Наверх

Проекты победителей

Заявка № 414
Номинация
Мастер
Цели, задачи, методы

Цель программы: Создать условия для развития у детей старшего дошкольного возраста психологической готовности к школьному обучению на основе развития возрастной игры.

Задачи: создание условий для:

  • Эмоционального благополучия каждого ребенка, развития его положительного самоощущения.
  • Развития возрастной игры детей дошкольного возраста: простейшей режиссерской, образной, сюжетно-ролевой, игр с правилами, режиссерской игры высокого уровня. Развития у детей действовать в соответствии с собственным замыслом, развивать сюжет игры, управлять собственной игрой.
  • Развития воображения, способности управлять им.
  • Развития произвольно-контекстного типа общения ребенка со взрослым: способности подчинять свое поведение определенным задачам, правилам и требованиям, способности действовать не под влиянием сиюминутных ситуативных побуждений, а с учетом целевой установки, правил, условий и других задающих контекст ситуации моментов.
  • Развития кооперативно-соревновательного типа отношений со сверстниками: умения войти в детское сообщество, действовать совместно с другими, согласовывать позиции, отличать свою позицию от позиции другого, учитывать позицию другого.
  • Развития у детей старшего дошкольного возраста умения давать адекватную самооценку своим действиям.

Методы:

Главным методом формирования психологической готовности к школьному обучению является возрастная игра. Игра была, есть и будет той универсальной формой деятельности, внутри которой, по определению Д. Б. Эльконина, происходят основные прогрессивные изменения в психике и личности ребенка-дошкольника; игра определяет его отношения с окружающими людьми, готовит к переходу на следующий возрастной этап, к новой ведущей деятельности - учебной.

Поэтому с точки зрения логики развития возрастной игры подготовка к школьному обучению начинается с режиссерской игры простейшего уровня. Используя фигурки зверей маленького размера, предметы из деревянных конструкторов, ткани и другое, дети сначала под руководством взрослого, а потом и самостоятельно создают небольшие сюжеты на тему «Лесной детский сад», «Лесная школа». Содержание и сюжеты игр не ограничивается только этими двумя темами, значительно расширяются, включая различные аспекты жизни.

Следующим видом возрастной игры является образно-ролевая игра, в ходе которой ребенок выделяет ключевую функцию предмета и перевоплощаясь, переносит эту функцию с предмета на себя. Играя в школу, мы перевоплощаемся в позицию учителя, ходим так, как ходит учитель, разговариваем, как учитель, наводим порядок в классе и т.д. Дети, которым сложно брать на себя роль учителя в сюжетно-ролевой игре «примеряют» к себе эту роль в образной игре. На переменках важно садятся за стол учителя, разговаривают строгим голосом, дают задания детям. Кроме этого на переменах играем в игру по принципу «Крокодил», для которой берем школьную и детсадовскую тематику.

Наибольший акцент в программе сделан на сюжетно-ролевую игру, где ребенок осваивает социальные отношения и нормы, реализует их в контактах со взрослыми и сверстниками. Играя «В школу» дети осваивают социальные отношения, возникающие между учителем и учениками и соответствующие нормы: учитель понятно объясняет, дает задания, спрашивает учеников, помогает, если возникают у учеников вопросы или затруднения, ставит оценки, радуется успехам своих учеников; ученик выполняет задания учителя и его требования, поднимает руку, если хочет что-то сказать или спросить, соблюдает дисциплину на уроке.

Решающее значение для развития психологической готовности к школьному обучению имеют игры по правилам. В них ребенок сознательно подчиняется правилам, учится управлять своим поведением, подчиняя ее определенной задаче. Играя «В школу», дети удерживают правила, которые должен выполнять ученик и учитель. Договариваемся о трех правилах, которые нужно удерживать. Правила обсуждаются с детьми по мере возникновения конкретных ситуаций, фиксируются при помощи пиктограмм и обязательно отслеживается выполнение этих правил на каждом уроке. За выполнение правил участники игры получают бонусы - картинки с школьными принадлежностями и наклеивают их в свои дневнички. Правила ученика: 1. Выполняю задания учителя. 2. Поднимаю руку, если хочу что-то сказать или спросить. 3. На уроке не отвлекаю детей посторонними разговорами и играми. Правила учителя: 1. Понятно объясняю. 2. Слежу за дисциплиной на уроке. 3. Помогаю ученику выполнять задание.

На переменах играем в игры с правилами: «Да и нет не говорить», «Крестики-нолики», «Колечко» и др.

