Наверх

Проекты победителей

Заявка № 685
Номинация
Мастер
Цели, задачи, методы

ТЕМА: «Интерактивное портфолио воспитанников детского сада как средство сотрудничества семьи и ДОУ

ЦЕЛЬ: Внедрение элементов технологии электронного портфолио в партнерском взаимодействии воспитателей ДОУ и родителей по разработке и реализации индивидуальной траектории развития дошкольника.

ЗАДАЧИ:

1.Организовать партнерское взаимодействие педагогов и родителей в разработке и реализации индивидуальной траектории развития дошкольника средствами детского электронного портфолио.

2.Обеспечить компетентный подход в содержательной части детского портфолио, направленный на формирование отношения к себе, к другим, деятельности и ближайшему окружению.

3.Создать условия для использования материалов (тематических кейсов) детского портфолио в самостоятельной и совместной коммуникативной, игровой и прикладной творческой деятельности ребенка в образовательном процессе ДОУ.

Методы и приемы работы с портфолио:

Сбор информации:

Индивидуальные беседы;

Наблюдение в разных видах деятельности;

Фото и видео фиксация;

Привлечение экспертов специалистов;

Архивирование и систематизация индивидуальных материалов

в электронном варианте: скан копии документов, фото детских работ, систематизированный архив фотографий ( по темам, датам, событиям, по возрасту ребенка)

на бумажном носителе (фото альбом, банк кейсов с наградными документами, подлинники детских рисунков, коллекций, поделок, материальные метки развития ребенка: контур ладошки от 1до 6, каракули, первый рисунок человека, первая записка для мамы и т.п.)

ИКТ - программное обеспечение

Microsoft Word — текстовый процессор, предназначенный для создания, просмотра и редактирования текстовых документов, с локальным применением простейших форм таблично-матричных алгоритмов.

Microsoft PowerPoint (полное название — Microsoft Office PowerPoint, от англ. power point — убедительный доклад) — программа подготовки и просмотра презентаций, являющаяся частью Microsoft Office и доступная в редакциях для операционных систем Microsoft Windows и Mac OS. Материалы, подготовленные с помощью PowerPoint предназначены для отображения на большом экране — через проектор, либо телевизионный экран большого размера.

IT - коммуникация:

Электронная почта; Skype; социальные сети, сайт ДОУ

Наглядные методы, приемы и формы:

Стенд для консультаций;

Выставка страничек портфолио;

Фотоколлажи;

Выставка фотографий

Тематические кейсы портфолио на электронном и бумажном носителе;

Словесная коммуникация по обмену опытом

Вебинары;

Семинары;

Клубная встреча;

Круглый стол;

Презентации;

Подробная инструкция

Введение

Проблема: Технология портфолио инновационная, но далеко не новая и возникла не вчера. Портфолио как портфель документов о достижениях фотографий и авторских работ, очень похожее на склад, в который заходят редко, в случай особой необходимости нас не устраивает, потомучно не соответствует современным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее по тексту ФГОС ДО). Пристальное внимание к данной технологии позволит открыть неограниченные возможности применения электронного портфолио дошкольника в формировании и реализации его индивидуальной траектории развития.

ФГОС ДО, требует изменений в стандартной системе дошкольного образования. Инновационная технология портфолио способствует решению следующих задач стандарта:

- создания благоприятных условий развития детей в соответствии с индивидуальными особенностями и склонностями развития каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

- объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе ценностей принятых в обществе;

- формирования общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;

Инновационная технология «Портфолио» призвана способствовать раскрытию личности каждого ребёнка. Она соответствует принципам ФГОС ДО:

Технология «Портфолио» представляет собой одновременно

ФОРМУ, ПРОЦЕСС ОРГАНИЗАЦИИ И ТЕХНОЛОГИЮ РАБОТЫ.

Во-первых: «Портфолио» это папка с файлами, которая позволяет легко вносить изменения, пополнять ее новыми материалами.

