Наверх

Проекты победителей

Заявка № 813
Номинация
Мастер
Цели, задачи, методы

ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС СТИПЕНДИЙ И ГРАНТОВ

ИМ. Л. С. ВЫГОТСКОГО

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №1 ИМ. Ю.А. ГАГАРИНА»

САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ, ГОРОДА АНИВА

Номинация: «Мастер»

ПРОЕКТ

«ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ И СОТРУДНИЧЕСТВО ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СИСТЕМЕ «ДОУ-СЕМЬЯ, СЕМЬЯ-ДОУ»

(Взаимодействие инструктора по физкультуре с семьями воспитанников)

Сроки реализации: долгосрочный

Автор проекта:

Солодова Марина Дмитриевна, инструктор по физкультуре;

высшая категория,

т. 8-962-104-49-95

e-mail:vera7512@yandex.ru

Сахалинская область, г. Анива

2017 г.

Проблема, на решение которой направлен проект

Многие дети, поступая в наше дошкольное учреждение МБДОУ «Детский сад №1 им. Ю.А. Гагарина» имеют отклонения в физическом развитии: II или III группу здоровья, нарушение осанки, излишний вес, проблемы со скоростью, ловкостью, координацией движения. Причины таких результатов – является недостаточная компетенция родителей в вопросах физического воспитания, невнимания взрослых к своему здоровью и к своим детям, неосведомлённость родителей в вопросах физического воспитания детей. Ещё одна из причин у родителей часто наблюдается нехватка времени, недостаток знаний, а зачастую личные стереотипы не дают возможность быть активными участниками развития и воспитания своего ребёнка. Но несмотря на жизненные проблемы, каждый из родителей хочет видеть своего ребёнка здоровым, крепким и сильным. Задача детского сада, в том числе и в лице инструктора по физкультуре помочь вырастить и воспитать здорового человека во всех аспектах данного понятия.

Дошкольный возраст – решающий этап в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит большой путь в своём развитии. Именно в этот период идёт становление функциональных систем организма, складывается характер, отношение к себе и окружающим. У детей необходимо формировать определённую базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознание в потребности в систематических занятиях физической культурой.

Укрепление здоровья ребёнка невозможно без участия родителей. Именно они обязаны привить ему стремление к ЗОЖ. Семья для ребёнка – источник общественного опыта и развивающая среда. Здесь он находит пример для подражания, происходит его социальная адаптация. Личный пример родителей для ребёнка убедительнее всяких аргументов, лучший способ привить ребёнку любовь к физкультуре – заняться ею вместе с ним! Дети обладают индивидуальным качеством: они подсознательно запоминают слова и поступки взрослых, даже копируют их выражения лица. Это можно с успехом использовать для развития у малыша вкуса к физической культуре!!! Малыш, ежедневно видя перед собой энергичных, спортивных и весёлых родителей, учится верить в себя и быть оптимистом!!!

То, что ребёнок приобретает в детские годы в семье, сохраняется в течение всей жизни. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.

Учитывая изложенные факты о причинах показателей заболеваемости детей в нашем ДОУ, деятельность инструктора по физкультуре строится на грамотном построении педагогического процесса, создание единого пространства, который заинтересовывает родителей в воспитании здорового ребёнка и закладывает нормы здорового образа жизни в детском саду и семье.

Цель и задачи

Цель работы – содействие приобщению дошкольников к нормам здорового образа жизни через целенаправленную организацию совместной деятельности инструктора по физкультуре и родителей; создание единого пространства воспитания и развития детей в детском саду и семье.

Задачи:

  • Внедрять в образовательную деятельность ДОУ оригинальные и востребованные формы физкультурно-оздоровительной работы с участием детей и их родителей.
  • Содействовать формированию у родителей и их детей навыка партнёрского доверительного взаимодействия друг с другом;
  • Способствовать совместному созданию позитивного психологического климата как в детском саду, так и в семье;
  • Приобщать детей и взрослых к нормам здорового образа жизни путём активизации двигательной активности;
  • Способствовать укреплению доверительных отношений между инструктором по физкультуре и родителями;
  • Разработать план мероприятий по спортивно-оздоровительной работе с семьями.

