Наверх

Проекты победителей

Заявка № 1596
Номинация
Мастер
Цели, задачи, методы

Цель: Развитие познавательной активности детей

Задачи:

•Пробуждать интерес к поисковой деятельности, способствовать вхождению детей в проблемную ситуацию ;
•Приобщать детей к процессу познания, активизировать желание искать пути разрешения проблемной ситуации ;
•Формировать начальные предпосылки поисковой деятельности;
•Побуждать детей к проявлению личной инициативы;
•Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность, внимание, речь;
•Развивать интеллектуальные эмоции детей: возникновение удивления, интерес к решению поисковых задач, размышление и радость открытия;
•Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, стремление выражать его разными средствами.
•Воспитывать дружеские отношения между детьми, умение договариваться, помогать, решать мыслительные задачи сообща;
Формировать самооценку своих действий, достижений
Подробная инструкция

Примерами проектов, основанных на поддержке детской инициативы, могут служить такие проекты, как:

Проект «Берегите зрение». Детей заинтересовало появление у меня очков, так как раньше я их не носила . Дети начали спрашивать, строить предположения, придумывать свои версии. Отсюда и родилась идея разработки данного проекта.

Проект "Добрый Дедушка Мороз" возник спонтанно. При подготовке к новогодним праздникам у детей стали появляться вопросы о жизни Деда Мороза, его доме; о том, есть ли у него помощники. Особенно заинтересовал вопрос "Бывает ли у Деда Мороза день рождения и дарят ли ему подарки?" Пройти мимо и не ответить на подобные вопросы было просто невозможно.

Проект "Огород" . Идея данного проекта появилась весной, когда в каждом доме началась пора посадки огородов и у детей появилось желание попробовать вырастить что-нибудь самим на участке детского сада. Проект назвали "Вершки и корешки".

Проект "Мода". Тема данного проекта появилась благодаря заинтересованности девочек группы модными журналами, каталогами, которые они сами же приносили из дома. рассматривая эти журналы девочки с интересом рассуждали, что считается модным, какое платье или шляпка лучше и зачем они вообще нужны. В то же время я заметила, что интерес к куклам у них пропал (они им надоели). Вместе с девочками мы решили побольше узнать, что такое мода, с помощью родителей сделать наших кукол модными и привлекательными, а так же устроить праздник моды "Шляпный бал".

Ещё один проект под названием «Наш розан» так же был проведён в нашей группе с подачи детей. На нём я остановлюсь поподробнее:

Детей заинтересовал старый вянущий цветок с осыпающимися листьями. Перед детьми встал вопрос: «Что случилось с цветком?»и вследствие этого определилась проблема:»Что делать?». Предположения детей: сухой, надо полить. После проверки выясняем, что земля влажная. Какая причина может быть ещё? Предположения детей: жарко, холодно, скучно, состарился. После обсуждения каждого предположения выясняем, что розан-это действительно старый цветок и он погибает от старости.

Проблема: что делать?

Цель: сохранить растение в группе.

Пути решения: предложения детей: купить другой, посадить самим. Так как у нас нет денег, то первое предложение отпадает, решаем посадить сами.

Проблема: как это сделать?

Форма работы: задание на дом: спросить родителей, поискать в интернете.

Цель: побуждать самостоятельно находить ответы и решения.

Предложения детей: посадить семенами, посадить черенком. После обсуждения решаем, что семян у нас нет, их нужно покупать, решаем использовать способ черенкования (знакомство с новыми словами и понятиями).

Форма работы: показ с объяснением. (срезаем у старого розана боковые отростки, которые послужат черенками, помещаем их в воду)

Цель: дать детям наглядное представление о способе размножения черенкованием, побуждать участвовать в трудовых действиях.

-Пока черенок находится в воде , наверное он как-то будет меняться. Пройдёт много времени, и как бы нам не забыть , каким он был . Предложения детей: сфотографировать ( Но я сегодня забыла фотоаппарат дома, как быть?), зарисовать.

Форма работы: рисование черенка в баночке с водой, составление схемы.

Цель: поддержать интерес к наблюдению.

Форма работы: беседа о том, что когда мы посадим наш молодой розан, он может один заскучать.

Цель: подвести детей к самостоятельному решению того, что растению тоже нужны друзья.

