Наверх

Проекты победителей

Заявка № 407
Номинация
Мастер
Цели, задачи, методы

Целью программы является содействие возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания, помощь семье в осознании и оформлении своей системы жизненных ценностей, содействие родителям, бабушкам, дедушкам и другим членам семьи в овладении навыками творческой семейной педагогики.

В процессе реализации программы предполагается решение следующих задач:

– повышение психолого-педагогической культуры и компетентности родителей, формирование у них активного педагогического сознания;

– просвещение родителей в вопросах духовной культуры и духовно-нравственных основ семейного воспитания;

– помощь родителям в изучении и осознании особенностей своего ребенка и своей семьи;

– помощь родителям в овладении практическими навыками позитивного взаимодействия с детьми в разных видах деятельности;

– помощь в овладении навыками совместного проживания с детьми семейных событий: будничных и праздничных.

Методы работы:

1.Тренинговые упражнения;

2. игротерапия;

3. релаксация;

4. телесно-ориентированная терапия;

5. упражнения на самопознание и др.

Подробная инструкция

Пояснительная записка

Программа по типу разработки является тематической воспитательной - направленность которой определяет получение воспитательных результатов в развития семейной культуры. Время действия программы рассчитано на учебный год. Программа является авторской разработкой.

Практическая значимость исследования изучение проблемы детско-родительских отношений позволит уменьшить недопонимание между родителями и детьми, как в полных, так и в неполных семьях, а также позволит предупредить возникновение неврозов у детей дошкольного возраста.

Актуальность программы кроется в проблемах семьи и семейного воспитания. Одной из причин кризиса семьи и воспитания является утрата преемственности с прошлым, нарушение связей между поколениями. Именно по причине утраты исторической преемственности современная семья не выполняет исконной своей функции: передачи подрастающим поколениям духовно-нравственных и культурных традиций, утратив понимание самого процесса воспитания как питания ребенка не только телесной, но и духовной пищей. Кризисное состояние современной семьи – и социальная проблема, требующая решения, и социальная реальность, которая ждет помощи.

Новизна данной программы заключается в том, что мы объединили 3 аспекта в гармоничное развитие детско-родительских отношений: это духовно-нравственное развитие, психо-эмоциональное и физкультурно-оздоровительное развитие. На наш взгляд совокупность именно этих аспектов и составляет основу семейной культуры.

Сегодня родители и педагоги уже осознают необходимость тесного взаимодействия, которое может выразиться в педагогическом сопровождении семьи в вопросах воспитания детей. Такое взаимодействие необходимо как семье, так и образовательному учреждению, которое не может в полной мере решать вопросы воспитания и образования, не имея контакта и взаимопонимания с семьями своих воспитанников. В то же время ни для кого не секрет, что традиционные формы работы с семьей в образовательных учреждениях не приносят часто зримых и положительных результатов. Необходим поиск новых форм, разработка и внедрение новых программ взаимодействия образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания детей – в этом заключается педагогическая целесообразность. Мы представляем новые формы и методы взаимодействия с семьей.

Программа «Семейная гармония» предназначена для использования в качестве новой формы родительского всеобуча в образовательных учреждениях: детских садах, школах, центрах психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания, региональных и территориальных общественных объединениях. Настоящий вариант программы составлен для дошкольных образовательных учреждений.

Целью программы является содействие возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания, помощь семье в осознании и оформлении своей системы жизненных ценностей, содействие родителям, бабушкам, дедушкам и другим членам семьи в овладении навыками творческой семейной педагогики.

В процессе реализации программы предполагается решение следующих задач:

– повышение психолого-педагогической культуры и компетентности родителей, формирование у них активного педагогического сознания;

– просвещение родителей в вопросах духовной культуры и духовно-нравственных основ семейного воспитания;

– помощь родителям в изучении и осознании особенностей своего ребенка и своей семьи;

– помощь родителям в овладении практическими навыками позитивного взаимодействия с детьми в разных видах деятельности;

– помощь в овладении навыками совместного проживания с детьми семейных событий: будничных и праздничных.

