Наверх

Проекты победителей

Заявка № 1213
Номинация
Автор
Цели, задачи, методы

Цель: содействие гармоничному развитию личности дошкольника через создание условий необходимых для стабилизации и укрепления здоровья психологического, социального и физического.

Задачи:

1.Способствовать созданию психологически благоприятного климата в ДОУ, комфортных условий для участников образовательных отношений (детей, педагогов, родителей).

2.Способствовать личностному, социальному и физическому развитию детей на каждом возрастном этапе, формированию позитивного отношения к своему «Я», саморазвитию.
3.Формирование психолого-педагогической компетентности родителей и педагогов по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей в условиях ДОУ и семьи.

Методы:

диагностические методы: наблюдение, анкетирование, социометрия, проективные методы, беседы, психологические тесты.

коррекционно-развивающие методы:

- Игровая терапия.

- Изотерапия.

- Сказкотерапия, использование терапевтических метафор.

- Психогимнастика, этюды.

- Релаксационные упражнения.

- Подвижные игры, игры малой подвижности.

- Ролевые игры.

- Коммуникативные игры.

- Игры и задания, направленные на развитие произвольнос­ти.

- Игры, направленные на развитие воображения.

- Психомышечная тренировка.

- Дыхательные упражнения.

- «Мысленные картинки» на заданную тему.

- Зарядка позитивного мышления

- Песочная терапия, в том числе рисование песком на световом столе.

Подробная инструкция

Психологический проект «У истоков здоровой личности!».

Проект:

По содержанию: интегрированный

По продолжительности: долгосрочный

По доминирующему виду проектной деятельности: информационно-практический

Участниками проекта являются:

  • Дети от 1,5 до 7 лет, т. е. все возрастные группы ДОУ
  • Педагог-психолог
  • Педагоги ДОУ
  • Родители
  • Инструктор по физической культуре

Проект реализуется в 4 направлениях:

  • Психологические мероприятия и занятия с детьми;
  • Взаимодействие с родителями;
  • Работа с педагогами;
  • Совместная деятельность с инструктором по физической культуре

Актуальность.

Необходимость создания данного проекта связана с решением основных задач ФГОС ДО:

  • Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия (п. 1.6, п. 1);
  • Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств…(п.1.6, п. 6);

Воспитание здорового ребенка - приоритетная задача дошкольного образования. Развитым и здоровым детям не страшны вредные факторы среды, они демонстрируют отличную физиологическую и социальную адаптацию, не склонны к утомляемости.

В период дошкольного детства формируется база здоровья малыша, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества.

Приоритетным направлением работы нашего детского сада в соответствии с его образовательной программой и требованиями ФГОС ДО выступает физическое развитие детей. Главной целью при этом является сохранение и укрепление здоровья каждого ребенка в образовательном процессе при использовании комплекса современных высокорезультативных оздоровительных, коррекционных и реабилитационных мероприятий. Здоровье - комплексный феномен, объединяющий в себе такие аспекты - физический, психологический и социальный. Что подразумевает тесную взаимосвязь в работе по гармонизации здоровья психологического, физического и социального.

Анализ проблем, с которыми обращаются педагоги и родители позволил выделить ряд наиболее актуальных:

Нарушение поведения - 36% родителей и педагогов отметили данные проявления у детей;

Проблемы эмоционально-личностного развития 24%: неуверенность в себе, зажатость, страхи, подавленное эмоциональное состояние;

Трудности адаптации к детскому саду: 18 % консультируемых отметили эту проблему как имеющую место в жизни их детей.

Данные трудности свидетельствуют о нарушении таких аспектов здоровья у детей: психологическое и социальное.

Изучение компонентов здоровья наших воспитанников требует переориентации содержания образовательной деятельности в сторону психологизации образовательного процесса. Где решение задачи укрепления психологического и социального здоровья дошкольников будет одной из приоритетных, тем самым создаются предпосылки для нормализации здоровья детей в целом, в том числе физического. Оптимизация развития пси­хологического здоровья будет позитивно сказываться на физи­ческом здоровье детей. Что в конечном итоге станет основой формирования гармонично развитой личности каждого ребенка.

Теоретическое обоснование. Проблемы. Подходы.

Данный проект основан на подходах:

И. В. Дубровиной, которая утверждает, что основу психологического здоровья детей составляет полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза (основной принцип дошкольного образования по ФГОС ДО).

