Наверх

Проекты победителей

Заявка № 1290
Номинация
Мастер
Цели, задачи, методы

В течение трёх лет мною ведётся работа по предупреждению и преодолению у детей старшего дошкольного возраста психоэмоционального напряжения, проявляющегося, в первую очередь, в повышенной тревожности.

Инновационный продукт, разработанный мною, представляет собой 2 программы: для детей и родителей, которые реализуются одновременно. Авторские программы, адресованные: родителям воспитанников с проявлениями тревожности «Учимся понимать своих детей», и «Объединение усилий педагога-психолога и семьи в развитии эмоционально-волевой сферы у детей, нуждающихся в поддержке» - коррекционно-развивающая программа «Ладонь, полная солнца» для детей старшего дошкольного возраста.

В ДОУ реализуется ООП ДОУ. Коррекционно-развивающая программа «Ладонь, полная солнца» находится в содержательном разделе ООП ДОУ: п. 2.6 «Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений личностного развития детей с тенденцией к повышенному уровню тревожности». Справка об участии в разработке ООП ДОУ https://yadi.sk/i/gaAoMqzv3Bf6iB

Программа для детей старшего дошкольного возраста «Ладонь, полная солнца» https://yadi.sk/i/ezGgyL9b3DVfUi нацелена на создание оптимальных условий, которые будут способствовать преодолению развития высокого уровня тревожности, содействовать в возможно более полной реализации имеющегося у ребенка потенциала развития.

Актуальность работы состоит в том, что в последние годы в практической работе нашего дошкольного учреждения отмечается существенный рост тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Большая часть проблем, которые интересуют родителей, педагогов нашего детского сада, в своей основе связаны с эмоционально-поведенческими сложностями и личностными особенностями ребенка, что оказывает отрицательное воздействие на формирование социально успешной личности.

Основные задачи программы заключаются в следующем:

  1. Выявить уровень тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
  2. Создать условия для отреагирования отрицательных эмоций, осознания собственных переживаний.
  3. Способствовать формированию адекватной самооценки.
  4. Способствовать развитию индивидуальности.
  5. Обучать приёмам снятия эмоционального и телесного напряжения.
  6. Обучать приёмам саморегуляции.
  7. Развивать коммуникативные навыки.
  8. Поддержка развития инициативы и активности
  9. Способствовать творческой самореализации.

Методы, используемые при реализации программы:

  1. Метод реагирования: наблюдение за детьми, создание условий, которые помогают детям ставить и реализовывать их собственные цели, а также наблюдение за влиянием этих условий на достижении поставленных детьми целей. Обеспечить возможность выбора, самореализации или реализации в партнерстве с другими своих идей, желаний. Стимулирование и поддержка инициативы, активности и самостоятельности ребёнка.
  2. Обеспечение гибкости в инициированной взрослым деятельности: словесные указания, приободрение, оказание практической помощи.
  3. Гибкий и разноуровневый подход к материалам для занятий (по степени сложности). Для детей с проявлениями тревожности - пластилин, песок, вода, пальчиковые краски… обладают большей открытостью и гибкостью; дети могут использовать их в целом диапазоне уровней сложности. Такая вариативность создает оптимальные возможности для индивидуализации обучения.
  4. Создавая условия (опоры) помочь ребенку самому сделать следующий самостоятельный шаг, не задавая этот уровень, а увидеть его приближение через наблюдение.
  5. Предоставить ребёнку возможность реализовать потребность в самостоятельных действиях и получить опыт осознания того, что его свобода от других состоит в его способности выбирать из своих многочисленных «хочу» те, за которые он готов нести личную ответственность.

Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка-дошкольника реализуется требованием психологической безопасности образовательной среды, которое достигается:

  • создание условий для реализации потребностей ребёнка в игре, в движении, в познавательной активности, в общении;
  • ориентация в моделировании среды на возрастные физиологические особенности детей, возрастные задачи развития;
  • стимуляция развития творческого потенциала, продуктивного мышления, как психического процесса трансформирующего всю психическую жизнь ребёнка;
  • социальные отношения строятся на способах взаимодействия: сотрудничество, признание прав ребёнка и его свобод, обсуждение, сопереживание, поддержка, гибкое введение правил;
  • поощрительное воздействие (эффективная система поощрений).

Я вижу свою задачу и в том, чтобы программа воспринималась родителями и педагогами как мотивирующая к участию в позитивных образовательных переменах.


Взаимодействие с родителями детей с проявлениями тревожности осуществляется в соответствии с программой, разработанной педагогом-психологом

Основная цель организации работы с родителями заключается в помощи развитию личности ребёнка и родителей путём снятия ограничений и освобождения потенциала.

