Наверх

Проекты победителей

Заявка № 405
Номинация
Автор
Цели, задачи, методы

«Ритмопластическая деятельность как условие творческой

самореализации детей старшего дошкольного возраста»

(кружок «Танцевальный калейдоскоп»)

Цель: достижение творческой самореализации каждого ребенка на основе его эмоционально-психологического и двигательного раскрепощения на занятиях кружка «Танцевальный калейдоскоп».

Поскольку ритмопластика – это вид деятельности, в основе которого лежит музыка, а движения выражают музыкальный образ, перед нами встали следующие задачи:

  • научить ребенка «перекодировать» визуальные и музыкальные образы в пластические;
  • научить ребенка основам двигательной импровизации в соответствии с выразительным и изобразительным содержанием музыки через «понимании» своего собственного тела как выразительного и изобразительного пластического «инструмента»;
  • создать условия для ощущения уверенности ребенка в своих силах;
  • научить ребенка «переживать» музыкальное время в соответствии с темпоритмом равномерной пульсации, в замедленном и ускоренном движении, а также rubato;
  • научить ребенка свободной ориентации в пространстве;
  • познакомить ребенка с «тембрами движений» (термин Е. Гротовского): острый, мягкий, плавный, металлический.
  • развить способность к «быстрой смене чувств» на основе контрастных сопоставлений в музыке.
  • «банк» этюдов, стимулирующих эмоциональное самовыражение, снимающее психологические зажимы;
  • систему «пластических тренажеров» для освоения разнохарактерных образных движений;
  • мнемотаблицы, помогающие в запоминании стадий развития музыкального образа;
  • мнемосхемы танцевальных движений;
  • подбор атрибутики, костюмов, декораций;
  • подбор аудио- и видеозаписей;
  • создание авторских презентаций;
  • авторские разработки коммуникативных и сюжетных танцевальных композиций.

Методы реализации ритмопластической деятельности: «банк» упражнений, способствующих достижению свободы, развивающих пластику, гибкость, легкость тела, плавность движений;

  • «банк» этюдов, стимулирующих эмоциональное самовыражение, снимающее психологические зажимы;
  • систему «пластических тренажеров» для освоения разнохарактерных образных движений;
  • мнемотаблицы, помогающие в запоминании стадий развития музыкального образа;
  • мнемосхемы танцевальных движений;
  • подбор атрибутики, костюмов, декораций;
  • подбор аудио- и видеозаписей;
  • создание авторских презентаций;
  • авторские разработки коммуникативных и сюжетных танцевальных композиций.

Принципы обучения в кружке «Танцевальный калейдоскоп»

· Развивающий характер в соответствии со способностями и возможностями ребенка

· Системность, целенаправленность,

· Тесная взаимосвязь теоретических сведений с музыкальным репертуаром,

· Обучение – через творчество и игру

· Успешность! (каждый ребенок должен знать и понимать, что он уникален и неповторим, получать задания, которые способен успешно выполнить).

Подробная инструкция

Реализация проекта осуществляется поэтапно:

1 этап – Организационный Изучение литературы по данной проблеме, накопление методического материала, изготовление пособий.

На первом этапе была изучена психологическая и педагогическая литература, раскрывающая теоретические взгляды и практические решения данного вопроса; изучены методологические труды ведущих педагогов до-школьного музыкального воспитания: «Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной, Н. А. Ветлугиной «Музыкальное развитие ребенка», Т.И. Суворовой «Танцевальная ритмика для детей», «Топ, хлоп малыши» Л.А. Сауко и А.И. Бурениной, «Учимся танцевать» Е.А. Горшковой, «Са-Фи Дансе» Ж.Е. Фирилевой и Е.Г. Сайкиной, а также работы и видеоматериалы, посвященные «свободному танцу» А. Дункан, сборник статей и материалов по развитию «свободного танца» в России и др.

2 этап – Диагностический Выявление начального уровня развития музыкально-ритмической деятельности детей, мотивационного компонента.

С целью выявления эффективных условий развития музыкально-ритмической деятельности провела диагностику на определение уровня их музыкально-ритмического развития, где вывела три основных показателя для детей предшкольной группы. К этим показателям относятся:

1. Эмоционально – образное восприятие музыки;

2. Координация движений под музыкальное сопровождение;

3. Выразительность исполнения и творческие проявления.

3 этап – Практический Перспективное планирование по ритмопластике с учетом результатов диагностики; разработка кружковых занятий, рекомендаций по освоению движений; авторские разработки танцев; определение содержания музыкально-ритмических движений.

1 этап – Организационный Изучение литературы по данной проблеме, накопление методического материала, изготовление пособий.