Взглядах и подходах Хухлаевой О. В. о понимании психологического здоровья как гармоничного взаимодействия ребенка с окружающим миром.

Подходах Р. В. Овчаровой к пониманию критериев социального здоровья: «адаптация в референтных обществах, овладение ведущими видами деятельности, уравновешенность процессов социализации и индивидуализации, наличие самоконтроля и саморегуляции поведения в зависимости от обстоятельств, общая средовая адаптация, интеграция в общество».

Положения Л.С. Выготского - о зоне ближайшего развития, как резерве потенциальных возможностей ребенка, и об амплификации развития ребенка (А.В.Запорожец).

В. В. Ветрова считает главным условием развития психологического здоровья ребенка позитивное содержание его индивидуального опыта, эмоциональных переживаний – «Теория о запасах детства»: воспоминания, которые дают человеку необходимый ресурс, поддерживают и помогают.

Проект построен с учетом следующих принципов:

ГУМАНИСТИЧНОСТЬ - Ребенок является активным субъектом совместной деятельности с педагогом, основанный на сотрудничестве, демократических и творческих начал

ДОСТУПНОСТЬ – все мероприятия должны иметь определенную возрастную адресность, быть доступными и иметь привлекательную форму.

КОМПЛЕКСНОСТЬ – события должны охватывать все учреждение, всех участников воспитательно-образовательного процесса.

АКТИВНОСТЬ И СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ – мероприятия должны активизировать познавательные процессы участников, развивать саморефлексию, а не носить лишь развлекательный характер.

ЦЕЛОСТНОСТЬ – все мероприятия должны быть целостными и законченными, иметь очерченные начало и конец, основную идею, тему.

Новизна проекта:

Проект рассчитан на весь период пребывания ребенка в ДОУ: начиная от поступления в детский сад и заканчивая его поступлением в школу, охватывает всех участников образовательных отношений: детей, родителей, педагогов, специалистов.

Таким образом, проблема гармонизации психологического, социального и физического здоровья дошкольников решается комплексно и непрерывно, на протяжении всего периода дошкольного детства.

Теоретическое значение работы по проекту:

многоаспектный характер рассмотрения проблемы здоровья дошкольников.

Практическое значение работы по проекту:

комплексный материал работы может быть использован:

  • при организации комфортной психологически безопасной среды в ДОУ;
  • для создания программ сопровождения детей с нарушениями психологического и социального здоровья; сопровождения физического развития, здоровьесбережения;
  • при разработке консультаций для педагогов и специалистов ДОУ, родителей;
  • в создании более конкретных краткосрочный проектов психологической направленности.

Необходимое ресурсное обеспечение проекта:

  • Программно - методическое обеспечение: научная и психолого-педагогическая литература по данной проблеме; методические пособия, периодические издания психологической направленности.
  • Материальные ресурсы (уютный оснащенный кабинет, мультимедийное оборудование, дидактические и развивающие пособия);
  • Интернет – ресурсы: персональный сайт, сайт ДОУ, электронная почта.

Этапы и реализация проекта:

Работа, направленная на оптимизацию здоровья и гармоничное развитие личности детей, включает в себя несколько этапов:

Организационно-подготовительный этап (сентябрь):

  • Изучение научно методической психологической литературы.
  • Выделение критериев оценки психологического и социального здоровья дошкольников
  • Подбор диагностического инструментария
  • Выявление детей, имеющих нарушение психологического и социального здоровья, трудности адаптации.

Основной этап (этап непосредственной реализации) (октябрь-апрель):

  • Разработка и реализация коррекционно-развивающих программ, мероприятий.
  • Проведение индивидуальных и групповых консультаций, семинаров и тренингов для педагогов и родителей
  • Организация благоприятной развивающей предметно-пространственной среды, создание положительного психологического климата в группах ДОУ.

Итоговый (результативный, рефлексивный)(май):

  • Повторные психодиагностические исследования
  • Подведение итогов проведенной работы
  • Обобщение опыта, создание «копилки идей».

1. Организационно-подготовительный этап.

Изучение подходов к пониманию психологического и социального здоровья детей раннего и дошкольного возраста позволило выделить основные критерии диагностики:

- степень адаптации к условиям детского сада

- уровень тревожности

- особенности развития самосознания, самооценка

- особенности взаимодействия со сверстниками, статус в группе

- ситуация общения в семье.

