Наверх

Проекты победителей

Заявка № 2797
Номинация
Мастер
Цели, задачи, методы

«Я выбираю здоровье! А ты?»: информационно-практико-ориентированный проект / сост.: А.С. Столетова. Вологда, 2017.

Данная разработка проекта предназначена для педагогов дошкольных образовательных учреждений, реализующих в педагогической практике личностно-ориентированный, деятельностный, системный, ценностно-ориентированный подходы. Представленная комплексная работа направлена на деятельность по достижению гармоничного развития личности, стремящейся к физическому совершенствованию, что достигается путем проведения оригинальных спортивных игр, упражнений и занятий.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Здоровье занимает важнейшее и ключевое место в системе воспитания ребенка. Развитие физических качеств и воспитание культурно-гигиенических навыков относится к числу обязательных и необходимых параметров реализации образовательной области «Физическое развитие». Однако отметим, что сам проект интегрирует также социально-коммуникативное, речевое, познавательное и художественно-эстетическое развитие. Предлагаемый проект носит отчетливо выраженный универсальный характер. Он может использоваться как дошкольными образовательными учреждениями, так и учреждениями дополнительного образования. Содержание проекта и методика его проведения строится исходя из этого подхода. Программа мероприятий была разработана с учетом многолетнего опыта научно-исследовательской и педагогической работы ее составителя и, в особенности, с учетом тех сложностей, которые обнаруживаются у детей в ходе педагогической практики.

На завершающей стадии проекта и в последующий период времени у детей наблюдается:

  • Формирование двигательных умений и навыков, развитие психофизических и волевых качеств (быстроты, силы, гибкости, выносливости, глазомера, ловкости); развитие двигательных способностей (функции равновесия, координации движений);
  • улучшение памяти, внимания, мышления, повышение способности к произвольному контролю и самостоятельности;
  • улучшение общего эмоционального состояния, повышение работоспособности;
  • возрастает уверенность в себе, снижается тревожность, стимулируется речевая функция.
  • Формируется потребность в ежедневных физических упражнениях.

Дети владеют: системой знаний о физических упражнениях, их структуре, оздоровительном воздействии на организм; физкультурной и пространственной терминологией (как то: исходные положения, колонна, шеренга и др.; вперед – назад, вверх – вниз и др.);

Дети знают: названия предметов, снарядов, пособий, способы и правила пользования ими; комплексы дыхательных и ритмических гимнастик, разминок, спортивных упражнений, подвижных игр; основы закаливающих процедур, имеют представления об их пользе.

Мероприятия, включенные в проект, представлены разнообразными формами: спортивные соревнования, развлечения, игры; беседы; мастер-класс; чтение художественной литературы; экскурсия; дидактические игры и упражнения; консультации с родителями; оформление родительских уголков и папок-передвижек в соответствие с тематикой; выставка детско-родительского творчества; спортивный квест.

АКТУАЛЬНОСТЬ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ

Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен для него радостным освоением мира движений!

В современных условиях развития общества возрастает актуальность вопросов, связанных со здоровьем подрастающего поколения. Педагогическая практика выявляет процессы и тенденции, связанные с ослаблением здоровья детей, что неразрывно связано с ухудшением образа жизни семей подрастающего поколения. Несомненно, это вызывает обеспокоенность, что в свою очередь нацеливает на систематическую работу с родителями воспитанников, связанную с разноплановой проработкой вопроса «здоровьесберегающие технологии». Здесь важно подчеркнуть, что предметом воздействия должно являться не только здоровье физическое, но и психическое, социальное, нравственное.

Целенаправленная работа родителей и педагогов в конечном итоге стимулирует желание ребенка заботиться о своём здоровье, знать, что нужно правильно питаться и одеваться, дышать свежим воздухом, соблюдать режим дня и правила гигиены, делать зарядку и заниматься спортом. Нельзя недооценивать здесь и роль личного примера. Совместные прогулки в парк, к местам расположения спортивных уличных тренажеров, ходьба на лыжах, катание на коньках, а также беседы о спортивных увлечениях взрослых, безусловно, будут активизировать интерес ребенка.

Интерес к физическому воспитанию, а, следовательно, и понятию «здоровье» возник очень давно, во времена древнегреческой Спарты. Интересовались данным вопросом французские и итальянские гуманисты (Франсуа Рабле, Иероним Меркуриалис), социалисты-утописты (Томас Мор и Томмазо Кампанелла), философы (Джон Локк, Жан Жак Руссо). Своеобразные взгляды на физическое воспитание имели выдающиеся педагог И. Песталоцци, публицист Этьенн Кабе, социалист-утопист Роберт Оуэн и т.д. Развитие теории физического воспитания ребенка в России, несомненно, связано с именами государственного деятеля Ф.М. Ртищева, ученого М.В. Ломоносова, хирурга Н.И. Пирогова и врача П.Ф. Лесгафта, педагогов К.Д. Ушинского, Е.А. Покровского и др. В советский период углубляется изучение методических подходов к физическому воспитанию, в данной связи нельзя не назвать таких ученых как Л.И. Чулицкая, А.В. Кенеман, Е.Г. Леви-Гориневская, А.И. Быкова и т.д.[1]

В настоящее время в средствах массовой информации и научной литературе часто обсуждаются вопросы, связанные с необходимостью внедрения действенных методик физического, интеллектуального и эмоционального развития детей. Однако на практике в семейном воспитании они не реализуется в полном объёме или, что бывает чаще, остаются лишь декларативным пунктом.

Как утверждает Э.Я. Степаненкова, физическая культура – широкое понятие, тесно связанное с физическим воспитанием и здоровьем человека. Физическое воспитание – педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков, психофизических качеств, достижение физического совершенства. Оно не только играет важнейшую роль в формировании физической культуры ребенка, но и передает ему как общечеловеческие (универсальные), так и национально-культурные ценности. Физическое воспитание способствует гармоничному развитию личности ребенка[2].

В настоящий период государством еще не повсеместно оказывается активное содействие становлению новой системы физического воспитания, отвечающей реалиям времени. Тем не менее, государственная власть постепенно усиливает свое участие в развитии культурной и спортивной жизни общества. В плане деятельности Министерства спорта Российской Федерации на 2016–2021 гг. значится цель развития физической культуры и спорта, заключающаяся в создании условий, обеспечивающих возможность гражданам систематически заниматься физической культурой и спортом, а также задачи государственной политики в сфере физической культуры и спорта, важнейшими из которых является повышение мотивации граждан к регулярным занятиям физической культурой и спортом и ведению здорового образа жизни; увеличение доли граждан Российской Федерации, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения (3–79 лет) до 40% к 2020 г. В плане-графике деятельности Министерства спорта Российской Федерации на 2016–2021 гг. отмечены ключевые направления деятельности: проведение физкультурных и спортивных мероприятий, Внедрение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), проведение разнообразных акций («Я выбираю спорт», «Зарядка с чемпионом») и др.[3]

Согласно Указу Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» в Российской Федерации должны приниматься меры, направленные на формирование у семьи и детей потребности в здоровом образе жизни, всеобщую раннюю профилактику заболеваемости, внедрение здоровьесберегающих технологий во все сферы жизни ребенка[4].

Таким образом, в условиях современной общественной практики особую актуальность приобретает анализ процессов, связанных с развитием физической подготовки и поддержкой здоровья подрастающего поколения.



[1] Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., испр. М.: Издательский центр «Академия» 2006. С. 17–39.

