Наверх

Проекты победителей

Заявка № 2095
Номинация
Мастер
Цели, задачи, методы

Цель: разработка практических рекомендаций для развития субъектности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ при реализации ФГОС.

Задачи:

  1. Выяснить сущность субъектности дошкольников.
  2. Обозначить основные принципы госстандартов, отражающие необходимость развития субъектности каждого ребёнка в период дошкольного детства.
  3. Выявить наличие субъектности у детей дошкольного возраста в реальных условиях жизнедеятельности в ДОУ.
  4. Предложить рекомендации по развитию субъектности у детей дошкольного возраста для образовательной практики.
Подробная инструкция

Механизм реализации проекта

Этапы

Основное содержание работы

Задача этапа

Мероприятия

Подготовительный

- Изучение Закона об образовании, ФГОС, литературы, связанных с темой «субъектность»

-Проведение анализа образовательной программы ОУ с точки зрения еѐ соответствия ФГОС

-Проведение анализа готовности к реализации ФГОС на ступени ДОУ (ревизия условий: кадровых, финансовых, материально- технических на соответствие)

-Изучение образовательных запросов родителей

-Анализ существующих программ ОУ на соответствие требований ФГОС

-Консультация педагогов о понятии «субъектность», по проблеме субъектности, о необходимости ее развития в дошкольном возрасте

Формирование мотивации и профессиональной готовности педагогов к поиску средств и создание условий для развития субъектности детей старшего дошкольного возраста;

обновление предметно-пространственной развивающей среды

Педагогический совет, научный семинар, заседания МО педагогов, индивидуальные консультации для воспитателей,

консультации в

ГОАУ ДПО

ПК ИРО,

ШП ДВФУ

Разработческий

-Приобретение материально - технических средств в соответствии с требованиями к условиям реализации ФГОС и в соответствии с СанПиН

-Комплектование учебно- методической базы

-Повышение уровня профессиональной компетенции педагогических работников ОУ

- Проведение родительских собраний с целью информирования родителей о понятии «субъектность», о важности его развития в данном возрасте

Координация действий педагогов

Круглый стол с приглашенными педагогами из ШП ДВФУ, индивидуальные консультации

Обобщающий

-Подготовка рекомендаций для педагогов, реализация которых поможет решить обучающие, воспитательные, развивающие задачи, что в совокупности способствует развитию субъектности детей в дошкольном возрасте

Мониторинг уровня развития детей по образовательным областям;

Составление рекомендаций, утверждение рекомендаций

Педагогический совет, публикация практических рекомендаций на сайте ОУ

Ожидаемые результаты


- Повышение качества образования на основе развития профессиональных компетентностей педагога;

- Создание условий для развития и творчества обучающихся и педагогов;

- Создание условий для выявления, изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта;

- Обновление материально-технической базы.

Анализ результатов проекта и выводы

В современных социокультурных условиях к человеку предъявляются повышенные требования к собственным возможностям как субъекту деятельности, субъекту развития, субъекту бытия и со-бытия с Другим. В связи с этим особое значение приобретает более глубокая научная рефлексия феномена субъекта и становления человеческой субъектности.

Во-первых, актуальность для Социума, как интегрированного субъекта, обусловлена его потребностью в становлении человеческой субъектности, так как именно субъект обеспечивает эволюцию Социума.

Во-вторых, осознаётся тот факт, что единственная возможность противостоять различного вида и масштаба угрозам может только общность людей как «коллективный субъект», обладающий активностью, целостностью.

В-третьих, имеет место понимание того, что становление творческой, активной, деятельной личности невозможно без становления, в свою очередь, субъектности, актуализирующей возможности человека как автора собственной жизни. Именно поэтому в настоящее время субъектный подход, применяемый к изучению психологической реальности индивида, приобретает статус приоритетного. Субъектность, с одной стороны, становится методологическим принципом в психологическом исследовании личности, а с другой, является предметом познания.

В настоящее время исследование субъектности личности становится приоритетным в психологической науке. Понимание субъекта связывается отношением человека к себе как к деятелю, с наделением человеческого индивида качествами быть самостоятельным, активным, способным, умелым в осуществлении особых человеческих форм жизнедеятельности, прежде всего, предметно-практической деятельности.

Таким образом, субъектность является важным качеством, обеспечивающим развитие и саморазвитие личности, качество, определяющее способность изменять окружающий мир и себя, руководствуясь собственной системой ценностей, способность выбирать способ репрезентации этой активности в мире и нести ответственность за последствия этого выбора. Можно считать, что человек, характеризующийся высоким уровнем субъектности активен, самостоятелен, успешен в предметно – практической деятельности, вместе с тем такой человек – творец собственной жизни, он способен адекватно оценивать способы деятельности, контролировать её ход и результаты, изменять её приёмы.

Именно в дошкольном возрасте имеются все предпосылки для развития субъектности, и многие авторы (Е.А. Сергиенко, В.В. Селиванов, В.А. Татенко, О.В. Cуворова, Ю.А. Варёнова и другие) характеризуют данный возраст как сензитивный для её становления. В этом возрасте ребёнок начинает становиться личностью - появляются точки самоопределения во многих общностях (сверстников, близких, знакомых и др.) и обособления от них.

Дошкольные учреждения до последнего времени уделяли большое внимание формированию знаний, умений, навыков и адаптации ребёнка к социальной жизни, и практически не рассматривали роль механизмов самополагания и культуротворчества, формируемых в раннем детстве и влияющих на всю последующую жизнь человека. В шестилетнем возрасте ребёнок включён в систему деятельностей: общение, игру, познание, учение. Интеграция этих видов деятельности несёт в себе главный потенциал развития субъектности.

Для успешного развития субъектности важно создание педагогом возможностей и условий для детей для включения его в разные виды деятельности согласно госстандартам. Деятельность выступает, с одной стороны, как атрибут субъекта, его сущностная характеристика, с другой − является непременным условием развития субъектности.