Наверх

Проекты победителей

Заявка № 1598
Номинация
Автор
Цели, задачи, методы

Данный проект разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Основной целью проекта является совершенствование навыка чтения, формирование слитного чтения, закрепления умений проводить звуковой анализ слова, членить предложения на слова (определять количество слов).

В связи с этим основными задачами проекта

являются следующие:

Развивающие – обогащение словарного запаса, развитие речи детей, развитие фонематического и речевого слуха, внимания, памяти, мышления, развитие навыка чтения целыми словами и небольшими предложениями.

Образовательные – обучение правильному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами; закрепление умения проводить звуковой анализ, определение количества слов в предложении и составление предложений.

Воспитательные – формирование интереса к чтению, воспитание аккуратности, коммуникабельности, любознательности.

Программа модифицирована. Опирается на методику Марцинкевич Г.Ф. «Обучение грамоте детей дошкольного возраста».

Формы организации занятий

1. Фронтальная (работа со всей группой).

2. Работа по подгруппам (объединение по два человека и более).

3. Индивидуальная.

Методами успешной реализации программы является:

• Словесный (заучивание стихотворений о букве, небольшой рассказ, беседа).

• Наглядный (наблюдение, рассматривание).

• Практический (словесные игры; дидактические игры: «Найти свой домик», «Кто внимательный», «Назови слова по заданной модели», «Цепочка слов», «Поезд»).

Подробная инструкция

Особенности методики обучения. Занятия носят комбинированный характер, каждое включает в себя несколько программных задач, на занятии детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний. Во время занятий широко применяются игровые методы, направленные на повторение, уточнение и расширение знаний, умений и навыков детей в области грамоты.

Формы организации занятий

1. Фронтальная (работа со всей группой).

2. Работа по подгруппам (объединение по два человека и более).

3. Индивидуальная.

Обучение грамоте основывается звуковом аналитико-синтетическом методе К.Д.Ушинского, его идеях общего развития ребенка в процессе обучения и рассматривается как курс введения дошкольника в систематическое изучение родного языка, который «создает у детей общую ориентировку в языке и его законах» (Д.Б. Эльконин), обеспечивает основательное изучение практической фонетики, графики, начал орфографии, развитие коммуникативно-речевой деятельности (говорения, слушания, чтения). При этом обучение первоначальному чтению и графическим навыкам не является целью.

Работа по обучению грамоте осуществляется по следующим взаимосвязанным направлениям:

  • знакомство с основными единицами языка и их значением;
  • освоение действия звукового анализа;
  • формирование механизма плавного слогового чтения;
  • освоение графических навыков;
  • начало работы по формированию орфографической зоркости;
  • развитие речи и культуры речевого поведения.

Опираясь на ФГОС дошкольного образования, важнейшей задачей обучения грамоте является осознание ребенка материальной, звуковой основы языка, знакомство с такими понятиями, как «речь», «предложение», «слово». Все эти понятия способствуют формированию у детей произвольного познавательного отношения к родной речи, осознание речи как особого явления и специального предмета изучения.

Особое внимание при обучении грамоте в подготовительный период обучения уделяется фонетической работе формированию у детей фонематического слуха, умения различать отдельные звуки в речевом потоке, выделять последовательность всех звуков в слове, их место по отношению друг к другу, дифференцировать звуки по существенным признакам.

Звуковой анализ в подготовительный период обучения осуществляется в основном по технологии, т.е. путем многократного проговаривания слова с задержкой на очередном звуке, с последующим обозначением выделенных звуков на схеме условными артикуляционно-обоснованными знаками. Для звонких согласных звуков используются те же значки, что и для глухих, только наличие голоса при произношении обозначается точкой как «знак включения голоса».

Знакомство с основными единицами языка и их значением, освоение действия звукового анализа:

  • Гласный звук (рот открыт, преграды во рту нет);
  • Твёрдый глухой согласный звук (во рту есть преграда, но только одна);
  • Мягкий глухой согласный звук (во рту две преграды, губы и язык или одна, но увеличенная подъемом спинки языка к небу).

В отличие от цветных изображений, применение условных значков при звуковом анализе, постоянно сопровождаемом наблюдением детей за своим произношением, направляет внимание детей на существенные признаки звуков и обозначение их конкретными артикуляционно-обоснованными знаками.

Освоение звукового анализа и синтеза слова начинается с простейших односложных слов, таких, в которых произношение не расходится с написанием, и постепенно переходит к анализу слов более сложной структуры при обязательном использовании или составлении детьми схемы - модели звукового анализа. В развитии звукового анализа и синтеза важно учитывать поэтапность формирования умственных действий. Вначале звуковой анализ и синтез ведутся с опорой на вспомогательные средства (схему опору) и осуществляются в плане громкой речи. Схема направляет внимание ребенка последовательно на каждый звук, предполагает его произнесение и анализ. По мере того как дошкольники осваивают способы определения последовательности звуков в слове, модель начинают конструировать сами дети по ходу работы с подробным или кратким комментированием своих действий. На последующих этапах становится возможным перенос этого действия во внутренний план, осуществление его на основе слухопроизносительных представлений, без опоры на схему, в уме.