Способы достижения цели и методы проекта

Проект рассчитан на детей 3-7 лет, посещающих группы МБДОУ «Детский сад №1 им. Ю.А. Гагарина» и семей воспитанников.

В реализации проекта также участвуют инструктор по физкультуре, воспитатели, родители. Инструктор по физкультуре подбирает, изучает, анализирует литературу; выступает на консультациях ДОУ, педагогических советах, на региональных и муниципальных педагогических конференциях; создаёт конспекты мероприятий, план тренировочного процесса семейного спортивного клуба «Гагаринцы».

В процессе реализации проекта

«ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ И СОТРУДНИЧЕСТВО ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СИСТЕМЕ «ДОУ-СЕМЬЯ, СЕМЬЯ-ДОУ»

(Взаимодействие инструктора по физкультуре с семьями воспитанников) для решения поставленных задач используются:

* Организация семейного спортивного клуба «Гагаринцы»;

* Создание группы WhatsApp «Гагаринцы», в которой проходит активное общение между инструктором по физкультуре и семьями воспитанников: родители обращаются за помощью к инструктору с интересующими их вопросами, делятся мыслями, идеями и предложениями;

* Совместные детско-родительские спортивные мероприятия;

* Совместные тренировки в вечернее время по хоккею, лыжным гонкам, футболу;

* Выступление на семейных спортивных региональных и муниципальных соревнованиях: («Папа, мама, я – спортивная семья», Спортивная Семейная Хоккейная Лига «Хоккей в валенках», «Лыжня России» и др.)

Подробная инструкция

ПОДРОБНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Данная целенаправленная организация преемственности и сотрудничества совместной взросло-детской досуговой деятельности по формированию норм ЗОЖ организована в несколько этапов:

1.Организационно-просветительский этап Проекта

Этап, который включает в себя организацию взаимодействие инструктора по физкультуре и родителей в физическом воспитании детей, привлечение их к сотрудничеству в плане единых подходов к физическому воспитанию дошкольников:

- педагогическое просвещение родителей;

- пропаганда знаний о здоровом образе жизни.

  • Организован семейный спортивный клуб «Гагаринцы», цель которого

создание условий для приобщения детей и взрослых к участию в совместной спортивно-игровой деятельности, повышения роли семьи в физическом воспитании детей; формирование у родителей навыки взаимодействия со своими детьми с целью установления эмоционально положительных контактов, доверительных отношений; поддержать интерес детей и взрослых к здоровому образу жизни; время работы кружка с 18.00 – 19.00; направление: совместная спортивно-игровая деятельность.

Общая структура совместной деятельности включала в себя следующие элементы:

  • приветствие – формирование позитивного интереса к встрече, сплочение группы;
  • мотивация – сообщение цели совместной двигательно-игровой деятельности;
  • разминка – средство воздействия на эмоциональное состояние участников, уровень их активности, поднятие настроения;
  • основная часть – развитие двигательных умений и навыков: комплекс общеразвивающих упражнений, спортивных игр и заданий, направленных на решение задач занятия, свободная игровая деятельность;
  • рефлексия – оценка занятия в эмоциональном аспекте (как участники чувствуют себя здесь и сейчас);
  • прощание – эмоциональное сплочение группы, настрой на следующую встречу.

В основу содержания физкультурных занятий и тренировочного процесса легла система физических упражнений и игр, которые:

- доступны, для совместного выполнения взрослым и ребёнком;

- разнообразны по своему физическому воздействию;

- направлены на развитие эмоциональной сферы, партнёрских и доверительных отношений родителей и детей.