Взаимодействие с семьями воспитанников осуществляю по следующим направлениям:

I – диагностическое, с целью изучения особенностей воспитания ребёнка в семье и выявление проблем для учёта в планировании психологической работы с детьми и их родителями; установление контакта и формирование положительной установки на дальнейшее общение; создание возможности для осознания родителями причин дезадаптивного поведения детей;

II – консультативное, с целью оказания конкретной помощи обратившимся взрослым и детям в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем;

III – тренинговое, с целью повышения уровня психологической компетентности родителей и развития их эмоциональной сферы.

Коррекционно-просветительская программа для родителей "Учимся понимать своих детей"

Взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников с повышенным уровнем тревожности осуществляется по авторской коррекционно-просветительской программе «Учимся понимать своих детей» https://yadi.sk/i/X1VY_skb3EWKDC Рецензент кандидат пс. н., доцент ФГБОУ ВПО «ИГУ» Кафедра психологии О.В. Удова.

Как показывает практика, формирование детской тревожности является следствием не­правильного воспитания ребенка. Большинство родителей тревожных детей не осознают, как их собственное поведение влияет на характер ребенка. Как правило, родители тревожных детей сами бывают высокотревожными, в связи с чем имеют низкую самооценку, страдают от мышечных зажимов, не удовлетворены собой и своими действиями и т.д. Таким родителям необходима поддержка и помощь в повышении компетентности в вопросах эмоционального благополучия и развития детей. В программе центральным является психологическое состояние самого родителя и его коррекция с опорой на внутренний или внешний ресурс. Работа направлена на гармонизацию эмоциональной сферы, снижение повышенной тревожности у родителей. Необходимо содействовать родителям в углубленном понимании трудностей ребенка, усилить чувствительность к его потребностям через создание доверительных отношений. Счастливого ребёнка могут воспитать только эмоционально-стабильные люди – счастливые родители.

Цель программы: способствовать повышению психолого-педагогической компетентности родителей как условия эмоционального благополучия ребёнка, развитие их эмоциональной сферы и сотрудничества взрослого с ребёнком

Задачи:

  1. Организовать обсуждение и принять правил работы группы.
  2. Развивать ключевые компетентности личности родителей (коммуникативную, информационную, рефлексивную).
  3. Расширять определенные социально-психологические знания.
  4. Создавать ситуацию совместного осмысления и нахождения возможных путей преодоления возникших трудностей в воспитании ребёнка.
  5. Обучение родителей эффективному взаимодействию с детьми, непосредственное взаимодействие родителей с детьми в моделируемой, а затем и в реальной ситуации.
  6. Овладение способами: релаксации, саморегуляции, избавления от негативных чувств
  7. Создать условия для снятия эмоционального напряжения родителей и детей, укрепление доверительных отношений между ними.
  8. Переносить полученные знания в реальную жизнь.

Методы активного обучения родителей в тренинге:

  • Групповая дискуссия.
  • Мозговой штурм.
  • Наводящий вопрос.
  • Опора на жизненный опыт - соотнесение теоретических знаний с конкретным опытом человека.
  • Проблемное задание - развитие навыков рефлексирования педагогического взаимодействия с детьми и выбора эффективной стратегии поведения в спорных ситуациях.
  • Ролевое проигрывание ситуаций.
  • Тренинговые упражнения.
  • Приемы эффективного слушания (резюмирование, отражение чувств — проговаривание чувств).
Подробная инструкция

Условия реализации коррекционно-развивающей программы «Ладонь, полная солнца».

1. Соответствие развивающей предметно-пространственной среды реализуемой образовательной программы дошкольного образования.

Организация профилактических занятий осуществляется в условиях комнаты психологической разгрузки в соответствии с циклограммой работы педагога-психолога https://yadi.sk/i/3j1bcJou3AEupU Развивающая предметно-пространственной среда обеспечивает реализацию программы «Ладонь, полная солнца» и выражается в организация эмоционально-комфортного полифункционального пространства и его наполнение стимулирующим предметным содержанием в соответствии с возрастными новообразованиями детей, характером их деятельности и взаимодействия, особенностями процесса обучения и воспитания в конкретных предметных и социальных условиях .

Развивающая предметно-пространственная среда комнаты психологической разгрузки https://yadi.sk/i/6I71u6XZ39hXA4

Сертификаты соответствия https://yadi.sk/i/56JmDiY_3DuKoD

Паспорт кабинета https://yadi.sk/i/k3KVwSfm3DuL2b

2. Наличие дидактических материалов для реализации коррекционно - развивающей программы «Ладонь, полная солнца".

