Наверх

Проекты победителей

Заявка № 696
Номинация
Автор
Цели, задачи, методы

Тема: «Театр пальчиков и языка» в коррекции нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедического пункта.

Цель: Развитие артикуляционной моторики с использованием «Театра пальчиков и языка», как необходимого условия коррекции нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста.

В описываемом проекте эффективно решены следующие задачи:

- разработка специальных комплексов сопряженной гимнастики пальцев и языка;

- подготовка декораций для проведения артикуляционной гимнастики в форме «Театра пальчиков и языка»;

- составление плана занятий с детьми старшего дошкольного возраста по проведению артикуляционной гимнастики в форме «Театра пальчиков и языка».

Методы: анализ литературных источников по проблеме, педагогический эксперимент, анализ процесса и результатов детской деятельности, количественный и качественный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов.

			
Подробная инструкция

«Театр пальчиков и языка» представляет собой сопряженную гимнастику пальцев и языка (соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кистей рук), которая включает в себя комплексы упражнений, объединенных одной лексической темой.

По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны оказывают чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивают координацию движений.

Кроме того, в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения, существенную роль играет воспитание кинестетических ощущений органов артикуляции, позволяющих почувствовать контрастность положения языка, челюстей, губ, направленность выдоха. Их четкость обусловлена осязательными ощущениями, что особенно важно на начальных этапах постановки звуков, когда еще не сформирована слуховая дифференциация. Применение сопряженной гимнастики пальцев и языка эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.

Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время занятий, не только не уменьшая, но даже усиливая их результативность. Она позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, так как в реальной жизни дети не видят свою артикуляцию.

Проводимый в хорошем темпе, с веселым настроением, со сменой поз «Театр пальчиков и языка» очень нравится детям, потому что все задания превращаются в занимательную игру. Привлечению интереса детей к выполнению упражнений значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления. Выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребёнка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ. Сильная мотивация, применение игрового метода на занятиях развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, что также значительно облегчает постановку и введение звуков в речь. Такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес ребёнка, помогает повысить мотивационную готовность детей, поддерживает положительный эмоциональный настрой ученика и педагога на протяжении всего занятия.

В специальной литературе недостаточно полно раскрыта методика использования «Театра пальчиков и языка» при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми. Поэтому на основе изученных методических разработок некоторых авторов, а также рекомендаций А.В. Ястребовой, О.И. Лазаренко, С.Т. Ерошкиной, мной были разработаны специальные комплексы сопряженной гимнастики пальцев и языка по всем основным лексическим темам, были подготовлены декорации для проведения данной гимнастики, составлен план занятий с детьми старшего дошкольного возраста по проведению артикуляционной гимнастики в форме «Театра пальчиков и языка».

При проведении артикуляционной гимнастики в форме «Театра пальчиков и языка» были учтены индивидуальные особенности детей. Рука ребёнка подключалась только при полном освоении артикуляционного упражнения и выполнении его без ошибок. Я самостоятельно подбирала движение руки под любое артикуляционное упражнение, потому что для меня было важно не то, что именно будет делать ребенок, а то, как он это сделает. Во время занятий я привлекала внимание каждого ребенка к одновременности выполнения артикуляционных движений с работой кисти; их ритмичности и четкости, так как в данной работе была недопустима малейшая небрежность.

Разработанный мной план работы по проведению артикуляционной гимнастики в форме «Театра пальчиков и языка» включает 4 этапа. Продолжительность каждого этапа может изменяться в зависимости от индивидуальных особенностей детей.

На первом этапе (3 – 4 занятия) дети знакомятся с органами артикуляции, выполняются упражнения для губ, языка или челюсти по традиционным методикам, используются сказки о Язычке, фигурки на фланелеграфе. Упражнения выполняются сидя перед зеркалом, учитель – логопед сопровождает гимнастику движениями ведущей руки. Таким образом, дети привыкают к движениям руки и запоминают их. Руки детей в упражнения не вовлекается.

Результативность: усвоение основных артикуляционных укладов с опорой на зрительный анализатор.

На втором этапе (6 – 7 занятий) выполняются упражнения для губ, челюсти и языка с подключением ведущей руки ребёнка. Учитель – логопед вместе с детьми выполняет упражнение, сопровождает показ движением кисти одной руки. Движения кистей рук должны быть раскрепощёнными, необходимо следить за тем, чтобы рука в кисти не напрягалась.

Результативность: овладение умением выполнять одновременно артикуляционные упражнения и движения кистью ведущей руки.

На третьем этапе (6 – 7 занятий) к артикуляционным упражнениям подключается другая рука ребёнка. Учитель – логопед так же сопровождает выполнение упражнений движениями рук.

