Наверх

Проекты победителей

Заявка № 1948
Номинация
Мастер
Цели, задачи, методы

Цель проекта: обеспечение качественной подготовки воспитанников МБДОУ к успешному обучению в школе в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями и способностями посредством обучения игре в шахматы.

Задачи проекта:

  • Обеспечить методическое оснащение процесса обучения игре в шахматы детского и взрослого контингента города Холмска.
  • Подготовить специалистов МБДОУ д/с «Теремок» для обучения игре в шахматы участников проекта.
  • Обучить игре в шахматы не менее 80 воспитанников МБДОУ д/с «Теремок» и неорганизованных детей микрорайона, 40 сотрудников МБДОУ д/с «Теремок» и 60 родителей воспитанников.

Способы достижения цели и решения задач

В нашем детском саду есть уникальный зимний сад под прозрачным куполом, с экзотическими растениями и пальмой. Хотелось бы, чтобы этот зимний сад полностью функционировал для маленьких жителей города Холмска, а не просто радовал глаз сквозь прозрачное стекло окон, стал тем пространством, где ребенок смог бы выразить себя не только творчески, но и эмоционально, открыл новый волшебный мир полного счастья и гармонии.

Именно в зимнем саду мы планируем создать шахматный клуб, где дети вместе родителями с помощью игры в шахматы получили бы необходимые навыки общения в социуме, выработали бы позитивное отношение к себе и окружающим.

Данный проект направлен на детей, педагогов, родителей.

Создание и использование системы работы по данному вопросу позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить мыслительные способности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

Проект реализуется через интерактивные формы работы с детьми (интегрированные занятия, шахматные турниры, воспитательные диалоги, презентации, развлечения, спортивные праздники, изобразительные мастерские, фотовернисажи и т.д.), просветительскую работу с родителями, создание предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями данного проекта.


Подробная инструкция

Мероприятия, планируемые провести во время реализации проекта:

1. Мероприятия, направленные на ознакомление и изучение техники игры в шахматы;

2. Создание клуба «Лабиринты шахмат»;

3. Шахматные турниры для детей и взрослых, семейные шахматные турниры, занятия по обучению шахматной игре, фотовыставки, спортивный праздник «Страна черно-белых королей» , развлечение «Шахматная ярмарка», презентация «О, этот яркий черно-белый мир», изобразительная мастерская «Пешка.Ферзь.Король»..

К участию в реализации Проекта привлекаются:

- исполнители проекта – 12 человек;

- дети в возрасте от 5 до 7 лет – 80 человек;

- работники дошкольного учреждения – 40 человек;

- родители – 60 человек.

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ПРОЕКТА

п.

Мероприятия

Сроки выполнения

Ответственное лицо

Ожидаемый результат

1

Создание обогащенной развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ:

- организация помещения для занятий;

- оснащение помещения необходимым оборудованием (демонстрационная шахматная доска, шахматные столы, игральные наборы, выставочные стеллажи, тематический библио-видеофонд, мультимедийная коллекция, наглядный материал, мультимедийное оборудование);

- разработка проекта методического обеспечения

Октябрь 2017г.

воспитатель Борисова Л.Н., заместитель заведующего Вишнякова Т.П.

Оборудованное помещение в соответствие с гигиеническими и педагогическими требованиями и возрастом обучаемого контингента.

Оснащенность помещения демонстрационной шахматной доской, шахматными столами, игральными наборами.

2

Рекламная компания, формирование общественного мнения о проекте

в течение проекта (октябрь, декабрь, март, июнь)

воспитатель Борисова Л.Н., заместитель заведующего Вишнякова Т.П.

Распространена информация о проекте – 4 выступления в средствах массовой информации, телесюжет на местном и областном телевидении. Анкетирование родителей о востребованности и качестве предоставляемых услуг. Привлечение внимания общественности

3

Создание клуба «Лабиринты шахмат»

Октябрь 2017г.