На первом этапе была изучена психологическая и педагогическая литература, раскрывающая теоретические взгляды и практические решения данного вопроса; изучены методологические труды ведущих педагогов до-школьного музыкального воспитания: «Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной, Н. А. Ветлугиной «Музыкальное развитие ребенка», Т.И. Суворовой «Танцевальная ритмика для детей», «Топ, хлоп малыши» Л.А. Сауко и А.И. Бурениной, «Учимся танцевать» Е.А. Горшковой, «Са-Фи Дансе» Ж.Е. Фирилевой и Е.Г. Сайкиной, а также работы и видеоматериалы, посвященные «свободному танцу» А. Дункан, сборник статей и материалов по развитию «свободного танца» в России и др.

2 этап – Диагностический Выявление начального уровня развития музыкально-ритмической деятельности детей, мотивационного компонента.

С целью выявления эффективных условий развития музыкально-ритмической деятельности провела диагностику на определение уровня их музыкально-ритмического развития, где вывела три основных показателя для детей предшкольной группы. К этим показателям относятся:

1. Эмоционально – образное восприятие музыки;

2. Координация движений под музыкальное сопровождение;

3. Выразительность исполнения и творческие проявления.

3 этап – Практический Перспективное планирование по ритмопластике с учетом результатов диагностики; разработка кружковых занятий, рекомендаций по освоению движений; авторские разработки танцев; определение содержания музыкально-ритмических движений.

Обучение ритмопластике строилось в системе от простого к сложному и включило несколько этапов.

Этап 1. Слушание и обсуждение образно-художественного содержания музыки

Сентябрь: дети должны научиться слушать музыку и различать детали, затем читать реплики отдельных инструментов, адресованные танцорам. Музыка задаёт не только темповые, ритмические, динамические характеристики движений, но и может стать основой образного содержания. Это связано с её природой: высокой эмоциональностью, абстрактностью языка, позволяющей широко толковать музыкальный образ. Воздействие музыки на развитие воображения происходит, прежде всего, в процессе её восприятия, которому присущ творческий характер.

Этап 2. (проходит параллельно со слушанием) «Основы пластической гимнастики»

Октябрь: упражнения на раскрепощение мускулов шеи, рук, освобождение ступни, вращение в колене, качание ноги от бедра, пластичные движения, которые носят оздоровительный характер, они выполняются под музыку в спокойном, медленном темпе, с максимальной амплитудой и растяжением мышц. Затем осваиваем «пластический шаг», броски корпуса, «неслышный прыжок на месте».

Этап 3. Время в музыке

Ноябрь - декабрь: одновременно, пока у детей не сформировалось четкое представление о музыке, её метроритмическом строении, педагог ведет счет, держит темп и варьирует темпы.

Этап 4. Движение в пространстве (проходит параллельно с освоением музыкального времени)

Этап 5. Усложнение ритмопластики. Этюды

Январь-февраль: разучиваем элементарные групповые этюды; вводим более сложную пластику рук, включая «тремоло кисти», осваиваем пассивные и активные движения корпуса, широкий бег. Закрепляем движение во времени и пространстве.

Этап 6. Усложнение ритмопластики. «Тембр движений». Переход отдельных этюдов в законченную форму

Март-апрель: высокий бег, высокие и легкие прыжки, используем мускульные упражнения. Вводим понятие «тембра движения» – «острый, мягкий, плавный или металлический».

Этап 7. «Быстрая смена чувств». Сюжетные этюды. Сценическое авторское выступление ребенка

Апрель - май: движения (танцевальные, имитационные, общеразвивающие и др.), которые позволяют выразить различные по характеру эмоциональные состояния, сюжеты, образы. Желая выступать на сцене, ребенок сможет самостоятельно сделать форму своего танца более яркой и сценически выразительной приближенной к своим уникальным индивидуальным особенностям.

4 этап – Обобщающий Исследование результатов практической деятельности.

Проведение итогового мониторинга показало положительную динамику работы. Анализируя показатели результативности, можно сделать вывод, что обучение детей музыкально – ритмическим и танцевальным движениям эффективно только при грамотном планировании, своевременном определении уровня музыкально - ритмического развития детей, систематичности и постепенности педагогического процесса, а также при индивидуальном подходе к каждому ребенку.

Каждое занятие кружка состоит из трех частей:

  • Вводная. В нее входят поклон, разминка, ориентация в пространстве в соответствии с музыкальной драматургией (3-5 минут).
  • Основная. Знакомство с музыкально-художественным образом и индивидуальное решение (сочинение) ритмопластических движений (15-20 минут).
  • Заключительная. Музыкально-сюжетная игра или релаксация (в зависимости от характера ритмопластических движений основной части), поклон. (5 минут)

Музыкально-двигательные упражнения - разминки

Вводную часть занятия составляет разминка, построенная на музыкально-двигательных упражнениях, используемых в основной части. Их характер зависит от эмоционального или изобразительного образа.

