Наверх

Проекты победителей

Заявка № 600
Номинация
Мастер цифровой среды
Цели, задачи, методы

Повседневную жизнь невозможно представить без информационно-коммуникативных технологий. Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль предшкольной подготовки детей дошкольного возраста. Использование информационно коммуникативных технологий в образовательном процессе в дошкольном образовательном учреждении - это актуальная проблема на современном этапе развития дошкольной педагогики.

Использование ИКТ в дошкольном образовании позволяет расширить творческие возможности педагога. Именно здесь можно применить весь накопленный опыт, знания и умения, творческий подход. А занятия, проведенные в детском саду с использованием электронных изданий образовательного направления, надолго запомнятся детям.

Актуальность опыта, обусловлена широким распространением и внедрением новых информационно-коммуникационных технологий в повседневной жизни. Мы считаем, что грамотное использование ИКТ в организации образовательного процесса помогает педагогу обогатить образовательное пространство и повысить качество обучения детей дошкольного возраста.

Цель:

  • Повышение качества образования через активное внедрение в воспитательно - образовательный процесс информационных технологий.

В дошкольном учреждении использование ИКТ позволит модернизировать учебно-воспитательный процесс, повысить эффективность, мотивировать детей на поисковую деятельность, дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей детей.

Задачи:

  • использовать информационные технологии для организации совместной деятельности, как в основной образовательной деятельности, так и в режимные моменты;
  • активизировать познавательный интерес детей, мыслительные процессы
  • обеспечить условия для формирования информационной культуры участников образовательного процесса;
  • повысить заинтересованность родителей во взаимодействии их с ДОУ
  • создать банк собственных образовательных ресурсов

Методы:

При выборе методов обучения с использованием ИКТ мы учитываем возможности дошкольников, их возрастные и психофизиологические особенности.

Методы обучения дошкольников можно разделить по источнику знаний и по характеру познавательной деятельности. В качестве методов обучения дошкольников по источнику знаний мы рекомендуем использовать метод демонстраций, метод иллюстраций, упражнения.

  • Метод демонстраций следует использовать для визуализации изучаемых объектов, явлений, процессов с целью их изучения дошкольниками.
  • Метод иллюстраций предполагает показ предметов, процессов, явлений в их символическом изображении (фотографии, рисунки).
  • Практические методы направлены на формирование умений и навыков, к ним можно отнести упражнения. Упражнения способствуют развитию речи, внимания, памяти, познавательных способностей, личностных качеств и выработке навыков их применения, например, в качестве упражнений можно в графическом редакторе нарисовать дать задание по созданию и редактированию рисунка.

По характеру познавательной деятельности можно использовать следующие методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный, предполагающий словесные объяснения с привлечением наглядности;
  • метод проблемного изложения (детям предлагается найти способы разрешения проблем)
  • частично-поисковый метод (решение поставленной задачи педагогом вместе с дошкольниками)
  • метод компьютерных дидактических игр.

Подробная инструкция

Сегодня невозможно представить нашу жизнь без информационных ресурсов. Они дают огромные возможности по овладению информационным пространством. Компьютеризация, постепенно проникающая во все сферы жизни и деятельности человека, вносит свои коррективы в существующие подходы к воспитанию и образованию детей дошкольного возраста. Отечественные и зарубежные исследования по использованию компьютера в детских садах убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребенка.

Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, вызывает у детей огромный интерес, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание, активизировать мыслительные процессы.

Актуальность внедрения ИКТ в дошкольное учреждение также обусловлена Федеральной целевой программой «Развитие единой образовательной информационной среды», соответствующими разделами Приоритетного национального проекта «Образование» Федеральной целевой программы развития и образования.

Использование в дошкольном образовательном учреждении информационно-коммуникативных технологий – это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике.

ИКТ включает два вида технологий: информационные и коммуникационные. Информационные технологии – комплекс методов, приёмов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации. Коммуникационные технологии – методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой.

Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формы и методы их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждения (администрации, воспитателей, логопедов и других специалистов), а также для образования, развития, диагностики и коррекции детей.

ИКТ включает в себя:

  • компьютер и интернет
  • телевизор
  • видеомагнитофон
  • видеокамера и фотоаппарат
  • DVD компакт-диск и
  • радио
  • игровые приставки
  • мобильные телефоны
  • магнитофоны
  • мультимедиа и интерактивная доска.
  • документ-камера

В условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах деятельности.

  • Непрерывная непосредственно образовательная деятельность. Она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видео - записей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его.
  • Работа с родителями.
  • Работа с педагогами

Мы считаем, что педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.