Коррекционно-развивающая программа «Ладонь, полная солнца» технологична: программу сопровождает дидактический комплекс, который содержит авторские и адаптированные практические разработки для повышения психологической компетентности ребёнка. Представленные материалы успешно апробированы в дошкольном учреждении. Приказы о принятии авторских разработок - https://yadi.sk/i/eFI9ViEV3DZGD2

Авторские психологические игровые пособия:

Подвесной модуль «Сенсорный дождь»

https://yadi.sk/i/B8J9-EAteouvT

«Волшебные коврики»

https://yadi.sk/i/sNr8Asi-eovNk

«Эмоциональные странички»

https://yadi.sk/i/ui8jUkz53CUmUC

Приложение к пособию «Эмоциональные странички» (игровое поле)

https://yadi.sk/i/V8L5kfKI3CUaeX

«Путешествие в мир эмоций»

https://yadi.sk/i/UfyLk2V136JQ72

Приложение к пособию «Путешествие в мир эмоций»

https://yadi.sk/i/KF_Syzom38MnqR

«Платочные фантазии».

https://yadi.sk/i/Umj_qBLv34rKtp

«Волшебный сад детства»

https://yadi.sk/i/tLRvVqKeeovGg



Адаптированные психологические пособия:

«Цветок настроений»

https://yadi.sk/i/ybz-pvSaeoux3

«Сухой бассейн»

https://yadi.sk/i/UqP5XauTeouzj

«Злой, весёлый, грустный»

https://yadi.sk/i/zLHqk6TDeovTR

«Калейдоскоп эмоций»

https://yadi.sk/i/FPHSmUvoeouuE

В сочетании с традиционными методами обучения использую собственные мультимедийные продукты:

  1. Конспект занятия с использованием ИКТ «Волшебные сундучки», справка о продуктивном использовании информационно-коммуникативных технологий https://yadi.sk/i/E-JB7JZF3Dug6P
  2. Приложение к занятию мультимедийная игра «Волшебные сундучки» https://yadi.sk/i/j0Iq4KE-3DsEYF

Инновационность методической разработки

К новизне Программы, на наш взгляд, следует отнести интегративный подход с большим числом разнообразных психологических техник в системе работы с детьми, включение собственных игровых пособий, проработанность тематических блоков, картотечное сопровождение Программы, облегчающее организацию практической работы.

Основные психокоррекционные техники, лежащие в основе используемой программы

Игровые технологии коррекции поведения дошкольников Вайнера М. Э.

https://yadi.sk/i/sqiqlLFC34rHUA

Сказкотерапия

https://yadi.sk/i/aIOm5ebz355htE

Техника Мандала

https://yadi.sk/i/q07ile3W34rNYd

Театротерапия

https://yadi.sk/i/VhiEOUk9355rkV

Песочная терапия

https://yadi.sk/i/NxY6WoJU355wPs

Картотека игровых упражнений

https://yadi.sk/i/N-L9QMzC36qksX


Тематика и содержание методической разработки «Ладонь, полная солнца»

В соответствии с задачами Программы, её содержание структурировано в три взаимосвязанных тематических блока: «Чувства, желания, взгляды», «Уверенность в себе» и «Социальные навыки».

Работа по программе проводится систематически в соответствии с циклограммой рабочего времени педагога-психолога https://yadi.sk/i/3j1bcJou3AEupU

Тематические блоки программы выстроены в логической последовательности. При изучении нового материала педагог-психолог опирается на ранее усвоенные детьми знания. На каждом возрастном этапе решаются свои задачи (усложнение).

Занятия (мини-тренинги) организуются по определённой схеме алгоритму, включающие в себя ритуал приветствия, разминку, основную часть, рефлексию и ритуал прощания. Каждая из частей имеет свои особенности и цели. В процессе практической работы педагог-психолог сокращает количество игр и вносит изменения в ход занятия в соответствии с возрастом, состоянием, потребностями и индивидуальными особенностями детей.

На каждом занятии ребёнку предоставляется разумная свобода «Минутка шалости» (1-3 мин.) с целью обеспечения реальной возможности выбора, внимание направлено на стимулирование и поддержку инициативы, активности и самостоятельности детей. Обучить детей несложным приёмам – установить очередность, договориться о совместной игре, правильно сформулировать просьбу или не обидно отказать. Дети могут делать всё, что пожелают (сухой бассейн – физкультурно-психологическое игровое пособие, сенсорный дождик – подвесной модуль, массажные мешочки, игры с водой, су-ждок терапия, и др.). Предупреждается, что когда раздастся звуковой сигнал колокольчика – время на свободные действия истекло.

1 цикл - занятия по предупреждению тревожности, развитию эмоциональной сферы в старшей группе детского сада (дети 5-6 лет) поможет научить детей:

  • осознанно воспринимать свои эмоции, чувства;
  • дети учатся соотносить собственные эмоции с состоянием природы, а также с соответствующими событиями и предпочтениями;
  • учить детей анализировать причины эмоционального состояния, настроения.

Ценность эмоциональной составляющей в развитии личности ребёнка – основополагающая. «Всякая эмоция, - утверждает Л.С. Выготский, - есть позыв к действию или отказ от действия…».

Блок «Чувства, желания, взгляды».