Результативность: овладение умением выполнять артикуляционное упражнение с одновременным движением обеих рук.

На четвертом этапе (12 – 15 занятий), когда дети полностью освоят упражнения, учитель – логопед рассказывает сказку, а дети самостоятельно выполняет артикуляционные упражнения с движениями рук.

Результативность: выработка четких и согласованных движений органов артикуляционного аппарата, выполняемых сопряженно с движениями пальцев рук, т.е. с опорой на кинестетические ощущения.

Работа по коррекции нарушений звукопроизношения с использованием «Театра пальчиков и языка» на основе составленного плана проводится 2 раза в неделю в форме кружковой работы с детьми, зачисленными на логопункт детского сада № 362 Дзержинского района города Волгограда.

Первый этап работы, связанный с усвоением основных артикуляционных упражнений всегда проходит у детей достаточно быстро и не вызывает значительных затруднений. Лишь некоторым детям не удается сразу усвоить такие упражнения, как «грибочек» и «чашечка», что связано с изначально более низким уровнем развития артикуляционной моторики.

Овладение навыком сопряженных движений языка и пальцев ведущей руки занимает у всех детей разный промежуток времени, что связано с тем, что начальный уровень развития артикуляционной моторики у всех детей разным. Однако к 6 – 7 занятию все дети умеют одновременно выполнять движения языка и пальцев ведущей руки.

Присоединение к выполнению упражнений второй руки детей занимает в среднем один месяц, и проходит гораздо легче, чем присоединение к движению органов артикуляции движения ведущей руки.

Наиболее увлекательным для детей является четвертый этап работы, когда разыгрывается непосредственно сам «Театр пальчиков и языка». Сопряженная гимнастика на этом этапе проводится в форме игры, где перед детьми появляются красивые декорации и они могут почувствовать себя либо в роли актеров, либо в роли зрителей. И та и другая роль очень нравится детям. Это связано с тем, что ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игровая деятельность, а для детей старшего дошкольного возраста наиболее интересными играми являются сюжетно-ролевые. Именно к такому виду игр можно отнести «Театр пальчиков и языка». Таким образом, в то время, как дети, не посещающие кружок и выполняющие артикуляционную гимнастику по традиционным методикам, давно потеряли интерес к выполнению однообразных повторяющихся упражнений артикуляционной гимнастики, которые становятся для них утомительными, дети, занимающиеся в кружке, выполняют сопряженную гимнастику с большим энтузиазмом, она вызывает у них неподдельный интерес и желание заниматься.

Кружковая работа всегда заканчивается проведением открытого занятия для родителей, где каждый ребенок показывает «Театр пальчиков и языка» по определенной, выбранной заранее, лексической теме.

Ожидаемые результаты

У детей старшего дошкольного возраста, зачисляемых на логопедический пункт нарушены такие компоненты сенсомоторного уровня речи, как артикуляционная моторика и звукопроизношение. Только целенаправленная и регулярная работа по развитию артикуляционной моторики, проводимая в форме «Театра пальчиков и языка», с использованием различных приемов:

  • одновременная работа над всеми нарушенными звуками;
  • имитация руками артикуляционных упражнений;
  • обыгрывание артикуляционных упражнений;
  • опора на кинестетические ощущения ребёнка;
  • воздействие на эмоциональную сферу ребёнка,

обеспечит более высокий уровень сформированности звукопроизносительной стороны речи.

Анализ результатов проекта и выводы

Использование «Театра пальчиков и языка» в коррекционной работе дает положительные результаты: 2013 – 2014 уч.год – 87,5% детей имеют средний уровень, а 12,5 % - высокий уровень; 2010 – 2011 уч. год – 62,5% детей имеют средний уровень, а 37,5% - высокий уровень; 2014 – 2015 уч. год – 67% детей имеют средний уровень, а 33% - высокий уровень; 2015 – 2016 уч. год – 67% детей имеют средний уровень, а 33% - высокий уровень развития артикуляционной моторики и сформированности звукопроизносительной стороны речи после проведения коррекционной работы. Низкий уровень, наблюдавшийся у многих детей до начала занятий, отсутствует.

Проведенное мной исследование показывает, что у детей, которые занимались артикуляционной гимнастикой в форме «Театра пальчиков и языка», по сравнению с детьми, занимавшимися по традиционной методике:

1. Значительно возрос уровень развития артикуляционной моторики, а соответственно и звукопроизносительной стороны речи.

2. Повысилась мотивационная готовность детей к проведению коррекционной работы.

3. Поддерживался положительный эмоциональный настрой ученика и педагога на протяжении всей коррекционной работы.

4. Воспитывалась уверенность детей в себе, общительность.

То есть коррекционная работа оказалась более эффективной и вызывала у детей устойчивый интерес.