Форма работы: задание на дом: вместе с родителями дома поставить в воду черенки разных комнатных растений и наблюдать за ними, затем посадить их в землю. Найти материал о данном цветке (составить паспорт).

Цель: привлечь родителей к поддержанию интереса у детей к проекту, к совместной деятельности детей и родителей. Привлекать родителей участвовать в жизни группы, предоставить детям самостоятельность в выборе «друга» для розана.

Форма работы: наблюдение с зарисовками изменений у черенка (появление корней)

Цель: поддерживать интерес, вызвать чувство ожидаемого переживания за будущий результат.

Форма работы: посадка черенка с корнями в землю, полив. Пополнение уголка природы принесёнными детьми растениями.

Цель: дать детям почувствовать значимость их работы , увидеть результаты своего труда.

Форма работы: беседа о комнатных растениях.(спросить детей, что нужно цветам для нормального роста (свет, тепло, вода, воздух, земля), чтобы наш розан и его друзья-цветы не погибли (ухаживать за ними).

Цель: пополнить знания детей о растениях и их потребностях.

Форма работы: вопросы по определению работы в уголке природы на будущее.

Цель: помочь осмыслить необходимость ухода за комнатными растениями и дежурства в уголке природы.

-кто хочет помочь нашим цветам, ухаживать за ними, чтобы им у нас было хорошо?

-а вы знаете, как правильно это делать?

-чтобы никому не было обидно, ухаживать за цветами будут все по очереди. Дети, чья очередь подошла, будут называться дежурными в уголке природы.

Разработка проекта по сохранению розана расширила знания детей о комнатных цветах, способах их размножения, вовлекла родителей в совместную работу с детьми по расширению ассортимента комнатных растений – друзей нашему цветку, а так же повысила интерес к дежурству в уголке природы.

Так же подробно хочу остановиться на проекте «Море», который был проведён в начале учебного года, после приезда двоих детей с моря, где они отдыхали вместе с родителями во время отпуска. Дети принесли в д/сад морские камушки, ракушки, и даже морскую звезду. Ксюша и Андрей с таким интересом рассказывали о том, как они загорали и купались в море, что это очень заинтересовало остальных детей. Дети стали расспрашивать, что такое море, что в нём есть, где живут акулы и т.д. Конечно же дети средней группы (4 и 4,5 года) не смогли полно и понятно ответить на все детские вопросы, да и побывать на море есть возможность далеко не у каждой семьи. Видя неподдельный интерес детей к вопросу : «Что же такое море?», я пришла к выводу о необходимости разработки проекта: «Море».

Всё началось с того, что Ксюша принесла в д/сад ракушки и камушки, привезённые с моря, а Андрей Д. принёс морскую звезду. Детей засыпали вопросами, всем хотелось посмотреть , потрогать, подержать. Дети стали высказывать предположения: наверное там глубоко, там много воды, там живут киты, может ли акула съесть человека или кита, в море можно утонуть… Чтобы удовлетворить интересы детей я попросила родителей Ксюши и Андрея принести фотографии, как они отдыхали на море. Слайдами на большом экране мы рассмотрели фотографии, а Ксюша и Андрей прокомментировали, что на данных фотографиях. Я составила презентацию о море и ознакомила с ней детей. У детей появились первые знания о море, а так же появилась потребность их отображения в продуктивной деятельности, и мы вместе с детьми решили создать свой морской уголок, где отразились бы детские впечатления. В вечернее время , вместе с детьми лепили водоросли и рыбок, рисовали, раскрашивали и делали аппликации морских обитателей. Морское дно изготовили аппликацией из пшена. Эта идея пришла в голову Тоне Павловой, она вспомнила, что жёлтая крупа (пшено) очень похожа на морской песок. А Маша Панкова принесла из дома зелёную тряпочку и сказала, что она такая же мягкая , как водоросли, когда они качаются в воде. Таким образом у нас постепенно стала вырисовываться панорама морского дна. Мальчики тут же предложили пустить в плавание по нашему морю кораблики. Сказано-сделано. Кораблики, выполненные руками детей способом «оригами» появились на волнах нашего «моря». В течении всего этого времени я поддерживала интерес детей проведением подвижных игр «Море волнуется», «Акула и рыбки», Рыболов»; рассматриванием новых иллюстраций, мультфильмов. Физкультурные занятия проводила с морской тематикой: «Мы – моряки», «Путешествие на необитаемый остров». Очень привлекли детей опыты и исследования по теме «Волшебница-вода». Путём проведения опытов дети узнали, что есть материалы, которые тонут в воде, а есть те, которые не тонут; что в воде есть воздух, вода имеет особенные свойства: жидкая, прозрачная, не имеет вкуса и цвета. Дети получили знания о необходимости беречь и охранять водные просторы, о существовании служб водной охраны и охраны морских животных и растений. В заключении проекта было проведено комплексное тематическое занятие «Морское путешествие». В ходе этого занятия дети на воображаемом корабле совершили путешествие по северным и южным морям, встретились с их обитателями, а так же познакомились с профессией водолаза; путём проведения экспериментальной деятельности узнали об айсбергах и их опасности для кораблей; оказали помощь обезьянкам на острове (физкультурная часть занятия – полоса препятствий). На протяжении всего путешествия детей сопровождал капитан дальнего плаванья Фёдор Титов.