Работа с ребёнком становится эффективнее, если он не просто получает знания, а проживает их в игровой, сказочной форме. В основу занятий первого блока положена техника сказкотерапии. Детям предлагается отправиться в путешествие по сказочной стране «Моё внутреннее государство». Происходит знакомство детей со своей внутренней страной, с правителем и его помощниками - чувствами. Чтобы научиться управлять своими чувствами, саморегуляцию и самодисциплину в себе воспитать, первое, что нужно сделать - это с ними познакомиться, их узнать.

Работа с пособием «Моё внутреннее государство» предоставляет возможность побеседовать с детьми о чувстве страха и одиночества, печали и злости… Например, чувство злости: как оно выглядит, что оно любит, зачем нам нужна злость, что будет в нашей стране происходить, если злость забудет про меру? Объяснять, как в некоторых случаях, в меру, злость помогает ребёнку, что у каждого своя злость, иногда нам злость помогает дойти до победы. В каких ситуациях к вам приходит злость? Давайте найдём место для злости (страха, грусти, печали, ярости и т. д.) в нашем внутреннем государстве. Проговорив, дети «заселяют» - рисуют свои чувства в государстве.

Фрагмент занятия «Моё внутреннее государство» - https://yadi.sk/i/7QDJ_Y-p38EPFB

Дети встречаются с разными персонажами, с помощниками, сбивателями и искусителями (лень, скука и т. д). Все как в жизни и ребенок учится, как с этим можно справляться. Поощрение инициативы ребёнка, творческий подход направлены на формирование адекватной самооценки, развитию социальной активности, тем самым мы укрепляем внутреннего правителя.

Использование авторского пособия «Путешествие в мир эмоций» позволяет создать условия для выражения своих чувств и мыслей, предоставлена каждому ребёнку возможность самостоятельно или, прибегнув к помощи взрослого отреагировать своё эмоциональное состояние, дети обучаются простым навыкам контроля эмоционального состояния и вариантам выхода из состояния эмоционального напряжения. Ребёнку предоставляется возможность отправиться в путешествие по островкам - здесь можно побыть самим собой независимо от настроения https://yadi.sk/i/UfyLk2V136JQ72

Приложение к пособию «Путешествие в мир эмоций» https://yadi.sk/i/KF_Syzom38MnqR

Отрегулировать эмоциональное состояние ребёнка, снижение мышечного и эмоционального напряжения, активизировать ресурсные состояния личности, стимулировать творческую активность, самореализация или реализация в партнерстве с другими детьми своих идей, поддержать инициативность и самостоятельность помогает авторское игровое пособие «Платочные фантазии». В ходе создания «Платочных фантазий» дети смогут прикоснуться к сказочным образам своей души. https://yadi.sk/i/Umj_qBLv34rKtp

Авторское игровое пособие «Волшебный сад детства» создаёт условия для определения эмоционального фона ребёнка в данный конкретный момент времени, возможность для самовыражения и развития личности ребёнка https://yadi.sk/i/tLRvVqKeeovGg

Содержание этого блока помогает взрослому, через непосредственное общение с каждым ребёнком, понять эмоциональный мир ребёнка, лучше узнать его переживания, осознать, что именно его тревожит. Это позволяет при необходимости оказать каждому ребёнку, который испытывает эмоциональный дискомфорт, особое внимание к его чувствам и потребностям, помочь преодолеть отрицательные переживания.

Побуждать ребёнка к самостоятельной работе по приобретению навыков помогают игровые технологии М.Э Вайнер https://yadi.sk/i/0YdAMT4N3DVEtR , которые создают наилучшие условия для свободного выбора детьми участников совместной игры, самостоятельного контроля над собственным поведением и одновременно за выполнением правил. Психотехнические освобождающие игры (например, «голова-мяч») направлены на ослабление внутренней напряженности ребенка, на осознание своих переживаний, приобретение эмоциональной и поведенческой стабильности. Коррекционно-развивающий эффект образно-ролевых игр в том, что ребенок воплощает два про­тивоположных образа какого-либо персонажа. Например, в игре Буратино - послушный и непослушный; Мальчик-с-пальчик — веселый и грустный и т. д. Два разных характера и стиля поведения одного героя символизируют две возможные противоположные позиции. Это позволяет ребенку осознавать и оценивать себя, свое поведение посредством нахождения у самого себя похожих черт с одним из образов. Именно проигрывание амбивалентного поведения роли-образа, из которых один тип поведения и некоторые черты характера пока недоступны ребенку в жизни, позволяют ему, по словам Л.С. Вы­готского «быть на голову выше самого себя, своего обычного поведения», что, в свою очередь, формирует и поддерживает их положительную самооценку.

Внутри самой игротерапии складываются межличностные отношения, которые дают ребёнку возможность освоить новые формы поведения, ощущения, чувства, переживания и т. д. Подобный процесс выражается в некотором «примеривании» нового опыта, который ребёнок получает в пределах игрового пространства. Это позволяет ему найти наиболее безболезненные приёмы переноса новых отношений в реальную жизнь. Комфортность этих отношений, новые самоощущения и самочувствие снижают уровень тревожности.