Программа включает:

- тематическое планирование встреч, рассчитанное на занятия в течение одного учебного года;

- тезисное раскрытие содержания каждой темы;

- описание аналитических и практических заданий для родителей на занятиях и дома.

В программу включен список литературы по каждой из обозначенных тем. Указанные пособия и книги, которые можно использовать в процессе подготовки к занятиям, а также предлагать родителям для самостоятельного домашнего чтения.

Конечно, тематика занятий годичного цикла не может вместить в себя обсуждение всех педагогических проблем, встающих перед родителями. Задача программы, как мы уже отмечали, не дать исчерпывающие ответы на многочисленные частные вопросы семейного воспитания вопросы, но сформировать активный родительский интерес к отечественным педагогическим традициям, найти проявление этих традиций в педагогической культуре своего рода, творчески воссоздавать в жизни своей семьи.

Выполнение заданий на занятиях поможет родителям объединиться, осознать взаимную значимость позитивного опыта организации жизни и воспитания детей в разных семьях. Кроме того занятия помогут родителям приобрести навыки творческой педагогической импровизации в общении и совместной деятельности с детьми, во взаимном общении семей, в общении с педагогами образовательного учреждения.

Занятия по программе проводятся с группой родителей и предполагают использование активных форм и методов включения слушателей в выполнение предлагаемых аналитических и практических заданий. На занятиях предполагается использование опросников, анкет, обсуждения фрагментов научной и художественной литературы. Рекомендуемые к использованию на занятиях практические материалы приводятся в Приложении к программе в конце брошюры. Кроме того, на занятиях планируется использование продуктов детской деятельности: устных рассказов, рисунков и других художественных работ детей, что поможет родителям овладеть навыками анализа результатов детского творчества с целью изучения личности и особенностей душевного состояния ребенка.

Ожидаемые результаты

Ожидаемый результат:

Для семьи:

  • оптимизация детско-родительских отношений;
  • формирование социальных навыков по эффективному взаимодействию с ребенком на разных этапах его развития;
  • повышение уровня семейной культуры.

Для родителей:

  • формирование навыков конструктивного поведения;
  • осознание родительской роли и обязанностей;
  • совершенствование родительской эффективности;
  • безусловное принятие ребенка;
  • освоение роли поддерживающего родителя.

Для ребенка:

  • готовность к позитивным контактам со взрослыми;
  • овладение навыками сотрудничества, эффективного взаимодействия;
  • формирование позитивного образа семьи;
  • получение опыта принятия, поддержки;
  • решение актуальных проблем развития.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

Признаки:

Методы и способы:

Традиции и культурные ценности семьи

Изготавление «шежере», анкетирование, беседы, консультации, собрание, конкурсы, круглый стол, организация чаепития, совместные праздники и мероприятия, посещение семьи .

Гармонизация детско-родительских отношений

Диагностика, тестирование, анкетирование, тренинг, брошюры, презентации, создание семейного клуба.

Спортивная здоровая семья

Мониторинг, беседы с педиатром, медсестрой, показ фильма, спортивные соревнования «Мама папа я спортивная семья», совместный поход на стадион, походы.

