Наверх

Проекты победителей

Заявка № 2119
Номинация
Мастер
Цели, задачи, методы

В основу проекта заложена идея о том, что использование метода детской журналистики, включение детей с ТНР в работу пресс-центра ДОУ, активное участие родителей (законных представителей) воспитанников в реализации образовательной программы будет способствовать решению всех перечисленных проблем.

Новизна подхода заключается в использование известных методов педагогики в обработке и интерпретации автора проекта. Метод детской журналистики представлен в новом формате (создание детского пресс-центра, выпуск телепередач). Используются авторские находки и приемы взаимодействия и построения партнерских отношений с семьями воспитанников.
Цель проекта: Обеспечение позитивной социализации воспитанников с тяжелыми нарушениями речи. Обеспечение индивидуализации образования. Формирование культурной, творческой, социально-активной личности.

Задачи:

1. Создать условия, обеспечивающие социальную адаптацию детей с ТНР в окружающем социуме.
2. Апробировать и внедрить в практику работы с детьми с ТНР инновационные технологии (метод детской журналистики).
3. Разработать тематическое планирование по лексическим темам, насыщенное продуктивной, исследовательской, коммуникативной деятельностью детей на основе метода детской журналистики.
4.Развивать современные формы взаимодействия с семьями воспитанников, обеспечивающие участие семей в реализации образовательной программы, способствующие формированию адекватной позиции родителей по отношению к ребенку с ТНР.
4. Обеспечить информационную открытость и обобщение опыта работы по использованию метода детской журналистики.
Основным методом реализации проекта стало создание пресс-центра «Березка» и организация работы участников образовательных отношений в рамках пресс-центра.
Подробная инструкция
Условия реализации проекта
1.Готовность педагогического коллектива к реализации проекта. Стремление повышать свой профессиональный уровень самообразованием.
2.Наличие теоретических и практических знаний и умений у педагогов.
3.Наличие необходимой материально-технической базы.
4.Наполение, систематизация материалов по теме проекта.
5.Активное сотрудничество с семьями воспитанников в ходе реализации проекта.
Механизмы реализации проекта
Проект реализуется в три этапа:
1). I этап - 2013/2014 уч.г. – подготовительный-концептуальный.
Создание организационно-управленческих условий (разработка нормативно-правовой базы, формирование команды по реализации проекта, определение основных функций каждого члена команды, разработка планов и программ).
Создание научно-методических условий (изучение и анализ литературы по данной проблеме, разработка концепции проекта).
Создание материально-технических условий (составление плана пополнения материально-технической базы, поиск источников финансирования, приобретение необходимого оборудования (цифровой фотоаппарат, штатив, моноблок, диктофон, ламинатор, микрофон-петля).
Обеспечение кадровых условий (самообразование педагогов по тематике проекта).
2). II этап - 2014/2015 - 2015/2016уч.г. – функциональный (апробирование методики с детьми старшей и подготовительной групп компенсирующей направленности для детей с ТНР, привлечение детей к участию в пресс-центре «Березка», организация деятельности детей в пресс-центре, реализация плана мероприятий проекта).
3). III этап - 2016/2017г.– аналитический (подведение итогов, обобщение результатов).
Анализ полученных результатов, эффективности принятых мер. Внесение корректив в научно-методические материалы. Определение перспектив проекта. Обеспечение открытости и обобщение опыта деятельности по теме (подготовка публикаций в прессе, презентация опыта работы в рамках методических мероприятий разного уровня, подготовка фото- и видеоматериалов, участие в конкурсах профессионального мастерства, детских творческих конкурсах).
Основные направления работы в ходе реализации проекта:
1. Обогащение содержания деятельности детей событиями.
Для сохранения уникальности и самоценности дошкольного периода детства планирование содержательной деятельности детей по лексическим темам осуществляется с приоритетным включением поисково-исследовательской, продуктивной, экспериментальной, игровой деятельности детей. Дни ребенка в детском саду наполнены ежедневными событиями, которые позволяют сделать жизнь детей детском саду более интересной, а образовательный процесс – мотивированным, способствуют эмоциональному развитию ребенка, самовыражению в любимых видах деятельности, способствуют формированию самооценки ребенка.
2. Разработка тематического планирования на основе метода детской журналистики.
Внесение корректив в тематическое планирование группы компенсирующей направленности с использованием метода детской журналистики (Приложение «Планирование содержания деятельности детей по теме «ДОМ»)
3. Организация работы по привлечению детей к участию в пресс-центре.
У детей формируются специфические навыки журналисткой деятельности (умение формулировать вопросы, умение взять или дать интервью, умение создать репортаж, представления о культуре поведения и культуре речи и т.д). Одновременно с этим расширяется образовательная среда. Дети выходят за пределы группы. Воспитанники с ТНР тесно взаимодействуют с воспитанниками общеразвивающих групп, т.е. осуществляется инклюзивное образование. Дети видят результат своего труда в виде статьи в журнале или в передаче. У воспитанников формируется адекватная самооценка. Возможность продемонстрировать всем (родителям, педагогам, сверстникам) свои достижения обеспечивает эмоциональное благополучие каждого ребенка, поддерживает его инициативу.
4. Выстраивание партнерских отношений с семьями воспитанников.
Обязательным условием эффективности работы является участие семей в коррекционно-образовательном процессе. С этой целью в группе используется прием «Окно в мир» (в начале каждой недели родители с детьми получают интересные задания, которые выполняют в течение недели. Это, как правило, какая-либо практическая деятельность по изучаемой теме, затем на еженедельном заседании клуба «Любознайка» дети с огромным удовольствием делятся своими новыми знаниями или умениями, добытыми с помощью родителей). Тесное взаимодействие помогает осуществлять страница нашей группы ВКОНТАКТЕ. Здесь педагоги выкладывают информацию о том, как прошел день детей в саду, поддерживают ее фото- и видеоматериалами. Выкладывают ролики, репортажи детей. Здесь каждый может задать вопрос и сразу получить ответ или помощь. Здесь же родители и педагоги обсуждают и планируют, каким будет итоговое мероприятие по теме и, какую роль в этом примут родители. Здесь каждый воспитанник может полюбоваться своими достижениями. А сверстники и родители воспитанников всегда находят слова поддержки и радуются за успехи друг друга. Здесь же в группе мы предлагаем родителям, какую помощь они могут оказать детям в подготовке к следующим мероприятиям или съемкам, т.е. работаем на опережение. Здесь решаем, каким образом семьи участвуют в образовательном процессе в группе (кто-то пришел в группу и научил детей чистить обувь, кто-то организовал детей на экскурсию, кто-то научил, как стирать кукольные вещи).
Проводятся еженедельные интерактивные консультации и мастер-классы для родителей воспитанников. В период карантина на группе обучение осуществляется дистанционно.
Еженедельно организуется деятельность детей в группе с участием родителей (всех или части), например: «Конструкторское бюро», «большая стирка», «Ателье мод», «Сумасшедшая лаборатория» и т.д.
Таким образом, каждый родитель вносит посильный вклад в образование своих детей, воспитанники знакомятся с давно забытыми культурными практиками. И все это дает новую почву для следующих рассказов, репортажей, сюжетов.
5. Индивидуализация образования.
Индивидуализация основывается на предпосылке, что не может быть двух детей, которые учатся и развиваются совершенно одинаково – каждый ребенок приобретает и проявляет собственные знания, отношение, навыки, личностные особенности и т. д. Ребенок для нас не пустой сосуд, который надо наполнить. Каждый ребенок уже индивидуален.
Индивидуализация осуществляется за счет учета индивидуальных особенностей воспитанников; учета особенностей воспитательного потенциала семьи; предоставления права выбора содержания и способов деятельности воспитанников в течение дня, создание условий для эмоционального благополучия. А также, за счет использования в образовательном процессе авторских ЭОР для воспитанников и/или родителей воспитанников, разработанных учителем-логопедом.


