результаты

Повышение педагогической компетентности родителей по вопросам игровой деятельности детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

  • Сплочение детского коллектива и развития взаимопонимания между детьми и родителями.
  • Желание родителей самостоятельно организовывать игры с детьми дома и в дошкольной образовательной организации.
  • Создание позитивного микросоциума, в котором каждый участник (взрослый и ребенок) развивается в процессе совместной игровой деятельности.
Анализ результатов проекта и выводы

Анкетирование родителей, проведённое на первом и заключительном этапах проекта, позволило оценить динамику развития ценностных ориентаций в деятельности игротеки и показало следующие результаты:

  • 13% детей проводят свободное время у телевизора или монитора компьютера за просмотром мультфильмов;
  • 58% родителей осознали значимость совместного игрового времяпровождения с ребенком;
  • у 67% родителей повысилась педагогическая компетентность в подборе игрового и дидактического материала.

Анализ заинтересованности родителей к участию в совместной игровой деятельности с детьми в рамках дошкольной организации показал, что 78% семей ДОО и 25% семей микрорайона систематически посещали мероприятия игротеки.

Итогом работы по проекту считаем распространение опыта педагогом:

- публикация в сборнике «Теоретические и методические проблемы современного образования» (Стерлимак2015);

- публикация в сборнике «Формирование инновационной образовательной среды как условие развития субъектов образовательного процесса» (Архангельск 2015);

- публикация «Введение ФГОС дошкольного образования: опыт Архангельской области» (Архангельск 2016);

- интернет-публикация на сайтегазеты «Мир детства» novsadik.ucoz.ru (Новодвинск 2015);

- выступление на XVIII международных педагогических чтениях «Формирование инновационной образовательной среды как условие развития субъектов образовательного процесса» (Архангельск 2016);

-выступление в рамках Единого методического дня «Организация образовательного процесса в условиях введения и реализации ФГОС ДО: опыт, проблемы, перспективы» (Новодвинск 2015);

- выступление на III региональной ярмарке инновационных педагогических идей «Талант живет в каждом» (Архангельск 2016);

- областной профессиональный конкурс модулей к программам повышения квалификации, модуль «Современные подходы к организации взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи» (сертификат победителя 2014);

- II областной конкурс заочном конкурсе программно-методических материалов «Как хорошо, что есть семья!» (сертификат 2016);

- региональный этап I всероссийского конкурса «Воспитатели России» (сертификат 2015);

- V региональная выставка – конкурс «ФГОС дошкольного образования: современное программно- методическое обеспечение реализации» (сертификат 2016);

- областной конкурс «Учитель года -2014» (диплом призера 3 место).

Результатом повышения педагогической компетентности родителей является участие семей воспитанников в конкурсах:

- областной конкурс видеороликов «Тепло семейного очага» (диплом 1 степени);

- областной конкурс «Поморский папа» (диплом 1 степени);

- областной конкурс «Лучшая семья Архангельской области» (победитель в номинации «Семья – это 7Я»);

- городской конкурс «Мой день здоровья» (3 место);

- городской творческий конкурс стенгазет «Моя семья – мое богатство» (диплом 1 степени);

- III областной фестиваль творчества дошкольников «Кораблик детства» (диплом 3 степени);

- Всероссийский конкурс рисунков «В мире профессий» (сертификат);

- городской конкурс «Мой любимый Цап-царапыч» (диплом 1 степени);

-городской фестиваль детско-родительского творчества «Шире круг» (сертификат);

- I городская исследовательская конференция «Мои первые исследования» (диплом 3 место).

Таким образом, детско-родительский проект «Семейная игротека» способствовал приобретению опыта совместной игровой деятельности родителей (законных представителей) и детей ДОО и микрорайона, повышению родительской компетентности родителей и установлению партнерских взаимоотношений в процессе образовательной работы.