При обучении звуковому анализу непременно используются игры и занимательные формы обучения: преобразование и изменение моделей с последующим «чтением» слов, подбор слов по схемам моделям, упражнения в выявлении словоразличительной роли звуков, развивающие языковое чутьё и интерес детей к звуковой работе.

Со слогом дети знакомятся после осознания звуковой природы речи, когда осуществляется переход от анализа трех-четырех звуковых слов к анализу слов более сложной звуковой структуры. Слог осознается детьми как минимальная произносимая единица слова (звук или группа звуков, получаемая одним толчком выдыхаемого воздуха), как удобный способ произнесения звуков в слове по порциям - частям.

Деление слов на слоги черточками не применяется, т.к. чёрточки затрудняют восприятие ребенком целостного смысла слова. В необходимых случаях слоги обозначаются дугами под словами. Существуют разные теории деления слов на слоги, однако для первоначального обучения детей грамоте педагогу важно осознать, что слог – это удобная для произнесения минимальная порция звуков слова с одним слогообразующим гласным. Главное назначение слога – удобство при произнесении. Типичными для русского языка являются открытые слоги с конечным гласным: ма-ши-на, со-ба-ка и т.д. Однако, для удобства произношения, при письме и чтении слоги могут заканчиваться и на сонорные согласные: зай-ка, рам-ка, бел-ка, а иногда и на другие длительные согласные: чаш-ка, руч-ка. Именно так, по частям, чаще всего ребенок читает первые слова или членит их при звуковом анализе.

Процесс слогового анализа тесно связан с умением детей выделять гласные звуки, что имеет большое значение для формирования грамотного письма и чтения, развития звуковой культуры речи, осознания орфоэпических норм родного языка. Понимание звукового состава слов, умение проговаривать их по слогам является надёжной опорой при чтении и письме в школе. Для усвоения первичных навыков чтения ребёнку достаточно понять членораздельность речи и овладеть звуковым анализом простейших слов типа МАК, СОМ, ЛИСА.

В основной период формируется навык выполнения устных форм звуковой работы, таких как выделение звука на фоне слова, вычленение звука из начала и конца слова, определение места звука по отношению к другим, чёткое интонационное выделение всех и отдельных звуков в слове и других упражнений.

Таким образом, обучение анализу речевых единиц, осознание детьми смысловой и звуковой формы слова, звуковой анализ слов на диапазоне всех звуков родного языка, знакомство со слогом - предшествуют формированию действия чтения письма как их общая и необходимая предпосылка. При этом фонетическая работа рассматривается как база для становления графических и орфографических навыков письма, развития письменной и устной речи дошкольника.

Работа по чтению и формированию графических навыков ведется раздельно параллельно, т.к. формирование первоначального действия письма и чтения требуют различных умственных операций, не повторяющих друг друга во взаимообратном порядке. Формирование механизма плавного слогового чтения с постепенным переходом к беглому смысловому чтению. Чтение строится на основе конкретизации, т.е. узнавания в буквах фонем, перевод их в конкретные речевые звуки, их слияние в слоги, называние слогов. При этом формирование навыков чтения, как правило, опережает развитие навыков письма.

Обучение чтению начинается с раскрытия «секрета» слияния звуков прямого слога в устной речи. Это осуществляется путём наблюдения детьми за своей артикуляцией во время произношения. Раскрытый способ слияния звуков переносится затем с акта речи на акт чтения. При обучении первоначальному чтению, вслед за Д.Б. Элькониным, активно используется позиционный принцип чтения с ориентировкой на буквы гласных, приёмы обучения чтению по подобию, слого- и словоизменения. При чтении первых слов и предложений дети осваивают следующий порядок действий:

  • найти гласные в слове и по ним определить границы между слогами;
  • при чтении прямого слога готовиться сразу к двум звукам и произносить слог одним толчком воздуха;
  • слоги со стечением согласных произносить слитно, на одном дыхании, не «причитывая» отдельных букв;
  • при произношении слова выделять слог, постепенно сокращая паузы между слогами.

Такая поэтапность в формировании технического навыка чтения обеспечивает плавный переход к осознанному беглому чтению в школе.

Дальнейшее обучение чтению – это накопление и автоматизация оперативных единиц чтения (букв, слогов, слов различной слоговой структуры), узнавание их «в лицо» – одномоментно, без предварительного звукового анализа.

Для обеспечения успешной работы педагога со всеми детьми, имеющими разный уровень умственного развития разные способности, в данной системе осуществляется новая последовательность и методика троекратного введения букв алфавита, а именно:

I введение: Общее представление всех букв алфавита с целью разграничения понятий «звук» и «буква», создания общей ориентировочной основы

II введение: Отработка слогового способа чтения слов.

