Наверх

Проекты победителей

Заявка № 2197
Номинация
Автор
Цели, задачи, методы

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название проекта

Коррекция речевых нарушений детей старшего дошкольного возраста с помощью артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики

Автор проекта

Коршунова Ирина Валерьевна, учитель-логопед первой квалификационной категории

Состав и возраст группы

Дети 5– 6 лет, посещающие логопедический пункт филиала МАДОУ «Детский сад № 9» - «Детский сад № 1», воспитатели, родители детей.

Срок реализации

2016-2017 учебный год.

Типология проекта

Внутриучрежденческий, речевой, творческий.

Направленность

Коррекционная

Учебный предмет или образовательная программа, в рамках которого проводится проект

Логопедический пункт, коррекционные занятия с детьми в рамках реализации ООП ДО

Методы

Игровые

Актуальность

Актуальность и жизненность данной проблемы определяется увеличением количества детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения.

Одним из условий становления нормального звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.

Именно для формирования необходимых и полноценных артикуляционных укладов, а также различных мышц речевого аппарата ежедневно используется артикуляционная гимнастика.

Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, значимым полем деятельности является соединение движениями органов артикуляционного аппарата и биоэнергопластики. Применение нетрадиционного метода биоэнергопластики в артикуляционной гимнастике привлекает интерес детей, способствует достижению положительных результатов в развитии артикуляционной и пальчиковой моторики, что значительно облегчает постановку, введение звуков в речь, способствует более быстрому преодолению речевых нарушений.

Цель проекта

Коррекция звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения с помощью сочетания артикуляционной гимнастики с нетрадиционным методом биоэнергопластикой.

Задачи проекта

Дети:

- воспитать у детей интерес к артикуляционной гимнастике, используя приемы биоэнергопластики;

- воспитать у детей потребность использовать артикуляционную гимнастику в условиях детского сада и дома;

- формировать представления детей об органах речи, их назначении;

- учить детей правильно выполнять артикуляционные упражнения, контролировать свои действия, применять элементы биоэнергопластики;

- формировать и отрабатывать правильное звукопроизношение;

- развивать у детей артикуляционный аппарат; мелкую моторику рук;

- развить память, произвольное внимание, воображение, творческую активность;

- развивать коммуникативные навыки в системе общения «ребенок – взрослый».

Воспитатели:

- повысить педагогическую компетентность в вопросах речевого развития детей;
- создать положительный психологический климат между учителем - логопедом и воспитателями;
- заинтересовать педагогов в творчестве и инновациях;
Родители:

- заинтересовать в коррекционно-развивающем процессе, направленном на преодоление речевых нарушений у детей;

- готовность осуществлять взаимодействие с учителем - логопедом по проведению коррекции речевых нарушений детей, выход на самостоятельность в проведении артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики в условиях семьи.

Этапы

1.Подготовительный этап.

2.Основной этап.

3.Заключительный этап.

Рабочее планирование проекта

См. ход проекта.

Необходимое оборудование:

Картотека артикуляционных упражнений, аудио, видеоматериалы, перчаточный театр.

Презентация итогов проекта

Итоговое мероприятие - представление сказок детьми совместно с родителями.

Выставка перчаточного театра, куклы которого созданы детьми вместе с родителями.

Презентация проекта на сайте МАДОУ «Детский сад № 9».

Предполагаемые итоговые продукты проекта

Создание перчаточного театра для использования в артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики.

Создание картотек:

- рисунков или фотографий ручных поз с описанием движений кисти и пальцев рук;

- комплексов артикуляционной гимнастики со стихотворными текстами к каждому упражнению;

-специально разработанных сказок.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

В настоящее время наблюдается значительное увеличение числа детей, которые поступают в первый класс с несформированными компонентами устной речи. Наиболее типичным для будущих первоклассников является неправильное произношение звуков. Такое речевое нарушение, к сожалению, не вызывает тревоги у многих родителей. Ошибочно мнение взрослых, которые считают, что при поступлении в школу ребенок самостоятельно научиться произносить звуки, что нарушения звукопроизношения пройдут, как только исчезнут дефекты прикуса и вырастут передние зубы. Очень важно своевременно обратить внимание родителей на имеющие трудности в формировании компонентов устной речи детей, важно объяснить им, что недостатки речи могут привести к неуспеваемости, продлить неуверенность ребенка в своих силах, спровоцировать возникновение различных психологических проблем, которые будут иметь далеко идущие негативные последствия.