Основные правила для проведения совместной деятельности:

  • Формирование группы происходит на добровольной основе.
  • Вместе с ребёнком занятие посещает кто-то из родителей или членов семьи.
  • Занятия проводятся в осенний и весенний период - 1 раз в месяц, в зимний период 3 раза в неделю.
  • Совместная игровая деятельность рассчитана на 45-60 минут.
  • Занятия проходят в спортивном зале и на свежем воздухе.
  • Составление для данной работы инструктором по физкультуре

перспективное планирование совместной взросло-детской досуговой деятельности по физическому воспитанию. (Приложение 1. План работы спортивного клуба «Гагаринцы»), в который входят оригинальные и востребованные формы и методы работы с семьёй;

- проведено родительское собрания (Приложение 2. «Совместная работа ДОУ и семьи по воспитанию здорового ребёнка»), которое позволило педагогу лично ознакомиться с семьями воспитанников и на основе личной беседы выявить потребности и желания родителей в вопросах ЗОЖ и физического воспитания детей;

- используются индивидуальные консультации, с родителями воспитанников (консультации проводятся как индивидуально, так и для подгрупп родителей; на групповые консультации приглашались родители разных групп, имеющих одинаковые проблемы или наоборот, успехи в воспитании. Целями консультаций являются усвоение родителями определённых знаний, умений, помощь им в разрешении проблемных вопросов) темы: «Выбор спортивной секции», «Физическая культура и оздоровление», «Развитие физических качеств в подвижных играх», «Ответы на вопросы»;

- лекции («Возрастные особенности дошкольников», «Сензитивные периоды развития физических качеств» и др.)

- создана группа WhatsApp «Гагаринцы» в которой проходит активное общение между инструктором по физкультуре и семьями воспитанников: родители обращаются за помощью к инструктору с интересующими их вопросами, делятся мыслями, идеями и предложениями;

- с учётом специфики работы инструктора и невозможности ежедневного общения с родителями наглядно организован наглядно-информационный стенд «Уголок Здоровья», где родители получают рекомендации по обучению детей различным видам движений, подвижным играм, темы: «Организация двигательной активности дома», «Спортивная форма», «Играем вместе», «Здоровый малыш!», «Наши дети», «Наши рекорды!» «Комплекс утренней гимнастики», взаимодействие было направлено на обогащение знаний родителей.

2. Деятельностный этап Проекта

На этом этапе внедряются оригинальные, востребованные формы участия родителей в физическом воспитании детей для повышения роли родителей в оздоровлении дошкольников, распространение опыта семейного воспитания.

  • В осеннее и в весеннее время года, в спортивном зале организованы и проведены:
  • В зимний период, три раза в неделю, в вечернее время на свежем воздухе
  • В результате занятий по физической культуре проводимые с

- открытые физкультурные занятия для родителей, которые дали возможность наглядно продемонстрировать состояние физического развития детей и их физическую подготовленность. (Приложение 3. Конспект физкультурного занятия «Школа мяча»);

- в работу включено традиционное спортивное мероприятие «Папа, мама, я – спортивная семья!» (Приложение 4. Конспект мероприятия «Папа, мама, я – спортивная семья»), которое способствует приобщению детей и родителей к физической культуре и спорту;

- так же в Проект работы включено традиционное спортивное мероприятие, посвящённое 23 февраля. (Приложение 5. Конспект спортивного мероприятия «Аты-баты, бравые солдаты!», а также см. Видео - приложение спортивного праздника «Аты-баты, бравые солдаты!»») - цель таких праздников: воспитание у детей чувства уважения к Российской армии, любви к Родине, создание атмосферы веселья, доброжелательности, потребности коллективного общения, дружеского состояния и удовольствия, пропаганда здорового образа жизни.

- использована самая популярная и любимая форма работы с родителями – досуговая, где наиболее полно раскрываются возможности сотрудничества: установились тёплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогом, родителями и детьми; в занятии участвует от 10 семей; форма одежды – спортивная; перед занятием инструктор по физкультуре сообщает содержание и поясняет действия взрослых (например, указывал, кто и где страхует детей, пояснял технику выполнения движений, правила подвижных игр и др.) (см.личный блог). На этих мероприятиях родители полноправные участники, а не гости. Взрослые вместе с детьми преодолевают препятствия в эстафетах, выполняя различные задания.

(декабрь, январь, февраль, март) проводятся инструктором по физкультуре: совместные детско-родительские тренировки по хоккею с мячом, где семьи с большим желанием и азартом тренируются для участия на турнире в Кубке «Сахалинской Семейной Детсадовской Семейной лиги» (см.Видео - приложение игры «Семейный хоккей в валенках»), проходившие в городе Южно – Сахалинске.