Подробная инструкция

Основные этапы реализации программы

Этапы

Цели этапа

Основное содержание

Возможные

результаты

1

2

3

4

Мотивационно-целевой

Создать условия для мотивации игры «В школу»

Беседа с детьми о школе:

Выявление представлений детей о школе, о школьной жизни;

Воспитатель организует обсуждение:

Что мы знаем о школе? О школьных правилах? О работе учителя.

Подготовить выставку детских книг о школе, рассказать о прочитанном.

Найти фильмы, мультфильмы о школе.

Разучить песни о школе.

Подготовить выставку школьных принадлежностей.

Диагностический

Диагностировать уровень развития психологической готовности детей к школьному обучению

Проведение первичной диагностики психологической готовности детей к школьному обучению (констатирующий эксперимент).

Анализ результатов диагностики.

Бланки обследования детей.

Текст анализа (интерпретация) результатов первичной диагностики детей к школьному обучению.

Организационный

Откорректировать программу формирования психологической готовности детей к школьному обучению в зависимости от типичных и индивидуальных проблем детей, выявленных входе диагностики.

Выявление типичных и индивидуальных затруднений детей по результатам диагностики психологической готовности к школьному обучению.

Уточнение целей коррекционно-развивающей деятельности на основе выявленных проблем в процессе диагностики.

Проектирование методических приемов и средств их реализации с учетом типичных проблем в рамках программы «По дороге в первый класс »

Подборка игр в зависимости от выявленных проблем по результатам диагностики психологической готовности к школьному обучению.

Практический

Реализация программы «По дороге в первый класс»

Формирование психологической готовности к школьному обучению.

1. Игра «В школу» по собственному замыслу, каждый ребенок выполняет роль и «учителя», и «ученика».

2. Игра «В детский сад» по собственному замыслу, каждый ребенок выполняет роль и «учителя», и «ученика».

3. Разучивание игр с правилами.

4. Игра «В школу» с введением фиксированных правил.

Схемы наблюдения за игровой деятельностью детей и фиксации результатов реализации программы «По дороге в первый класс»

Обобщающий

Анализ результативности реализации программы «По дороге в первый класс»

Проведение итоговой диагностики психологической готовности детей к школьному обучению.

Соотнесение результатов первичной и итоговой диагностики

Соотнесение результатов реализации программы с целями коррекционно-развивающей работы.

Текст анализа результативности реализации коррекционно-развивающей работы с группой.

Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты

В результате освоения программы у детей сформировано:

1. Умение играть.

1.1. Умение придумывать замысел игры, развивать сюжет, удерживать ролевую позицию.

1.2. Умение анализировать собственную игровую деятельность и деятельность других, выделять, что получилось в игре, что не получилось, почему.

1.3. Умение играть по правилам, принимать правила, действовать в соответствии с ними, контролировать выполнение правил в игре, сознательно подчиняться правилам.

2. Положительная мотивация к школьному обучению.

2.1.Желание учиться.

2.2.Отношение к учению как к очень важному, значимому делу.

3 Устойчивое позитивное отношение к самому себе.

4.Способность оценить свои возможности перед выполнением предстоящей работы.

5. Потребность в полноценном содержательном сотрудничестве со взрослыми и со сверстниками.

5.1. Способность вырабатывать общую точку зрения и согласовывать различные позиции в процессе актуализации собственной.

5.2. Умение выстраивать и удерживать контекст общения в ситуации решения общей задачи.

6. Произвольность поведения, способность управлять своей внутренней и внешней деятельностью, подчинять свое поведение правилам, выполнять инструкцию, достигать поставленную цель.

7. Высокий уровень развития воображения.

Анализ результатов проекта и выводы

Анализ результатов диагностики психологической готовности детей к школьному обучению

Изучение уровня сформированности психологической готовности к школьному обучению проводилось с детьми подготовительной группы. В мониторинге приняли участие 14 детей старшего дошкольного возраста 7 лет из двух подготовительных групп Центра "ИМКА". В качестве диагностических материалов использовались методики изучения психологической готовности детей к обучению в школе, разработанные Е.Е. Кравцовой: методика «Да и нет не говорите», методика «Кто больше?», методика «Карандаши», методика «Три шашки», методика «Косвенные задачи», методика «Ступеньки», методика «Неудача», методика "Где чье место" и методика изучения произвольной сферы дошкольника «Домик», разработанная Н.И. Гуткиной.

Диагностика проводилась два раза в год: в конце первого полугодия – начало декабря, второй раз – в конце второго полугодия в мае года.

Анализ результатов диагностики психологической готовности к школьному обучению на конец первого полугодия

1. Первая группа тестов была направлена на выявление уровня сформированности произвольно-контекстного типа общения ребенка со взрослым.