Во-вторых «Портфолио» это: инструмент сотрудничества всех участников образовательного процесса в рамках индивидуальной траектории развития воспитанника ДОУ.

В-третьих это: способ отслеживания качества и совершенствования образовательного процесса ДОУ .

В-четвертых: технология «Портфолио» одна из образовательных технологий, обеспечивающих личностный-ориентированный подход в образовании через реализацию индивидуальной траектории развития дошкольника.

Алгоритм работы над портфолио

1. Постановка целей работы с портфолио на период дошкольного детства ребенка: автору должно быть понятно, для чего необходимо создавать портфолио.

2. Выбор вида портфолио.

3.Формирование структуры портфолио: количество, название рубрик, кейсов, тематических блоков и д.р.

4. Организация ресурсной базы:

-компьютерное и программное обеспечение в ДОУ и в семье;

-Информационная база воспитателей группы (фото, видео, наблюдения, детские работы и награды выставок, конкурсов, фестивалей)

-семейные архивы: фото, реликвии, воспоминания;

-распределение обязанностей между участниками образовательного процесса (членами семьи ребенка, родители, бабушки и дедушки,воспитатели ДОУ и наконец ребенок);

5. Приобрести современные канцелярские материалы для оформления бумажной версии портфолио ( тематических кейсов, семейных детско-родительских исследовательских работ, творческих работ ребенка, фото, документов и т.д.)

6. Создание электронной версии портфолио и выбор способов его хранения: флешкарта, жесткий диск, или интерне ресурс. По мере необходимости и желанию ребенка и родителей отдельные электронные странички могут оформляться в бумажном варианте.

7. Систематическое наполнение содержания портфолио

- титульный лист;

- примерное оглавление по структуре

-нормативный раздел

-раздел педагогические консультации по реализации индивидуальной траектории развития дошкольника

-рубрики по выбору ( некоторые из них могут быть общими для всех, часть отражают индивидуальные особенности семьи и ребенка)

Рекомендации для родителей

по формированию тематических блоков или кейсов

электронного портфолио ребенка

Информационный блок (содержание)

  • Нормативно правовые документы
  • Характеристика возрастных особенностей (презентации, видеоинформация, электронные книги);

Закон об образовании;

ФГОС ДО;

Профессиональный стандарт педагога;

Электронные ресурсы

  • Ссылка на сайт учреждения, которое посещает ребенок.

Блок информации по результатам наблюдений за развитием

  • Социальная карта семьи, характеристика индивидуальных ресурсов (Структура семьи-увлечения, хобби; владение ИКТ);
  • Пакет регистрации наблюдений за ребенком дома и в детском саду (характеристика, Пакет предпочтений ребенка любимые игры, творческие работы).

Блок сопровождения

  • Общие методические рекомендации
  • Индивидуальные методические рекомендации для выстраивания маршрута развития ребенка (видео-презентации воспитателей, библиотека игр и т.д.)
  • Консультативный раздел (консультации специалистов)

Типы детского портфолио:

1. Портфолио достижений:

достижения по одному направлению – в ИЗО, в спорте или «портфель» всех наград.

2. Накопительное портфолио:

Позволяет наблюдать развитие ребёнка. Накапливается информация за период

от 0 до 3-х, от 3 до 7 лет.

Страничка «Давайте познакомимся» - оформляется ежегодно, с новыми фотографиями и с изменением показателей антропометрии. В ней могут быть указаны основные изменения или достижения: «Первый шаг», «Первый зуб», « Первое слово», «Первая фраза», «Мои каракули», «Я рисую», «Я сам» и д.р.

3. Тематическое портфолио;

Например: «Мои исследования», «Мой домашний любимец», «Лето - весёлая пора».

Виды детского портфолио:

1. Печатное портфолио: (традиционное.)Создаётся в виде папок, картотек.