Вот основные формы использования ИКТ в нашей работе:

  • Подбор качественного яркого материала к занятиям, оформление группы, родительских уголков (сканирование, печать, Интернет, презентации);
  • Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям (аудиоэнциклопедии);
  • Оформление групповой документации;
  • Создание презентаций в программе в программе в программе в программе PowerPoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
  • создание группы "Веселые ребята" (педагогический калейдоскоп для мам и пап) для родителей в социальной сети "Одноклассники" для педагогической поддержки в вопросах воспитатния.
  • Знакомство с периодикой, наработками других педагогов, обмен опытом в педагогических сообществах;
  • Оформление буклетов, электронного портфолио, материалов по различным направлениям деятельности;
  • Обсуждение педагогических тем с коллегами, консультации со специалистами на форумах в сетевых педагогических сообществах;
  • Дистанционное обучение для повышения квалификации;
  • Овладение постоянно совершенствующимся коммуникационным инструментарием сети Интернет.

Предлагаемый проект предполагает развитие, воспитание и обучение ребенка в компьютерной среде, в условиях, когда компьютер является предметом изучения, инструментом деятельности, средством самореализации.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников, компьютерные технологии обладают рядом преимуществ и соответствуют возрастным особенностям детей дошкольного возраста:

  1. Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес.
  2. Компьютер несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста.
  3. Одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация.
  4. Наглядный материал, используемый в презентациях, слайд-шоу, дает возможность воспитателю выстроить объяснение на занятиях логично, научно. При этом включаются три вида памяти детей: зрительную, слуховую, моторную.
  5. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить текущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения.
  6. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка и способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу.
  7. Использование анимации и вставки видеофрагментов дает возможность показать динамические процессы.
  8. Компьютер обладает стимулом познавательной активности детей. Такие занятия побуждают детей к поисковой и познавательной деятельности.
  9. Использование разного рода слайд-шоу и видеофрагментов позволяет показать детям те моменты из окружающего мира, наблюдение которых непосредственно вызывает затруднения. Задача схем и моделей – наглядно представить процессы в неживой природе, такие как смена времен года, круговорот воды и пр.
  10. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.
  11. При создании единой базы методических и демонстрационных материалов для обучения у педагога появляется больше свободного времени.

Признавая, что компьютер – новое мощное средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самих НОД, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил:

  • В младших группах используем доску для показа презентаций, клипов. Использование экрана должно быть не более 3-7 минут. Непрерывная продолжительность работы с компьютером для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6-7 лет -15 мин.
  • Нужно включать в образовательную деятельность игры, направленные на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений.Регулярно проводить гимнастику для глаз, так же важна и смена деятельности.
  • Для проведения фронтальных занятий мы используем мультимедийный проектор, расстояние от экрана до стульев, на которых сидят дети, 2 - 2, 5 метра.
  • Для поддержания оптимального микроклимата, предупреждения накопления статического электричества и ухудшения химического и ионного состава воздуха необходимо: проветривание кабинета до и после занятий и влажная уборка.

При использовании ИКТ в образовательном процессе мы придерживаемся следующих принципов:

  • принцип динамического изучения, отражающего концепцию Л.С. Выгодского о двух уровнях умственного развития ребенка: актуальном и потенциальном, то есть зоне ближайшего развития;
  • принцип занимательности необходим для вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирование желания выполнять предъявляемые требования и стремления к достижению конечного результата;
  • принцип сотрудничества позволяет создать в ходе образовательной деятельности атмосферу доброжелательности, эмоциональной раскрепощенности;
  • принцип новизны дает возможность опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к деятельности путем постановки последовательной системы задач, максимально активизируя познавательную среду дошкольника.
  • принцип культурологии дает возможность воспитания у детей опоры на общечеловеческие ценности (добро, милосердие, любовь).

Этапы реализации проекта

Iэтап - подготовительный

  • . Изучение нормативных документов:

  1. Федеральный закон «Об образовании в РФ»
  2. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования»
  3. . «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
  • повышение ИКТ-компетенции путем самообразования, обучения на дистанционных курсах
  • подготовка простейших дидактических материалов, документации, оформление родительских уголков

II этап - реализация

  • Организация занятий в соответствии с учебным планом – программой
  • Создание группы в социальной сети для педагогического сопровождения родителей
  • Организация и проведение проблемных и обучающих семинаров для педагогов ДОУ и родителей
  • Отслеживание промежуточных результатов

III этап - аналитический

  • проведение анализа педагогической деятельности в ходе проекта
  • соотнесение результатов с заявленными целями
  • корректировка содержания, подведение итогов

Проект представляет собой систему непосредственно образовательной и совместной деятельности с дошкольниками по развитию познавательных процессов: внимание, память, мышление, творчество, воображение с использованием новых информационных технологий: мультимедиапрезентаций, компьютерных игр и тестов. Создание и подбор материала опирается на комплексно-тематическое планирование. Ребенок выступает в качестве субъекта познания.