Перед ребёнком в реальной жизни постоянно возникают проблемные ситуации, требующие от него новых решений, для этого мы создаём условия для принятия детьми решений. Детям предлагаются различные проблемные ситуации для обдумывания, обсуждения, например, «Всегда ли нужно бояться», «Ссора», «Как поступить?» и т. д., что позволяет им приобретать навыки выбора непривычных способов действия и укреплять свой нравственный иммунитет. Создание ситуаций успеха даёт детям возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Здесь помогает приём «Я – высказывание» для признания, уважения ребёнка, где акцентирую поведение и результат объективно без оценочного или субъективного понятия «Миша, когда ты помог мне прикрепить картинки, я почувствовала благодарность, потому что ты сэкономил моё время». Это в свою очередь, помогает детям справиться с текущими и будущими проблемами, перенося опыт из игровой комнаты в реальную жизнь.

Родители - активные участники коррекционного процесса. Помимо проработки упражнений, игр на психологических занятиях, родители по рекомендации педагога-психолога закрепляют, полученные знания в процессе сотворчества взрослых с детьми дома, давая позитивную оценку, подкрепляя, поддерживая хотя бы малые усилия ребёнка при выполнении творческих заданий.

Блок «Уверенность в себе»

2-й цикл – занятия в подготовительной к школе группе (с детьми 6-7 лет). Данный блок направлен на развитие внутренней свободы и уверенности ребёнка. Помогает детям осознавать свои характерные особенности и предпочтения и понять, что он, как и любой человек, уникален и неповторим.

Предполагает решение следующих задач:

  • создавать атмосферу безопасности и доверия;
  • повышать самооценку, уровень социальной компетентности;
  • повышать степень самопринятия;
  • преодолевать психологический барьер неуверенности, снимать эмоциональное, мышечное напряжение.

Для того, чтобы ребёнок умел находить способы преодоления своих негативных состояний (страх, обида, недовольство…), трансформировать негативный образ в позитивный, проявлял способность решать возникающие проблемы применяю авторское игровое пособие «Эмоциональные странички".

Фрагмент индивидуальной работы https://yadi.sk/i/wGEJLmCZ3CkySG

Темы данного блока предполагают оказание каждому ребёнку необходимой помощи для преодоления его неуверенности в себе, поддержку его положительной самооценки через упражнения, которые направлены:

  • развитие произвольной регуляции состояний мышечного напряжения;
  • упражнения на непроизвольное расслабление мышц («Мяч и насос»);
  • упражнения на произвольное расслабление;
  • упражнения на расширение «личного пространства» («Подснежник расцветает»);
  • упражнения на укрепление основных «опор» («Я могу!», «У меня всё получится!»).

Всё это поможет ребёнку лучше понять других людей и самого себя, увидеть и понять, что все разные. При этом дети должны понять, что стремление к удовлетворению собственных желаний не должно ущемлять интересы других людей https://yadi.sk/i/rbXmUUHX3Bf87z

Завершающий блок 2-го цикла «Социальные эмоции»

Происходит расширение сфер собственной компетентности ребёнка. У ребёнка развивается социальная чуткость. Чувства ребёнка становятся более осознанными и обобщёнными. Ребёнок постепенно учится отделять эмоции от ситуации. Ребёнок радуется чему-то, какой-то эмоции, которую он испытал раньше, вызывает эту эмоцию, вспоминает, обсуждает с детьми – происходит развитие взрослого человека. Ребёнок повторяет и если получилось вызвать эмоции у себя и окружающих, то он это использует в своей дальнейшей жизни.

Следующим этапом в работе с ребенком является отработка владения собой в травмирующих и незнакомых для него ситуациях. Обеспечивая гибкость, помощь ребенку перейти на новый уровень сложности, задаю этот уровень. Не факт, что оказавшись, в реальной жизненной или в не­предвиденной ситуации ребенок будет вести себя адекватно. Именно поэтому отработку навыков поведения в конкретных ситуациях мы считаем необходимой частью работы с тревожными детьми. Эта работа заключается в обыгрывании как уже происходивших ситуаций, так и возможных в будущем. Играя роль слабых, трусливых персонажей, ребенок лучше осознает и конкретизирует свой страх, взрослый помогает ребенку увидеть свой страх с другой стороны (комической), обноситься к нему как менее значимому. Исполняя роли сильных героев, ребенок приобретает чувство уверенности в том; что и он (как и его герой) способен справляться с трудностями и т. д.

Создаются ситуации, позволяющие ребёнку реализовать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников «Однажды я…», «Солнышко» и т. д.. Разыгрывать можно как знакомые ситуации, так и те, которые вызывают особую тревогу ребенка (индивидуальный опыт ребёнка). Ребёнок понимает, кто перед ним находится и строит свои отношения.