2. Портфолио-раскраска: (оригинальное)Привлекательно для ребёнка,

который любит рисовать. Титульный лист и странички ребёнок заполняет своимирисунками и оформляет сам. Содержание заполняет взрослый. Он дополняет

информацию, фото, делает записи.











3. Электронное портфолио: (универсальное)

новый способ систематизации информации

в электронном варианте – это всегда яркое зрелище


Система работы по оформлению «Портфолио ребенка»

Структура портфолио воспитанника ДОУ должна отражать

формирование компетенций по разделам:

  • отношение к себе,
  • отношение ближайшему окружению.

отношение к другим,

отношение деятельности;





  • Раздел «Давайте познакомимся»
  • Раздел «Обо мне»
  • Раздел «Моя семья»
  • Раздел «Я расту»
  • Раздел «Вот, что я могу»
  • Раздел «Мои достижения» или «Мои успехи».
  • Раздел «Чем могу, помогу»
  • Раздел «Мои увлечения»
  • Раздел «Мир вокруг нас»
  • Раздел «Мои друзья»
  • Раздел «Наша группа в детском саду»
  • Раздел «Вдохновения зимы» (весны, лета, о сени)
  • Раздел «Романтика путешествий»
  • Раздел «Что ни слово – золото»
  • Раздел «Скоро в школу»

Портфолио – это так называемое «досье успеха», в котором отражается всё интересное и достойное из того, что происходит в жизни ребенка.

Важно отметить, что разделы портфолио заполняются по мере накопления материала и обязательным условием оформления является непосредственное участие

самого ребёнка в этом процессе. Ребёнок сам выбирает, какие его рисунки, творческие работы будут вложены в папку-портфолио. Чтобы дошкольнику было интересно работать с портфолио материалы должны носить личностную окраску, вызывать позитивное воспоминание из личного опыта и при этом быть красочными и яркими.

В идеальном случае портфолио станет и любимой «книжкой с картинками» для ребенка дошкольника.

План работы по освоению технологии детского электронного портфолио

этапы

Содержание и работа педагога с родителями

Ожидаемые результаты в деятельности ребенка

I этап подготовительный

1. Мотивировать родителей воспитанников к активному взаимодействию в системе «педагог-ребёнок-родитель» через оформление детского электронного портфолио;

2. Разработать цикл рекомендаций для родителей по технологии портфолио.

3. Консультативная помощь и индивидуальная работа педагогов ДОУ с родителями по ознакомлению с технологией детского электронного портфолио (беседы, памятки, буклеты, опросники, электронная рассылка, видео обращения, образцы шаблоны и т. д.).

Рассматривание фотографий и других материалов для портфолио

Рассказ о семье по фотографиям, фотоколлажи «Моя семья», рисование «Мама, папа, я», рассказ по фотографии « Это я маленький», « Это мой любимый котенок»

II этап

внедрение

1. Аукцион оригинальных моделей и шаблонов для оформления детского портфолио.

2.Распределение функционала в совместном создании портфолио дошкольника.

3. Привлечь родителей к организации практикумов по обмену опытов «Портфолио моего ребенка» и выставочного цикла тематических страничек портфолио

4.Оформить тематические кейсы детских портфолио на бумажном носителе как наглядную основу для бесед со взрослыми и сверстниками в ходе не регламентированной образовательной деятельности.

Общение со сверстниками на основе содержания отдельных кейсов портфолио

Знакомство со структурой портфолио и содержание отдельных кейсов. Предложение взрослым своих тем для новых кейсов, разделов и коллекций.

III этап оптимальное функционирование

1.Обеспечить совместно с родителями систематическое пополнение индивидуального

«досье успеха»воспитанников, в котором отражается жизнь ребенка дошкольника..

2. Участие в конкурсах «Лучшее портфолио дошкольника» (на уровне ДОУ,муниципалитета, участие в интернет-конкурсах)

Портфолио «любимая книжка» ребенка

Рассматривание и чтение, пополнение и изменение содержания по любой теме и в любом кейсе, вместе с воспитателем, родителями и самостоятельно.