Анализ результатов проекта и выводы

В ходе выполнения работы достигнута поставленная цель - изучено влияние психологического климата в семье на уровень психического развития ребенка. Изучены теоретические основы неврозов, а также составлена программа диагностики семейных отношений. При проведении исследования рассмотрены вопросы психического и личностного развития ребенка, как условия и средства формирования эмоциональной сферы. Определены условия обеспечения и сохранения психического здоровья дошкольников, степень зависимости между восприятием ребенком психологического климата в семье и уровнем тревожности ребенка. Основным условием нормального психосоциального развития (помимо здоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или замещающих их лиц, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение и обеспечивают материальными средствами, необходимыми семье. Подчеркивается, что в то же время следует предоставлять ребенку больше самостоятельности и независимости, давать ему возможность общаться с другими детьми и взрослыми вне дома и обеспечивать соответствующие условия для обучения. На наш взгляд, причины сложных взаимоотношений между родителями и детьми, а, в свою очередь и в большинстве случаев, причины повышенной нервозности детей, кроются в несостоятельности родителей, не способности выполнять материнские и отцовские обязанности из-за инфантилизма людей, создающих семью. Современные родители по инерции продолжают жить своими проблемами, не задумываясь о судьбе своих детей. Каждый из членов семьи занимается своими проблемами, забывая, что ребенок нуждается в постоянном любви, внимании и заботе, понимании своих проблем, которых у него много. Вместо этого современные родители стараются как можно раньше переложить воспитание собственного ребенка на детские учреждения, занимаясь тем временем собственной карьерой и собственной жизнью. Что в свою очередь не способствует здоровью ребенка во всех отношениях. Современная жизнь заставляет принимать решения, не соответствующие собственным стремлениям, но компромисс можно найти всегда, было бы желание. На самом деле - актуальное требование к современной семье, реально выполнимое в современных условиях. Оно поможет предотвратить большинство случаев нервных заболеваний детей, что в свою очередь обеспечит психическое здоровье подрастающего поколения. Дети уносят во взрослую жизнь тот стереотип отношений, который закладывается в детстве. Если малыш часто видит ссоры родителей, то в последствии принимает их за норму жизни, вырабатывает привычку к подобным отношениям. Став, в свою очередь родителем, подсознательно реализует заложенное в детстве представление в собственной семье. Редкую нынешнюю семью можно взять за пример для подражания - гармония семейных отношений вероятнее всего создаст благоприятную почву для воспитания гармоничной личности (конечно, ни кто не застрахован от ошибок).

Таким образом, показатели уровня тревожности у большинства испытуемых находятся в пределах нормы (средний с тенденцией к повышению уровень). Несмотря на это, результаты исследования выявили достаточно высокий процентный показатель детей с высоким уровнем тревожности, то есть у каждого третьего ребенка уровень тревожности отличается от оптимального.

Полученные данные определяют важность применения коррекционных мероприятий для снижения высокого уровня тревожности до нормативных значений, для того, чтобы избежать появление невроза – коррекция проводилась параллельно с гармонизацией детско-родительских отношений. Отсутствие времени и физическая невозможность охвата индивидуальной коррекционной работой большого количества воспитанников ставит исследователей перед необходимостью создания эффективного метода коррекции тревожности у детей. Таким методом выступила разработанная нами интегративная программа, сочетающая в себе игровые, рисуночные, сказкотерапевтические техники. Программа показала свою эффективность, что позволяет использовать её как эффективное средство коррекции тревожности, страхов детей и гармонизации детско-родительских отношений. В обобщенном виде процесс игровой и арттерапевтичекой коррекции тревожности будет эффективен при создании условий для появления у ребенка следующих результатов: снятие острых переживаний беспокойства через отыгрывание ребенком состояния тревоги в свободной игре; появление чувства защищенности, спокойствия; раскрытие резервов для самокоррекции; перенос ребенком полученного опыта из игровой комнаты в реальную жизнь; снятие симптомов тревожности (симптоматическая коррекция) одновременно коррекция уровня тревожности, как следствия действия причины (каузальная коррекция); появление внутреннего источника самоконтроля и его корректировка при взаимодействии с психологом; получение ребенком навыков социального поведения; появление и отработка ребенком новых форм взаимодействия с окружающими; снижение количества страхов. Кроме того, программа способствовала снятию ситуативной тревоги при взаимодействии с другими людьми; снятию физического напряжения; снижению требований к себе со стороны ребенка; появление физической и эмоциональной безопасности у ребенка; формированию у ребенка позитивного самопринятия. Но психологическая и педагогическая работа с детьми не будет эффективна без помощи родителей. Психопрофилактическая и коррекционная помощь ребенку и его семье представляется особо актуальной в дошкольном возрасте. Исходя из вышесказанного мы рекомендуем направить деятельность на оптимизацию детско-родительских отношений в рамках ДОУ посредством организации работы детско-родительской группы.

Организация детско-родительской групп ставит своей целью улучшение детско-родительских отношений, когда имеет место непонимание родителями базовых факторов развития ребенка, его потребностей и соответствующей им динамики отношений.

Видео-интервью