[2] Там же. С. 7.

[3] План деятельности Министерства спорта Российской Федерации на 2016–2021 гг. // Министерство спорта Российской Федерации. URL: http://www.minsport.gov.ru/activities/ (дата обращения: 21.02.2017).

[4]Указ президента Российской Федерации от 01. 06. 2012. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 гг.» // Президент России. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/35418 (дата обращения: 21.02.2017).


ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

60 % детей группы имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья.

Увеличение количества детей с ослабленным здоровьем, высокий уровень наличия простудных заболеваний, снижение активности детей на прогулках и занятиях физической культурой, отсутствие заинтересованности в подвижных играх, недостаточный уровень развития физических качеств детей.

Недостаточная готовность и включенность родителей (законных представителей) в управление качеством образования детей.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цель: формирование осознанного отношения и потребности дошкольников к здоровому образу жизни.

Задачи:

  1. Формирование навыков здорового образа жизни;
  2. Воспитание бережного отношения к здоровью;
  3. Формирование представлений о понятиях «здоровье» и «иммунитет», а также значении в данном контексте витаминных комплексов и физической культуры;
  4. Создание оптимальных условий, способствующих оздоровлению дошкольников;
  5. Укрепление здоровья детей через использование эффективных оздоровительных практик;
  6. Развитие самостоятельной активной деятельности по применению знаний об организме (гигиеническое поведение, безопасность жизни, физическое воспитание);
  7. Обеспечение психического и физического саморазвития;
  8. Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья детей.

МЕТОДЫ

  1. Наглядные: Методы иллюстраций и демонстрации, наблюдение за трудом взрослых, показ образца, мульфильмов и предметов. Приемы: наглядно-зрительные приемы; наглядно-слуховые приемы; создание презентаций.
  2. Словесные: чтение, рассказ, разговор, беседа, рассматривание иллюстраций, воспоминания воспитателя.Приемы: краткое описание и объяснение; образный сюжетный рассказ; беседа; художественное слово.
  3. Практические и игровые: игровая ситуация, игры-упражнения, дидактические игры и упражнения, тренировочные и комментированные упражнения, игры-забавы, инсценировки, выполнение поручений. Приемы: показ; контрастное сопоставление; опыты и эксперименты; мастер-классы.
  4. Репродуктивный метод. Приемы: воспроизведение известных действий по образцу; тактильно-мышечные приемы; упражнения.
  5. Информационно-рецептивный метод.Приемы: наблюдение; рассматривание, обследование объектов; разъяснение, объяснение; установление и взаимосвязи нового с уже знакомым.
  6. Соревновательный метод. Приемы: решение задач в быстром темпе; нахождение неординарных решений для достижения цели.
  7. Исследовательский метод. Приемы: самостоятельное придумывание; сравнение; импровизация; выполнение творческого задания по представлению.
  8. Метод проблемного обучения.Приемы: творческое использование полученных знаний; самостоятельное пополнение знаний; создание ситуаций с конкретными условиями дейст
Подробная инструкция

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА

· Дети старшей группы

· Воспитатель

· Родители

· Руководители и тренера спортивных школ г. Вологды

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Сентябрь-май

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

I. Диагностический

§ С помощью комплекса диагностических методик (анкетирование, наблюдение, интервью), выявляется характер эмоциональных отношений в системе родитель-ребёнок, взаимоотношений членов семьи и отношение родителей к здоровому образу жизни.

II. Подготовительный

§ Изучение методической литературы по теме (учебные пособия под редакцией А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаевой, Э.Я. Степаненковой, С.О. Филипповой; учебные издания М.А. Давыдовой, О.В. Козыревой, Ю.Ф. Курамшина) и нормативной базы (Указ президента Российской Федерации от 01. 06. 2012. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 гг.»; План деятельности Министерства спорта Российской Федерации на 2016–2021 гг.).

§ Создание развивающих центров

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в группе и на участке) обеспечивает:

ü игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников;

ü двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх;

ü эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

ü возможность самовыражения детей.

· Трансформируемость образовательного пространства обеспечивается возможностью изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

· Полифункциональность материалов обеспечивается:

ü возможностью разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, мягких модулей, и т.д.;

ü наличием в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в т.ч. используемых в качестве предметов-заместителей в детской игре.

· Вариативность среды обеспечена:

ü наличием в группе различных пространств (для игры, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

ü периодической сменяемостью игрового материала, появлением новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную активность детей.

· Доступность среды обеспечена:

ü доступностью для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательный процесс;

ü свободным доступом воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

· Безопасность среды

Оборудование помещений ДОУ безопасное, здоровьесберегающее, эстетически привлекательное и развивающее. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.

В групповом помещении организованы зоны, способствующие здоровьесбережению:

ü приёма пищи и занятий;

ü развития движений;

ü формирования культурно-гигиенических навыков.

таблица № 1

Центр развития «Физкультурный уголок»

Выполняет задачу:

расширения

индивидуального двигательного опыта в самостоятельной деятельности

1. Обручи, скакалки, мячи, кегли, массажные мячи для рук и стоп (мячики-ёжики);

2. Массажные дорожки, коврики для профилактики плоскостопия;

3. Косички (для гимнастических упражнений);

4. Мешочки с песком;

5. Платочки, использующиеся в играх, развивающих равновесие;

6. Флажки;

7. Корзина для заброса мячей;

8. Бросовый материал (шишки, «яйца» от киндер-сюрпризов и т. д.) для захвата и перекладывания с места на место стопами и пальцами ног;

9. Ленточки с колечками;

10. Султанчики, рукавички для массажа;

11. Значки и атрибуты к подвижным играм («Автомобили», «Снежки», «Городки»);

12. Зрительные тренажеры «Цветок», «Бабочка», «Божья коровка», «Восьмерка», тренажер для развития дыхания «Ветерок в бутылке»;

13. Дидактические игры о спорте: настольно-печатные игры, («Угадай вид спорта» и др.). Парные картинки, лото, домино, лабиринт, разрезные картинки, пазлы, игры с фишками, игра «Моталочки»;

14. Иллюстрированный материал по зимним и летним видам спорта. Папка «Здоровьесберегающие технологии»;

15. «Дневнички-здоровячки» детей.

Таблица № 2

Центр формирования культурно-гигиенических навыков

Выполняет задачи:

· развитие нравственных чувств

•развитие внимания и воли

• речевое развитие

• условия для здоровья

• стремление к самостоятельности

• контроль за внешним видом

• познание окружающего мира

• предпосылки формирования основ эстетического вкуса

1. наглядные пособия по формированию КГН

2. зеркало

3. муляжи «Фрукты и овощи»

4. салфетницы

5. хлебницы

6. композиции цветов для сервировки столов.

§ Оформление родительских уголков

Подготовлены материалы по темам: «Зимние виды спорта», «О правильном питании», «О здоровье всерьез», «Формирование культурно-гигиенических навыков», «Закаливание» и др.

§ Анкетирование родителей на тему «Физкультура и семейное воспитание» (см. Приложение 1).

§ Беседы с родителями, с целью ознакомления с содержанием и особенностью совместного с детьми спортивного мероприятия.

§ Посещение родителями режимных моментов оздоровительного характера: утренней гимнастики, занятия по физической культуре, спортивного развлечения, прогулки (спортивные и подвижные игры).