Анализ результатов показал, что большая часть детей подготовительной группы имеют средний и низкий уровень сформированности произвольно-контекстного типа общения со взрослым, а именно способность критически отнестись к требованиям взрослого, анализировать требования взрослого, принимать решение, как действовать: по образцу или самостоятельно.

Ниже среднего уровня показали 50% детей (8 чел.), низкий уровень – 21% (3 ребенка –Даниил Х., Катя С., Ваня М.), выше среднего уровня – 29% (Артур Ф., Дима Е., Даниил С., Макар К.). высокий уровень не показал никто из детей.

Полученные данные свидетельствуют о недостаточном уровне сформированности данного показателя и необходимости специальной коррекционно-развивающей деятельности как с группами в целом, так и с отдельными

Рекомендации:

Обязательно вводить игры с правилами: «Съедобное - несъедобное», «И я тоже», «Летает - не летает», «Да и нет не говорить, белое с черным не носить». Организовать игру «В школу», с обязательным введением правил, которые выполняет ученик и учитель и последующим анализом результатов игры (Какие правила игры выполнялись? Какие нет? Почему?)

2. Вторая группа тестов направлена на выявление уровня сформированности кооперативно-соревновательного типа отношений со сверстниками.

В целом группа показала высокий и выше среднего уровни сформированности кооперативно-соревновательного типа отношений со сверстниками. Высокий уровень и выше среднего показали 75,5%, низкий уровень – 24,5%.

3. Третья группа диагностик направлена на выявление уровня развития самооценки.

Результаты диагностики: выше среднего – 14%, средний уровень – 28%, ниже среднего – 36% , низкий уровень - 22% детей (3 ребенка: Гаяне Г., Ваня М. и Арсений К.).

В целом результаты свидетельствуют о том, что большинство детей показали средний и ниже среднего уровни сформированности самооценки.

Рекомендации:

Для детей с низким уровнем самооценки необходимо предусмотреть работу с «Линеечкой справедливости», задания рефлексивного характера, задания на оценивание своих работ, своей деятельности.

4. Четвертая группа тестов направлена на выявление уровня развития воображения. В целом по группе выявлен низкий и средний уровни развития воображения. Низкий уровень развития воображения показали 50% детей, средний уровень - 28,5% детей.

Полученные данные свидетельствуют о критическом уровне развития воображения у детей старшего дошкольного возраста и необходимости решать проблему комплексно, используя в работе возрастную игру старших дошкольников.

Рекомендации:

Использовать задания типа: «Оживи круги, квадраты», «Дорисуй картинку», «Вставить их в сюжет, сочинить сказку», «Оживи картинку», «Собери пазлы», «Объедини в один рассказ», образно-ролевые игры, сюжетно-ролевые игры, режиссерская игра высокого уровня.

5. Пятая группа тестов направлена на изучения уровня сформированности произвольности в деятельности. Анализ результатов позволил выявить высокий уровень произвольности в деятельности у 43% детей, средний и низкий уровень соответственно у 28,5%.

Результаты диагностики сформированности психологической готовности к школьному обучению

детей подготовительной группы (на конец 1 полугодия)

1 б - низкий уровень

2 б – средний уровень

3 б – высокий уровень

Показатели

Диагностические методики

Средний балл по группе

Произвольно- контекстный тип общения со взрослым

Методика «Да и нет не говорите»

1,8

Методика «Кто больше?»

1,6

Методика «Карандаши»

1,9

Кооперативно-соревновательный тип общения со сверстниками

Методика «Три шашки»

2,2

Методика «Косвенные задачи»

2,5

Самооценка

Методика «Ступеньки»

2

Методика «Неудача»

1,4

Воображение

Методика "Где чье место"

1,8

Произвольность в деятельности

Методика "Домик"

2,4

Уровни сформированности психологической готовности к школьному обучению (на конец 1 полугодия)

Показатели

Диагностические методики

Итого

Высокий

Средний

Низкий

Произвольно- контекстный тип общения со взрослым

Методика «Да и нет не говорите»

17%

46%

37%

Методика «Кто больше?»

6%

50%

44%

Методика «Карандаши»

28%

36%

36%

Кооперативно-соревновательный тип общения со сверстниками

Методика «Три шашки»

31%

56%

13%

Методика «Косвенные задачи»

58%

6%

36%

Самооценка

Методика «Ступеньки»

29%

35%

36%

Методика «Неудача»

0%

44%

56%

Воображение

Методика"Ассоциация"

25%

25%

50%

Произвольность в деятельности

Методика "Домик"

52%

22%

26%

Анализ результатов диагностики позволяет выделить три группы детей по уровню готовности к обучению в школе:

1 группа детей показала выше среднего и высокий уровень готовности. Это Ф. Артур, средний балл – 2,6; К. Макар и С. Даниил, средний балл – 2,4 и Е. Дима, средний балл – 2,3.