В таких ситуациях, если ребенок боится, что у него не получается выполнить, например, речевые диалоги-этюды, этюды на выражение основных эмоций «Любопытный», «Собака принюхивается»; ребёнок не закончил свою работу, не может сыграть роль медведя, рыцаря и др, то следует проиграть с ним именно эту ситуацию, обратив внимание ребенка на то, что происходит с ним в определенный момент, и как можно избежать неприятных переживаний и ощущений, используя дыхательные упражнения, методы самовнушения: «Я - лучший актёр», «У меня всё получится!», «Я смогу!», приемы саморегуляции.

Видеофрагмент - речевой диалога-этюд https://yadi.sk/i/Bls2QIf53DovBe

Видеофрагмент - упражнение "Солёный чай" https://yadi.sk/i/y7UjVfly3DoxGT

На встречах обращаюсь к опыту ребенка, и использую его восприятие. Некоторым детям очень трудно рассказывать о своём грустном настроении, негативном опыте, о поступках, которые хотелось бы забыть. Предлагаю детям отразить собственные переживания с помощью арт-терапии (изотерапия, мандала, пальчиковая живопись и др.) https://yadi.sk/i/c4P8pY3239grcS

Ребёнок получает удовольствие от непосредственного процесса творчества, дающего возможность свободно выразить свои чувства, потребности и фантазии в виде продукта творчества, который потом дети презентуют родителям. Собственная творческая продукция является для детей «воплощением» пережитого ими нового опыта и свидетельством открытых ими в себе новых возможностей. Для того, чтобы ребёнок увидел не только своё настроение, но и других, предлагаю детям посетить ими созданную «Картинную галерею». «Дима, подойди к той картине, которая близка твоему настроению», «Расскажи, Маша, что чувствует художник этой картины?» и т. д. Данный приём способствует раскрытию их внутреннего мира, обогащению их переживаний, снижению эмоционального напряжения.


Учёт запросов, интересов и потребностей родителей при организации взаимодействия с семьёй

В связи с изменениями, происходящими в современном обществе, меняются образовательные запросы у родителей, как основных заказчиков образовательных услуг.

С целью своевременного реагирования на изменяющиеся запросы мною проводятся разнообразные опросы и анкетирование https://yadi.sk/i/DGncw2F-3ABZbJ

В соответствии с запросами родителей разработана серия печатной продукции, которая посвящена психологическому просвещению родителей и т.д.:

Для реализации коррекционно-просветительской программы «Учимся понимать своих детей» разработаны авторские практические журналы для родителей. На основании приказа продукция включена в перечень дидактического обеспечения программы https://yadi.sk/i/yvMzGUNY3ABkQS

Журнал для родителей и педагогов «Позитивные идеи для поднятия настроения» с целью научить взрослых создавать хорошее настроение по своему желанию, научиться находить что-то хорошее даже в самых сложных и неприятных ситуациях, изменять свое настроение, управлять эмоциями https://yadi.sk/i/9g-kAENGeoGPo

Журнал для родителей и педагогов «Раскрась свою жизнь» с целью познакомить родителей и педагогов с эффективным методом воздействия цветом на наш организм с целью восстановления его нормальной жизнедеятельности https://yadi.sk/i/maCuV9sZeoGEU

Практико-познавательный журнал для родителей, педагогов «Растём вместе» с целью развития психолого-педагогической компетентности родителей и педагогов. Журнал адресован тем, кто серьёзно относится к воспитанию и развитию детей, кто хочет вырастить гармонично развитого ребёнка; родители найдут здесь полезные советы, семейный опыт воспитания и другое https://yadi.sk/i/p9HyvLet39horg

Буклеты для родителей

Библиотека для всей семьи

https://yadi.sk/i/LViBcuPS39huZh

Игровой буклет для родителей

https://yadi.sk/i/mmdqG0O839hyM3

Застенчивый ребёнок

https://yadi.sk/i/ppOJ1E2Xf4ZWg

Памятка для родителей агрессивного ребёнка

https://yadi.sk/i/7aH0WYEIf3dJm

Консультации для родителей, педагогов в сети работников образования на персональном сайте http://nsportal.ru/ganyuk-inga-yurevna


Содержательные аспекты коррекционно-просветительской программы «Учимся понимать своих детей»

Принципы работы

  • Принцип диалогизации взаимодействия.
  • Принцип обратной связи.
  • Принцип добровольного участия.
  • Принцип изолированности.
  • Принцип свободного пространства.

Организация тренинга

Оптимальный режим работы, состав участников, выбор задач и техник устанавливается исходя из интересов и возможностей участников психологического тренинга.

Структура тренинговой программы.

Программа состоит из трёх взаимосвязанных блоков.

1 блок: организационный. Включает знакомство, сплочение, формирование благоприятного психологического климата.

2 блок: формирующий. Включает переосмысление представлений о себе на основе обратной связи и рефлексии, работу с самооценкой; осознание и принятие своих чувств.

3 блок: рефлексивно-оценочный.

