Наверх

Проекты победителей

Заявка № 1122
Номинация
Мастер
Цели, задачи, методы

Проект "Права ребенка" для детей старшей группы детского сада.

Цели: а) формирование представлений о правах человека; б) формирование основ гражданской позиции, осознание гуманистических ценностей, воспитание личной ответственности ребенка как будущего гражданина демократического общества.

Задачи.

1.Обеспечить детей знаниями, навыками, ценностными ориентирами для формирования правовой компетентности.

2.Развивать "я" сознание ребенка, свободу самовыражения и самопрезентации.

3.Формировать у детей навыки социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека.

4.Развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях с ориентацией на ненасильственную модель поведения.

5.Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.

6. Приобщать детей к отечественным, этнокультурным и национальным ценностям.

Методы.

1.Моделирование и анализ ситуации.

2.Импровизации.

3.Игры с правилами (сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, музыкальные).

4.Тематическое рисование.

5.Беседы.

6.Продуктивная деятельность.

7.Творческие задания с применением образа.

8.Использование технических средств.

9.Использование произведений искусстваю.

10.Использование наглядных пособий.

11.Театрализация.

12 Использование символов-схем.

Подробная инструкция

Процесс познания правовой культуры находит выражение в разнообразных формах собственной деятельности детей: игровой, художественно-игровой, драматизаций, продуктивной, трудовой деятельности. Дошкольники осваивают нравственные нормы через поисково-экспериментальную, проблемную и продуктивную деятельность. Дети включаются в решение простых творческих задач: отгадать, отыскать, раскрыть секрет, составить, смоделировать, видоизменить, сочинить. Работа по развитию у детей представления об основах правового сознания нацеливает на последовательное введение ребенка в социальный мир. Например, я предлагала детям понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья относятся к обидчикам, что радует и что огорчает друзей и близких. Использование наблюдения учит детей выделять себя из окружающего мира, взаимодействуя с другими людьми благодаря своим органам чувств: определить цвет глаз, волос своего товарища, ощущать его тепло, воссоздавать зрительные образы. Этот прием способствует развитию эмпатии и эмоциональной отзывчивости у детей, а значит, и реализации права на дружбу, внимание, заботу. Научить детей тонко ощущать изменение окружающего мира позволяет прием визуализации. Так, закрыв глаза, дети представляют, что они уменьшились в размерах до муравья и ползут по камню. Ощущая себя маленьким беззащитным муравьишкой, ребенок пытается поделиться своими впечатлениями. Дошкольники тонко воспринимают, что все живое нуждается в защите, а значит и люди, окружающие тебя, тоже требуют сочувствия, тепла и помощи.Прием драматизации упражняет детей в умении "вчувствоваться" в другого, войти в его положение. Каждому ребенку присущ "театральный инстинкт" - стремление посредством игры побывать в роли другого, расширив тем самым границы своего бытия. Это помогает острее реагировать на поведение окружающих людей и животных. Размышления детей от лица природных объектов несут большую смысловую нагрузку.Дети чувствуют экологическую значимость милосердного отношения к миру растений и животных, отмечая черствость тех людей, которые безжалостно вторгаются в природу и вредят ей. Приласкать, погладить, утешить, отвлечь, сказать теплые слова - это доступные формы объективно и субъективно направленного содействия нуждающимся в этом. Включение музыки помогает формировать осознанное отношение к душевным настроениям разных героев.

Все разделы работы взаимосвязаны и дополняют друг друга, хотя каждый имеет свою специфику, свою воспитательно-образовательную цель. Предварительная работа и работа на закрепление материала ведется только в повседневной совместной и самостоятельной деятельности детей, что позволяет избежать излишней заорганизованности детей. Занятия, игры, труд в повседневной деятельности организуются небольшими подгруппами детей, что способствует взаимообучению и взаимопроверке, стимулирует познавательное общение и взаимодействие детей.