Основываясь на этих критериях, был разработан диагностический комплекс:

  • Наблюдение, заполнение «Листа адаптации» (гр. раннего возраста и 1 млад гр.).
  • Методика рисуночной диагностики адаптации детей в детском саду «Я в детском саду» А. И. Баркан (старш. – подгот. гр.).
  • Тест тревожности Теммл Р., Дорки М., Амен В. (сред. – подгот. гр.)
  • Методика «Лесенка» Н. В. Нижегородцева (старшая и подгот. гр.)
  • Социометрия «Два домика» (старшая - подгот. гр.)
  • Диагностическая таблица «Признаки неконструктивного поведения детей» (2 млад. - подгот. гр.).
  • Изучение эмоционального самочувствия ребенка в семье проективная методика «Кинетический рисунок семьи» (Р. Бэрнса, С. Кауфмана) (старш. гр. - подгот. гр.).

2. Основной этап (этап непосредственной реализации)
Содержание работы с детьми.

  • Проведение коррекционно-развивающих занятий, тренингов
  • Организация выставок рисунков и поделок, с целью повышения самооценки и статуса в группе сверстников
  • Привлечение детей к участию в праздниках, забавах, психологических акциях
  • Сопровождение детей, участвующих в конкурсах и соревнованиях

Задачи:

  • Обогащать индивидуальный опыт дошкольников позитивными эмоциональными переживаниями
  • Развивать и поддерживать положительное самовосприятие у детей, уверенность в себе и своих силах, способствовать гармонизации эмоционального состояния.
  • Повышать стрессоустойчивость организма детей, обучать навыкам «самопомощи».
  • Способствовать полноценному проживанию всех этапов развития, конструктивному прохождению кризисных периодов

Работа с детьми заключается в проведении коррекционно-развивающих занятий в соответствии с возрастными задачами развития и особенностями групп.

  • гр. раннего возраста и 1 млад. гр.:

цикл занятий с детьми с тяжелой степенью и адаптацией средней тяжести «В детский сад с радостью!» (15 занятий) на основе программы А. С. Роньжиной.

Цель: преодоление у детей признаков дезадаптации, восстановление темпа психофизического развития.

  • 2 младшая гр.:

комплекс занятий с детьми на основе психогимнастики Е. А. Алябьевой и подвижных игр К. Фопеля «С головы до пят» - «В стране веселых человечков» (8 занятий ).

Цель: способствовать формированию у детей умения управлять своим телом, преодолевать барьеры в общении, лучше понимать себя и других.

  • Средняя гр.:

игровые занятия (на основе программы занятий с детьми 4-5 лет О. В. Хухлаевой) с включением элементов изотерапии «Загадочные приключения» (12 занятий)

Цель: содействие содействие росту, развитию детей, развитие коммуникативных навыков, навыков самостоятельности, позитивного самовосприятия.

  • Старшая гр.: коммуникативный тренинг «Страна Понимания».

Калинина Р. Р. (16 занятий)

Цель: психологическое сопровождение личностного развития детей, формирование доброжелательного отношения к себе и окружающим, получение позитивного опыта общения, повышение самооценки.

  • Подготовительная гр.: комплекс развивающих занятий «Я расту, я развиваюсь!» на основе программы «Психологическая компетентность детей дошкольного возраста» Алексеевой Е. Е. (9 занятий)

Цель: повышение психологической компетентности детей дошкольного возраста, развитие навыков самоконтроля, навыков позитивного самовосприятия и восприятия окружающих, повышение самооценки.

Один из самых интересных для детей путей психологического оздоровления - это вовлечение их в творческие занятия. Направляя творческую энергию детей на созидание, на проявление себя в благородных поступках, на участие в детских выставках рисунков и поделок, взрослые добиваются оздоровления детского бытия. Кроме того выставка поделок – индивидуальных достижений ребенка является эффективным методом повышения статуса ребенка в группе сверстников. Данные выставки направлены на привлечение внимания к успехам ребенка в той или иной области. Материалы для выставок помогают готовить родители, с которыми мы обговариваем значимость данной работы и предпочтения ребенка в творчестве. Ежеквартально в группах ДОУ я организую «Выставку одного ребенка».


Ежегодно в международный день книги - 2 апреля, в день рождения Г. Х. Андерсена мы с детьми проводим психологическую акцию «Сочиняем сказку сами», в результате которой дети не только сочиняют сами сказки и истории, а также оформляют и иллюстрируют свои книги, конечно с помощью своих родителей и педагогов. Результатом работы становится «Выставка сказок наших детей».