Ожидаемые результаты
Ожидаемые результаты проекта:
В итоге реализации проекта будут созданы условия и механизмы, способствующие позитивной социализации детей с тяжелыми нарушениями речи, обеспечивающие индивидуализацию образования и активное участие семей воспитанников в коррекционно-образовательном процессе.
Основным теоретическим результатом явится описание опыта работы социально-коммуникативного развития детей с ТНР с использованием метода детской журналистики.
Практическими результатами станут:
1.Изменения в профессиональных позициях педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, в формах и методах их взаимодействия с родителями воспитанников.
2.Алгоритм создания пресс-центра в дошкольной образовательной организации.
3.Изменение статуса детей с ТНР среди сверстников.
4.Самореализация воспитанников в привлекательных для них видах деятельности. Увеличение количества успешных, уверенных в собственных силах воспитанников группы.
5.Изменение позиции родителей (законных представителей) воспитанников. Признание самобытности собственного ребенка, поддержка его интересов и стремлений.
6.Приобретение навыков конструктивного общения, воспитание толерантности воспитанников ДОУ в общении с детьми с ОВЗ.

7.Расширение границ общения для воспитанников (за счет привлечения к взаимодействию новых социальных партнеров), выход за пределы привычной для дошкольников тематики общения (за счет участия детей в съемках программ и мероприятий разной направленности и разного уровня).

Анализ результатов проекта и выводы

В ходе реализации проекта:

- разработан алгоритм включения метода детской журналистики в коррекционно-образовательный процесс группы компенсирующей направленности для детей с ТНР;

- повысилась активность семей воспитанников в коррекционно-образовательном процессе;

- по результатам опроса родителей -100% родителей удовлетворены качеством образования в группе;

- по результатам диагностики повысился уровень развития коммуникативно-речевых навыков воспитанников;

- созданы условия и механизмы, способствующие позитивной социализации детей с ТНР;

- созданы предпосылки к формированию адекватной самооценки воспитанниками с ТНР.

Вывод: представленный метод детской журналистики основывается на использовании специфических видов детской деятельности, что позволяет прожить период дошкольного детства радостно, содержательно, при этом способствует развитию необходимых психических процессов и необходимых умений. Метод детской журналистики в сочетании с информационно-коммуникационными технологиями и традиционными логопедическими методиками позволяет повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, индивидуализировать его, задействовать воспитательные потенциалы семей воспитанников.

Видео-интервью