Итогом этих тренировок была победа семей МБДОУ «Детского сада №1 им. Ю.А. Гагарина» в САХАЛИНСКОЙ ДЕТСАДОВСКОЙ СЕМЕЙНОЙ ЛИГИ «ХОККЕЙ В ВАЛЕНКАХ - 2016», где заняли почётное второе место (именно сплочённость детей, родителей воспитанников, инструктора по физкультуре, совместные тренировки, здоровый образ жизни - помог завоевать призовое место) - участие в подобных соревнованиях повысил у детей и родителей интерес к физическим упражнениям, воспитали выносливость, смекалку, решительность, чувство гордости за общие и индивидуальные победы;

- по выходным дням проходят совместные детско-родительские тренировки по лыжным гонкам на городском стадионе (Смотреть в «Видео-интервью: разговор с родителями»), для того чтобы получить заряд бодрости, здоровья, положительные эмоции, а также показать хороший результат в традиционных соревнованиях «Лыжня России», в посёлке Троицкое, Сахалинской области

дошкольниками инструктором по физкультуре, а также грамотная организация взросло-детской досуговой деятельности по физическому воспитанию, взрослые стали активными помощниками инструктора по физкультуре – тренером своего ребёнка:

- это говорит о результатах Побед ребят, принимавших участие в соревнованиях Сахалинской Спартакиады среди дошкольников в таких видах спорта: лёгкая атлетика, японский мини-волейбол, лыжные гонки, гимнастика.

3.Диагностический этап Проекта

На данном этапе инструктором по физкультуре совместно с медсестрой МБДОУ «Детского сада № 1. им. Ю.А. Гагарина» каждый год проводится сравнительный мониторинг по общей заболеваемости детей, где видно, что применение в работе ДОУ различных форм взаимодействия с родителями помогают сформировать устойчивые стереотипы здорового образа жизни в своей семье, повысить эффективность деятельности по оздоровлению детей.

Так же благодаря грамотному целенаправленному построению педагогического процесса инструктору удаётся заинтересовать родителей и детей к систематическим тренировкам по хоккею. В итоге получился результат:

- Грандиозная Победа семей МБДОУ «Детского сада №1 им. Ю.А. Гагарина» на соревнованиях в САХАЛИНСКОЙ ДЕТСАДОВСКОЙ СЕМЕЙНОЙ ЛИГИ «ХОККЕЙ В ВАЛЕНКАХ - 2016», где участвовали 13 команд ДОУ – заняли почётное второе место (именно сплочённость детей, родителей воспитанников, инструктора по физкультуре, совместные тренировки, здоровый образ жизни - помог завоевать призовое место);

- Неоднократные победы воспитанников на региональных Спартакиадах среди детей дошкольного возраста по видам спорта: мини-волейбол, гимнастика, лыжные гонки, лёгкая атлетика, результат - «Диплом за участие команды «МБДОУ «Детского сада №1 им. Ю.А. Гагарина за II место в общекомандном зачёте VI Спартакиады Сахалинской области среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений».

Солодова Марина Дмитриевна имеет свой персональный блог в Учебно методическом кабинете, где она распространяет свои методические разработки, по физкультурно-оздоровительному направлению детей и семей воспитанников сайт: http://ped-kopilka.ru/users/vera7512

4. Этап распространения собственного педагогического опыта

Работая над этой темой, инструктор транслирует опыт в различных педагогических коллективах, на муниципальном и региональном уровне (мастер-классы, серии открытых мероприятий), в сетевых сообществах, в периодических изданиях:


