Наверх

Проекты победителей

Заявка № 2243
Номинация
Автор
Цели, задачи, методы

Тема: «Художественно-образное познание мира детьми на музыкальных интегрированных занятиях в ДОУ»

Цель: Доказать эффективность музыкальных интегрированных занятий в развитии у детей старшего дошкольного возраста художественно-образного познания мира, как важной составляющей в формировании целостных представлений о мире и становлении психической зрелости личности.

Задачи: 1.Разработать педагогическую модель художественно-образного познания мира детьми в процессе музыкальных интегрированных занятий в ДОУ.

2.Изложить принципы интегрированных музыкальных занятий.
3. Обозначить психолого-педагогическую основу художественно-образного познания мира детьми.
4. Показать специфику художественно-образного познания мира в сознании у детей на музыкальных интегрированных занятий в ДОУ.
5.Провести педагогический эксперимент в рамках учебного года на основе специально разработанной авторской модульно-тематической программы «Детство с музыкой и музыка детства».
6. Отобразить методы развития художественно-образного познания мира у детей в рамках темы исследования.
7. Обосновать преимущества музыкальных интегрированных занятий в формировании целостные представлений о мире и становлении психической зрелости личности дошкольника, основываясь на результатах педагогического эксперимента.
Подробная инструкция

Гипотеза: Музыкальные занятия с детьми старшего дошкольного возраста, построенные на основе интегрированных технологий, будут способствовать развитию художественно-образного познания мира у детей как основы целостных представлений о мире и психической зрелости личности при создании следующих организационно-педагогических условий:

– содержание музыкальных интегрированных занятий будет структурировано в модули по тематическому принципу согласно календарно-тематическому планированию и вмещать в себя музыкальные, литературные и художественные произведения, отвечающие тематике;

– методика проведения занятий с детьми будет интегрировать различные педагогические области (познавательное развитие, речевое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, физическое) и содержать как проверенные временем, так и новейшие интегрированные, информационные и интерактивные технологии;

стержнем мыслительно-познавательной деятельности на музыкальных интегрированных занятиях будет художественно-педагогическая идея, объединяющая все части занятия, несущая для детей новые представления и целостные знания о мире и интегрирующая все развивающие области (познавательное развитие, речевое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, физическое);

– музыкальные интегрированные занятия будут содержать коррекционные и творческие игры, а также задания умственного и мыслительно-познавательного характера;

– будет выявлена положительная динамика в развитии художественно-образного познания мира у детей-дошкольников как основы формирования и развития когнитивной сферы личности ребенка;

– будет разработана модульно-тематическая программа музыкальных интегрированных занятий в рамках учебного года, содержащая специальный информационный, музыкальный, литературный, художественный, интерактивный, творческий и игровой репертуар с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста.

Ожидаемые результаты

Научная новизна: – разработана и представлена педагогическая модель художественно-образного познания мира детьми на музыкальных интегрированных занятиях в ДОУ, необходимые составляющие которой: единство целевой установки и основа музыкально-творческого процесса – мыслительная, творческая, речевая, игровая и эвристическая деятельности детей;

– обоснована связь художественно-образного познания мира и когнитивного развития личности на основе специфических познавательных и сквозных познавательных процессов, отражающих взаимосвязь чувственного и рационального познания;
– раскрыты возможности музыкальных интегрированных занятий в развитии художественно-образного познания мира у детей в процессе применения интегрированных подходов (методов, технологий).

Практическая значимость: – разработана авторская модульная образовательная программа, состоящая из 7 тематических модулей и 22 подробных сценария музыкальных интегрированных занятий в ДОУ;

– в дополнение к программе собран специальный информационный, музыкальный, литературный, творческий, художественный, интерактивный и игровой репертуар с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста;
– апробированы и подтверждены положительные результаты внедрения данной программы в формировании и развитии художественно-образного познания мира и когнитивной сферы личности детей старшего дошкольного возраста;

Результаты данного исследования могут быть применены в работе учреждений дошкольного образования, музыкально-педагогических отделений колледжей и факультетов ВУЗов, а также в системе повышения квалификации педагогических кадров и профессиональной переподготовки музыкальных руководителей и других работников дошкольного образования.

Анализ результатов проекта и выводы
Выявлена положительная динамика в развитии художественно-образного познания мира у детей-дошкольников.
Дети приобрели умения: ассоциировать музыкальный образ с художественным, литературным, двигательным, овладели познавательными операциями: умением вычленять составляющие целостного образа заданного понятия, рассуждать, высказывать свои суждения, строить логические цепочки, делать умозаключения и подводить их под понятия, делать выводы.

Выводы: 1. Развитие художественно-образного познания мира у детей старшего дошкольного возраста можно характеризовать как основу целостных представлений о мире.

2. Музыкальные интегрированные занятия способствуют развитию художественно-образного познания мира у ребенка и влияют на становление психической зрелости его личности.
Видео-интервью