Наверх

Проекты победителей

Заявка № 775
Номинация
Мастер
Цели, задачи, методы

Актуальность педагогического опыта.

«Математика – это больше чем наука, это язык науки».

Нильс Бор.

Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного и школьного образования.

Формирование математических представлений способствует развитию памяти, логического мышления, внимания, речи, воображения, эмоций, а также формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Все этоиграет огромную роль в успешном обучении детей в школе.

В настоящие время среди детей дошкольного и школьного возраста значительное место занимают дети с задержкой психического развития (ЗПР). Исследования многих авторов (В. Г. Петрова, Е. А. Стребелева, Л.Н. Левина, И.В. Чумакова, Н. Г. Морозова, А. А. Катаева, С. Г. Ким, М. С. Певзнер, Т. А. Стрекалова, Г. В. Цикото) показывают, что у детей данной категории математическое развитие происходит замедленно, отличается своеобразием и специфическими особенностями.

Особенности математических представлений у детей с ЗПР:

  • замедленность и фрагментарность восприятия;
  • нарушение зрительного и слухового внимания;
  • трудности в идентификации и группировке предметов по различным признакам;
  • замедленность мышления;
  • склонность к персеверациям;
  • недоразвитие внутренней речи;
  • недостаточность зрительно-двигательной координации;
  • познавательная пассивность;
  • несформированные произвольная деятельность и самоконтроль.

Все эти особенности вызывают трудности в овладении математикой, что подтверждает чрезвычайную актуальность проблемы поиска способов и средств математического развития дошкольников.

Новизна педагогического опыта.

Успешное усвоение элементарных математических представлений должно происходить непринужденно для детей, поэтому математику лучше преподносить на знакомом им материале.

Замечено, что одним из увлечений современных детей является плетение из резинок RainbowLoom (РейнбоуЛум). Дети с огромным желаниеми интересом вовлекаются в процесс плетения, что способствует пассивному формированию представлений о цвете, форме, величине и является основой элементарных математических представлений. Также процесс плетения из резинок помогает устанавливать эмоциональный контакт детей друг с другом и со взрослыми.

Для достижения этих целей могут способствовать игры с использованием канцелярских резинок и резинок для волос, что можно считать новизной в педагогической деятельности.

Цели и задачи педагогического опыта.

Исходя из выше указанного, была поставлена цель: развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с ЗПР с помощью канцелярских резинок и резинок для волос.

Основными задачами были намечены:

  • Изучитьлитературу, которая освещает особенности элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с ЗПР.
  • Выявить уровень сформированности элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группы с ЗПР.
  • Провести работу с родителями по ознакомлению с особенностями элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с ЗПР, а также познакомить с играми и пособиями с использованием канцелярских резинок и резинок для волос.
  • Создать предметно развивающую среду для формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредствам игр и пособий с использование канцелярских резинок и резинок для волос.
  • Формировать элементарные математические представления у детей подготовительной к школе группы с ЗПР с помощью игр и пособий с использование канцелярских резинок и резинок для волос.
  • Поделиться опытом с педагогами ДОУ.
Подробная инструкция

Этапы и направление работы.

Работа по развитию элементарных математических представлений проводилась с детьми подготовительной к школе группы с ЗПР и состояла из следующих этапов:

  • Формирование интереса у детей к математике.
  • Формирование сенсорных эталонов (цвет, форма, величина).
  • Формирование количественных представлений.
  • Формирование представлений о пространстве.
  • Формирование представлений о времени.
  • Формирование элементов логического мышления.

Работа с родителями.

Не менее важным условием формирования элементарных математических представлений у детей является активное участие родителей в образовательном процессе.

Для расширения родительской компетенции были проведены:

  • Педагогическая «гостиная» на тему: «Особенности элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с ЗПР». (Приложение 1).
  • Консультация «Дидактические игры и пособия для развития элементарных математических представлений с использование канцелярских резинок и резинок для волос». (Приложение 2).
  • Индивидуальные консультации по теме.

Родители приняли активное участие в создании дидактических игр и пособий с использованием канцелярских резинок и резинок для волос. Были созданы пособия и игры: «Математический планшет», «Ринглдинг» или «Ладошки», «Веселые часики», «Составь фигуру», «Выложи узор» и др.