Входе проведения проекта дети пополнили знания, которые расширили их представление о море и воде, а тек же получили положительный эмоциональный заряд, выявили желание и умение действовать сообща, научились договариваться в поиске ответов и решения проблемных ситуаций.

Практический результат выполнения проекта:

- подбор дидактических игр;

- макет «Море и его обитатели»;

- коллекция морских камушков и ракушек;

- картотека морских обитателей;

- сувениры – поделки;

- фотоальбом.

Таким образом: для успешного развития познавательной активности при проектном методе могут использоваться классические методические приемы:

  • Словесные: беседа, объяснения, указания, вопросы, диалог, дискуссия, напоминания, использование художественного слова…
  • - Практические: опыты, исследования, труд в природе, продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация),зарисовка результатов опытов и наблюдений, изготовление моделей, макетов, оборудования для наблюдений, ведение дневников наблюдений, сбор информации, упражнения, игры (подвижные, дидактические, сюжетно - ролевые), проблемные ситуации…

- Наглядные: использование дидактического материала, схем, моделей, ИКТ, картин, картинок, игрушек, природного материала, предметов, приборов, показ образца, показ способа действия…

Принципы, использующие при реализации проектов:

- постоянная обратная связь,

- диалогизация образовательного пространства,

- оптимизация развития,

- эмоциональный подъем,

-добровольное участие,

-погружение в проблему,

-свободное пространство.

Для настоящего творца завершение одной работы – это не просто окончание исследования, это начало работы следующей.

Ожидаемые результаты
•Повышение интереса к поисковой деятельности, способность вхождения детей в проблемную ситуацию ;
•Повышение активности детей к поиску путей разрешения проблемной ситуации ;
• Проявление детьми личной инициативы;
•Активное проявление любознательности, наблюдательности, мыслительной деятельности, внимания, речи;
•Активное выражение детьми эмоций : возникновение удивления, интереса к решению поисковых задач, размышление и радость открытия;
•Формирование дружеских отношений между детьми, умение договариваться, помогать, решать мыслительные задачи сообща;
•Формирование самооценки своих действий, достижений.
Анализ результатов проекта и выводы

Большинство детей в ходе реализации данного проекта начали проявлять разнообразные познавательные интересы (к миру предметов, вещей, миру социальных отношений и своему внутреннему миру), устанавливать причинно-следственные связи. Дети стали больше задавать вопросов причинно-следственного характера, внимательно выслушивать ответы, пытаясь высказать своё суждение о проблеме. Все дети любят экспериментировать, проявляют яркие эмоции: удивление, сомнение, радость от узнавания нового. Часть детей рассуждает, выдвигает и проверяет гипотезы.

Работа над реализацией проектов позволила развивать самостоятельность детей в повседневной жизни. Дети реже стали обращаться за помощью в тех ситуациях, когда способны решить проблему самостоятельно. Дети начали активнее принимать живое, заинтересованное участие в образовательном процессе; сформировались дружеские отношения, предпочтения, дети стали с большим желанием ходить в детский сад, участвовать в коллективных делах.

Повышение познавательную активность детей доказывает то, что следующая тема проекта была предложена самими детьми.

Видео-интервью