III. Основной

Организация системы физкультурных занятий с родителями и детьми (игровых, традиционных, интегрированных), а также мероприятий по теме «Здоровье ребенка».

IV. Заключительный

Спортивный квест (см. Приложение 2).

УПРАВЛЕНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА, ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

Таблица № 3

Методическое сопровождение проекта

Программы

Содержание

психолого-педагогической работы

Комплексные программы

Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» М.: «Мозаика-Синтез», 2013.

«Физическое развитие»

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

Воспитание культурно-гигиенических навыков.

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Развитие физических качеств, накопление и обогащение двигательного опыта.

Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Парциальные программы

Пензулаева Л.И., Физическая культура в детском саду. Старшая группа М.: «Мозаика-Синтез», 2014

Пензулаева Л.И., Физическая культура занятия в детском саду. Подготовительная к школе группа. М.: «Мозаика-Синтез», 2014.

Развивать творчество, самостоятельность, инициативу в двигательных действиях, осознанное отношение к ним, способность к самоконтролю, самооценке при выполнении движений.

Комплекс методических разработок:

1. Картотека подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста.

2. Комплексы утренней гимнастики.

3. Упражнения дыхательной гимнастики.

4. Физкультминутки.

5. Перспективное планирование по физической культуре.

6. Подборка наглядной информации «Острые кишечные инфекции».

7. Подборка наглядной и методической информации «Плоскостопие».

8. Папка-передвижка «Закаливание ребенка».

9. Папка-передвижка «Двигательные умения и навыки».

10. Папка-передвижка «Красивые и здоровые зубы».

11. Пособия для детей «Полезные и вредные продукты», «Организм человека», «Режим дня», «Полезные привычки».

12. Методические материалы «О правильном питании и пользе витаминов».

13. Методические материалы «Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников».

14. Альбомы для рассматривания детьми – «Физкультура и спорт в моей семье», «Спорт и дети», «Овощи и фрукты».

15. Туалетная комната оснащена плакатами «Алгоритм умывания», «Живем в мире чистоты, здоровья, порядка», «Закаливание – залог хорошего настроения».

§ Методики развития физических качеств

1) профилактические методики: оздоровительная, пальцевая, корригирующая, дыхательная гимнастика, гимнастика для профилактики простудных заболеваний, гимнастика для бодрости, самомассаж;

2) закрепление элементарных навыков: мытье рук, использование носового платка при чихании и кашле и т.д.;

3) здоровьеразвивающие технологии: с использованием физкультминуток, проветривания и влажной уборки помещений, ароматерапии, витаминотерапии, функциональной музыки, чередование занятий с высокой и низкой двигательной активностью;

4) специально организованная двигательная активность ребенка: занятия оздоровительной физкультурой, подвижные игры, своевременное развитие основ двигательных навыков;

5) реабилитационные мероприятия: фитотерапия, ингаляция, лечебная физкультура, массаж, психогимнастика, тренинги;

6) массовые оздоровительные мероприятия: спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья, выход на природу, экскурсии;

7) работа с семьей: пропаганда здорового образа жизни через систему организационно-теоретических и практических занятий в родительском лектории.

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

1. Чтение художественной литературы:

ü Г.К. Зайцев Уроки Мойдодыра: Пособие для детей 5–8 лет. 1994.

ü К. Чуковский «Айболит».

ü Ю. Тувим «Овощи».

ü В. Коростылев «Королева зубная щетка».

ü А. Барто «Я расту».

ü А. Барто «Девочка чумазая».

ü К. Чуковский «Федорино горе».

ü Былина «Три богатыря».

2. Просмотр мультфильмов:

1) «Шайбу! Шайбу!», 1964. (режиссёр-мультипликатор Б. Дежкин).

2) «Утёнок, который не умел играть в футбол», 1972. (реж. В. Бордзиловский).

3) «Чемпион», 1948. (реж. А. Иванов).

4) «Матч-реванш», 1968. (реж. Б. Дежкин).

5) «Метеор на ринге», 1970. (реж. Б. Дежкин).

6) «Футбольные звезды», 1974. (реж. Б. Дежкин).

7) «Талант и поклонники», 1978. (реж. Б. Дежкин).

3. Беседа о высказываниях известных людей и выдающихся ученых. Объяснить смысл изречений, воспитать в сознании детей любовь к природе, здоровой жизни, сформировать знания ребенка о том, как защититься от болезней.

1) Не хочешь бегать, пока здоров, придется побегать, когда заболеешь. Гораций.

2) Гимнастика и физические упражнения должны прочно войти повседневность каждого, кому дороги работоспособность, здоровье, полноценная и радостная жизнь. Гиппократ.

3) Не горбитесь, заботьтесь о своём скелете – это всё, что останется от нас. К. Билица.

4) Кто рассчитывает обеспечить себе здоровье, пребывая в лени, поступает так же глупо, как человек, который пытается молчанием усовершенствовать свой голос. Плутарх.

5) Надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно. Л.Н. Толстой.

6) При помощи физических упражнений и воздержанности многие люди могут обойтись без медицины. Д. Аддисон.

4. Беседы на темы «Я и мое настроение», «Чтобы глаза хорошо видели», «Здоровые ушки у моей подружки», «В гостях у зубной феи», «Мой организм», «Чтоб здоровой была кожа – за ее чистотой следить надо тоже», «Чистота – залог здоровья», «Режим дня», «Кто с закалкой дружит – никогда не тужит», «Чтоб с болезнями не знаться – надо правильно питаться» и т.д.

5. Дыхательные и ритмические гимнастики (см. Приложение 3, 4).

6. Экскурсия в медицинский кабинет «Встреча с врачом».

7. Экскурсия на кухню. Знакомство с трудом повара.

8. Экскурсия в прачечную.

9. Рисование «Любимый герой сказки «Айболит».

10. Книжки-самоделки «Где растут витамины».

11. Создание совместно с родителями «Дневничков-здоровячков».

12. Альбомы «Виды спорта».

13. Коллаж «Полезные и вредные продукты».

14. .Выпуск газеты «Здоровье».

15. . Оздоровительный досуг «Мы веселые спортсмены» и подготовка фотовыставки (дети и родители готовят фотоотчет о «спортивных выходных»).

16. . Театрализованное представление «Доктор Айболит».

17. Игровая деятельность: «Кафе», «Супермаркет».

18. Викторина «В поисках сокровищ».

19. Неделя здоровья и спорта.

20. Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья» (см. Приложение 5).

21. Мастер-класс по рисованию от детей группы «Атрибутика спорта» (1. отгадывание загадок о помощниках спортсменов – мяче, коньках, штанге, клюшке и шайбе; 2. беседа о спорте и о видах спорта; 3. рассматривание иллюстраций с изображением мяча, коньков, штанги, клюшки и шайбы; 4. обсуждение последовательности выполнения рисунка; 5. Самостоятельная деятельность детей под руководством воспитателя; 6. Итог – анализ рисунков и оформление вставки для родителей).

22. Кроссворд «Здоровый образ жизни».

23. Подвижные игры «Паук и мухи», «Хоккей», «Попади в цель».

24. Соревнования «Заезд на санях и ватрушках», «Заезд на велосипедах», «Забег на лыжах», «Бадминтон», «Теннис», «Биатлон».

25. Семейный досуг с последующей фотовыставкой «Мой любимый городской стадион».

26. Мастер-класс от пап воспитанников – «Баскетбол».

27. Соревнование на выносливость «Дорожка препятствий».