Работа с детьми.

Для решения поставленных задач вместе с родителями были созданы игры и пособия с использованием канцелярских резинок и резинок для волос. (Приложение 3).

Формирование сенсорных эталонов:

  • Цвет («Волшебные палочки», «Найди такуюже резиночку», «Цветные столбики», «Волшебная коробочка», «Собери по образцу», игры с использование пособия «Математический планшет»).
  • Форма («Составь фигуру», «Найди такую же фигуру », «Подбери по форме», игры с использование пособия «Математический планшет»).
  • Величина («Собери пирамидку», «Подбери по размеру», игры с использование пособия «Математический планшет»).

Формирование количественных представлений(«Сосчитай, сколько резинок», «Числовой ряд», «Найди такую же цифру» «Выложи цифру из резинок», «Числовой ряд», «Какого цвета резиночка первая, третья…»)

Формирование пространственных представлений («Ладошки», «Повтори за мной», «Где находится фигура?»«Построй лабиринт», «Выполни узор», «Посели жителей в домик»)

Формирование временных представлений («Веселые часики», «Подбери признаки времени года», «Трубочка - помощник»).

Формирование элементов логического мышления («Повтори узор», «Крестики - нолики», «Лабиринт», «Реши пример», «Найди пару», игры с использование пособия «Математический планшет»).

Данные игры и пособия способствуют не только формированию элементарных математических представлений, но и развитию внимания, памяти, речи, воображения, тактильных ощущений, глазомера, интереса к выполняемой деятельности, а также развитию усидчивости и тонкой моторики рук.

Работа с педагогами.

Чтобы поделиться с педагогами ДОУ результатами своей работы и накопившимся опытов, был проведен мастер-класс «Дидактические игры и пособия для развития элементарных математических представлений с использование канцелярских резинок и резинок для волос». В мастер-классе использовались игры и пособия, которые были созданы вместе с родителями. (Приложение 3).

Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты:

  • Повышение интереса у детей к математике.
  • Повышение уровня элементарных математических представлений.
  • Увеличение быстроты выполнения заданий.
  • Улучшение выполнения заданий с элементами логического мышления.
  • Развитие внимания, памяти, речи, воображения, тактильных ощущений, глазомера, а также развитию усидчивости и тонкой моторики рук.
Анализ результатов проекта и выводы

Результативность и перспективы.

В основу мониторинга уровня сформированности элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группы с ЗПР легла программа «От рождения до школы» по ред. Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Мониторинг включал в себя:

  • Выявление у детей представлений о цвете (знания основных цветов и их оттенков, различение их между собой).
  • Выявление у детей представлений о форме (знания названий геометрических фигур различение их между собой, определение форму предметов).
  • Выявление у детей представлений о величине (различение предметов по размеру, длине, высоте, ширине, толщине).
  • Выявление у детей представлений о величине (различение предметов по размеру, длине, высоте, ширине, толщине).
  • Выявление у детей количественных представлений(количественный и порядковый счет, знание цифр, сравнение и уравнивание двух множеств, соотнесение количества с числом, знания я составе числа).
  • Выявление у детей пространственных представлений(ориентировка в собственном теле, ориентировка на плоскости, ориентировка в пространстве, восприятие пространственных отношений между предметами).
  • Выявление у детей временных представлений(знания о частях суток, о временах года, о днях недели, о месяцах, умение определять время по часам).

Мониторинг проводился два раза в год (сентябрь 2015 г., май 2016 г.). Результаты мониторингов отраженные в диаграммах, показали положительную динамику развития элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группы с ЗПР.(Приложение4).

При повторном мониторинге у детей наблюдалось:

- повышение уровня элементарных математических представлений;

- повышение интереса к выполнению предложенных заданий;

- увеличение быстроты выполнения заданий;

- улучшение выполнения заданий с элементами логического мышления.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что игры и пособия с использованием канцелярских резинок и резинок для волос, являются эффективным средством не только формирования и развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с ЗПР, но и развитию интереса к математике и повышения уровня логического мышления.

В дальнейшем планируется работа с применением игр и пособий с использованием канцелярских резинок и резинок для волос для познавательного и речевого развития.

Видео-интервью
Видео добавлено в документы как "Новый проект"