Известно, что при произнесении звуков органы речевого аппарата принимают специальное положение или артикуляционный уклад, который свойствен определенному звуку. Неправильное расположение органов артикуляции приводит к дефектному произношению звуков речи. Именно для формирования необходимых и полноценных артикуляционных укладов, а также различных мышц речевого аппарата ежедневно используется артикуляционная гимнастика.

Результатом использования артикуляционной гимнастики является укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и точности движений органов, участвующих в речевом процессе, объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады.

Как известно речь находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук, поэтому целесообразно использовать элементы биоэнергопластики (плавных движений кистей рук) с движениями органов артикуляционного аппарата. Использование элементов биоэнергопластики удерживает интерес к процессу, повышает мотивационную готовность детей к занятиям, поддерживает положительный эмоциональный настрой ребенка и педагога.

Результатом внедрения и использования биоэнергопластики – развитие координации движений, мелкой моторики пальцев рук, активизация интеллектуальной деятельности ребенка, развитие памяти, произвольного внимания, межполушарной взаимосвязи, формирование умения действовать по словесным инструкциям.

«Биоэнергопластика» включает в себя три базовых понятия:

  • био — человек как биологический объект;
  • энергия — сила, необходимая для выполнения определенных действий;
  • пластика — плавные движения тела, рук, которые характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.

Суть биоэнергопластики в том, что ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляется движение кисти. Сочетание движений речевого аппарата и кистей рук создает предпосылки к развитию координации, произвольности поведения, внимания, памяти и других психических процессов, необходимых для становления полноценной речевой активности. Такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес ребенка, помогает повысить мотивационную готовность детей к занятиям, поддерживает положительный эмоциональный настрой ребенка.

Правила биоэнергопластики:

1.Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2- упражнений за один раз.

2.Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

Преимущества использования комплекса артикуляционных упражнений с элементами биоэнергопластки:

  • оптимизирует психологическую базу речи;
  • способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов;
  • синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой сокращает время занятий, усиливая их результативность;
  • позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям.

Таким образом, компетентность родителей, применение элементов биоэнергопластики в артикуляционной гимнастике, привлечение интереса детей способствует достижению положительных результатов в развитии артикуляционной и пальчиковой моторики, что значительно облегчает постановку, введение звуков в речь, способствует более быстрому преодолению речевых нарушений.

ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТА

№ п/п

Название принципа

Содержание принципа

1.

Учет ведущей деятельности

Взаимодействие с детьми в ходе проекта осуществляется с опорой на ведущий тип деятельности и зону ближайшего развития. В качестве ведущей деятельности детей 5-6 лет выступает игровая деятельность.

2.

Принцип психологической комфортности

Никаких успехов обучение не принесет, если оно «замешано » на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребенка. Из работы исключено давление на детей, принуждение к деятельности, осуждение, оценка.

3.

Принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса

Ребенок воспринимается не как объект педагогических усилий, а как субъект образовательного процесса. Индивидуальные, подгрупповые занятия строятся как совместная деятельность, а учитель-логопед и дети - равноправные партнеры  этой деятельности.

4.

Принцип поддержки инициативы детей

В старшем дошкольном возрасте детям очень важно самоутвердиться, чтобы взрослые признали их полноправными участниками образовательного процесса.

5.

Принцип интеграции усилий специалистов

Консолидация усилий разных специалистов в области психологии, медицины, педагогики позволила обеспечить систему комплексного  психолого-медико-педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребенка с речевыми нарушениями.

6.

Учет индивидуальных особенностей

Каждый ребенок, в особенности ребенок с каким-либо отклонением, индивидуален. Логопед должен суметь, учитывая индивидуальные особенности, найти подход к любому ребенку, установить с ним доверительные отношения, заинтересовать, внушить уверенность в обретении нормальной речи.

7.

Тесное сотрудничество с родителями

Роль родителей в устранении речевой проблемы ребенка – одна из ведущих. С учителем-логопедом ребенок проводит пару часов в неделю, тогда как становление речи - процесс постоянный. Только родительское участие, заинтересованность, изобретательность, энергичность и постоянный контроль над процессом способны преодолеть возникшие речевые нарушения у ребенка.

Подробная инструкция

ХОД ПРОЕКТА В РАМКАХ ЛОГОПУНКТА

Этап работы над проектом

Продолжитель

ность

Место работы с детьми

Содержание работы

участников проекта

Выход этапа

Подготовительный этап

1 сентября 2016г.–

15 сентября 2016г.

Логопункт филиала МАДОУ «Детский сад № 9» - «Детский сад № 1»

Учитель-логопед:

- Обследование детей, зачисленных на логопункт.