1. Упражнения на освоение иллюстративных приемов музыкально-двигательной выразительности. (Например: «Звери и птицы», «Кот и мыши») или упражнения на освоение движений различного эмоционально-динамического характера. (Например, «Призыв», «Страшные звуки», «Медитация», «Прошение»).

2. Музыкально-пространственные упражнения. Они должны воспитывать умение ориентироваться в пространстве, организационно двигаться в группе, не мешая друг другу. (Например: «Стройте круг», «Плетень», «Расческа», «Зигзаг», «Снежинка»).

Сюжетно-образные и танцевальные движения

После разминки, мы переходим к основной части, где большое внимание уделяю сюжетно-образным и танцевальным движениям в соответствии с анализом прослушанного произведения. Образные движения представляют собой сочетание основных движений с имитацией разнообразных действий и поведения птиц, зверей и т. д. Они являются ценным моментом развития воображения и творческой активности дошкольников, основой при составлении творческих заданий. При составлении таких заданий акцент делаю на внимательность ребенка к окружающей среде, его наблюдательность. На занятиях дети сами часто предлагают новые варианты движений, выражающие повадки того или иного персонажа, имитирующие езду транспорта, полет самолета и т. д.

Обучение детей приемам образного перевоплощения может проходить через этюды. Эти этюды могут быть двух планов. Одни исполняю на программную музыку, передающую характер того или иного персонажа. В них детям предлагаю представить себя в определенном образе (используя главным образом изобразительные приемы, пантомимические движения). Объясняя задание, я не даю детям точные образцы движений. Главным помощником для ребенка является музыка. Вслушиваясь в звучание, ребенок старается повторить в движении направление мелодии, динамику.

Для тех детей кто не смог передать образ, предлагаю схемы того или иного движения. Движения могут выполняться и с различными гимнастическими предметами: лентами, флажками, мячами. В других этюдах дается задание представить и показать «как звери пляшут». Задача заключается в том, чтобы исполнить танцевальные движения в характере того или иного персонажа, придавая им то заячью лёгкость, то лисью грацию, то медвежью тяжеловатость и т. д. При этом к каждому образу я подбираю соответствующую музыку, а перед началом задания – загадываю загадку. В этих этюдах я побуждаю не только к образному перевоплощению, но и к поиску дополнительных средств.

При работе с крупными фрагментами на начальном этапе для запоминания последовательности музыкально-образных событий программной музыки привлекается методика мнемотехники. Работа по мнемотаблицам состоит из трех этапов:

1 этап: Рассматривание карточек, схем и разбор того, что на них изображено.

2 этап: Преобразование из абстрактных символов в образы.

3 этап: После преобразования осуществляется дополнительное прослушивание и двигательная импровизация по мнемо-схеме.

Используя третий уровень сложности мнемотехники, начала подбирать к танцевально-пластическим этюдам свои схемы. Сначала, мы их с детьми рассмотрели, что на них изображено, затем под счет проходили, строились, перестраивались, а в конце уже прослушивали музыкальное произведение и складывали воедино из схем – танец.

Первостепенную роль, при обучении ритмопластике играет также подбор выразительных движений «музыкального героя» с помощью вербально-поэтической характеристики его движений, мультипликационных фильмов и др. визуально-изобразительных средств. Показ сопровождается специальными пояснениями, указаниями, но исключает показ педагога, чтобы не лишить ребенка самостоятельного творческого поиска. Словесный анализ движения, помогает детям осмыслено овладевать языком движений. Считаю, что, необходимо побуждать дошкольников самостоятельно придумывать новые движения, их варианты и сочетания. На этой основе дети учатся импровизировать. Из выученного набора танцевальных движений, мы с детьми составляем небольшие этюды, где главным автором является ребенок.

Для побуждения к выразительному исполнению движений в этюдах и танцевальных движениях постоянно использую всевозможные пособия, игрушки, атрибуты (платочки, ленточки, шарфики, погремушки, колокольчики).

Танцевальные импровизации

Одним из главных условий развития у дошкольников танцевального творчества является осознанное отношение детей к средствам выразительности, овладение языком пантомимических и танцевальных движений. После того, как дети подобрали танцевальные движения к конкретному музыкальному образу, мы переходим к самому яркому этапу – выстраиванию танцевальной композиции-импровизации.