педагог-тренер Борисова Л.Н., заместитель заведующего Вишнякова Т.П.

Сформирован список детей старшего дошкольного возраста и их родителей для участия в обучении игре в шахматы в количестве 80 человек детей, 40 сотрудников и 60 родителей.

4

Основной этап реализации проекта

4.1

Организация дидактического оснащения реализации проекта:

- Организация шахматного уголка в фойе детского сада;

- Альбом «Великие гроссмейстеры»;

- Книжки-малышки «Азбука маленького шахматиста», «Шахматные сказки», «Королевство в картинках»;

- Организация выставочной экспозиции работы «Черно-белое королевство»;

- Выставка детских творческих работ «Ход конем»;

- Макеты: фрагменты шахматной доски, шахматных фигур;

- Фотовернисаж «С шахматами на ты»;

- Дидактические игры: разрезные шахматные картинки, шахматное лото, шахматное домино, кубики с картинками шахматных фигур, темные и светлые кубики и др.

Октябрь - декабрь2017г.

Методист Щербакова И.А.,

Педагог-тренер Борисова Л.Н., воспитатели: В Агеева.И., Т Сабирова.С., Романова Е.И., О Грабовецкая.В., Чернова Т.А., В Андрияш.С.

Дидактическое оснащение реализации проекта: организован шахматный уголок, изготовлены дидактические игры, макеты, альбом «Великие гроссмейстеры», книжки-малышки, фотовернисаж и т.д.

4.2

Подготовка специалистов МБДОУ д/с «Теремок» для обучения игре в шахматы участников проекта

Октябрь 2017г.

Педагог-тренер Борисова Л.Н.

Обучены игре в шахматы 40 сотрудников.

4.3

Образовательная деятельность:

Тематические образовательные ситуации:

- Шахматная доска

- Шахматные фигуры

- Начальное положение

- Ладья

- Слон

- Ладья против слона

- Ферзь

- Ферзь против ладьи и слона

- Конь

- Конь против ферзя, ладьи, слона

- Пешка

- Пешка против ферзя, ладьи, слона, коня

- Король

- Король против других фигур

- Шах

- Мат

- Ничья

- Рокировка

- Шахматная партия

Развлекательно-игровые и развивающие программы:

- мастер-класс по шахматной игре;

- Турнир «Поиграй со мной гроссмейстер»;

- Развлечение «Шахматная ярмарка»;

- Презентация «О, этот яркий черно-белый мир»;

- Изобразительная мастерская «Пешка.Ферзь.Король».;

- Спортивный праздник «черно-белых Страна королей»

- Шахматные турниры

Кульминационное мероприятие:

- звездный шоу-турнир «Что могут короли!»

Совместные мероприятия с родителями:

- шахматный турнир взросло-детских команд;

- энциклопедия для родителей «Малыш и шахматы»;

- семейный конкурс творческих работ «Волшебные фигуры»

- тематическое консультирование «Педагогика с вариациями».

Методическое обеспечение воспитательно-образовательной деятельности:

- комплексно-тематического планирования и разработка приложений к проекту;

- методические пособия «Шахматные фигуры», «комбинации Простейшие», «Великие шахматисты» и др;

- пополнение библиотечки проектной деятельности в ДОУ.

03.10.17

10.10.17

17.10.17

24.10.17

31.10.17

07.11.17

14.11.17

21.11.17

28.11.17

05.12.17

12.12.17

19.12.17

16.01.18

23.01.18

06.02.18

13.02.18

20.02.18

27.02.18

Март – май 2018

Апрель - май 2018

Май 2018г.

Педагог-тренер Борисова Л.Н.

Педагог-тренер Борисова Л.Н., инструктор по физической культуре Богданова Е.Ю., музыкальный руководитель Дворцова А.С.

Педагог-тренер Борисова Л.Н., заместитель заведующего Вишнякова Т.П., воспитатель Губкина Е.Н.