- Выступление на собрании для родителей.

- Анкетирование родителей.

- Подбор наглядно-информационного материала аудио, видеозаписей, карточек по теме.

- Подведение итогов по результатам обследования, анкетирования.

- Консультации для родителей по результатам обследования.

Основной этап

15 сентября 2016г. –

30 апреля 2017г.

Логопункт филиала МАДОУ «Детский сад № 9» - «Детский сад № 1»

Учитель-логопед - дети:

- ознакомление детей со строением органов речи посредством логопедической игры - «Сказки о Веселом Язычке»;

- проведение занятий по артикуляционной гимнастики с использованием аудио-, видео-записей.

Занятия проводятся индивидуально и с подгруппой детей по 5 человек.

Учитель-логопед - воспитатели:

- проведение открытого занятия для воспитателей с целью ознакомления и применения артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой в своей работе;

- мастер - класс «Биоэнергопластика — фундамент развития артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики»;

семинар - практикум «Применение биоэнергопластики в воспитательно-образовательном процессе ДОУ»;
- семинар - практикум «Влияние занятий биоэнергопластикой на речевое развитие дошкольников».
Учитель-логопед - родители:

- Оформление стендов

«Артикуляционная гимнастика в домашних условиях», «Взаимосвязь развития речи и мелкой моторики рук».

Родители - учитель-логопед - дети:

- Присутствие родителей на индивидуальных занятиях;

- знакомство с упражнениями по артикуляционной гимнастике;

- знакомство с элементами биоэнергопластики.

Родители – дети:

- Изготовление героев перчаточного театра детьми совместно с родителями (для использования в артикуляционной гимнастике с биоэнергопластикой).

-Воспитатели активно используют артикуляционную гимнастику с детьми, понимают взаимосвязь развития речи и мелкой моторики рук.

- Включение воспитателей в совместную творческую деятельность.

-Презентация для родителей на сайте ДОУ

«Артикуляционная гимнастика – что это?».

- Сочинение сказок (дети совместно с родителями) «Мой умелый Язычок».

- Создание героев перчаточного театра.

- Родители используют артикуляционную гимнастику в домашних условиях, понимают взаимосвязь развития речи и мелкой моторики рук.

Включение родителей в совместную творческую деятельность. Использование перчаточного театра дома.

Заключитель

ный этап

май 2017г.

Логопункт филиала МАДОУ «Детский сад № 9» - «Детский сад № 1».

- Отслеживание количественных и качественных результатов коррекционно-развивающих мероприятий, определение дальнейшей перспективы проекта.

- У детей:

-воспитан интерес к артикуляционной гимнастике, используя приемы биоэнергопластики;

- воспитана потребность использовать артикуляционную гимнастику в условиях детского сада и дома;

формировано представления об органах речи, их назначении;

- правильно выполняют артикуляционные упражнения, применяют элементы биоэнергопластики;

- сформировано и отрабатано правильное звукопроизношение;

- развит артикуляционный аппарат, мелкая моторика рук;

- развита память, произвольное внимание, воображение, творческая активность;

- развиты коммуникативные навыки в системе общения «ребенок – взрослый».

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ В РАМКАХ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА

Период

Количество заня

тий

Содержание проведения работы в условиях логопункта

Количество часов работа в условиях логопункта

(ребенок - учитель -логопед - родитель)

Содержание проведения работы в домашних условиях

Количество часов работы в домашних условиях

(ребенок - родитель, занятия - ежедневные)

Общее количество часов

1 –2 неделя

Обследование строения и подвижности органов артикуляции, состояния звукопроизношения.

3

неделя

1

Знакомство со строением органов речи посредством игры «Сказки о Веселом Язычке» перед зеркалом.

15 минут

Повторение сказки

35 минут

50 мин.

2

Выполнение артикуляционной гимнастики по традиционной методике (общие арт. упражнения). Логопед сопровождает упражнения движением своей ведущей руки перед зеркалом.

30 минут

Выполнение артикуляционной гимнастики по традиционной методике

(общие арт. упражнения).

1 час 10 минут

1 час 40 мин.

4 неделя

3

Выполнение артикуляционной гимнастики по традиционной методике

(общие арт. упражнения). Учитель - логопед сопровождает упражнения движением другой руки перед зеркалом.

45 минут

Выполнение артикуляционной гимнастики по традиционной методике

(общие арт. упражнения).

1 час 10 минут

1 час 55 мин.