28. Экскурсия на тренировку вологодского клуба «Викинги» (американский футбол). Одна из спортивных площадок города.

29. Семейный досуг (организованный выезд) в центр активного отдыха и туризма Y.E.S. (Веревочный парк, катание на ватрушках, снегоступы, гироскутеры, сноускуты, сноуборд). Наблюдения, участие. Составление фотогалереи. Составление альбома «Наши незабываемые выходные».

30. Оформление детьми альбомов «Мои спортивные увлечения», «Мои достижения».

31. Работа родительского клуба: анкетирование, консультации, собрание, творческие задания.

Клуб организован с целью содействия проведению спортивных мероприятий и пропаганды здорового образа жизни. Участники клуба готовят исторические справки и сообщения о развитии того или иного вида спорта г. Вологды, обмениваются опытом, рассказывают о наблюдениях во время посещения той или иной секции (кружка / клуба). Для детей в спортивных клубах проводятся досуги, а также экскурсии на тренировки юных спортсменов. В ходе деятельности оформляется стенд и папка-передвижка с отображением ключевых моментов и положений. Дети изображают увиденное в рисунках (оформляются выставки), делятся впечатлениями со сверстниками, отображают увиденное в игре.

Таблица № 4

Спортивные секции и школы г. Вологды, с которыми родительский и педагогический коллективы устанавливают контакт

Вид спорта

Учреждение

Место

Художественная гимнастика

ВГОО Спортивный клуб «ЮНЫЕ ГРАЦИИ»

Ленинградская, 5

Эстетическая гимнастика

ФЭГ Вологодской области

Пугачева, 44, МАУ «Ледовый дворец»

1 МКР ПЗ-23 7а, СДЮСШОР № 3

Мальцева, 52, БЦ «Диалог»

Спортивная гимнастика

SportArt, СДЮСШОР № 1

Клубова, 1

Баскетбол

СДЮСШОР № 2

Дворец спорта «Вологда»

Некрасовский переулок, 15 А

ул. Маршала Конева, д. 2 в

Футбол

СДЮСШОР № 3

ул. Варенцовой, 1

Волейбол

ДЮСШ «Спартак» г. Вологда

Дворец спорта «Вологда»

1-й микрорайон ГПЗ-23, д. 7 а

ул. Маршала Конева, д. 2 в

Бокс, самбо, ушу, каратэ, дзюдо, греко-римская борьба, восточное боевое единоборство

Детско-юношеская спортивная школа боевых искусств (ДЮСШ боевых искусств)

ул. Предтеченская, 8

Плавание

Бассейн «Лагуна»

Бассейн «Динамо»

СКК «Спектр»

«Олимп»

ш. Окружное, 7А

ул. Предтеченская, 57 А

Пречистенская наб., 44 А

Майский территория, 20, Майский

Фигурное катание

Федерация фигурного катания на коньках г. Вологды

ул. Пугачёва, 44

Пушкинская ул., 43/1

Хоккей

Вологодская городская федерация хоккея, МАУ «ЛЕДОВЫЙ ДВОРЕЦ»

«Олимп»

ул. Пугачёва, 44

Майский территория, 20, Майский

Биатлон

Лыжные гонки

Полиатлон

Хоккей с шайбой

Фигурное катание

МБОУДОД ДЮСШ по зимним видам спорта

ул. Молодежная, д. 26

Конькобежный спорт

СДЮСШОР №4

г. Вологда, ул. Молодежная, 26

Пулевая стрельба Художественная гимнастика

Фигурное катание на коньках

Кикбоксинг

Дзюдо

МБОУДОД ДЮСШ «Юность»

Осановский проезд, д. 25

Общая физическая подготовка

дыхательная гимнастика

шахматы

шашки

настольный теннис

суставная гимнастика

атлетическая гимнастика

скандинавская ходьба

бадминтон

МБУ «Физкультурно-спортивный центр города Вологды»

ул. Воровского, 23;

ул. Мальцева, 50

настольный теннис;

теннис,

футбол, танцевальный спорт

МАУ «УСКК «Вологда»

ул. Конева, 2 в

Мотоспорт

ФМС ВО

ул. Ленинградская, 51 Б

Конный спорт

Конно Спортивный Клуб «Виват»

ул. Промышленная,1

Бальные танцы

СКК «Спектр»

Пречистенская наб., 44 А

Скалодром Куб

«Спортивно-развлекательный центр КУБ»

ш. Окружное, 18 Д

В конце года родители и педагоги подводят итоги по следующим параметрам: вовлеченность детей в спорт (см. Приложение 6), заболеваемость, эмоциональный фон ребенка, сплоченность коллектива и др.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Давыдова М.А. Спортивные мероприятия для дошкольников 4–7 лет. М.: «ВАКО», 2007. 304 с.

2. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Учеб, пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Просвещение, 1978. 272 с.

3. Козырева О.В. Оздоровительно-развивающие игры для дошкольников. М.: «Просвещение», 2007. 94 с.

4. План деятельности Министерства спорта Российской Федерации на 2016–2021 гг. // Министерство спорта Российской Федерации. URL: http://www.minsport.gov.ru/activities/ (дата обращения: 21.02.2017).

5. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., испр. М.: Издательский центр «Академия» 2006. 368 с.

6. Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: практикум: учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. Образования / Под ред. С.О. Филипповой. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 192 с.

7. Теория и методика физической культуры: учебник для вузов / Под ред. Ю.Ф. Курамшина. М.: Советский спорт, 2004. 463 с.

8. Указ президента Российской Федерации от 01. 06. 2012. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 гг.» // Президент России. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/35418 (дата обращения: 21.02.2017).

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1 – Анкета для родителей

«Физкультура и семейное воспитание»

Уважаемые родители!

Убедительно просим вас ответить на следующие вопросы. Искренние ответы помогут нам организовать Вашу совместную с детьми деятельность по сохранению и укреплению здоровья.

1.Фамилия, имя ребёнка ____________________________________________________

2.Ваши фамилия, имя, отчество, образование, место работы ______________________

3.Состав семьи, количество детей ____________________________________________

4.Кто из родителей занимается или занимался спортом? Каким? Есть ли спортивный разряд? __________________________________________________________________________

5.Занимается ли Ваш ребёнок спортом (посещает ли спортивную секцию?)__________

6.Кто из членов Вашей семьи делает утреннюю гимнастику?

*мама __

*папа __

*дети __

7.Установлен ли для Вашего ребёнка режим дня дома?

*да __

*нет __

8.Проводите ли Вы дома с детьми закаливающие мероприятия?

*да (укажите какие) _________________________________________________________

*нет __

9.Какое спортивное оборудование и спортивный инвентарь есть у вас дома?

*для взрослых ______________________________________________________________

*для детей _________________________________________________________________

10.Спит ли ребёнок днём в выходные?

*да (укажите продолжительность сна) __________________________________________

*нет __

11.Гуляет ли Ваш ребёнок после детского сада и в выходные дни?

*да (укажите продолжительность прогулки) _____________________________________

*нет _______

12.Чем занимается Ваш ребёнок по возвращению из детского сада и в выходные дни?

*подвижными играми ________________________________________________________

*настольными играми ________________________________________________________

*компьютерными играми _____________________________________________________

*чтением книг _______________________________________________________________

*трудовой деятельностью ______________________________________________________

*просмотром телепередач______________________________________________________

*гуляет _____________________________________________________________________

*ходит вместе с родителями в походы ___________________________________________

13.Что для Вас является здоровым образом жизни?

