Наверх

Проекты победителей

Заявка № 2468
Номинация
Мастер
Цели, задачи, методы

Цель проекта: Формирование у детей эмоциональной стабильности, эмоционального взаимодействия с окружающим миром одним из средств арттерапии-мандалотерапии.

Задачи проекта:

1. Учить детей понимать своё эмоциональное состояние и окружающих людей.

2. Совершенствовать способность управлять своими чувствами, эмоциями и поведением.

3. Развивать способы выражения собственных эмоций.

4. Формировать у детей позитивное отношение к своему «Я», способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности.

5. Учить распознавать чувства других людей и передавать свои, используя мимику, жесты, выразительные движения и интонацию.

6. Тренировать способность к эмпатии, сопереживанию.

7. Обогащать духовный мир дошкольников.

Подробная инструкция

Суть идеи психолого-педагогической поддержки с использованием мандалотерапии состоит в том, чтобы помочь ребёнку правильно адекватно выражать свои эмоции, ориентируясь на имеющиеся у него реальные и потенциальные возможности и способности, развить у него потребность в успешности самостоятельных действий.

Основные направления деятельности по реализации проекта: ­

  • взаимодействие с детьми;
  • взаимодействие с педагогами; ­
  • взаимодействие с родителями.

Структуру проекта составляют три блока, включающих 18 комбинированных занятий:

  • игры (12),
  • упражнения с элементами мандалотерапии (11),
  • релаксационные упражнения (9),
  • беседы (7),
  • чтение художественной литературы (8),
  • этюды и театры-экспромты (10),
  • элементы песочной терапии (3): продолжительность по 20-30 минут; с оптимальной периодичностью 2-3 дня; состав участников - две подгруппы по 10 человек.

В основе проекта - следующие разделы:

I - «Особенности поведения и развития старших дошкольников».

II – «Мандалотерапия, как форма работы со старшими дошкольниками» включает в себя цикл занятий:

1 блок - групповые и подгрупповые занятия с применением раскрашивания, изготовления мандал, и игр с ними.

2 блок - «Один на один» - индивидуальные занятия.

III - «Перспективный план совместной деятельности педагогов и детей» (Систематизирована работа по видам деятельности, способствующим развитию позитивных форм поведения).

IV «Папа, мама, я – дружная семья» (Описаны мероприятия по взаимодействию образовательного учреждения и семьи).

V – «Диагностический инструментарий»: представлены диагностические методы исследования развития детей на основе диагностического комплекса.

Наряду со специальными играми с мандалами большое значение имеют приёмы неигрового типа: ритуалы приветствия и прощания, групповое пение, обмен впечатлениями после игры; принятие групповых решений (дети сами решают, когда надо закончить игру и перейти к другой, сами распределяют роли); усиление понимания, сочувствия - приёмы на умение слушать друг друга, объяснять свои чувства; формирование самостоятельности группы.

Содержание данного проекта без изменений можно применять к дошкольникам разных возрастных групп.

Каждое проводимое занятие состоит из вводной, основной и заключительной части.

Вводная часть включает в себя игры, упражнения, направленные на положительное отношение к занятию, ведущему, сверстникам; особое внимание уделяется созданию эмоционального фона, обеспечивающего позитивное межличностное взаимодействие. Продолжительность - 3-5 минут.

Основная часть, 20-25 минут, отвечает главной цели занятия; включает в себя работу с мандалами, «мысленные картинки», развивающие игры, в которых возникает новая психологическая форма мотивов; упражнения, этюды, рисование, театр экспромт, обучение способам разрешения негативных ситуаций.

Заключительная часть - приведение в равновесие эмоционального состояния, улучшение самочувствия и настроения: проигрывание этюдов, релаксация, упражнения на расслабление, итог (5 минут).

Ожидаемые результаты

Предложенный проект гармонично вписывается в систему образовательной и коррекционно-развивающей работы с учётом ФГОС. Основная содержательная часть проекта может варьироваться, в зависимости от заинтересованности и готовности каждого педагога-психолога, реализующего проект, к деятельности.

Анализ результатов проекта и выводы

Дальнейшие перспективы: продолжение внедрения новых форм и подходов в коррекции особенностей поведения старших дошкольников; выпуск брошюр, буклетов для семейного чтения с освещением проводимой работы; диссеминация опыта на методических объединениях, в сетевых сообществах, публикациях; приобщение родителей воспитанников к участию в новых проектах. Анализ результатов даёт основание считать, что мандалотерапия способствует развитию эмоциональной сферы детей, а также достижению более адекватной социализации дошкольников.