2 группа детей показала средний и ниже среднего уровни развития готовности к обучению в школе. Средний балл составляет от 2,2 до 1,8 баллов

3 группа детей с низким уровнем готовности к обучению в школе, средний балл которых составил 1,2 и 1,4 балла. Это Х. Даниил, М. Ваня и К. Арсений.

Результаты диагностики психологической готовности к школьному обучению (на конец 2 полугодия)

Анализ результатов диагностики на конец второго полугодия свидетельствует о позитивной динамике уровня сформированности психологической готовности к школьному обучению по всем показателям.

1. На конец первого полугодия большая часть группы показывала средний и низкий уровень развития произвольно-контекстного типа общения со взрослым, во втором полугодии – высокий и средний. Высокий уровень показали – 43% детей, средний -50% детей - по результатам методики «Да и нет не говорите», соответственно 14% и 65% по методике «Кто больше?» и 36% и 21% по методике «Карандаши». Значительно улучшили результаты диагностики С. Катя, Г. Гаяне, М. Ваня, Х. Даниил.

2. Улучшились результаты диагностики сформированности кооперативно-соревновательного типа общения со сверстниками В конце первого полугодия 44,5% детей показали высокий и выше среднего уровни сформированности кооперативно-соревновательного типа общения со сверстниками. К концу второго полугодия большая часть группы более 70% показывает высокий уровень сформированности умения сотрудничать со сверстниками.

3. Результаты диагностики уровня развития самооценки на конец 2 полугодия так же позволяют сделать вывод о позитивной динамике: высокий уровень имеют 30%, средний уровень – 47%. В целом средний и высокий уровень сформированности самооценки показали более 50% детей. В то время как, на конец первого полугодия большая часть детей показывала средний и ниже среднего уровни.

4. Значительная динамика наблюдается и в результатах диагностики уровня развития воображения детей. На конец первого полугодия 50% детей показывали низкий уровень развития воображения, на конец второго полугодия большая часть детей 93% показывают средний уровень развития воображения, только 7% показали низкий уровень.

Результаты диагностики сформированности

психологической готовности к школьному обучению детей подготовительной группы (на конец 2 полугодия)

Показатели

Диагностические методики

Средний балл

Произвольно- контекстный тип общения со взрослым

Методика «Да и нет не говорите»

2,4

Методика «Кто больше?»

1,9

Методика «Карандаши»

1,9

Кооперативно-соревновательный тип общения со сверстниками

Методика «Три шашки»

2,6

Методика «Косвенные задачи»

2,8

Самооценка

Методика «Ступеньки»

2,1

Методика «Неудача»

1,9

Воображение

Методика "Где чье место"

1,9

Произвольность в деятельности

Методика "Домик"

2,3

Уровни сформированности психологической готовности к школьному обучению (на конец 2 полугодия)

Показатели

Диагностические

методики

Уровни развития

Высокий

Средний

Низкий

Произвольно- контекстный тип общения со взрослым

Методика «Да и нет не говорите»

43%

50%

7%

Методика «Кто больше?»

14%

65%

21%

Методика «Карандаши»

36%

21%

43%

Кооперативно-соревновательный тип общения со сверстниками

Методика «Три шашки»

64%

36%

0%

Методика «Косвенные задачи»

78%

21%

0%

Самооценка

Методика «Ступеньки»

43%

29%

28%

Методика «Неудача»

14%

65%

21%

Воображение

Методика "Где чье место"

0%

93%

7%

Произвольность в деятельности

Методика "Домик"

50%

50%

0%

Анализ результатов диагностики на конец второго полугодия позволяет сделать вывод о том, что 64% детей имеют выше среднего и высокий уровень готовности к обучению в школе. 36% детей - средний и ниже среднего, средний балл которых составляет от 2,2 до 1,7 баллов

Общие выводы: Результаты диагностики сформированности психологической готовности к школьному обучению можно считать положительными. В целом 86% детей показывают высокий и выше среднего уровень сформированности предпосылок учебной деятельности (от 2,1 до 2,8 баллов). 14% детей (М. Ваня и К. Арсений) показали средний и ниже среднего уровень сформированности готовности к школьному обучению (1,7 и 1,8 балл). Высокие результаты наблюдаются по такому показателю, как уровень сформированности кооперативно-соревновательного типа общения со сверстниками.