*отсутствие вредных привычек _________________________________________________

*систематические занятия спортом ______________________________________________

*закаливание организма _______________________________________________________

*система мер, направленная на сохранение и укрепление здоровья ___________________

*другое ______________________________________________________________________

14.Обсуждаете ли Вы с ребёнком вопросы охраны его здоровья?

*да _________________________________________________________________________

*нет_________________________________________________________________________

15.Какие трудности в физическом воспитании детей Вы испытываете? ________________

16.Какие формы работы детского сада с родителями Вы считаете эффективными и перспективными в вопросах физического воспитания детей?

*родительские собрания __________________________________________________________

*совместные спортивные праздники ________________________________________________

*открытые занятия _______________________________________________________________

*родительские конференции _______________________________________________________

*круглые столы __________________________________________________________________

*тематические выставки __________________________________________________________

*групповые консультации _________________________________________________________

*другое _________________________________________________________________________

17.Какую помощь Вы могли бы оказать в решении проблемы физического воспитания дошкольников? __________________________________________________________________

Благодарим Вас за сотрудничество.

Мира, здоровья и добра Вашей семье!

Приложение 2 –спортивный квест «Моряки и пехотинцы»

(для детей старшего возраста с участием родителей).

Цель развлечения: способствовать гармонизации детско-родительских отношений.

Задачи:

• закреплять знания о военных профессиях, названиях военной техники;

• совершенствовать координацию движений, формировать ловкость и меткость у детей;

• воспитывать патриотические чувства.

Оборудование: самолет, вертолет, танк, подводная лодка, ракета – разрезные картинки, фитболы 2 шт., шашки 2 шт., «кони» 2 шт., мешочки или маленькие мячи 10 шт., яблоки 2 шт., спички или зубочистки, канат, шарики 20 шт., одежда для детей с военной тематикой.

Ход праздника.

Звучит спортивный марш, дети входят в зал.

Ведущий: Здравствуйте ребята! Здравствуйте родители! Мы сегодня собрались, посоревноваться.

Участники команд рассаживаются на скамейки, дети читают стихотворения

1-й ребёнок: «В садик папы прибежали,

Ух, народу сколько тут!

Где же будут состязанья?

Где награды раздают?

2-й ребёнок: «Папа наш – великий мастер,

Может полку смастерить.

Только к нам соревноваться

Он не думает спешить!»

3-й ребёнок: «А наш папа – молодец,

На работе лучший спец.

Мы на старт его поставим

И выигрывать заставим!»

Ведущий: В армии много родов войск, где несут службу люди разных военных специальностей. Давайте вспомним некоторые из них.

1. Игра «Продолжи предложение»

Танком управляет?

За штурвалом самолета сидит?

Из пулемета строчит?

В разведку ходит?

Границу охраняет?

На подводной лодке несет службу?

С парашютом прыгает?

На кораблях служат?

Ведущий: «Чтоб на славу нам сегодня отдохнуть,

Мы продолжим занимательный наш путь!

Ждёт забава – не дождётся храбрецов,

Вызываем добровольцев-молодцов!»

Моряки к сражению готовы? Пехотинцы к сражению готовы?

Ведущий: «По плечу победа смелым,

Ждёт того большой успех,

Кто, не дрогнув, если нужно,

Вступит в бой один за всех.

А судья весь ход сраженья

Без промашки отследит

Кто окажется дружнее,

Тот в бою и победит!»

Ведущий: «Делу – время, час - забаве.

Моряки, пехотинцы – становись,

Состязанья начались».

Ведущий. В армии на службе у военных есть техника, без которой очень сложно было бы охранять нашу Родину, нашу мирную жизнь. Какая же военная техника помогает защищать Отечество?

2. Командам даются разрезные картинки с изображением военной техники (самолет, вертолет, танк, корабль, подводная лодка), и дети со взрослыми должны собрать их как можно больше.

3. Ведущий. Я буду загадывать загадки, а вы поднимайте руку, если у вас есть картинка с отгадкой.

Смело в небе проплывает,

Обгоняя птиц полет.

Человек им управляет.

Что такое? (Самолет)

Без разгона ввысь взлетаю,

Стрекозу напоминаю.

Отправляется в полет

Наш российский. (вертолет).

Хожу в железном панцире,

Бронею весь обшитый.

Стреляю я снарядами,

Я очень грозный с виду. (танк).

Под водой железный кит,

Днем и ночью кит не спит.

Днем и ночью под водой

охраняет мой покой. (Подводная лодка.)

Чудо-птица, алый хвост,

Прилетела в стаю звезд.

Наш народ построил эту

Межпланетную. (ракету).

Ведущий. Чтоб защитниками стать, Долг солдата выполнять, Нужно крепким, сильным быть, С физкультурою дружить.

А теперь прислушайтесь:

Слышен звук копыт,

Это смелый всадник

На коне летит.

Оркестр военный трубами звенит,

Под музыку по площади конница летит.

Кони горячие рвутся вперед,

Командир со знаменем первым идет.

4. Игра-эстафета «Конники-наездники»

Соревнуются две команды: папы и дети. Прыжки на фитболах до ориентира и обратно, у пап в руках – «шашки».

Ведущий. Меткий глаз – залог успеха,

Скажет нам солдат любой,

Чтоб желанная победа

Завершила правый бой.

5. Эстафета «Всадники-стрелки»

Папа везет ребенка на спине до ориентира, ребенок берет мешочек и бросает в корзину, папа возвращается так же с ребенком на спине.

6. Конкурс «Добрые слова о папе»

Дети называют слово и вставляют спичку в яблоко. В конце каждая команда представляет своего «ежика».

7. Игра «Наши папы силачи»

Незаметно для детей любому из пап вставляют в рукава верхней одежды канат и предлагают двум командам перетягивание, помогая при этом наиболее слабым.

Ведущий: А сейчас проверим пап и ребят на ловкость.

8. Эстафета «Переход через минное поле»

К ногам пап и мальчиков привязывают по два воздушных шара. Участники должны добежать до ориентира и обратно, не наступив на шар. Задевание шара рассматривается как взрыв.

9. «Шире шаг».

Папа делает большие шаги, ребёнок на четвереньках пролезает между ногами, кто быстрее доберётся до ориентира.

10. «Одевайся, не зевай!».

По одному родителю из каждой команды одевают своего ребёнка на скорость, одежда вывернута наизнанку: штаны, рубашка, варежки, шапка, куртка.

Дети читают стихотоворения.

1й ребёнок: «Провели мы состязанья

И желаем на прощанье

Всем здоровье укреплять,

Мышцы крепко накачать!»

2-й ребёнок: «Телевизор не смотреть,

Больше с гирями потеть.

На диване не лежать.

На скакалочке скакать!»

3-й ребёнок: «Папам всем мы пожелаем

Не стареть и не болеть!

Больше спортом заниматься,

Чувство юмора иметь!»

Заключительная часть: общая песня детей и пап по выбору педагога.

Подведение итогов, вручение призов, пожелания папам и дедушкам.

Ведущий: «Всем спасибо за вниманье,

За задор и звонкий смех,

За огонь соревнованья,

Обеспечивший успех!».

Приложение 3 – Комплекс дыхательных гимнастик

Дыхательная гимнастика №1

«Послушаем своё дыхание»

Цель: учить детей прислушиваться к своему дыханию, определять тип дыхания, его глубину, частоту и по этим признакам – состояние организма.

