Наверх

Проекты победителей

Заявка № 1409
Номинация
Мастер
Цели, задачи, методы

Тема , характеризующая область моей профессиональной деятельности - это «Организация партнёрской деятельности при взаимодействии взрослого с ребёнком, как условие развития инициативы детей»

Опыта такой работы с детьми дошкольного возраста очень мало, его создание – одна из перспективных форм развивающего обучения.

Работая много лет в детском саду, я видела, насколько изменились дети. Современные дети – это не те, которые были 10 лет назад. Традиционные методы, которые я использовала в своей работе, не приносили желаемого результата с современными детьми.

Преобразования, происходящие в дошкольном образовании в последнее время, особенно с выходом ФГОС, педагогам предлагают множество инновационных методов и форм, способствующих развитию инициативной, творческой, активной личности.

Наиболее близким мне по духу является метод партнёрского взаимодействия взрослого и ребёнка, который я применяла в своей практике в течение того года. Мне пришлось перестроить свою педагогическую деятельность.

Одним из принципов ФГОС является принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений.

Меняется и роль самого педагога в системе образования. Педагог должен превратиться в профессионала, который научит ребенка получать знания самостоятельно, поможет развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению, и сам будет при этом являться субъектом организованной деятельности наравне с детьми.

Однако, как показывает практика, организация совместной партнерской деятельности вызывает у педагогов ДОУ определенные трудности.

Исходя из своего опыта работы, проанализировав и сравнив методы и условия работы, я выявила противоречие между необходимостью внедрения требований стандарта и готовностью педагогов к организации совместной партнерской деятельности с детьми, отсутствием целостной системы для воспитателя-практика.

Мною была изучена литература по данной теме, которая позволила мне выбрать формы работы, выстроить систему инновационных методов на основе теоретических подходов учёных и педагогов-практиков.

Цель: Развитие инициативы детей младшего дошкольного возраста путем организации партнерской деятельности.

Задачи:
  • Создать условия для отношений сотрудничества между педагогом и ребёнком;
  • Создать условия для предоставления права выбора (игры, партнера, роли, материала, и т.д.);
  • Создать положительную мотивацию на общение
  • Создать условия для самовыражения личности каждого ребёнка;
  • Развивать самостоятельность в разных видах детской деятельности;
Для педагога:
  • Подобрать и изучить научно-методические источники и передовой опыт по развитию инициативы у детей и организации партнерской деятельности.
  • Подобрать инновационные формы организации совместной деятельности, позволяющие эффективно развивать инициативу ребенка.
  • Провести оценку развития детей на основе наблюдений в свободной самостоятельной деятельности по сферам инициатив.
  • Организовать работу по партнерскому взаимодействию.
  • Определить степень инициатив возрастания ребенка.
Методы работы:

Наглядные:

•непосредственные: наблюдение, экскурсия, осмотр, рассматривание натуральных предметов;
•опосредованные: рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам.

Словесные :

•беседа,
•чтение и рассказывание художественных произведений,
•рассказ,

рассказывание без опоры на наглядность.

Практические методы :

•дидактические игры,
•игры-драматизации,
•инсценировки,
•дидактические упражнения,
хороводные игры.
Инновационные формы организации совместной деятельности:

Детская деятельность

Формы работы

Двигательная

*Подвижные игры с правилами *Подвижные дидактические игры *Игровые упражнения * Соревнования *Игровые ситуации ( «Поймай мяч»)*Досуг *Гимнастика (утренняя и пробуждения)

Игровая

*Сюжетные игры *Создание игровой ситуации по режимным моментам, с использованием литературного произведения (Чтение: К. Чуковский «Мойдодыр»), *Игры с речевым сопровождением *Пальчиковые игры *Театрализованные игры

Продуктивная

*Изготовлению продуктов детского творчества *Опытно-экспериментальная деятельность *Выставки (совместные, коллективные) «Цветы для мамы»

Познавательно-исследовательская

*Наблюдение *Решение проблемных ситуаций («Что растёт на ёлке?»)*Экспериментирование *Коллекционирование *Игры (сюжетные, с правилами) *Конструирование

Коммуникативная

*Беседа. Ситуативный разговор («Наши любимые игрушки»)*Речевая ситуация *Игры (сюжетные, театрализованные) *Игровые ситуации («Кукла Маша заболела»)

Музыкальная

*Слушание *Исполнение *Подвижные игры (с музыкальным сопровождением) *Музыкально-дидактические игры

Чтение художественной литературы

*Чтение *Обсуждение (Н.Калинина «Разве так играют?»)