Анализ успешности обучения выпускников Центра «ИМКА» в первом классе

В мониторинге приняли участие учителя начальных классов, у которых в данный момент обучаются выпускники Центра "ИМКА" МОУ «СОШ № 22», МОУ «Гимназия № 69». В качестве диагностических материалов использовалась анкета, разработанная И.А. Модиной и Ю.В. Юрдановой.

Анкетирование проводилось в апреле . Учителям было предложено оценить умения первоклассников по пятибалльной системе.

1б – низкий уровень

2 б – ниже среднего

3б – средний уровень

4б – выше среднего

5б – высокий уровень

Первая группа показателей связана с уровнем сформированности общеучебных умений.

Результаты диагностики успешности обучения выпускников Центра «ИМКА» в первом классе

Показатели

Содержание показателя

Средний балл

Общеучебные умения

Умение слушать и слышать учителя

4,0

Освоение способов решения учебных задач

4,2

Умение проверить и оценить свою работу

4,8

Умение принимать и выполнять правила школьной жизни

4,8

Положительное отношение к школе и школьному обучению.

4,8

Коммуникативные умения в ситуации групповой работы

Договариваться и согласовывать позиции, разные точки зрения

4,2

Умение оценивать работу другого

4,8

Умение оказывать помощь однокласснику.

5,0

Развитие субъектной позиции

Проявление самостоятельности, инициативности

4,6

Умение осуществлять выбор и нести за него ответственность

4,4

Умеет организовать свою деятельность и деятельность других вне урока.

4,8

Позитивное самовосприятие

4,2

Проявление познавательной активности

4,6

Развитие психических процессов

Умение создавать образы с опорой на словесное описание, схемы, рисунки, музыкальные произведения.

4,8

Умение управлять своими эмоциями, чувствами, поведением

4,4

Развитие памяти

5,0

Развитие внимание

4,0

Развитие мышления

4,6

Социальное развитие

Социальный статус ребенка в группе

(лидер, принятые, отверженный)

4,6

Открыт к личностному общению со взрослыми и со сверстниками

5,0

Умение следовать правилам вежливости

5,0

Успеваемость ребенка

4,6

Состояние физического здоровья

4,8

Итого

4,6

Уровни успешности обучения выпускников Центра «ИМКА» в первом классе

Показатели

Содержание показателя

Уровни развития

Высокий

Выше среднего

Средний

Ниже среднего

Низкий

Общеучебные умения

Умение слушать и слышать учителя

20%

60%

20%

0

0

Освоение способов решения учебных задач

20%

80%

0%

0%

0%

Умение проверить и оценить свою работу

80%

20%

0%

0%

0%

Умение принимать и выполнять правила школьной жизни

80%

20%

0%

0%

0%

Положительное отношение к школе и школьному обучению.

80%

20%

0%

0%

0%

Коммуникативные умения в ситуации групповой работы

Договариваться и согласовывать позиции, разные точки зрения

20%

80%

0%

0%

0%

Умение оценивать работу другого

100%

0%

0%

0%

0%

Умение оказывать помощь однокласснику.

60%

40%

0%

0%

0%

Развитие субъектной позиции

Проявление самостоятельности, инициативности

40%

60%

0%

0%

0%

Умение осуществлять выбор и нести за него ответственность

80%

20%

0%

0%

0%

Умеет организовать свою деятельность и деятельность других вне урока.

80%

20%

0%

0%

0%

Позитивное самовосприятие

20%

80%

0%

0%

0%

Проявление познавательной активности

40%

60%

0%

0%

0%

Развитие психических процессов

Умение создавать образы с опорой на словесное описание, схемы, рисунки, музыкальные произведения.

80%

20%

0%

0%

0%

Умение управлять своими эмоциями, чувствами, поведением

40%

60%

0%

0%

0%

Развитие памяти

100%

0%

0%

0%

0%

Развитие внимание

0%

100%

0%

0%

0%

Развитие мышления

60%

40%

0%

0%

0%

Социальное развитие

Социальный статус ребенка в группе

(лидер, принятые, отверженный)

60%

40%

0%

0%

0%

Открыт к личностному общению со взрослыми и со сверстниками

100%

0%

0%

0%

0%

Умение следовать правилам вежливости

100%

0%

0%

0%

0%

Успеваемость ребенка

60%

40%

0%

0%

0%

Состояние физического здоровья

80%

20%

0%

0%

0%






Видео-интервью
vk.com/video203545463_456239027