Вся запланированная работа способствует тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника. Несмотря на всю сложность темы, при обучении детей использовала разнообразные методы и приемы:

использование сюжетов хорошо известных сказок (иллюстрации, видео, аудиокассеты, диафильмы);
решение проблемных задач, поиск решений от своего имени или имени героя: если бы я был гадким утенком ... , если бы я поймал золотую рыбку ... , если бы я вдруг превратился в ...;
дидактические игры: "Чьи права нарушены?", "Назови права героев", "Выбери право", "Кто больше?", "Назови - не ошибись!", "Я начну, а ты продолжи", "Спасите Чипполино", "Как исправить Бармалея?", "Помогите Буратино", "Найди ошибку и исправь", "Выбери нужный ответ", "Подбери пословицы к картинкам", "Какими правами пользовались персонажи?"

Форма занятий меняется в зависимости от поставленных задач. Занятия включают нравственные задачи, так как любая учебная ситуация должна нести в себе момент воспитания. Основной принцип в работе - дать ребятам возможность познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках.

Непосредственно организованная деятельность направленна на элементарное ознакомление с правом ребенка, как общечеловеческой ценностью, условием жизнедеятельности и регулятором общественных отношений. Цикл включал непосредственно организованную деятельность, беседы-размышления, игры-путешествия, проблемно-поисковую деятельность, индивидуальные образовательные мероприятия с детьми. Воспитательно-образовательный процесс проходил в форме игровых и познавательных ситуаций, способствующих осмыслению детьми прав ребенка, развитию у них чувства собственного достоинства, терпимости и уважения ко всем людям. Учитывая возрастные особенности детей, я проводила ознакомление с правами ребенка на примере хорошо знакомых литературных произведений, подобрала знакомые детям сказки, в которых сюжет отражает определенные социальные явления. Этим требованиям отвечают многие произведения, например, «Три поросенка» - право на жильё, «Красная Шапочка», «Волк и семеро козлят» - право на жизнь, «Буратино» - право на образование, «Заюшкина избушка» - право на неприкосновенность жилища, «Золушка» - право на отдых, «Доктор Айболит» - право на медицинскую помощь и т.д.Работа вне занятий включала в себя проведение сюжетно-ролевых, театрализованных, дидактических игр: «Спасатели», «Кто имеет право жить в этом доме?», «Оцени поступок», «Кто из героев нарушает права?», «Коробка добрых дел», «Права ребёнка», «Определи настроение».Также вместе с детьми мы оформили «Уголок добрых дел».

Большую часть времени я посвятила практике: сюжетно-ролевым и другим творческим играм, практическим делам, различным творческим конкурсам, соревнованиям, а также беседам, рассказам, спорам, учитывая при этом эмоциональное восприятие.

Начиная работу с семьей по изучению Конвенции о правах ребенка, я провела предварительное анкетирование среди родителей с целью, выявления информированности о данном правовом документе.Исходя из первоначальных показателей, и того, что родители являются гарантом соблюдения Конвенции, я наметила следующую задачу: разъяснение Конвенции о правах ребенка, как правового документа социально – нравственного и педагогического значения.Предложив родителям ответить на вопрос: «Через какие формы работы Вам хотелось бы получить информацию о Конвенции», я выяснила, что родители, прежде всего, хотели бы поучить теоретические знания. Затем родители проявили заинтересованность к таким формам работы, где бы они непосредственно были активными участниками вместе со своими детьми. Поэтому в план моей работы включены такие мероприятия, как диспуты, беседы – тренинги, совместное проведение праздников, оформление выставок. Родители приняли участие в проведении спортивного досуга «Дружные встречи» (семейные соревнования), в презентации проекта – детско-родительской гостиной «Наши права». Родители помогали в подборе материалов по теме проекта (худ.литература, муз.произведения, открытки, плакаты и т.п.) Для них была подготовлена наглядная агитация.

Для реализации проекта я разработала конспекты занятий: «Конвенция о правах ребёнка», «Имею право жить», «Жизнь дана на добрые дела», «По-разному зовутся дети», «Моя семья», «Без семьи нет счастья», «Мой дом моя крепость». Обязательным элементом занятий являлось: тематическое рисование, аппликация, выполнение заданий по образцу, выполнение заданий в изменённой ситуации, тренинги.