Цель: гармонизация психологического и социального здоровья дошкольников, помощь в преодолении трудностей общения, поиске конструктивного решения проблем через сказочные истории.

Привлечение детей к участию в праздниках, забавах.

Дети, имеющие нарушения психологического здоровья нуждаются в оздоровлении главным воспитательным методом А.С. Макаренко - методом радости. Организация праздников и забав, культурных, социально неопасных, представляющих собой веселый нравственный жизненный урок – один из способов создания атмосферы психологического комфорта, мотивирующих детей на позитивное самовосприятие, восприятие детского сада и друг друга.

В рамках данного проекта были проведены праздники и досуги:

  • «Волшебная ромашка»
  • «День рождения воздушного шарика»
  • «Праздник лета»
  • «В гостях у Незнайки»
  • «Волшебная Страна Дружбы»
  • «Я, ты, он, она – вместе дружная семья!» и др.


Воспитанники нашего детского сада являются активными участниками различных конкурсов и соревнований спортивной направленности, поэтому с детьми-участниками конкурсов и соревнований, проводится комплекс занятий «Вместе к успеху!».

Цель: Психологическая подготовка дошкольников-участников конкурсов и соревнований спортивной направленности.

12 игровых сеансов с детьми, длительностью 25-30 минут, проводимые еженедельно за 3 месяца до соревнования.

Данный комплекс имеет 4 блока занятий, которые направлены на:

  • выбор правильной мотивации и установление цели.
  • сплочение команды, развитие навыков сотрудничества.
  • повышение уверенности в своих силах, самооценки.
  • предупреждение проявлений у детей состояния внутреннего дискомфорта, психоэмоционального и физического напряжения перед стартом и во время прохождения испытаний, развитие навыков контроля над эмоциями

Содержание работы с родителями

Весьма актуальной является проблема профилактики психологического состояния здоровых детей-дошкольников и коррекции детско-родительских отношений детей с признаками неблагополучия.

Формы работы с родителями разнообразны: родительские собрания, консультации, семинары-практикумы, психологические акции, детско-родительские занятия, психологические гостиные, оформление стендовой информации в «Уголке психолога», сайт ДОО и персональный сайт педагога-психолога.

Темы родительских собраний и консультаций:

  • «Адаптация малыша в дошкольном учреждении: проблемы и достижения»
  • «Детско-родительские отношения как фактор эмоционального благополучия дошкольника»
  • «Влияние мультфильмов на психологическое здоровье ребенка»
  • «Влияние родительских установок и стиля воспитания на формирование личности ребенка»
  • «Профилактика компьютерной зависимости у детей дошкольного возраста»

Психологическая гостиная:

«Клуб заботливых родителей» (старшая и подготовительная группы)

Детско-родительские занятия:

«В детский сад с радостью!»

Психологические акции:

«Сочиняем сказки сами»

«Письмо для любимой мамы»

Содержание работы с педагогами.

Будет ли работа по формированию психологического и социального здоровья эффективной во многом зависит от педагогов, работающих с дошкольниками. Педагогам необходимо переориентировать содержание образовательного процесса на создание условий для обеспечения психологического здоровья личности ребенка. Кроме этого, педагоги сами должны иметь высокий уровень психологического благополучия, стрессоустойчивости, коммуникативных умений.

Формы работы с педагогами в рамках проекта:

  • Мастер-классы,
  • групповые и индивидуальные консультации,
  • семинары, семинары-практикумы,
  • тренинги.

Семинары, семинары - практикумы:

  • «О профилактике психоэмоционального напряжения у дошкольников»
  • «Здоровье и здоровый образ жизни. Взгляд дошкольника и позиция воспитателя»
  • «Педагогика оздоровления в системе коррекционной работы с детьми»

Групповые и индивидуальные консультации:

  • «Сенсорное и психомоторное развитие детей раннего возраста. Цикл упражнений для детей».
  • «Сохранение и укрепление психологического здоровья участников образовательных отношений»
  • «Формирование культуры здорового образа жизни у дошкольников через приобщение к истокам русских народных традиций».

Мастер-классы:

  • «Здоровый педагог – здоровый ребенок (психологический аспект)»
  • «Игры, сближающие детей и педагогов»

Тренинги:

  • «Использование на занятиях по физической культуре тренингов, способствующих укреплению психологического здоровья»
  • «Профилактика профессионального и эмоционального выгорания»
  • «Дни психологической разгрузки»


Работа в направлении оздоровления детей, гармоничного развития каждого ребенка предполагает взаимодействие с инструктором по физической культуре.