И.п.: стоя, сидя, лёжа (как удобно в данный момент). Мышцы туловища расслаблены.

В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют:

куда попадает воздушная струя воздуха и откуда выходит;

какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (живот, грудная клетка, плечи или все части – волнообразно);

какое дыхание: поверхностное (лёгкое) или глубокое;

какова частота дыхания: часто происходит вдох – выдох или спокойно с определённым интервалом (автоматической паузой);

тихое, неслышное дыхание или шумное.

Дыхательная гимнастика №2

«Дышим тихо, спокойно и плавно»

Цель: учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрировать на нём внимание с целью контроля за расслаблением своего организма и психики.

И.п.: стоя, сидя, лёжа (это зависит от предыдущей физической нагрузки). Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть.

Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнёт расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос. Повторить 5-10 раз. Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании.

Дыхательная гимнастика №3

«Подыши одной ноздрёй»

Цель: учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.

И.п.: сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.

Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрёй делать тихий продолжительный вдох (последовательно нижнее, среднее, верхнее дыхание).

Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки – через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным опорожнением лёгких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалось «ямка».

3-4. То же другими ноздрями.

Повторить 3-6 раз.

Дыхательная гимнастика №4

«Воздушный шар» (Дышим животом, нижнее дыхание).

Цель: учить детей укреплять мышцы органов брюшной полости, осуществлять вентиляцию нижней части лёгких, концентрировать внимание на нижнем дыхании.

И.и.: лёжа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. Внимание сконцентрировано на движении пупка: на нём лежат обе ладони.

Выдохнуть спокойно воздух, втягивая живот к позвоночному столбу, пупок как бы опускается.

Дыхательная гимнастика №5

«Воздушный шар в грудной клетке» (среднее, рёберное дыхание)

Цель: учить детей укреплять межрёберные мышцы, концентрировать своё внимание на их движении, осуществляя вентиляцию средних отделов лёгких.

И.п.: лёжа, сидя, стоя. Руки положить на нижнюю часть рёбер и сконцентрировать на них внимание.

Сделать медленный, ровный выдох, сжимая руками рёбра грудной клетки.

Медленно выполнять вдох через нос, руки ощущают распирание грудной клетки и медленно освобождают зажим.

На выдохе грудная клетка вновь медленно зажимается двумя руками в нижней части рёбер.

Повторить 6-10 раз.

Дыхательная гимнастика №6

«Воздушный шар поднимается вверх» (верхнее дыхание)

Цель: учить детей укреплять и стимулировать верхние дыхательные пути, обеспечивая вентиляцию верхних отделов лёгких.

И.п.: лёжа, сидя, стоя. Одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах.

Выполнение вдоха и выдоха со спокойным и плавным поднятием и опусканием ключиц и плечей.

Повторить 4-8 раз.

Дыхательная гимнастика №7

«Ветер» (очистительное полное дыхание).

Цель: учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию лёгких во всех отделах.

И.п.: сидя, стоя, лёжа. Туловище расслаблено, сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку.

Сделать полный вдох, выпячивая живот и рёбра грудной клетки.

Задержать дыхание на 3-4 с.

Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами.

Повторить 3-4 раза.

Дыхательная гимнастика №8

«Радуга, обними меня»

Цель: учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию лёгких во всех отделах.

И.п.: стоя или в движении.

Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны.

Задержать дыхание на 3-4 с.

Растягивая губы в улыбке, произносить звук «с», выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки снова направить вперёд, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи: одна рука идёт под мышку, другая на плечо.

Повторить 3-4 раза.

9. Повторить 3-5 раз упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно».

Дыхательная гимнастика №9

Упражнение «Ушки»

Исходное положение: встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Слегка наклонить голову вправо – правое ухо идет к правому плечу, сделать короткий шумный вдох носом. Затем слегка наклонить голову влево, левое ухо идет к левому плечу, опять сделать короткий шумный вдох носом.

Внимание!

При выполнении упражнений по методике Стрельниковой выдох должен совершаться после каждого вдоха самостоятельно, через рот.

При выполнении упражнения следует стоять ровно и смотреть прямо перед собой и как бы мысленно кому-то говорить: «Ай-ай! Как не стыдно!». Плечи при этом необходимо попытаться удержать в абсолютно неподвижном состоянии (это упражнение напоминает «Китайского болванчика»). Выдох должен уходить пассивно в промежутке между вдохами, но голову при этом посередине не останавливать.

Дыхательная гимнастика №10

Упражнение «Маятник головой» («Малый маятник»)

Исходное положение: встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч.

Опустить голову вниз, посмотреть на пол – резкий короткий вдох. Поднять голову вверх, посмотреть на потолок – резкий короткий вдох. Выдох уходит пассивно в промежутках между вдохами, голова при этом не останавливается посередине. Ни в коем случае нельзя напрягать шею.

Дыхательная гимнастика №11

Упражнение «Передний шаг» (рок-н-ролл)

Исходное положение: встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч, руки опущены вдоль тела. Поднять вверх на уровень живота согнутую в колене правую ногу, на левой ноге в этот момент сделать легкое танцевальное приседание – короткий шумный вдох носом.

После приседания обе ноги должны на одно мгновение принять исходное положение. Поднять вверх согнутую в колене левую ногу, а на правой в этот момент слегка присесть – вдох. После этого обе ноги на какое-то мгновение выпрямляются – пассивный выдох.

В этом упражнении следует не просто маршировать, а слегка приседать, тогда другая нога, согнутая в колене, легко поднимается вверх до уровня живота. Корпус прямой.

Одновременно с каждым приседанием и подъемом согнутого колена вверх можно делать свободное встречное движение кистями на уровень пояса.

Выполнение упражнения «Передний шаг» должно напоминать танец рок-н-ролл. Упражнение «Передний шаг» можно делать стоя, сидя или лежа.

Приложение 4 – Конспект ритмической гимнастики

«Золотой ключик»

Цель:

обеспечить двигательную активность, способствующую тренировке всех групп мышц.

Задачи:

• Учить ритмично двигаться в соответствии с различным характером музыки;

• формировать умение выразительно выполнять движения с предметами;

• содействовать развитию ловкости, координации движений;

• способствовать развитию мышления, воображения, творческих способностей;

• воспитывать интерес к занятиям физическими упражнениями через игровую деятельность.

Интеграция образовательных областей:

• «Художественно-эстетическое развитие»;

• «Социально-коммуникативное развитие»;

• «Речевое развитие»;

• «Познавательное развитие».

Материалы и оборудование:

• гимнастическая скамейка;

• туннель;

• обручи;

• степы;

• разноцветные султанчики по количеству детей;

• письмо;

• золотой ключик;

• интерактивная доска;

• ноутбук;

• музыкальный центр.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ:

Дети заходят в зал под марш и строятся в одну шеренгу.

Инструктор:

- Сегодня утром я получила письмо. Угадайте от кого?

Был у Карло мальчик странный,

Необычный – деревянный.

На земле и под водой ищет ключик золотой.

Всюду нос сует он длинный.

Кто же это? (Буратино)

На интерактивной доске появляется изображение Буратино.

-Буратино просит нас помочь ему найти Золотой ключик.

- Поможем?

Дети:

- Да!