Ожидаемые результаты

Ожидаемый результат

Портфолио - как любимая книжка ребенка

Как превратить скучную папку текстовых(дипломы, благодарности, справки, свидетельства) и иконических документов ( рисунки, фото) в любимую книжку малыша. Проблемный вопрос требует творческого решения и партнерского взаимодействия взрослых - родителей и воспитателей.

Дошкольник – деятель. Мы предположили, что если заложить в модель портфолио возможность пользоваться им в разных видах деятельности, то из инструмента взаимодействия взрослых портфолио превращается в книжку-копилку, книжку-игрушку, детскую коллекцию.

Дети любят многократно рассматривать свои рисунки. Сами решают какой рисунок добавить в коллекцию.

Рассматривая фотографии разных событий, пользуются ими, как наглядной опорой для рассказов из личного опыта. Примерно так: «Это Я», «Это Новый год», и на конец: «К нам на Новый год приходил Дед Мороз. Он дарил подарки, а я читал стихи».

Кроме всего прочего, это первое пособие по овладению навыком чтения. Считывание разделителей, заголовков и подписей под фото относится к разряду обслуживающего чтения. Как любят наши ребятишки «читать», когда еще и читать-то не умеют: «Мама Маша, папа Витя, Ваня и Я».

Такое применение портфолио делает его источником положительных эмоций. Ребенок испытывает чувства самоуважения, нежные чувства к членам своей семьи. Он с удовольствием вспоминает самые интересные или веселые события своей жизни.

В результате ребенок может через содержание «любимой книжки» чувствовать любовь ибезусловное принятие, внимание взрослых к его интересам, желаниям, достижениям, к его детской жизни.

Так папка бумажных листов и флешка со слайд-шоу превращаются в «любимую книжку», поддерживающей эмоциональное благополучие ребенка на весь период дошкольного детства.

Ожидаемый результат работы по проекту:

- партнерское взаимодействие родителей и педагогов в реализации индивидуальной траектории развития ребенка средствами электронного портфолио;

- применение индивидуальных портфолио, как средства повышения уровня самооценки, самостоятельности и активности детей;

- расширение разнообразия форм взаимодействия с семьёй за счет технологии «Электронного портфолио ребенка»;

- созданы папки портфолио дошкольника для систематического пополнения до конца периода дошкольного детства;

- материалы индивидуальных портфолио используются в самостоятельной и совместной деятельности ребенка со взрослыми и детьми в образовательной деятельности;

- презентация опыта «Электронное портфолио дошкольника» по желанию и инициативе родителей (на уровне ДОУ, муниципалитета и республики) .

Анализ результатов проекта и выводы

Анализ результатов проекта и выводы

Работа над созданием электронного портфолио ребенка дошкольника в партнерстве с родителями в образовательном процессе детского сада сблизила всех его участников: родителей, педагогов, ребёнка. Портфолио обеспечивает своеобразный обзор определённого отрезка жизненного пути растущего человека. Родителям это помогает сменить бытовое видение жизни своего ребенка на анализ траектории его развития и своей роли в этом процессе. У них появляются образовательные инициативы, накапливается оригинальный опыт воспитания. Семьи воспитанников одной группы превращаются в команду единомышленников. Они начинают испытывать потребность обмена опытом, особенно в сложных вопросах развития и воспитания дошкольника. Портфолио открыло для воспитателей группы неограниченный ресурс участия родителей в образовательный процесс.

Выводы:

Портфолио действительно может работать как инструмент сплочения родительского и педагогического сообщества.

Портфолио как образовательная технология способствует индивидуальному развитию и позитивной социализации дошкольника.

Освоение технологии электронного портфолио дошкольника требует существенного расширения коммуникативных, организаторских ,информационных компетенций современного воспитателя детского сада в партнерском взаимодействии с семьей.