  • Победитель заочного конкурса исследовательских работ педагогов образовательных учреждений Сахалинской области в номинации «Здоровым быть модно!»
  • Победитель конкурса профессионального мастерства педагогов ДОУ Сахалинской области в номинации «Взаимодействие с родителями по игровой деятельности»
  • Публикация в журнале «Инструктор по физкультуре» по теме: «Семейные спортивные игры на новый уровень», г. Москва № 2 2015
  • Публикация в журнале «Инструктор по физкультуре» по теме: «Использование потенциала семьи в работе ДОО», г. Москва № 1 2016
  • Публикация в материалах Областной Научно-Практической конференции по теме: «Взаимодействие ДОО и семьи в духовно-нравственном воспитании детей: из опыта работы инструктора по физкультуре», г. Южно-Сахалинск 2016
  • Солодова Марина Дмитриевна имеет свой персональный блог в Учебно
  • Выступление на августовском совещании педагогических и руководящих работников образовательных учреждений «Образование – территория развития и социальной успешности каждого ребёнка в современных условиях». Тема: «Использование физкультурно-оздоровительного потенциала семьи в формировании ЗОЖ»

Публикации в периодических изданиях)

  • Публикация в журнале «Старший воспитатель» по теме: «Опыт сотрудничества детского сада и ДЮСШ», г. Москва №7 2016


методическом Кабинете, где она распространяет свои методические разработки, по физкультурно-оздоровительному направлению детей и семей воспитанников сайт: http://ped-kopilka.ru/blogs/marina-dmitrievna-solodova


Ожидаемые результаты

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

Грамотное построение педагогического процесса, а также создание единого пространства способствует формированию потребности в здоровом образе жизни у детей и их родителей, позволит снизить дефицит положительных эмоций у дошкольников и обеспечит преемственность методов и приёмов детей в семье и в детском саду.

Анализ результатов проекта и выводы

АНАЛИЗ И ВЫВОДЫ

Результаты мониторинга проведённые инструктором по физкультуре совместно с медсестрой МБДОУ «Детского сада №1 им. Ю.А. Гагарина» показывают, что применение организационно-педагогических условий, а также создание единого пространства по формированию воспитания норм здорового образа жизни детей дошкольного возраста в системе взаимодействия инструктора по физкультуре и семей ДОУ значительно снизило уровень частоты заболеваемости у детей ОРВИ за последние четыре года.

Мониторинг заболеваемости детей МБДОУ

«Детский сад №1 им. Ю.А. Гагарина»

Благодаря организации спортивного семейного клуба совместной взросло-детской досуговой деятельности по физическому воспитанию:

- у взрослых и детей сформированы представления о физкультуре как о деятельности, необходимой для укрепления здоровья и физического развития, физической подготовленности, для развития физических качеств, необходимых в жизни;

- дети и взрослые демонстрируют желание принимать активное участие в совместных играх и тренировочном процессе с родителями;

- вносить изменения в организацию и содержание педагогического процесса, становясь его активными участниками;

- участники владеют способами самоконтроля и самооценки в совместных упражнениях.

Опыт показывает, как жизненно необходимо и практически значимо взаимопроникновение двух социальных институтов – детского сада и семьи.

В результате занятий по физической культуре проводимые с дошкольниками инструктором по физкультуре, а также грамотная организация взросло-детской досуговой деятельности по физическому воспитанию, взрослые стали активными помощниками инструктора по физкультуре – тренером своего ребёнка:

- Победы ребят на соревнованиях Сахалинской Спартакиады среди дошкольников в таких видах спорта: лёгкая атлетика, японский мини-волейбол, лыжные гонки, гимнастика.

Инструктору удалось заинтересовать родителей и детей к систематическим тренировкам по хоккею. В итоге получился результат:

- грандиозный успех в соревнованиях семей МБДОУ «Детского сада №1 им. Ю.А. Гагарина» Победа в САХАЛИНСКОЙ ДЕТСАДОВСКОЙ СЕМЕЙНОЙ ЛИГИ «ХОККЕЙ В ВАЛЕНКАХ - 2016», где заняли почётное второе место (именно здоровый образ жизни, сплочённость детей, родителей воспитанников, инструктора по физкультуре, совместные тренировки - помогли завоевать призовое место)

Результат показывает:

- воспитанники тренируются активнее;

- растёт эффективность занятий и тренировок.

И, главное, открылось стремление родителей и детей использовать полученный на занятиях двигательный опыт в повседневной жизни.

Видео-интервью