5 неделя

3

Выполнение артикуляционной гимнастики по традиционной методике, знакомство с персонажами перчаточного театра (учитель - логопед сопровождает упражнения движением своей руки в перчатке) перед зеркалом.

45 минут

Выполнение артикуляционной гимнастики по традиционной методике с элементами биоэнергопластики с использованием ведущей руки ребенка.

1 час 10 минут

1 час 55 мин.

6 неделя

3

Выполнение артикуляционной гимнастики по традиционной методике с элементами биоэнергопластики с использованием ведущей руки ребенка в перчатке перед зеркалом перед зеркалом.

45 минут

Выполнение артикуляционной гимнастики по традиционной методике с элементами биоэнергопластики с использованием ведущей руки ребенка.

1 час 10 минут

1 час 55 мин.

7 неделя

3

Выполнение артикуляционной гимнастики потрадиционной методике с элементами биоэнергопластики с использованием другой руки ребенка в перчатке перед зеркалом.

45 мин

Выполнение артикуляционной гимнастики по традиционной методике с элементами биоэнергопластики с использованием другой руки ребенка.

1 час 10 минут

1 час 55 мин.

8 неделя

3

Выполнение артикуляционной гимнастики по традиционной методике с элементами биоэнергопластики с использованием обеих рук учителя - логопеда в перчатке перед зеркалом.

45 мин

Выполнение артикуляционной гимнастики по традиционной методике с элементами биоэнергопластики с использованием обеих рук ребенка.

1 час 10 минут

1 час 55 мин.

9 неделя

3

Выполнение артикуляционной гимнастики по традиционной методики с элементами биоэнергопластики с использованием обеих рук ребенка в перчатке перед зеркалом.

45мин

Выполнение артикуляционной гимнастики по традиционной методики с элементами биоэнергопластики с использованием обеих рук ребенка в перчатке.

1 час 10 минут

1 час 55 мин.

10 неделя

3

Выполнение артикуляционной гимнастики п отрадиционной методики с элементами биоэнергопластики самостоятельно (под счет, стихотворение, музыкальное сопровождения и т.д.) перед зеркалом.

45мин

Выполнение артикуляционной гимнастики по традиционной методики с элементами биоэнергопластики самостоятельно.

1 час 10 минут

1 час 55 мин.

11 неделя

3

Выполнение артикуляционной гимнастики по традиционной методики с элементами биоэнергопластики самостоятельно (под счет, стихотворение, музыкальное сопровождения и т.д.) без зеркала.

45мин

Выполнение артикуляционной гимнастики по традиционной методики с элементами биоэнергопластики самостоятельно.

1 час 10 минут

1 час 55 мин.

12-31

неделя

Выполнение артикуляционной гимнастики по традиционной методике с элементами биоэнергопластики самостоятельно (под счет, стихотворение, музыкальное сопровождения и т.д.) без зрительной опоры (без зеркала).

32-33

неделя

Отслеживание количественных и качественных результатов коррекционно-развивающих мероприятий, определение дальнейшей перспективы проекта.

Ожидаемые результаты

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТА

Дети:

- четкое представление детей об органах речи: строении, назначении;

- умение детьми выполнять основные артикуляционные упражнения и специальные упражнения, направленные на выработку артикуляционного уклада определенных звуков;

-освоение артикуляционных упражнений с синхронным движением рук;

- проявление интереса к артикуляционной гимнастике, сформировано желание заниматься ею и использовать игровые приемы.

Воспитатели:
- положительный психологический климат между учителем - логопедом и воспитателями;
- заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;
- повышается педагогическая компетентность в вопросах речевого развития детей.

Родители:

- заинтересованность в коррекционно-развивающем процессе, направленном на преодоление речевых нарушений у детей;

- готовность осуществлять взаимодействие с учителем - логопедом по проведению коррекции речевых нарушений детей, выход на самостоятельность в проведении артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики в условиях семьи.

Анализ результатов проекта и выводы

Проведение артикуляционных упражнений принципиально отличается от общепринятых, что достигается соединением артикуляционных движений с движением руки. Сначала одной, потом и двух (биоэнергопластика). Совместные движения руки и артикуляционного аппарата помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, а также развивает координацию движения и мелкую моторику.

Оптимальное соотношение временных, материальных и умственных затрат и положительного результата работы. Осуществление проекта в течение учебного года позволяет получить максимально возможные в данных условиях результаты и соблюсти установленные нормативы времени.

Таким образом, применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления. Выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребёнка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ. Сильная мотивация, применение игрового метода на занятиях развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, что значительно облегчает постановку и введение звуков в речь.
Видео-интервью