Работая над конспектами, я, прежде всего учитывала следующее.

Нельзя усложнять содержание. Моя цель - дать детям первоначальное представление о правах человека, вызвать интерес к познанию себя и окружающего мира, а не прочитать курс юриспруденции. Рассказы воспитателя должны быть просты и понятны для восприятия ребёнка 5-7 лет, без сложной терминологии, но научно достоверны.

Беседовать с ребёнком следует тогда, когда ему хочется с вами разговаривать на данную тему, не принуждайте его к разговору; старайтесь пробудить в дошкольнике интерес, желание не только отвечать вам, но и самому задавать вопросы.

Не нужно спешить с ответом на вопрос, предложите ребёнку самому сделать предположение, понаблюдать за той или иной ситуацией; подведите его к правильному выводу, похвалите за самостоятельное решение, расскажите о его успехе другим детям; если же ребёнку не удалось найти ответ, помогите ему, познакомьте с логикой своих рассуждений и выразите уверенность в том, что впредь он сам сможет разрешать подобные ситуации.

Главная мысль всех занятий: «Закон-это то, что не мешает, а помогает гражданину жить, поэтому детям нужно знать свои права и обязанности».



План реализации проекта

Первый этап. Накопление информационной базы для работы над проектом.

Подготовка методических рекомендаций, материалов по правам ребенка.

Создание условий для проведения проекта.

Составление плана.

Разработка перспективного планирования занятий по ознакомлению детей в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав ребенка.Создание картотеки игр по формированию нравственных норм и правил поведения (в детском саду, семье, обществе).

Проведение мотивации родителей на сотрудничество в проекте- консультация для родителей с целью знакомства с темой, задачами проекта, содержанием работы

Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию. Принятие задач.

Создание игровой мотивации, доступной для понимания детей дошкольного возраста, с опорой на детский личный опыт. Заинтересовывание каждого ребенка.

Цикл занятий с детьми по ознакомлению прав.

Подбор детской литературы.

«Конвенция о правах ребенка»

«По-разному зовутся дети»

«Имею право жить»

«Без семьи нет счастья»,

«Моя семья»,

«Мой дом-моя крепость»,

"Жизнь дана на добрые дела".

- К. Чуковский «Доктор Айболит»

- К. Чуковский «Федорино горе»

- Г. Х. Андерсен «Снежная королева»

- Ш. Перро «Красная Шапочка», «Золушка»

- А. Толстой «Золотой ключик»

В.Осеева "Просто старушка"


Сюжетно – ролевые игры.

Игра «Спасатели»

Цели:

  • Ознакомление с профессией спасателя и правилами поведения в экстремальных ситуациях.
  • Расширение тематического словаря, совершенствование диалогической формы речи; развитие слухового восприятия и логического мышления.
  • Воспитание чувства товарищества и взаимовыручки

Игра «Дружная семья»

Цель: Вызвать положительные эмоции в процессе игры,развивать умение выражать свои чувства.

Беседы

«Я люблю свою мамочку».

«Беседы об ответственности и правах ребенка».

«Ознакомление дошкольников с конвенцией о правах ребенка».

«Беседы о правах ребенка».

«Дети и взрослые. Что такое «право».

«Правила поведения по которым живем».

Совместная деятельность воспитателя и родителей

Оформление уголка для родителей «Я человек и я имею право!»

Побуждение к созданию благополучной атмосферы дома на основе доброжелательности и взаимопонимания.

Беседы, «Ребенок и его права», «Семь правил для всех», «Права ребенка — соблюдение их в семье».

Анкетирование «Какой вы родитель?

Родительское собрание «Повышение правовой культуры родителей»

Сотворчество детей и родителей (подбор стихов, открыток, фотографий, пополнение и оформление коллажей по данной теме: изготовление «Генеалогического древа», выставки рисунков «Моя семья», «Дом в котором я живу», изготовлении папок: «Я и моя семья», «Мое имя»).

