Наверх

Проекты победителей

Заявка № 871
Номинация
Автор
Цели, задачи, методы

Проект "Позитивная социализация детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья"

Цель: создание образовательного пространства внутри ДОО и за его пределами, обеспечивающего формирование у детей с ОВЗ положительного отношения к миру, к самим себе, развитие любознательности и социального интеллекта.

Для достижения этой цели были выделены задачи:
  1. Способствовать социализации детей с ограниченными возможностями здоровья;
  2. Создание безбарьерного пространства для детей с ограниченной мобильностью;
  3. Познакомить с азами некоторых профессий.
Нами были запущенны два проекта – внутренний и внешний. Задачи внутреннего проекта:
  • познакомить с азами некоторых профессий внутри ДОО;
  • создать условия для включения детей в различные культурные практики («примерка» профессии);
  • поддерживать веру в себя, мотивировать детей к различным видам профессиональной деятельности.
Задачи внешнего проекта:
  • стимулировать детей самостоятельно вступать в коммуникацию с взрослыми, сверстниками;
  • способствовать детской самостоятельности;
  • поддерживать инициативу;
  • поддерживать веру в себя.
Подробная инструкция
В 1998 году детский сад № 24 открыл первые в городе Краснодаре группы для детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата. В настоящий момент контингент воспитанников дошкольного учреждения составляют дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, в том числе дети-инвалиды, не передвигающиеся без посторонней помощи, а также дети с синдромом Дауна и дети с расстройством аутистического спектра. Особенность работы нашего дошкольного учреждения заключается в совместном воспитании детей, имеющих различный уровень физического развития. Для ребенка с особенностями в развитии помимо коррекционно-развивающего сопровождения очень важен момент социализации и благополучной интеграции в общество.
Для решения этой задачи мной, Кондратенко Игорем Сергеевичем, воспитателем группы «Особый ребенок» был собран и апробирован опыт работы по теме «Позитивная социализация детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья».
Проведя первичную диагностику, мною было обнаружено, что дети с ограниченными возможностями здоровья очень слабо ориентируются в мире профессий и социальных ситуациях, связанных с ними (например, кондуктор – оплатить проезд в общественном транспорте, продавец – сделать покупку в магазине и т.д.)
Моя работа направлена на знакомство ребят с миром профессий и социальную адаптацию таких детей. Ведь зачастую, эти дети очень редко бывают в общественных местах. Мною было опрошено 15 родителей с целью выявления уровня их осведомленности о необходимости социализации. Позиция большинства родителей – воспитывать такого ребенка дома, вне социума, где, по их мнению, им угрожает опасность и ждет непринятие в обществе.
Проблема заключается в том, что дети с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОО в полной мере не получают достаточной учебно-практической нагрузки, направленной на знакомство с миром профессий. Таким детям принципиально важно давать учебный материал с большим уклоном на практико-ориентированные действия, с опорой на наглядный материал или ситуации, именно в этом случае происходит наращивание социального опыта и закрепление материала.