Работу с ИКТ мы начинаем проводить со второй младшей группы, где используем показ презентаций, слайдов, клипов. Дети решают простейшие задания на группировку предметов по определенному признаку, например «Собери овощи и фрукты в корзинки», «Домашние и дикие животные» и др. Делая перерывы в образовательной непосредственно деятельности, мы используем увлекательные музыкальные физкультминутки и зарядки для глаз, воспроизводя их на магнитофоне или интерактивной доске.

В средней мы продолжаем применять ИКТ при подготовке к непосредственно образовательной деятельности. При просмотре отрывков из мультипликационных фильмов, ярких, анимированных презентаций повышается мотивация детей, они намного активнее включаются в работу. Мы еще раз убедились в том, что ИКТ являются средством интерактивного обучения, которые позволяют стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний.

Создание презентаций к каждой теме календарно-тематического планирования образовательного процесса усложняется в старших группах. Самостоятельно разрабатываются или заимствуются из интренета игры на ознакомление, расширение закрепление понятий.

Интерактивная доска – очень удобное учебное оборудование, которое представляет собой сенсорный экран, подключенный к компьютеру. Изображение с него передает на доску проектор. В отличие от обычного мультимедийного проектора интерактивная доска позволяет не только демонстрировать слайды и видео, но и рисовать, чертить, наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые изменения, и сохранять их в виде компьютерных файлов. А кроме этого, сделать непосредственно образовательную деятельность яркой, наглядной, динамичной.

По экрану интерактивной доски можно легко передвигать объекты и надписи, выделять ключевые области и добавлять цвета. Заранее подготовленные тексты, таблицы, картинки, музыка придают непосредственно образовательной деятельности бодрый темп: не нужно тратить время на то, чтобы написать текст на обычной доске или перейти от экрана к клавиатуре.

С появлением интерактивных досок в нашем ДОУ возможность использовать мультмедийные технологии расширилась. Мы моделируем на занятиях различные ситуации и среды, что обеспечивает повышенную концентрацию внимания детей и удерживает их интерес на более длительное время. Дети сами работают у доски, выполняя задания, а не пассивно воспринимают объяснения воспитателя. Это позволяет достичь наибольшего эффекта за счет постановки ребенка в позицию активного участника образовательного процесса. Детям нравится работать у доски, они демонстрируют свою потребность в активной деятельности на занятии. Работа с интерактивной доской помогают детям овладеть универсальными предпосылками учебной деятельности (задание слушать, внимательно смотреть, как другие выполняют задание, замечать и самостоятельно исправлять ошибки).

Воспитанники стали намного лучше ориентироваться на плоскости и обозначать взаимное расположение предметов, развивается координация движений руки, Мы стараемся задействовать все возможности интерактивной доски, а не ограничиваться ее использованием в качестве обычного экрана для демонстрации наглядного материала. Так, на экране доски дети выполняют задания практически так же, как на бумаге — соединяют точки, рисуют, пишут, что способствует формированию графических навыков. Мы им показываем на доске, как выполнять задания на бумаге, например при обучении рисованию. Скорость и запоминание новой информации значительно повышается благодаря активизации разных органов чувств и мозговых центров, следовательно, получаемая информация лучше понимается и воспроизводится детьми в подходящих условиях. Кроме того, работа с интерактивной доской способствует развитию интуиции дошкольников, их активного воображения, быстроты мышления, способности к импровизации и образного мышления.

При разработке содержания с использованием интерактивных средств программы Smart Notebook мы стараемся подбирать информацию в виде картинок, знаков, символов, ориентируясь в этом выборе на имеющийся опыт (кругозор) ребенка, так как дошкольникам более понятна графическая информация, а текстовые формы воспринимать сложнее.