- Чтобы помочь Буратино, нам нужно отправиться в волшебную страну. Путь предстоит трудный, опасный, но интересный. Нас ждут игры, танцы и приключения. Преодолеть это смогут только дружные и смелые ребята. Вы не боитесь ?

Дети:

- Нет!

-Тогда в путь!

(Речь с движением), звучит музыка «В гостях у сказки».

Дружно мы в ладоши хлопнем,

И ногою вместе топнем,

Покружились и присели,

Друг на друга посмотрели

И сказали раз, два, три

Ну-ка сказка оживи!

На интерактивной доске появляется изображение сказочного городка, звучит музыка из кинофильма «Золотой ключик»

Итак, ребята, отправляемся на поиски «золотого ключика».

• Ходьба обычная, ходьба на носках, ходьба с хлопками;

• Бег, подскоки, боковой галоп, бег, захлестывая голень;

• Ходьба.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Изображение на интерактивной доске солнечной полянки.

Ритмическая гимнастика« Солнышко лучистое»

Инструктор:

Давайте чуть- чуть отдохнем и продолжим наш путь.

Упражнения на восстановление дыхания.

Звучит музыка, движения производятся согласно тексту.

Буратино потянулся.

Раз прогнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел,

Видно, ключик не нашел.

- Наше путешествие в сказку продолжается. Мы с вами попали на Поле Чудес.

На интерактивной доске появляется Поле Чудес.

-На Поле Чудес нам нужно преодолеть препятствия, которые придумали

коварные Кот Базилио и Лиса Алиса.

- На нашем пути: глубокая пещера – пролезаем на коленях, смотрим вперед,

вылезли из пещеры: потянулись, улыбнулись, подняли руки вверх –

порадовались солнышку.

- А вот река. Перейдем на другой берег по мостику. Руки в стороны, смотрим

вперед, спина прямая.

- Там впереди я вижу чьи-то следы: прыжки на одной и двух ногах из обруча

в обруч, продвигаясь вперёд, чтобы Алиса и Базилио нас не нашли.

- Дальше на пути бугорочки – обходим, их, не сбивая.

(Задания выполняются 2 раза)

- Молодцы и с этим заданием вы справились.

Посмотри, какие дети!

Дети лучше всех на свете!

А теперь, мои друзья,

Ждет нас интересная игра.

В этой игре, смотри не зевай и за мной повторяй.

Музыкально-ритмическая игра «Зверобика»

-Молодцы!

Наш путь продолжается.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

На интерактивной доске кадр из мультфильма «Мальвина на цветочной поляне».

Звучит музыка Григ «Утро».

Мы попали на цветочную поляну к Мальвине. Здесь мы расслабимся, отдохнем и снова дальше пойдем.

Дети ложатся на пол, выполняют движения согласно тексту.

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем.

Реснички опускаются,

Глазки закрываются,

Наши ручки отдыхают,

Ножки тоже отдыхают,

Губы чуть приоткрываются,

Все чудесно улыбаются.

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали,

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать.

Всем открыть глаза, проснуться,

Сесть, и вверх всем потянуться.

Вот пора нам и вставать!

Бодрый день наш продолжать!

Ключик надо нам найти -

Буратино отнести.

Малоподвижная игра «Найди Ключик»

- Инструктор:

Вспомним правила игры: когда подходите близко к месту, где лежит

ключик я говорю: «горячо», когда отходите далеко говорю «холодно».

(Дети ищут ключик и находят его)

- Молодцы! Мы смогли помочь Буратино потому, что хорошо танцевали, весело играли, прошли все препятствия!

Пора возвращаться в детский сад.

Раз, два покружись -

В детский сад опять вернись.

На интерактивной доске появляется картинка детского сада.

- Молодцы! Я сегодня же передам золотой ключик Буратино. Он в вас не

ошибся.

Сказка новая опять,

Будет вас ребята ждать!

Возвращаемся в группу.

Под музыку дети выходят из зала.

Приложение 5 – спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья»

цель:

  • Пропагандировать здоровый образ жизни, способствовать приобщению семьи к физкультуре и спорту.
  • Развивать физические качества детей: сила, выносливость, ловкость, уверенность в себе.
  • Закреплять ранее полученные навыки: бег на скорость, прыжки, умение владеть мячом, координация движений.
  • Закрепление знаний об Олимпийском движении.
  • Воспитывать взаимовыручку, чувство товарищества.
  • Создать атмосферу праздника.

Подготовка к мероприятию: Украшение зала, приглашения для семей, грамоты, подарки.

Материалы и оборудование: музыка «Солнышко», 2 обруча-руля, 2 палочки, 3 мяча, 2 ракетки, 2 воздушных шарика.

Ведущая:

Жюри, гости праздника:

Гости- дети средней, старшей, подготовительной групп.

ХОД мероприятия:

Под музыку в зал входят семейные команды и строятся возле скамеек параллельно друг другу.

ВЕДУЩАЯ: Здравствуйте дорогие ребята, родители и гости!

Мы рады приветствовать вас на нашем празднике « Папа, мама, я - спортивная семья!».

На спортивную площадку

Приглашаем всех сейчас.

Праздник спорта и здоровья

Начинается у нас!

Особенно хотелось бы поприветствовать наши дружные спортивные семьи (перечислить).

ВЕДУЩАЯ: Обратите внимание - это ваши болельщики, поприветствуем их! Болельщики, а как вы умеете хлопать? А как умеете топать?

Напутствующее слово предоставляется председателю жюри: (зачитываются критерии оценок от 3до 5 баллов за задание).

ВЕДУЩАЯ: Вести наши соревнования буду я, а помогать мне будет юный СПОРТИК. Прошу любить и жаловать (под весёлый марш выбегает СПОРТИК).

«Скажи СПОРТИК, а с чего у тебя начинается утро?».

СПОРТИК: « Конечно же, с зарядки!».

ВЕДУЩАЯ: Молодец СПОРТИК, ты правильно начинаешь свой день, вот и сейчас я предлагаю нашим детям начать наш праздник с любимой зарядки! Ты мне поможешь?

(СПОРТИК встаёт вперёд перед детьми и выполняет показ для остальных детей).

РИТМИЧЕСКАЯ ЗАРЯДКА « СОЛНЫШКО ЛУЧИСТОЕ»

ВЕДУЩАЯ: Молодцы, хорошо прошла наша разминка, теперь мы готовы к соревнованиям!

СПОРТИК, а ты любишь ездить на машине?

СПОРТИК: Нет, я больше люблю ходить пешком и бегать!

ВЕДУЩАЯ: А вот сейчас мы и проверим, что больше любят наши родители в командах, ездить на машине или бегать… за автобусом!

КОНКУРС 1 « ВЕСЁЛОЕ ТАКСИ»

Правила игры:

1. Игра начинается по сигналу

2. Заступать за линию старта запрещено

3. Побеждает команда, которая, при прохождении дистанции быстрее выполнит задание и не расцепится во время путешествия

• По сигналу папа с обручем в виде руля, бежит до пирамидки, оббегает её и возвращается за мамой; мама берёт папу за талию и они вместе бегут до пирамидки и обратно за ребёнком, мама берёт ребёнка за руку, все вместе снова бегут и возвращаются в команду.

ВЕДУЩАЯ: Молодцы, ваши папы настоящие ШУМАХЕРЫ!

Следующее задание нашим командам.

КОНКУРС 2 «ПРЫЖКИ В ДЛИНУ» (Помощь воспитателей!)