Психологическое сопровождение физического воспитания дошкольников осуществляется с целью мотивации детей на сохранение здоровья как психологического, так и физического, снятия психофизического напряжения, повышение уверенности в себе.

В занятия по физической культуре включены психологические методы и приемы такие как:

  • Подвижные игры К. Фопеля «С головы до пят»
  • Психогимнастические упражнения
  • Психомышечная тренировка и дыхательные упражнения.
  • «Мысленные картинки» на заданную тему.
  • Зарядка позитивного мышления.
  • Словесные формулы
  • Вербальные и невербальные формы поощрения детей
  • Создание «ситуации успеха».

Совместные мероприятия педагога-психолога и инструктора по физической культуре для педагогов и родителей:

  • Практическое занятие с элементами тренинга «Использование зарядки позитивного внушения с детьми 5-7 лет»
  • Тренинг «Использование на занятиях по физической культуре тренингов, способствующих укреплению психического здоровья»
  • Подготовка картотеки релаксационных игр и упражнений «Сбрось усталость»
  • Семинар «Сохранение и укрепление психологического здоровья участников образовательных отношений»
  • Практическое занятие для педагогов «Использование телесно-ориентированных методов в работе с детьми»

3. Итоговый этап (результативный, рефлексивный).

Выводы:

Реализация деятельности по проекту способствовала созданию положительного эмоционального климата в группах детского сада, укреплению психологического и социального здоровья дошкольников, и позитивному влиянию применяемых форм работы на физическое здоровье детей.

Повысились адаптационные способности каждого ребенка. Исчезли признаки утомления у детей, негативные эмоциональные состояния и их проявления.

Снизилась вероятность появления у детей в будущем признаков школьной дезадаптации, неуспеваемости, трудностей в налаживании взаимоотношений с учителями и сверстниками.

Детский коллектив стал более сплоченным, дети - психологически компетентными, эмоционально развитыми, обладающие навыками самопознания, позитивным самовосприятием и восприятием других.

В результате осуществления задач проекта дети приобрели ценностные установки, влияющие на становление личности и формирование отношения к миру.

Педагоги и родители получив опыт позитивного взаимодействия с детьми, активно применяют его в своей практике, что способствует налаживанию детско-родительских отношений, взаимопониманию взрослых и детей.

Ожидаемые результаты

Работа с детьми даст следующие результаты:

  • Стабилизация психологического здоровья, преобладание состояния эмоционального благополучия детей.
  • Повышение уровня социального здоровья дошкольников: отсутствие признаков дезадаптации, повышение социального статуса в группе сверстников.
  • Повысится коммуникативная культура детей.
  • Активизируется процесс самопознания: расширятся представления детей о самих себе и окружающих людях.
  • Снизится число конфликтов, группы будут сплоченнее.
  • Преобладание у детей хорошего психофизического самочувствия.

В работе с родителями ожидаемые результаты следующие:

  • Обогащение уровня психологических знаний родителей.
  • Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по сохранению психологического здоровья дошкольников.

Ожидаемые результаты в работе с педагогами:

  • Приобретение педагогами нового опыта работы по сохранению психологического здоровья детей, повышение профессионального мастерства
  • Пополнится развивающая среда в группе.
  • Повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей
Анализ результатов проекта и выводы

Реализация деятельности по проекту способствовала созданию положительного эмоционального климата в группах детского сада, укреплению психологического и социального здоровья дошкольников, и позитивному влиянию применяемых форм работы на физическое здоровье детей.

Повысились адаптационные способности каждого ребенка. Исчезли признаки утомления у детей, негативные эмоциональные состояния и их проявления.

Снизилась вероятность появления у детей в будущем признаков школьной дезадаптации, неуспеваемости, трудностей в налаживании взаимоотношений с учителями и сверстниками.

Детский коллектив стал более сплоченным, дети - психологически компетентными, эмоционально развитыми, обладающие навыками самопознания, позитивным самовосприятием и восприятием других.

В результате осуществления задач проекта дети приобрели ценностные установки, влияющие на становление личности и формирование отношения к миру.

Педагоги и родители получив опыт позитивного взаимодействия с детьми, активно применяют его в своей практике, что способствует налаживанию детско-родительских отношений, взаимопониманию взрослых и детей.