Конкурс «Что я знаю о своем ребенке»

«День семьи», в ходе которого каждая семья планирует и организует (совместно с детьми) — игры, конкурсы, викторины сюрпризы, совместное чаепитие детей и взрослых.

Второй этап. Организационно-практический

Занятия художественно-творческого цикла

Цикл бесед и занятий с детьми по ознакомлению с окружающим миром.

Рисование «Цветочки для любимой мамочки»,

«Подснежники зимой (по сказке «Двенадцать месяцев»)»

Лепка «Красивый букет милой маме»

Аппликация «Гадкий утенок»,

Тема: «С кем ты живешь»

Тема: «Мое право на имя, отчество и фамилию»

Тема: «Что такое семья?»

Тема: «Чем порадуем»

Сюжетно-дидактические игры.

Цель: Побуждать детей проявлять интерес к действиям детей, оказывать друг другу посильную помощь, проявлять доброжелательное отношение к сверстникам

«Подбери пуговицы для костюма, платья, кофты, блузок.

«Дружная семейка», «Семейный праздник», «Назови по имени», «Поликлиника», «Спасите Чипполино», «Как исправить Бармалея?», «Помогите Буратино», «Найди ошибку и исправь».

Словесные игры:

Играя, ребята учатся устанавливать новые связи и отношения с людьми, организовывать взаимодействие для достижения цели.

«Назови меня ласково», «Назови меня полным именем», «Можно – нельзя»

«Приветствие», «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся», «Покажи», «Моих родителей зовут…»

Проблемные ситуации:

Сказка «Репка»

У Деда неурожай: репка не выросла. Как ему помочь?

Средства связи

У слонёнка заболела бабушка. Надо вызвать доктора, но он не знает как.

Дети рисуют.У Оли сломался карандаш. Она выхватила из рук Риты карандаш. Рита встала и пересела на другое место.Почему Рита ушла за другой стол? Как бы поступил ты?

Таня любила убираться у себя в кукольном уголке. Она смачивала тряпочку водой, отжимала ее и протирала мебель. Нечаянно девочка наступила на тазик. Вода разлилась на ковер. Девочка в растерянности смотрит на лужицу. К ней подходит мама. Что было дальше? Опишите ситуацию с разных позиций.

.

Физическая культура:

Подвижные игры: «Поводырь», «Разноцветный букет». Хороводные: «Друг, дружочек, становись в кружочек», «Угадай по голосу», «Я знаю много имен девочек мальчиков». Спортивные соревнования "Дружные встречи".

Музыка:

Организация совместного с родителями праздника, посвященного Дню Матери. Слушание и обсуждение песни «Мамонтенок». Утренники "8Марта", "День защитника отечества".

Просмотр мультфильмов Смешарики " Азбука прав ребенка".

Презентация проекта-Детско-родительская гостиная.

Ожидаемые результаты

1. Повышение уровня правового воспитания

2. Формирование навыков нравственно- патриотического поведения

3. Усвоение правовых понятий: закон, право, правонарушение, национальные отношения.

4. Повышение социальной компетентности дошкольников.

5. Формирование гражданских навыков: индивидуальность суждений, открытость к диалогу, толерантность, умение решать возникающие вопросы в повседневной жизни конфликты правовыми способами.

6. Понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека.

7. Проявление заботы и уважения ко всем членам семьи.

8. Создание картотеки игр правового содержания.

Анализ результатов проекта и выводы

Работа по защите прав и достоинств ребёнка в дошкольном учреждении значима и необходима. Результатом работы стало то, что дети стали внимательнее относиться друг к другу, проявлять заботу о тех, кто рядом, оказывать помощь, поддержку. Дошкольники усвоили ключевые понятия: закон, правонарушение. У них сформировались гражданские навыки: индивидуальность суждений, открытость к диалогу, толерантность, умение решать возникающие в повседневной жизни конфликты правовыми способами.

Видео-интервью