Лучшим материалом для разработки танцевальных композиций являются коммуникативные и сюжетные танцы. Для формирования и развития у детей музыкально-двигательного творчества очень благоприятен сюжетный танец. Это очень яркая и выразительная форма детской художественной деятельности, которая вызывает живой интерес у детей. Привлекательность сюжетного танца обусловлена его способностями; образными перевоплощениями, разнохарактерностью персонажей и их общением между собой. В сюжетном танце создаются очень благоприятные условия для освоения выразительных движений.

Каковы же особенности коммуникативных танцев? Во-первых, это танцы с несложными движениями, включающие элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания. Движения и фигуры очень просты. В таких танцах помимо развития музыкального слуха, ориентировки в пространстве могут быть реализованы следующие направления: развитие динамической стороны общения, лёгкости, вступления в контакт, развитие эмоциональности, позитивного самоощущения, уверенности в себе и т. д. Ценность и польза коммуникативных танцев очевидна.

Музыкальная игра

В заключительной части занятия обязательно провожу музыкальную игру. Игра – наиболее активная творческая деятельность, направленная на выражение эмоционального содержания музыки, осуществляется в образных движениях. Игра имеет определённый сюжет, правила, музыкально-учебные задания, и, облегчённая в интересную форму, помогает лучшему усвоению навыков. В свою очередь игры разделяются на сюжетные, где выступают определённые персонажи, развёртывается действие и решается основная задача – передать музыкально-игровой образ персонажа, и несюжетные, правила которых связаны с музыкой, и решается задача двигаться в соответствии с содержанием, характером и формой музыкального произведения.

Обогащение музыкального репертуара

Также решила внедрить в музыкальную образовательную деятельность детей предшкольного возраста свои авторские танцевальные постановки, разнообразила и обогатила музыкальный репертуар для танцевальной импровизации.

Принцип отбора музыкального материала

Для занятий ритмопластикой подбирается музыка программная, по содержанию, близкая детскому опыту, музыка, которая отвечает требованиям высокой художественности, воспитывает вкус ребенка, обогащает его разнообразными музыкальными впечатлениями.

Кружковая работа и музыкальная деятельность

Закрепление навыков, освоенных на занятиях кружка, осуществляю на мероприятиях (праздниках и развлечениях). Каждые полгода проводятся итоговые тематические занятия. В конце занятия я даю детям творческие домашние задания. Например, придумать движение к определенному образу или нарисовать рисунок (на определенную тему)

Совместная деятельность педагога, родителей, детей

Положительный результат в работе по реализации проекта достигается в процессе совместной работы педагогов детского сада и родителей, при активной роли самого ребенка.

Воспитатель – первый помощник, как при проведении организованной

образовательной деятельности, развлечений, праздников, так и в индивидуальной помощи детям, в организации игровых моментов на прогулке, в самостоятельной музыкальной деятельности, в использовании игровых физкультминуток. Закрепляется игровая гимнастика, игровые упражнения в совместной организованной образовательной деятельности с инструктором по физической культуре для более раскрепощенного исполнения детьми основных видов движений.

Работа с родителями – одно из важнейших направлений по развитию музыкально – ритмических движений. Для родителей провожу консультации и совместные праздники и развлечения.

Ожидаемые результаты

В результате реализации данного проекта планируется достичь следующих результатов:

1. Научить детей двигаться осмысленно и прочувствовано, научить танцевать не просто для себя, а для интеграции себя с музыкой.

2. Развить у детей:

- эмоционально-волевую сферу, произвольное внимание, память,

подвижность нервных процессов,

- творческое воображение и фантазию, речь и движения,

- моторику, координацию движений,

- память, чувство ритма, активизировать восприятие музыки,

3. Сформировать физическую активность и выносливость.

Как говорила А. Дункан, в полуимпровизационных упражнениях человек «может быть некрасив, неуклюж, безобразен, но будучи самодеятельным, цельным, он поможет себе (…) выяснить материал духовный и физический, каким обладает».

Анализ результатов проекта и выводы

Проделанная систематическая работа не смогла не отразиться на успехах воспитанников. У детей появился инструмент для творческого самовыражения. Им стало собственное тело, которое они стали иначе чувствовать, появились возможности для свободной передачи художественного образа. Иначе стал проходить процесс слушания музыки. Она стала для них живым источником, в котором они находили идеи для пластического самовыражения.

В целом улучшились отношения между детьми, чувство коллективизма, эмпатии, а также ощущение собственной индивидуальности, способности к фантазированию и сочинению.

Ритмопластика улучшила другие показатели музыкального и музыкально-ритмического развития детей.


В результате проведённой работы по реализации проекта была достигнута поставленная цель: раскрытие творческой самореализации каждого ребенка на основе его эмоционально-психологического и двигательного раскрепощения на занятиях кружка «Танцевальный калейдоскоп».

Данный опыт может быть распространен среди музыкальных руководителей детских садов и педагогов дополнительного образования.