Наверх

Проекты победителей

Заявка № 1059
Номинация
Мастер цифровой среды
Цели, задачи, методы

Руководитель проекта: Назарова Светлана Юрьевна, учитель-логопед.
Участники проекта: дети 5-6 лет группы для детей с нарушением зрения.

Срок реализации проекта: сентябрь - май (учебный год).

Тип проекта: познавательно-практический.

Описание проекта.

Актуальность. Забота о здоровье ребенка в настоящее время занимает приоритетные позиции в дошкольном образовании. Важность формирования в дошкольный период представлений о здоровье, ответственного отношения к его сохранению, овладения правилами здорового поведения подчёркивается в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.Этот возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья ребёнка. По данным НИИ гигиены и здоровья детей и подростков, Научного центра здоровья детей РАМН в настоящее время состояние здоровья детей стремительно снижается. С каждым годом растёт число дошкольников со зрительной и речевой патологией. Данные функции взаимообусловлены в своём развитии, что подтверждают исследования психологов и дефектологов (Л.С. Волковой, Л.С. Выготского, М.И. Земцовой, Н.С. Костючек, И.П. Литвака, И.С. Моргулиса, Л.И. Солнцевой, А.Г. Чигриновой и другие). Нарушение зрения у ребёнка с раннего возраста создает трудности спонтанного накопления им сенсорного опыта, что задерживает формирование психологической базы речи. Общее недоразвитие речи сопровождается поверхностным дыханием с укороченным речевым выдохом. Это свидетельствует о необходимости проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы, направленной как на преодоление нарушений зрительной системы, так и на формирование речевой функции.Цель проекта:коррекция психоэмоционального и функционального состояния детей для успешной социальной адаптации.

Задачи:

• выработать навык диафрагмально-релаксационного типа дыхания как основы речевого дыхания;

• пополнять словарный запас по основным лексическим темам;

• развивать зрительное восприятие.

Для детей со зрительной патологией необходим индивидуальный подход в воспитании, коррекции и развитии. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, развивающие программы, здоровьесберегающие технологии. Мы решаем задачу развития дыхания и речи детей с помощью универсальной полифункциональной программы нового поколения «Комфорт - Лого» научно – производственной фирмы «Амалтея».

Подробная инструкция

Описание программного обеспечения «Комфорт Лого»

Программное обеспечение «Комфорт-Лого» является новейшей разработкой научно - производственной фирмы «Амалтея» в области интеграции психокоррекционных, логопедических программ. Технология компьютерного биоуправления является высокоэффективным немедикаментозным методом диагностики и лечения, который позволяет учесть индивидуальные особенности организма ребенка, подобрать адекватные нагрузки, дозировать и контролировать их выполнение. Его высокая эффективность при диагностике и коррекции фонационного дыхания и речи показана в работах А.А.Сметанкина, О.Н.Вовк, А.С.Бурмистрова, В.М.Клименко и других.

Программное обеспечение состоит из компьютера (ноутбука) и компьютерной приставки Микарт, оснащённой электромиографическими, температурными и кардиодатчиками для регистрации физиологического сигнала, его усиления и передачи в компьютер для дальнейшей обработки. Во время сеанса прибор регистрирует физиологические параметры организма (пульс, мышечные сокращения, частоту дыхания, периферическую температуру), которые сразу преобразуются в сигналы обратной связи в виде звуков, картинок или игрового сюжета на экране монитора. В случае правильного выполнения задания, происходит изменение визуальной или аудиальной информации (смена слайда, открытие картинки, изменение уровня цвета в столбике, изменение тонового сигнала, переход от приглушённого звучания музыки к отчётливому). Сигналы зрительной и звуковой обратной связи дают возможность в реальном времени увидеть, услышать и осознать работу внутренних органов и систем организма. Появляется возможность саморегуляции физиологических реакций, обычно не контролируемых сознанием.

У ребёнка вырабатываются новые, здоровые навыки (динамические стереотипы) дыхания, артикуляции, голосообразования и речи с помощью инструкций учителя-логопеда, релаксационных техник, диафрагмального дыхания, сигналов внешней обратной связи и постепенно усложняющихся речевых нагрузок.

Возрастные особенности дыхательной и речевой системы детей 5-6 лет.

Дыхательная система детей 5 - 6 лет имеет свои особенности. Наибольший прирост объёма дыхания и окончательное формирование функциональных способностей лёгких происходит именно в этом возрасте (Максимов И., Лаврова Е.В.).

С увеличением размеров тела ребёнка и его двигательной активности происходит рост и интенсивное развитие бронхиального дерева и лёгких, развивается дыхательная мускулатура, увеличивается скорость воздушного потока в дыхательных путях (Л.В. Нейман). Формирование органов дыхания заканчивается к 7 годам и в дальнейшем увеличиваются только их размеры.

Большинство детей пользуются верхнегрудным дыханием, сопровождая вдох резким поднятием плеч. Детское дыхание, как правило, поверхностное, его ритм неустойчив, легко нарушается при эмоциональном напряжении.

Часто дошкольники не умеют рационально расходовать воздух в процессе речевого высказывания, что выражается в доборе воздуха почти перед каждым словом, в недоговаривании («проглатывании») конца слова или фразы. Слабый вдох и выдох ведёт к тихой, едва слышимой речи, искажению звуков, что затрудняет общение с окружающими. У многих детей наблюдается торопливое произнесение фраз без перерыва, на вдохе, с «захлебыванием».