III введение: Повторное попарное введение всех звуков с целью закрепления и систематизации. Такое троекратное введение звуков и букв в сочетании с раздельно параллельным обучением чтению помогает не сдерживать темпы обучения дошкольника звуко-буквенному анализу, даёт детям возможность трижды повторять, углублять и систематизировать изученное на разном текстовом материале, читать тексты в диапазоне всех букв алфавита в течение почти всего учебного года.

Освоение дошкольниками графических навыков, начало работы по формированию орфографической зоркости. При обучении копированию печатных букв первоначальному письму необходимо сформировать у детей основные умения: усваивая эти умения, дети обращают внимание, прежде всего, на воспроизведение правильного контура очередной буквы и на смысл того, что они пишут. Знакомство детей с буквами и всей системой графики является необходимой составной частью работы при подготовке к обучению дошкольника грамоте.

Одной из особенностей формирования графики представляется введение написания букв гласных красным цветом, согласных синим, правильно определить направление движения руки при копировании букв; воспроизвести форму буквы в соответствии с заданным образцом.

Важной особенностью является гибкое использование метода копирования по образцам. После анализа образца на доске, дети могут обвести в тетрадях несколько букв или целую строчку, а могут писать сразу самостоятельно без копирования под строкой образца. При этом образец не отодвигается в сторону, а постоянно находится перед глазами ребенка. При формировании графических навыков активно используются нелинованные (черновые) листы бумаги. Сначала на нелинованном листе дети воспроизводят контур новой буквы в увеличенном виде, закрепляя правильное движение руки. Затем, после анализа недостатков проделанной работы, дети переходят к работе в тетрадях. Задания выполняются, как правило, карандашами.

Всего на обучение грамоте отводится 34 учебных недели. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятий 30 минут.

Перспективный план занятий по подготовке к обучению грамоте

в подготовительной группе

Месяц

Занятие

Тема недели

сентябрь

1. Звуки, буквы.

ОБЖ, дорожное движение

2. Гласный звук [а], буква А, а

Лето-осень

3. Гласный звук [у], буква У, у

Деревья, грибы

4. Гласный звук [о], буква О, о

Овощи-фрукты

октябрь

1. Гласный звук [и], буква И, и

Полезные ископаемые

2. Согласный звук [н], буква Н,н.

Посуда

3. Согласный звук [м], буква М, м

Продукты питания

4. Согласный звук [л], буква Л, л

Откуда хлеб пришёл

ноябрь

1. Согласный звук [т|, буква Т, т

Символика

2. Согласный звук [к], буква К, к

Одежда, обувь

3. Согласный звук [с], буква С, с

Человек

4. Гласный звук [ы], буква Ы

Осень-зима

декабрь

1. Согласный звук [ш], буква Ш, ш

Семья

2. Согласный звук [р], буква Р, р

Зимующие птицы

3. Звук [й], буквa Й, й

Права человека

4. Согласный звук [б], буква Б, б

Новый год

январь

1. Согласный звук [в], буква В, в

Праздники

2. Согласный звук (г], буква Г, г

Животные Севера

3. Согласный звук [д], буква Д, д

Дом, двор, улица

4. Согласный звук [ж], буква Ж, ж

Дикие, дом. животные

февраль

1. Согласный звук [з], буква 3, з

Мебель

2. Гласная буква Е

Дома

3. Согласный звук [п], буква П, п

Наша Армия

4. Гласный звук [э], буква Э, э

Профессии

март

1. Гласная буква Ё

Мамин праздник

2. Гласная буква Ю

Зима-весна

3. Согласный звук [ф], буква Ф, ф

Транспорт

4. Гласная буква Я

Театр

апрель

1. Согласный звук [ч'1, буква Ч, ч

Спорт

2. Согласный звук [ш'|, буква Щ, щ

Космос

3. Согласный звук [х], буква X, х

Перелётные птицы

4. Согласный звук [ц]|, буква Ц, ц

Обитатели воды

май

1. Буквы Ь, Ъ

Насекомые

2. Закрепление пройденного

День Победы

3. Диагностика

4. Диагностика


Ожидаемые результаты

В конце года дети должны хорошо:

1. Владеть понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение», знать название букв.

2. Различать гласные, твёрдые и мягкие согласные.

3. Слитно читать слоги и слова, отвечать на вопросы по тексту.

4. Проводить звуковой анализ слов.

Анализ результатов проекта и выводы

В процессе работы над проектом были решены все поставленные задачи. Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста обеспечивает оптимальные условия для формирования навыков речевого развития, которые позволят обеспечить выпускнику ДОУ возможность дальнейшего успешного обучения в школе. На уровне же собственного педагогического опыта данный проект – позволяет систематизировать наработанный материал, стимулирует педагогический поиск, способствует совершенствованию педагогической практики.

Видео-интервью
vk.com/video102013295_456239017 https://youtu.be/WLIJT5Ab268