Содержание тренингового занятия

  • Ритуал приветствия - сплочение группы, создание атмосферы доверия и принятия.
  • Разминка (воздействие на эмоциональное состояние, активность). Выполняет функцию настройки на продуктивную групповую деятельность (упражнения на внимание друг к другу и т. д.). Разминка проводится не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями. Упражнения выбираются с учётом актуального состояния группы: направлены на снятие эмоционального напряжения, активизация участников группы, поднятие их настроения.
  • Основное содержание занятия (совокупность психотехнических упражнений и приёмов). Арт-терапевтические техники и игровые упражнения направлены на актуализацию личностных ресурсов родителей и детей, динамическое развитие группы (Что я чувствую? Что я хочу чувствовать? Как я действую? Как я ещё могу действовать?).
  • Рефлексия занятия- оценка занятия. Оценки: эмоциональная (понравилось – не понравилось, хорошо – плохо и почему) и смысловая (Какой можно сделать вывод для себя? Чему эта встреча может научить? Что у меня есть чтобы достичь цели?).
  • Ритуал прощания. Сплочение, создание атмосферы принятия и доверия. Форма круга позволяет ощутить участникам особую общность. В конце занятия родителям совместно с детьми предлагается творческое домашнее задание.

Фрагменты тренинговой встречи "Учимся понимать своих детей" https://yadi.sk/i/rywIA9213EWL4g


Организация взаимодействия с педагогами дошкольного учреждения по предупреждению и профилактике психоэмоционального напряжения у детей старшего дошкольного возраста

В течение трёх лет в нашем учреждении работает проблемная группа педагогов под моим руководством по предупреждению и преодолению психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. Приказ о назначении руководителя проблемной группы, отзыв заведующего ДОУ https://yadi.sk/i/oJ7TqRce3DuLU

Цель: повысить уровень психологической компетентности педагогов дошкольного учреждения по выявлению и коррекции психоэмоционального напряжения у детей старшего дошкольного возраста и разработать систему совместной работы в диаде "педагог-психолог - воспитатель" по преодолению психоэмоционального напряжения.

Учебно-тематический план работы с педагогами на 2016-2017 учебный год представлен в таблице.

Время

проведения

Тема

Форма

проведения

Сентябрь

Актуальные проблемы и задачи по предупреждению и преодолению психоэмоционального поведения у детей.

Проектирование системы поддерживающих мероприятий.

Формирование позиции педагога-эксперта по оценке психологического состояния и развития ребёнка.

Семинар-практикум

Октябрь

Комментарий психолога – пояснения по результатам диагностики и рекомендации к сопровождению ребёнка.

Уточнение характера проблем детей потенциальной «группы риска» (критерии оценки гиперактивности, агрессивности, тревожности).

Круглый стол

Ноябрь

Расширение представлений педагогов о психолого-педагогической типологии мотивов нарушения поведения.

Отслеживание характера эмоционально-личностных проявлений ребёнка во время коррекционно-развивающих занятий у психолога и в группе (карта динамических наблюдений за поведением детей на занятиях).

Семинар-практикум

Январь

Профилактика возможных нарушений личности – принципы воспитательного воздействия. Стратегии воспитательного воздействия.

Презентация, семинар-практикум

Февраль

Методы коррекции эмоционально-личностной сферы дошкольников.

Создание условий в группах для профилактики психоэмоционального напряжения, психологического неблагополучия ребёнка («Галерея достижений», Стенд «Мы сегодня» (рассказы о детях), «Коллаж чувств» и т. д).

Круглый стол

Март

«Играем вместе» - расширение представлений воспитателей об игровой терапии как способе преодоления психоэмоционального напряжения.

Мастер-класс

Апрель

«Методы коррекции: от теории к практике».

Отработка полученных знаний и умений, решение проблемных ситуаций.

Практикум

Май

Подведение итогов. Рефлексия деятельности.

Круглый стол


Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты реализации коррекционно-развивающей программы «Ладонь, полная солнца»

Нормализация психоэмоционального состояния и эмоционально личностного статуса ребёнка. Развитие эмоциональной сферы у дошкольников, повышение самооценки, увеличение числа альтернативных видов поведения при столкновении с различного рода проблемами, при взаимодействии с окружающими людьми, что будет способствовать повышению психологического здоровья и косвенным образом препятствовать школьной дезадаптации.