Всё вышеперечисленное указывает на несовершенство дыхательной системыдетей старшего дошкольного возраста, незрелость механизмов регуляции дыхания, что свидетельствует о необходимости развития у них
рационального типа дыхания.

Зрительные нарушения осложняют формирование речи.

В условиях зрительно – сенсорной недостаточности у детей с амблиопией и косоглазием возникает обеднённость чувственного познания окружающего мира, влияющее на развитии речевой системы в целом, что выражается в особенностях понимания смысловой стороны речи, накопления словаря, овладения грамматическим строем языка, развития связной речи.

Диагностика выявила несформированность рационального типа дыхания, недоразвитие лексического компонента речи: затруднено установление предметной соотнесенности слова и образа, заметно снижено количество используемых в речи слов. Это сподвигло к модификации структуры сеансов режима «Кардио – ФБУ», которая заключается в параллельном развитии дыхательной, речевой и зрительной функций.

В модифицированные сеансы введена работа по накоплению пассивного и активного словаря имён существительных по основным лексическим темам.

При проведении сеансов учитывается необходимость развития зрительного восприятия у детей. Для этого создана картотека слайдов по изучаемым лексическим темам. На каждом слайде изображён один предмет.

Весь наглядный материал изготовлен и подобран соответственно требованиям работы с детьми, имеющими нарушение зрения. Это цветные изображения предметов, активизирующие зрительные функции и создающие у детей положительный эмоциональный настрой, а также силуэтные и контурные изображения этих предметов.

В наглядности соблюдено соотношение с реальным цветом объектов, ограничена информационная ёмкость, чётко выделен общий контур предметов, цветовой контраст между изображением и фоном составляет 80 – 95%, использованы насыщенные цвета, стимулирующие зрительную реакцию (красный, жёлтый, оранжевый), а для расслабления мышц органов зрения – зелёный цвет, что способствует закреплению результатов лечения, направленного на повышение остроты зрения.

Сначала ведётся работа с цветными картинками, затем добавляются силуэтные, а позже контурные изображения.

Занятия проводятся 2 раза в неделю с октября по май в соответствии с календарно – тематическим планированием работы. Во время сеанса ребёнок сидит, слегка откинувшись на спинку стула, руки опущены, лежат на коленях. На запястьях закреплены кардиодатчики для регистрации ритма сердечной деятельности, которая напрямую связана с частотой дыхания.

Пример модифицированного сеанса на этапе закрепления навыка дыхания:

1) Диагностика (1 мин.) проводится для оценки функционального состояния ребёнка, характера его дыхания перед сеансом. Оцениваются такие параметры, как показатель общего и психоэмоционального напряжения, количество дыхательных движений в минуту, пульс (минимальный, средний, максимальный), соотношение вдоха и выдоха.

2) Дыхание с просмотром цветных изображений предметов(2- 3 мин.): ребёнок делает вдох носом, без напряжения, максимально комфортно. Выдох производится через рот, сквозь слегка сомкнутые губы медленно, плавно, длительно на фоне полного мышечного расслабления. Формируется динамический стереотип наиболее эффективного для человека диафрагмального дыхания. Сигналом обратной связи является смена слайдов (цветные изображения по изучаемой лексической теме), которая происходит при снижении значений пульса на выдохе.

3) Активное называние изображённых предметов (1 мин.): ребёнок называет предметы на слайдах.

4) Релаксация с повязкой на глазах (2 мин.) проводится для снятия зрительного напряжения. Ребёнку предлагается убрать очки, надеть повязку на глаза и слушать приятные звуки (шум моря, пение птиц, звуки природы) или песню, представляя зрительные образы. Аудиальное сопровождение подбирается в соответствии с тематикой занятия.

5) Дыхание с просмотром силуэтных/контурных изображений предметов(2 - 3 мин.): у ребёнка закрепляется представление о предметах определённой лексической группы, их названии, формируется успешность опознания изображений, обладающих минимальной информацией.

6) Активное называние силуэтных/контурных изображений предметов (1 мин.):

ребёнок называет предметы на слайдах.

7) Диагностика (1 мин.) показывает эффективность проведённого сеанса, помогает проследить изменения функционального состояния ребёнка и процесс закрепления навыков саморегуляции и дыхания.

Такая структура занятия способствует формированию и закреплению навыка диафрагмального дыхания, накоплению детьми словарного запаса, развитию зрительного восприятия.

Ожидаемые результаты

Диагностика

Для определения состояния дыхательной и речевой функции у детей проводится диагностика в игровой форме 2 раза в год: до и после использования в работе программного обеспечения «Комфорт Лого» (по методике А. И. Максаковой).

Задачи исследования физиологического и речевого дыхания у детей 5-6 лет с нарушением зрения:

1) установить длительность и силу выдоха у детей;

2) выявить умение рационально расходовать воздух при произнесении гласных звуков;

3) определить количество слогов (слов), которое дети способны произнести на одном выдохе.

Диагностируя состояние номинативного словаря детей, мы выясняли знание детьми слов из следующих лексических групп: игрушки, овощи, фрукты, ягоды, деревья, грибы, цветы, одежда, обувь, головные уборы, профессии, инструменты, посуда, мебель, домашние животные, дикие звери,птицы, транспорт, насекомые и других.

Анализ результатов проекта и выводы

Итоговая диагностика формирования диафрагмально – релаксационного дыхания и увеличения номинативного словаря у детей 5 – 6 лет с нарушением зрения с использованием ПО «Комфорт Лого»

Видео-интервью