Технология проекта

Работа по развитию социально-бытовых навыков чрезвычайно важна также для психологической помощи семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Огромная эмоциональная нагрузка, лежащая на его близких, как правило, усугубляется многолетним физическим напряжением. Понятно, что близким часто легче осуществлять уход за ребенком с ОВЗ, чем брать на себя тяжелый труд по выработке у него самостоятельных навыков бытовой адаптации. Однако, в этом случае складывающиеся стереотипы гиперопеки в свою очередь начинают препятствовать социальному развитию ребенка. Необходима разработка форм коррекционного вмешательства, которые позволят преодолеть эти типичные трудности семьи.
В начале своей работы, был проведен мониторинг детей с ОВЗ. Я выявил личностные особенности каждого воспитанника – застенчивость, замкнутость, отзывчивость, несдержанность, чувство сопереживания. У многих детей отмечалась незрелость эмоциональной сферы и волевых процессов. Ребята мало проявляли интереса к миру взрослых, малознакомых людей, редко вступали в контакт. Не все дети понимали, что любая деятельность человека имеет результат. Объем знаний о разных профессиях, о значимости профессии для общества у детей был низкий. Почти все дети на вопросы, в основном, отвечали кратко: «да», «нет». Одни дети проявляли недовольство, не могли контролировать свое поведение, другие – проявляли тревожность. Исходя из этого, поставил следующие задачи:  Развивать интерес к миру взрослых, желание следовать поступкам взрослых людей.  Формировать представление о предметном мире, созданном руками человека, о роли человека в нем.  Формировать у детей представления о разных профессиях, показать значимость профессиональной деятельности взрослых для общества и детей.  Учить детей понимать эмоциональные состояния свои и взрослых, выражать собственные эмоции через мимику, позу, слово, жест.  В процессе общения с окружающими людьми учить детей контролировать свое поведение и управлять им с учетом моральных норм. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с ОВЗ с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях и словарь. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге позволяют преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность.
У детей для эффективного формирования представлений о мире профессий, мы приглашали в гости специалистов. Это врачи-стоматологи, библиотекари, музыканты, пожарные, полицейские, электрики, сантехники. Все эти люди рассказывали о своих профессиях, показывали инструменты или спецодежду.

Формирование высших человеческих чувств происходит в процессе усвоения дошкольником социальных ценностей, социальных требований, норм, принятых в обществе. Ребенок приобретает своеобразную систему эталонов: оценивает их эмоционально как привлекательные или отталкивающие, как добрые или злые, как красивые или безобразные. Дети всегда проявляют интерес к социальной действительности. Первым значимым средством является сама социальная действительность, воздействующая на ребенка, питающая его ум и душу. Главное – показать детям социальный мир «изнутри» и помочь ребенку накопить социальный опыт, понять свое место в этом мире. Труд – тоже социальное явление. Труд – это проявление заботы людей друг о друге. Разнообразная действительность позволяет ребенку непосредственно пережить, прочувствовать необходимость выполнения определенных норм и правил для достижения важных и интересных целей. Эмоциональный и речевой контакт является центральным звеном, формирующим у ребенка мотивы для деловой формы общения. Общение и деятельность служат базой чувств и передачей социального опыта жизни среди людей. Ребенок учится сопереживанию, переживанию, овладевает умением проявлять свое отношение к окружающему, проявлять свои способности.

Чтобы наша работа по ознакомлению детей с трудом взрослых была наиболее эффективной, мы решили, что необходимо погрузить детей в реальные рабочие условия, для начала в качестве зрителей.
Совместно с воспитанниками и их родителями мы побывали в частной пекарне. Ребята своими глазами увидели, как из муки можно сделать вкусные пирожки или булочки. Также мы побывали на заводе газированных напитков. Дети были очень заинтересованы и увлечены процессом изготовления. Не менее важный и ценный для нас момент – это общение наших детей с взрослыми, ребята задавали вопросы и получали на них ответы.
Итогом этого учебного года стал выезд в уникальный детский интерактивный тематический парк, который есть в нашем городе. Он призван помочь маленьким гражданам постичь важные, полезные знания об устройстве мира. Парк полностью повторяет жизненную реальность: есть магазины, больницы, кафе, банк и т.д.
Дети на входе получали паспорт, в котором делались отметки: где работал, чего достиг. Им выплачивалась зарплата и премии, которую они здесь же и тратили на настоящую еду и напитки, сделанные руками своих сверстников.
Ожидаемые результаты

Ребенок знакомится с трудом взрослых, узнает основные профессии, понимает их предназначение и необходимость. У ребенка формируется активная жизненная позиция, он учится уверенно взаимодействовать с людьми (покупать продукты в магазине, пользоваться общественным транспортом и т.д.)
Ребенок преодолевает трудности и начинает полноценно жить в обществе со своими особенностями развития. Ребенок становится инициативным, самостоятельным и самодостаточным.

Анализ результатов проекта и выводы

После проведенной работы, мы сделали вывод, что такой способ социализации, а именно - знакомство ребят с профессиональным миром является инструментом очень правильной, деятельной помощи.