*Заучивание, рассказывание *Беседа *Театрализованная деятельность *Выставки в книжном уголке *Литературная викторина

Самообслуживание и элементарный бытовой труд

*Дежурство *Поручения *Задания *Самообслуживание *Совместные действия («Протрём листья на фикусе»)*Экскурсия

Подробная инструкция

Свою работу я разделила на этапы. 1 этап – диагностический.

На этом этапе было организовано наблюдение за детьми четвертого года жизни в самостоятельной деятельности по сферам инициатив на основе авторов Коротковой Н.А. Нежнова и П.Г.

К основным сферам инициативности ребенка относятся:

1) творческая инициатива (включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление);

2) инициатива как целеполагание и волевое усилие (включенность в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепку, конструирование, требующие усилий по преодолению «сопротивления» материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи);

3) коммуникативная инициатива (включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи);

4) познавательная инициатива – любознательность (включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родо-видовые отношения).

Карту заполняла на основе наблюдений за детьми в свободной, самостоятельной деятельности 3 раза в год, используя три вида маркировки

- "обычно" (данный уровень-качество инициативы является типичным, характерным для ребенка, проявляется у него чаще всего);

- "изредка" (данный уровень-качество инициативы не характерен для ребенка, но проявляется в его деятельности время от времени);

- "нет" (данный уровень-качество инициативы не проявляется в деятельности ребенка совсем).

35% детей не проявляют творческую инициативу;

30% детей не проявляют инициативу как целеполагание и волевое усилие;

22% детей не проявляют коммуникативную инициативу;

35% детей не проявляют познавательную инициативу.

В ходе наблюдений я пришла к выводу, что дети затрудняются в самостоятельном выборе вида деятельности, у них преобладает исполнительность, не способны предложить новые способы выполнения поручений, не задают вопросов, коммуникативные навыки развиты слабо, познавательные способности проявляются в меньшей степени. Это обусловлено тем, что дети привыкли идти по заранее заданному пути, следствием которого было подавление интереса и снижение активности.

На втором этапе мною была разработана и внедрена система, включающая инновационные методы.

Инновационные формы организации совместной деятельности:

  • Развивающая ситуация
  • Использование игровых персонажей
  • Ситуативный разговор
  • Игровая ситуация
  • Выставки (совместные, коллективные)
  • Создание предметов своими руками для себя
  • Совместные действия
  • Обсуждение

Данная система привязана не к календарю, может быть использована в любое время в течение года и охватывает все виды деятельности ребёнка.

Ожидаемые результаты

Ребёнок:

  • Проявляет любознательность.
  • Задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений.
  • Интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?).
  • Пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей.
  • Склонен наблюдать, экспериментировать.
  • Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.
  • Задаёт тон игре.
  • Неистощим в придумывании сюжета.
  • Инициативен в выборе видов и содержания труда.
  • Демонстрирует высокое качество работы, часто задаёт вопросы.
  • Способен предложить свои варианты выполнения задания.
  • Берёт на себя лидерские функции.
Анализ результатов проекта и выводы

Результат наблюдений (методика Н.А. Коротковой, П.Г. Нежнова ) за развитием инициативы детей на конечном этапе выявил положительную динамику, а именно:

- творческая инициатива выросла на 43%

- инициатива как целеполагание и волевое усилие – на 56%

- коммуникативная инициатива – на 57%

- познавательная инициатива – на 44%.

Можно отметить, что в большей степени развита коммуникативная инициатива, что характерно для детей 3-4 лет (проект реализован во второй младшей группе детского сада). Маркировка «нет» в конце года не встречается ни в одной из сфер инициатив.

Данные результаты говорят об эффективности проделанной мною работы, и о необходимости проведения ее последовательно и систематично.

Эффективность работы доказывает и то, что установились доверительные, партнёрские отношения с детьми; создалась благоприятная среда для познавательного развития. Дети стали более инициативны, активны, уверенны в себе, при этом сохранилась индивидуальность ребёнка.

Видео-интервью