Ниже приведены интерактивные средства программы SMART NOTEBOOK, которые мы чаще всего используем для повышения интереса и внимания детей:

  • Интерактивное средство «Разноцветные перемещаемые закладки».Данное средство, позволяет прятать различную текстовую (для педагога) и графическую (для детей) информацию и в нужный момент ее «выдвигать». У детей развиваются воображение, образное мышление, творческая активность. Например, знакомя детей с новым содержанием, предлагаю выполнить задания «На что похоже?», «Чего не хватает?», «Кто там может спрятаться?», «Что за фигура?».
  • Интерактивное средство «Сортировка изображений» (водоворот) Это средство удобно использовать при распределении предметов по 2 категориям. Средство способствует освоению дошкольниками элементов логического мышления (группировки и классификации, обобщению, упорядочению, например, темы «Зимующие и перелетные птицы», «Съедобное-несъедобное», «Столовая и кухонная посуда» , "Полезно - вредно"и т. п.).
  • Интерактивное средство «Упорядочивание картинок» Средство формирует умения анализировать, сравнивать, обобщать и группировать.В процессе работы стоит задача выстроить эти объекты в нужном порядке. Например, «Выстрой ряд по убыванию (возрастанию)», «Задай правильный порядок», «Что сначала, что потом".
  • Интерактивное средство «Взрывающийся воздушный шарик». Название говорит само за себя. С помощью этого шарика можно играючи реализовать один из самых «ходовых», применительно к интерактивной доске, технический прием «Спрятать-показать». Формирует умение оценивать правильность полученного результата, способствует развитию самоконтроля и самооценки. Дети решают математические примеры, занимательные задачи и сразу же могут самостоятельно оценить правильность выполнения задания.
  • Интерактивное средство «Найди пару» Очень хорошее средство на развитие внимания. Принцип схож с известной всем игрой «Парочки», или «Мемо». Например: «Найди пару», где можно использовать изображения животных севера, дары леса, дорожные знаки и т. д. Область применения данного средства огромная: это и социально-коммуникативное, и познавательное, и художественно-эстетическое развитие дошкольника.

Новые современные возможности помогают нам в работе не только с детьми, но и с их родителями. Ведь одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Работа с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребёнка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребенка, его психофизиологических особенностей, выработку близких по сути требований, организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии ребенка. Привлечение родителей к участию в воспитательном процессе способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в дошкольном учреждении. Работа по повышению педагогической и психологической культуры родителей через проведение родительских собраний, совместную деятельность, использование ИКТ позволяет сделать работу более успешной.

Для педагогической поддержки родителей нами была создана закрытая группа "Веселые ребята" в социальной сети "Одноклассники". На страницах этой группы родители имеют возможность получить консультации на интересующие их вопросы, узнать о жизни детей в группе, познакомиться с фото отчетами с мероприятий, прогулок, занятий и т.п. На информационной стене дублируются все объявления, размещенные в уголке для родителей в ДОУ.

На сайте образовательной организации имеется личная страница педагога, где можно познакомиться с нашим педагогическим опытом, консультациями для родителей, результатами проектной деятельности.



Ожидаемые результаты

К концу реализации проекта мы предполагаем достичь следующих результатов:

1. Повышение эффективности процесса обучения.

2. Активизация познавательной деятельности детей.

3. Повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ.

4. Повышение уровня психолого-педагогической компетенции родителей.

5. Раскрытие личностного потенциала воспитанников в воспитательной системе ДОУ и семье.

6. Реализация личностно - профессионального роста педагогов.

7. Создание активно действующей, работоспособной системы поддержки семейного воспитания, через использование информационно – коммуникативных технологий.

9. Участие родителей в воспитательно - образовательном процессе детского сада.

10. Повышение педагогической культуры родителей.

Анализ результатов проекта и выводы

В каждой возрастной группе дважды в год проводится плановый мониторинг развития детей. Как показала практика дети стали более активны на занятиях. На фоне положительной эмоциональной атмосферы повысился интерес к изучаемому материалу, за счет высокой динамики эффективнее проходит усвоение материала, тренируется внимание и память, активно пополняется словарный запас, воспитывается целеустремленность и сосредоточенность, развивается воображение и творческие способности.

Итак, позитивные изменения в познавательной деятельности детей, возросший интерес к непосредственно образовательной деятельности позволяют сделать вывод об эффективности использования ИКТ в образовательном процессе с дошкольниками. В условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. Использование информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, открывает новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога.

Применение ИКТ в работе с родителями привело к повышению их педагогической грамотности, заинтересованности в жизни группы и ДОУ в целом, активности в совместном участии с педагогами - специалистами детского сада в воспитании и обучении детей.

Использование ИКТ в педагогическом процессе стимулирует у педагога профессиональный рост, интеллектуальный потенциал, творческую активность, инновационную деятельность.

Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифферинциации и индивидуализации обучения и воспитания.

Таким образом, использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно - образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

Информатизация образования – это большой простор для проявления творчества педагогов, побуждающий искать новые, нетрадиционные формы и методы взаимодействия с детьми; она способствует повышению интереса у детей к обучению, активизирует познавательную активность, развивает ребёнка всесторонне. Владение новыми информационными технологиями помогут педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях.