Наверх

Проекты победителей

Заявка № 447
Номинация
Мастер
Цели, задачи, методы

Цель. Способствовать формированию у детей и их родителей мотивации к ведению здорового образа жизни.

Задачи методы

1. Привлечь внимание детей и родителей к проблеме ЗОЖ через создание проблемных ситуаций, способствующих поддержке индивидуальности и инициативы, стремлению к общению и исследованию.

2. Организация мероприятий, направленных на повышение уровня оздоровительной работы в детском саду и дома.

3. Воспитание у всех участников образовательного процесса активной жизненной позиции, направленной на сохранение и укрепление собственного здоровья, создание условий для поддерживания этой позиции.

Подробная инструкция

Новизна проекта заключается в разработке интерактивных форм и методов, объединяющих усилия педагогов и родителей, направленных на оздоровление детей.

Отличительной особенностью данного проекта является то, что на него не запланировано специально отведенного времени.

Предполагается, что он будет интегрирован в режимные моменты и образовательные блоки.

Работа в рамках данного проекта предусматривает максимальное вовлечение родителей и детей. Основными мотивами участия детей в проекте, является не авторитет взрослого, а интерес и удивление ребенка.

В свою очередь каждый из участников имеет возможность вносить свои изменения и дополнения в проект, таким образом, поддерживается инициатива участников и обеспечивается вариативность образовательного процесса.

Целевая направленность проекта ориентирована не на формирование определенных знаний и умений, а на формирование личности (здоровой физически и психически) посредством интерактивных методов.

Реализация проекта осуществляется в три этапа, которые определяют формы и методы педагогической работы с дошкольниками и их родителями.

I этап «Подготовительный» включает в себя формулирование проблемы и цели проекта, сбор информации для его реализации. А так же создание проблемной ситуации для детей, изучение мнения родителей и вовлечение всех участников в совместную проектную деятельность - посредством педагогических технологий.

В работе с детьми в детском саду:

- Игровой технологии

Педагог обращает внимание детей на новую книгу, открыв ее читает: «В некотором царстве, в небольшом государстве жил – был царь. Однажды в его государстве случилась беда - стали жители этого царства болеть. Издал царь указ: «Всем жителям стать здоровыми и больше никогда не болеть». Собрались министры того государства, позвали знаменитых врачей и стали думать – как помочь своему народу. Долго думали, предлагали разные способы выздоровления, но они не помогали. Тогда один из министров предложил обратиться за помощью к жителям других государств…».

Проблема. Воспитатель задает вопрос: «Можем мы им помочь? Как?». Данная проблема рассматривается с помощью

- Интерактивной технологии «Большой круг»

Дети стоят в кругу, и по очереди предлагают свои варианты решения «проблемы». Только после того, как высказавшийся ребенок коснется рядом стоящего, тот может предложить свое решение «проблемы».

Таким образом, каждый ребенок получает возможность высказать свою точку зрения.

Педагог, с помощью наводящих вопросов, максимально раскрывает суждения каждого ребенка, создавая ситуацию успеха.

Выслушав все высказывания, один из детей подводит итог, используя полученную информацию.

Проблема (обобщение): Надо узнать – что нужно делать для того, чтобы быть здоровыми, и отчего бывают болезни. Все ответы соберем в книгу и перешлем жителям сказочной страны.

В работе с родителями:

- Информационный стенд «Волшебный цветок мудрости» (в сердцевине цветка обозначена проблема, лепестки пустые, на них записываются высказывания по предложенной теме).

Родителям предлагается высказать свое мнение - «Здоровый человек — это...».

- Анкетирование и индивидуальные беседы с родителями.

Цель: Выяснить проблемы, возникающие у родителей в воспитании здорового ребенка, а также проанализировать знания родителей о здоровом образе жизни.

- Родительское собрание «Что? Где? Как?».

Форма проведения: круглый стол

Цель: Формировать у родителей устойчивую мотивацию к сохранению и укреплению здоровья детей

Подготовка: выпуск газеты «Неболейка»; фотовыставка «Оздоровительные мероприятия в группе»; интервьюирование детей по данной теме; результаты анкетирования родителей.

Повестка собрания:

1. Мозговой штурм «ЧТО такое здоровье?». (Заполнение таблицы «Стиль жизни, поведение, поступки ребенка, наносящие ущерб его здоровью». Анализ результатов подготовительной работы.)

2. Обсуждение вопроса «ГДЕ и КАК возможно оздоровление дошкольника?» (Факторы оздоровления детей в ДОУ и семье. Опыт семейного воспитания.)

Одно из решений родительского собрания:

Принять участие в реализации проекта «Где прячется здоровье» (все родители, в течение периода: ноябрь – апрель).

II этап «Практический» В нем содержится информация, направленная на решение конкретных задач, направленных на повышение уровня оздоровительной работы в детском саду и дома.

В соответствии с программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой и исходя из анализа запросов родителей (анкеты, индивидуальные беседы, родительское собрание) - были выделены темы и содержания блоков. Блоки имеют следующую тематику: «Закаливание организма», «Движение», «Питание», «Сохранение стабильного психоэмоционального состояния». Спроектирована модель процесса сотрудничества педагогов ДОУ, родителей, детей и системность ее реализации.

План представлен в виде таблицы. (см файл «Проект Казанкова Л.В.», который находится в поле «Документы»)

Для создания книги «В некотором царстве…» в группе организуется центр «Вопросы-ответы», который включает в себя:

- 4 «волшебные корзиночки» «Закаливание организма», «Движение», «Питание», «Настроение» (психоэмоциональное состояние) со схематическим изображением вопросов;

- энциклопедии, альбомы, дидактические игры (по соответствующим темам).

С целью сохранение стабильного психоэмоционального состояния детей, организуется «Психологический уголок» состоящий из трех зон: саморегуляции и релаксации; для повышения самооценки; развития коммуникативных навыков и эмоциональной сферы. При подборе материала для уголков опирались на разработки Л.В. Панфиловой и Л.В. Кузнецовой, О.В. Хухлаевой, Я.А. Павловой, Г.Д. Черепановой.

В приемной для родителей организуется уголок «Почемучек», где родители оповещаются о запросах детей. Для этого была использована модель трёх вопросов: «Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Что сделать, чтобы узнать?». В специальную таблицу возле каждого высказывания выставляется имя автора.

Таблица сопровождается обязательным написанием объявления «Дорогие мамы и папы! Наши детки решили больше узнать о (…) У нас в группе есть энциклопедии, но этого крайне недостаточно для того, чтобы удовлетворить их любознательность. Нам очень помогут (…) Предлагаем вам принять участие в (…) Воспитатели и ваши детки». Также в этот уголок помещается фотоотчет с кратким комментарием педагога, кто из детей выступал и что нового и интересного рассказал.

В свою очередь родители имеют возможность корректировать данный проект, посредством беседы с педагогом или создание новой проблемы для дискуссий (высказываний) используя «Волшебный цветок».

Таким образом, обеспечивается вариативность образовательного процесса, организуется включенность родителей, где каждый из них имеет возможность проявить свою инициативу и стать полноправным участником педагогического проекта.

Принесенные детьми «ответы» складываются в «волшебные корзиночки», затем, под руководством педагога, совместно их сортируют, анализируют и складывают в книгу «В некотором царстве...».

Эта книга является одним из важных составляющих звеньев в этом проекте. Так как она является основой для методов «Кейс-технологий»: ситуационного анализа (проблемы и перспективы); дискуссий, которые помогают сформировать у детей умения самостоятельно решать реальные или смоделированные педагогом проблемные ситуации.

С этой целью используются стимулирующие и открытые вопросы, вопросы-провокации, высказываются странности и противоречия, интеллектуальный разрыв в событиях и действиях, помогает детям тем самым выявить проблему.

Использование интерактивных технологий «Работа в парах», «Работа в малых группах», «Цепочка», «Карусель вопросов», «Интервью» способствует формированию детской инициативы.

Практический этап считается завершенным только тогда, когда будет снижен интерес детей к исследовательской деятельности в центре «Вопросы-ответы».

После чего в этом центре появляется большая яркая коробка. Дети ее распаковывают и находят благодарственное письмо от царя из сказки, «страничку» продолжение (концовка) этой сказки, а так же книги из серии «В некотором царстве…» (в последствие эти книги могут дать начало познавательным проектам о сказках или книгах).

III этап «Аналитический» предусматривает обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов:

- Организуется квест-игра «7 апреля - День здоровья» для детей и их родителей.

- Проводится опрос (индивидуальные беседы) родителей, фиксируются отзывы в «Книге отзывов ДОУ».

- Самоанализ педагога.

Ожидаемые результаты

Формирование осознанной потребности в ведении здорового образа жизни всех участников образовательного процесса: детей, родителей, педагогов;

Созданы благоприятные условия для саморазвития дошкольников, проявления их творческой деятельности через внедрение в практику интерактивных методов в работе с семьей и детьми;

Установлены доверительные партнерские отношения между родителями и педагогами ДОУ, тем самым устранен формализм при организации работы с семьей, что позволит выработать единые требования к воспитанию детей в семье и детском саду;

Заинтересованность родителей как участников здоровьесберегающего образовательного процесса помогут некоторым неорганизованным семьям передвижению из категории пассивных в категорию легко организуемых и самостоятельно ведущих здоровый образ жизни;

Создание здоровьесберегающего пространства в ДОУ и семье осуществляется с учетом интересов ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей;

Педагогический опыт работы даст положительный результат и его возможность воспроизведения другими педагогами.

Анализ результатов проекта и выводы

В работе проекта приняли участие 27 родителей, 18 детей, 3 педагога детского сада.

Во время проекта поддерживался устойчивый интерес всех участников и способствовал созданию дружелюбного партнерства.

Родители поделились своими впечатлениями в тетради отзывов в «Книге отзывов ДОУ».

Использованные педагогом интерактивные методы способствовали проявлению инициативы и поддержки индивидуальности каждого участника проекта, а также стимулировали осознанное формирование потребности в здоровом образе жизни.

Наметились изменения во взаимоотношениях в семьях воспитанников, родители с большим пониманием стали относиться к интересам и потребностям своих детей, признали необходимость уважения их мнения.

Изменился характер вопросов родителей к педагогам, а так же мнение родителей о воспитании детей в детском саду и семье.

Родители стали более активно принимать участие в жизни группы, проявлять инициативу в организации дел для детского сада и в пропаганде своего семейного опыта в воспитании детей.

В результате данного проекта в группе пополнилась развивающая среда нестандартным физкультурным оборудованием, а на участке была создана «Тропа здоровья».

По инициативе родителей, на информационном стенде «Волшебный цветок мудрости», появилась страничка из семейного опыта оздоровления детей в семье «Здоровые дети - в здоровой семье» и создано «Древо спортивных достижений».

Вывод: Таким образом, очевидно, что сложившаяся система работы в данном направлении способствует объединению педагогов, родителей и детей на основе общих интересов, привлекает взрослых к проблемам детей, тем самым, способствуя повышению качества образовательного процесса и формирования у всех участников мотивации к ведению ЗОЖ.

Если мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, а за период дошкольной жизни сохраним высокий уровень реального здоровья, обогатив необходимым запасом знаний и умений для ведения здорового образа жизни, то будем надеяться, что будущее поколение будет здоровым.