Ожидаемые результаты реализации коррекционно-просветительской программы «Учимся понимать своих детей»

Для достижения результативности тренинга по повышению психолого-педагогической компетентности родителей в нём должны быть три составляющие: осознание проблемы, принятие проблемы, действие по пути её разрешения:

  • осознание стереотипов поведения, мышления, мешающих в жизни;
  • осознание негативных чувств по отношению к себе и другим; своих личностных ресурсов, с помощью которых можно разрешить имеющиеся проблемы;
  • принятие ответственности на себя за собственную жизнь; принятие себя и мира такими, какие они есть;
  • принятие своих чувств, своих сильных и слабых сторон; решений о дальнейших действиях;
  • расширение репертуара поведенческих стратегий (взаимодействие с окружающими, детьми);
  • овладение способами: релаксации, саморегуляции, избавления от негативных чувств;
  • другие действия по пути разрешения проблемы.
Анализ результатов проекта и выводы

Эффективность применения коррекционно-развивающей программы «Ладонь, полная солнца»

Программа «Ладонь, полная солнца» прошла успешную апробацию на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центра развития ребёнка – детского сада № 12 «Золотая рыбка» города Железногорска-Илимского Иркутской области и применяется нами в практике психологической коррекции в течение трёх лет.

Эффективность Программы выявлялась путём диагностического обследования по методике В. Амена, М. Дорки, Р. Тэмпла «Выбери нужное лицо» https://yadi.sk/i/NiqwR5R43DuTt6 , которое проводилось до начала и по завершении цикла встреч с детьми и подтверждено позитивными результатами: https://yadi.sk/i/QqmvNofY3EWPtR

Дошкольники стали проявлять меньше беспокойства в стрессовых ситуациях: при выступлении в конкурсе чтецов, на утренниках, в театральных постановках, творческих конкурсах, ответе на занятии и т.д. Изменились и межличностные отношения со взрослыми и сверстниками: дети стали меньше проявлять в играх робость и нерешительность, стали проявлять инициативу. Полученные навыки установления контактов с другими детьми позволили им занять более высокое положение в группе сверстников.

Родители увидели позитивные изменения в поведении ребёнка дома: дети стали более самостоятельными, менее эмоционально восприимчивыми на неудачу, проявлять активность, менее боязливыми. Из бесед с родителями можно сделать вывод: появилась большая уверенность при обращении с просьбой к другим людям, лучшем понимании реакции окружающих на их поведение. Обратная связь с родителями - https://yadi.sk/i/qXEkfNXN3Curx6

Таким образом, нам удалось снизить уровень тревожности у детей старшего дошкольного возраста. На наш взгляд, это стало возможным при включении детей в игровое пространство, где основные усилия педагога-психолога, родителей направлены на то, чтобы дать каждому ребёнку возможность раскрыть свои внутренние резервы, обрести веру в самого себя, в том числе и при принятии решений. В ходе занятий детям удалось сформировать некоторую внутреннюю оценку действий, что давало им возможность предвидеть реакцию других людей на свои поступки.

Дети с большей уверенностью презентуют продукты собственного творчества другим детям, родителям, участвуют в различных конкурсах, театрализованных постановках:

  • XXII Всероссийский творческий конкурс «Талантоха», Всероссийский конкурс детского рисунка и прикладного творчества «Сергей Михалков», конкурсов МУК «Историко-Художественного музея им. Академика Янгеля» и др. https://yadi.sk/i/JicySKFG36qh58
  • Театрализованное представление «У солнышка в гостях» с детьми проблемной группы https://yadi.sk/i/D7AW8f5WeoGsh . Приложение к театрализованному представлению https://yadi.sk/i/763JAHId3DuY2h

Отзыв куратора-методиста МО МКУ «Ресурсный центр» о театральной постановке «У солнышка в гостях» https://yadi.sk/i/_kTtjSlz3CuNWi


Эффективность применения коррекционно-просветительской программы «Учимся понимать своих детей»

Личностные ресурсы, развиваемые в тренинге:

  • Принятие себя, своих достоинств и недостатков, осознание собственной ценности и уникальности, самоуважение.
  • Отношение к стрессам как возможности приобретения личного опыта и возможности личностного роста, способность в сложной ситуации находить для себя смысл.
  • Активная жизненная позиция.
  • Развитая рефлексия, умение распознавать свои эмоциональные состояния, мотивы поведения, последствия поступков.
  • Овладение эффективными способами снятия внутреннего напряжения и саморегуляции.
  • Перенос полученных знаний в реальную жизнь.

Об эффективности программы можно говорить по результатам численности посещения тренинговых занятий и проявления активизации родителей в данной работе, повышение степени удовлетворённости родителей результатами работы; конструктивная обратная связь, неформальное общение «педагог-психолог – родитель – ребёнок». Родители получают уверенность в том, что с материалом можно работать, плюс умения и навыки, проверенные на собственном опыте.

Главным результатом тренинговой программы является повышение уровня психолого-педагогической компетентности у родителей, а следовательно, и улучшение уровня их эмоциональной стабильности. Позитивные взаимодействия и взаимоотношения, устанавливаемые в процессе совместного арт-терапевтического тренинга взрослых и детей, а также беседы с родителями поспособствовали принятию взрослыми потребностей ребёнка в личностном общении; созданию эмоциональной атмосферы комфорта; приобретению нового опыта общения с взрослыми для детей; установлению отношений партнёрства и сотрудничества, и на этой основе преодоления тревожности у детей старшего дошкольного возраста.

Видео-интервью