• Первый участник встает на линию старта совершает прыжок в длину (отмечается прыжок палочкой по пяткам обуви прыгающего). Следующий участник подходит к палочке и прыгает в длину, снова отмечается прыжок и так далее. Таким образом, совершается коллективный прыжок!

ВЕДУЩИЙ:

Пока жюри подводит итоги 2-х конкурсов, мы с вами поиграем в игру

«ЧТО БЫВАЕТ?» (игра со зрителями)

Перебрасывается мяч с вопросами (ВЕДУЩИЙ)

Например: «Что бывает холодным?», «Что бывает высоким?», «Что бывает сладким?» и т.д.

ВЕДУЩАЯ: Слово предоставляется жюри - итоги 2-х конкурсов.

Продолжаем наши соревнования.

КОНКУРС 3 «ТРОЕБОРЬЕ» (С МЯЧОМ)

• Ребёнок бежит, отбивая мячом об пол двумя руками.

• Мама бежит, отбивая мячом об пол одной рукой.

• Папа отбивает мяч, привязанный на резинке.

КОНКУРС 4 «ЖОНГЛЁРЫ».

• Пронести теннисный мячик на ракетке до ориентира и обратно.

ВЕДУЩИЙ: Жюри продолжает свою работу, и оценивают выступление команд ещё в 2-х конкурсах

А мы пока немного отдохнём, все желающие присоединяйтесь к весёлому танцу «ТРЕНАЖ»

ВЕДУЩАЯ: А сейчас мы узнаем и проверим, что знают про ОЛИМПИАДУ участники команд.

КОНКУРС 5. «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ»

ВЕДУЩАЯ: Жюри ставит за каждый правильный ответ 2 балла.

Итак, начинаем!

1. Символы любых ОЛИМПИЙСКИХ игр и девиз (пять сплетённых колец, факел Олимпийский, Олимпийский флаг, девиз - «Быстрее, выше, сильнее!»)

2. Где зажигается Олимпийский огонь и что такое эстафета Олимпийского огня? (в Греции, эстафета Олимпийского огня - это праздник, предшествующий Олимпиаде, и приходит факел с Олимпийским огнём в страну, где будет проходить Олимпиада)

3. Назовите символы-эмблемы зимней Олимпиады в Сочи 2014? (Зайка, Белый Мишка, леопард БАРСИК)

5. Перечислите зимние виды спорта (фигурное катание, лыжные гонки, биатлон, прыжки с трамплина, хоккей и т.д.)

6. Сложный вопрос - Как часто проходят Олимпийские игры? (1 раз в четыре года).

ВЕДУЩАЯ: Окончательные итоги подводит жюри, команды отдыхают.

А пока наши болельщики будут отгадывать наши со Спортиком загадки - сначала отгадывают дети, если не могут - помогают взрослые.

Зелёный луг, сто скамеек вокруг,

От ворот до ворот, бойко бегает народ

А на воротах этих - натянуты сети! (стадион)

Вот спортсмены на коньках, упражняются в прыжках

И сверкает лёд искристо, те спортсмены… (фигуристы)

Есть у нас коньки одни, только летние они

По асфальту мы катались и довольными остались. (Ролики)

Кинешь в речку – он не тонет, бьёшь о стену, он не тонет

Будешь о землю кидать - станет кверху он летать (мяч)

Кто тот снаряд спортивный крутит, то очень стройным скоро будет (Обруч)

Пламя полыхает, пять колец сияют

Праздник для народа, раз в четыре года

Праздник тот спортивный, древний, яркий, дивный (Олимпиада)

Нелегко её добыть, надо храбрым в схватке быть

Только тем она даётся, до последнего кто бьётся! (Победа).

ВЕДУЩАЯ:

Вот и подошли к концу наши соревнования, сейчас жюри объявит результаты! На этом наш праздник заканчивается, желаю папам быть всегда такими сильными, мужественными, мамам - обаятельными, и всем, всем - быть здоровыми и любить физкультуру!!!

ПУСТЬ ВАМ СЕМЕЙНЫЕ СТАРТЫ ЗАПОМНЯТСЯ

ПУСТЬ ВСЕ НЕВЗГОДЫ ПРОЙДУТ СТОРОНОЙ

ПУСТЬ ВСЕ ЖЕЛАНИЯ ВАШИ ИСПОЛНЯТСЯ

А ФИЗКУЛЬТУРА СТАНЕТ РОДНОЙ.

ПУСТЬ ВСЁ ЭТО ТОЛЬКО ИГРА

НО ЕЮ СКАЗАТЬ МЫ ХОТЕЛИ:

«ВЕЛИКОЕ ЧУДО СЕМЬЯ! ХРАНИТЕ ЕЁ, БЕРЕГИТЕ ЕЁ, НЕТ В ЖИЗНИ ВАЖНЕЕ ЦЕЛИ!!!.

ВЕДУЩАЯ: Спортик, спасибо тебе за помощь.

(Награждение команд ценными подарками и дипломами).

Приложение 6 – фотографии детей, воспитанников МДОУ № 107 «Лукоморье», посещающих спортивные школы г. Вологды


Ожидаемые результаты

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТА

КРИТИРЕИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА

  • Презентация проекта «Расти здоровым, сильным, смелым».
  • Оценка сформированности потребности детей в здоровом образе жизни:
  • 1)Ребенок с желанием и энтузиазмом посещает спортивную секцию
  • 2)Обладает хорошим аппетитом
  • 3)Своевременно возрасту физически развивается
  • 4)Вносит предложения о проведении тех или иных игр, соревнований
  • 5)Интересуется художественной литературой, мультипликационными фильмами, новостями в мире спорта, увлекается просмотром соревнований, критически мыслит, является активным болельщиком за сборную команду России.
  • Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, участие родителей в клубах, объединениях, семейных конкурсах, праздниках, организуемых ДОУ.
  • Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, анализу своих достижений и ошибок; использование родителями педагогической литературы.
  • Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной значимости их помощи ДОУ в педагогической деятельности.
  • Количество детей и их семей, охваченных партнерскими отношениями при формировании основ физической культуры и культуры здоровья.
  • Показатели мониторинга физического здоровья воспитанников ДОУ.
Анализ результатов проекта и выводы

ОПИСАНИЕ ДОСТИГНУТЫХ (ПРЕДПОЛАГАЕМЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

  • Сформированы первичные навыки здорового образа жизни, бережного отношения к своему здоровью;
  • Дети имеет представления о значении витаминов и занятий спортом;
  • Созданы условия для формирования представлений о здоровом образе жизни;
  • Установлено сотрудничество с родителями в вопросе укрепления здоровья;
  • Разработка инновационной модели сотрудничества детского сада и семьи.

Предложения по распространению и внедрению результатов инновационного проекта в массовую практику

  1. Круглый стол для родителей «Здоровый образ жизни семьи – залог успешного воспитания здорового ребенка». (Ожидаемый результат: Обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач семьи и детского сада).
  2. Спортивные соревнования «Спортландия». (Ожидаемый результат: Организация партнерских отношений в вопросах формирования здорового образа жизни между дошкольными учреждениями микрорайона).
  3. Конференция «Воспитание и физическое развитие дошкольников через использование современных форм взаимодействия ДОУ с семьей» (Ожидаемый результат: Создание системы взаимодействия ДОУ и семьи по физическому развитию и укреплению здоровья дошкольников).