Обучены игре в шахматы 80 воспитанников МБДОУ д/с «Теремок» и неорганизованных детей микрорайона, 40 сотрудников МБДОУ д/с «Теремок» и 60 родителей воспитанников. Овладение основными правилами игры в шахматы, игра умение самостоятельно решать шахматные этюды, участие в турнирах.

Организовано содержательное взаимодействие ребенка с другими детьми и взрослыми, направленное на естественную адаптацию и социализацию в современной социокультурной среде;

Сформированы предпосылки учебной деятельности;

развито стремление к познанию.

Изменение характера взаимоотношений детей в социуме, улучшение прогноза благоприятного течения адаптации и успешного обучения ребенка в школе

Методическое обеспечение воспитательно-образовательной деятельности

5.

Аналитический этап /итоговый/

5.1

Итоговый проектный день:

Творческий отчет педагогов о реализации проекта;

Мониторинг и анализ реализации проекта, на основе разработанных критериев;

Анализ сравнительной диагностики уровня развития детей, социализации; анализ влияния реализации проекта на динамику развития детей;

Корректировка плана проектной деятельности на основе анализа проведенной работы;

Пополнение банка данных о реализации проекта (мониторинг проведенных мероприятий, фото, видео, медиаархив, данные об участниках проекта)

Оформление стенда в фойе детского сада.

Июнь 2018г

Заместитель заведующего Вишнякова Т.П., педагог-тренер Борисова Л.Н., методист Щербакова И.А.

Подведение итогов проекта, мониторинг, выявление сильных и слабых сторон, предложения о дальнейшем развитии проекта.

Оформлен стенд о проекте.

5.2

Итоговое отчетное родительское собрание:

Мультимедийная презентация «ДОУ, где все дети одаренные»;

Анкетирование родителей по итогам реализации проекта (удовлетворенность проведенной работой, уровень вовлеченности родителей в реализацию проекта, перспективы дальнейшего развития)

Июнь 2018г

Заместитель заведующего Вишнякова Т.П.

Анкетирование родителей о востребованности и качестве предоставляемых услуг.

5.3

Составление методического кейса материалов по итогам реализации проекта.

Июнь 2018г

Заместитель заведующего Вишнякова Т.П.

Создан методический банк

5.4

Трансляция наработанного опыта на различных уровнях

Июнь 2018г

Заместитель заведующего Вишнякова Т.П.

Распространена информация о проекте, привлечено внимание общественности

Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты проекта

- Обучены игре в шахматы 80 воспитанников МБДОУ д/с «Теремок» и неорганизованных детей микрорайона, 40 сотрудников МБДОУ д/с «Теремок» и 60 родителей воспитанников. Овладение основными правилами игры в шахматы, игра умение самостоятельно решать шахматные этюды, участие в турнирах.

- Организовано содержательное взаимодействие ребенка с другими детьми и взрослыми, направленное на естественную адаптацию и социализацию в современной социокультурной среде.

- Сформированы предпосылки учебной деятельности; развито стремление к познанию.

- Изменение характера взаимоотношений детей в социуме, улучшение прогноза благоприятного течения адаптации и успешного обучения ребенка в школе

- Методическое обеспечение воспитательно-образовательной деятельности.

- Проведено 3 детских шахматных турниров, 1 семейный шахматный турнир и 1 турнир среди взрослых.


Анализ результатов проекта и выводы

Для многих поколений шахматы явились лучшей стратегической игрой, одной из самых популярных в мире. В них веками играли дети и взрослые: для развлечения и для того, чтобы в занимательной форме развивать свои умственные способности.

Также Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление дошкольника, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.

Экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат с дошкольного возраста, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам.


Проект по раннему обучению дошкольников 5-7 лет азам шахматной игры «Ход конем на пути к успеху в школе» может решить проблему не востребованности возросших умственных способностей малышей, обеспечения полноценного психического развития, возможности получения доступного элитного, то есть максимально качественного образования на дошкольной ступени и заложить психологические основы формирования у ребенка потребности в достижении успеха в любых видах деятельности.