Наверх

Проекты победителей

Заявка № 1655
Номинация
Мастер
Цели, задачи, методы

Цели:

  • обеспечение социальной успешности, сохранение и укрепление психического здоровья ребенка через внедрение элементов песочной терапии в практику работы ДОО.
  • содействие ДОО в создании единого образовательного пространства в партнерстве с родителями.

Задачи:

по отношению к родителям:

  • создать условия в ДОО для повышения родительской грамотности в вопросах организации образовательной среды дома.
  • создать организационно – педагогические условия повышения родительских компетенций через посещение цикла мастер – классов на базе ДОО.
  • создать условия для родителей в организации самостоятельных занятий с ребенком в период пребывания в детском саду.
  • предоставить возможность родителям попробовать себя в роли «педагога»через проведение тематических мастер – классов для других родителей и детей.

по отношению к детям:

  • обеспечивать эмоциональное благополучие;
  • формировать единый детско-взрослый коллектив;
  • развивать психические процессы детей, познавательные способности;
  • развивать мелкую моторику;
  • способствовать успешной адаптации в коллективе.

Методы: наглядные (демонстрация иллюстраций, показ действий); словестные (беседа, объяснение, диалог); практические (игра).

Подробная инструкция

Мастер классы дети посещают вместе с мамой 2 раза в неделю. Занятие длятся 15 – 20 минут.Рекомендуемое количество участников мастер – классов – 4-5детско – родительских пар. При рисовании песком каждая детско-родительская пара работает за индивидуальным световым столом,создавая при этом плоскостные изображения,а деятельность с кинетическим песком позволяет помимо этого работать с объемными моделями.

Структура образовательной деятельности основана на деятельностном подходе и включает в себя:

  • Создание проблемной ситуации.
  • Целевая установка.
  • Мотивирование к деятельности.
  • Проектирование решения проблемной ситуации
  • Выполнение действий (рисование на песке поэтапно)
  • Анализ результатов деятельности.

Игры с песком предполагают выполнение различных игровых действий в соответствии с этапами развития ребёнка.На первом этапе мы рекомендуем взрослому действовать вместе с ребёнком, подсказывая ему способы действия с песком и игровыми материалами, а иногда играть по принципу «рука в руке». На данном этапе совместного действия малыш наблюдает за способами действия взрослого, он действует по образцу предложенному взрослым, подражает взрослому. На следующем этапе ребёнок начинает действовать самостоятельно, отражая уже собственный замысел. В процессе подготовки к игре у ребёнка должна быть возможность многократно самостоятельно обследовать песок.

Работа по данному направлению выстроена в три этапа.


1. Подготовительный этап.

Цель: создание условий в ДОО для повышения родительской грамотности в вопросах организации образовательной среды дома.

На данном этапе была проделана следующая работа:

  • изучение методической литературы
  • организация центра песочной терапии (приобретение оборудования, методического материала);
  • разработка цикла мастер – классов по работе с песком в формате «Мама + ребёнок»;
  • формирование групп для посещения организованных мастер – классов.
2. Основной этап


Цель: создание организационно – педагогических условий повышения родительских компетенций через посещение цикла мастер – классов на базе ДОО.

На этом этапе родители совместно с детьми посещают цикл мастер – классов, на которых осваивают новые способы применения песка в игре с ребёнком. На каждом занятии проигрываются различные сказки и истории, которые мама с ребенком воспроизводят (рисуют) вместе. Следующей ступенью данного этапа является самостоятельная деятельность взрослого и ребёнка, где родители под руководством «тьютера» (педагога) сами проводят занятие для своего малыша (конспект занятия единый для всей группы разрабатывает педагог). На данной ступени педагог выявляет наиболее активного родителя, который под руководством «тьютера» проводит мастер – класс (совместно со своим ребёнком) для родителей с детьми, т.е. пробует себя в роли «педагога». Педагог оказывает консультативную помощь родителю при подготовке к занятию, а также предлагает фотокартотеку мастер-классов с пошаговым выполнением действий на световом столе.

Рисование на световом столе и игра с кинетическим песком могут выступать как два самостоятельных занятия, а могут и дополнять друг друга в одном занятии. Преимущества игры с кинетическим песком заключаются в том, что дети и родители могут взаимодействовать друг с другом, создавая единую постройку. А это помогает сплотить детско-родительский коллектив. Дети учатся взаимодействовать в социуме.

Итоговый этап

  • Родители самостоятельно проводят занятия со своими детьми на базе ДОО без «тьютера» по предварительной записи при помощи фотокартотеки. Педагог оказывает консультативную помощь по запросу родителей.
  • Использование фотокартотек в самостоятельной деятельности на базе ДОО (родителям предоставляется возможность выбрать занятие по интересам ребенка).
  • Применение полученного практического опыта дома.
  • Свободное владение родителями разными формами и техниками при работе с кинетическим песком и при рисовании на световых столах.
Ожидаемые результаты

Для ребенка:

  • стабилизация эмоционального состояния детей, личностное развитие ребенка и развитие его индивидуальных особенностей;
  • легкая адаптация к ДОУ;
  • развитие положительных эмоций при помощи различных игр и манипуляций с песком;
  • развитие тактильной чувствительности, как основы развития «ручного» интеллекта ребенка;
  • совершенствование предметно – игровой деятельности;
  • развитие мелкой моторики рук.

Для родителя:

  • гармонизация детско-родительских отношений;
  • обогащение своих взаимоотношений с ребёнком и приобретение новых знаний и навыков в совместных занятиях;
  • получение дополнительного мотивационного стимула на создание в семье условий для развития у ребёнка самостоятельности, проявлений творчества;
  • приобретение опыта самостоятельного выбора исследовательско - творческой деятельности, оценки и самооценки полученных результатов.
Анализ результатов проекта и выводы

Мастер – классы в центре «Песочной терапии» посещали дети 2 – 3 лет совместно с родителем во время адаптационного периода. Мастер - классы посещали дети всей группы по заранее составленному графику с учетом возможностей родителей после основного пребывания в детском саду. Благодаря данной технологии адаптация у детей этой группы прошла легко. Уже в первые три недели наблюдался высокий коэффициент по показателю эмоционального состояния 2,8 балла при максимальном 3 балла. Дети активно играют в групповом помещении. Доброжелательно относятся к новому взрослому. У них наблюдаются активные ориентировочные реакции на новую обстановку. Эмоциональный контакт со взрослым устанавливается на уровне игрового и речевого общения. Дети находятся в состоянии психологического комфорта. По итогам адаптационного периода было выявлено: легкая степень адаптации у 79% воспитанников, средняя у 21 воспитанника, тяжелая степень не выявлена. При проведении диагностики использовали Методические материалы для специалистов службы сопровождения ДОУ. / Под ред. Афанасьевой Н.В., Ястребовой Г.А..- Вологда: Изд. центр ВИРО, 2007.

Такой подход может стать одним из перспективных направлений в условиях реализации ФГОС ДО. Родители активно включаются в посещение организованных мастер - классов, не пропустив ни одного занятия. Оценка результативности проводилось методом наблюдения, интервьюирования. В ходе наблюдения было отмечено, что родители освоили элементы работы с песком во время занятий и активно применяют их на практике в ДОО и делятся опытом. Так же результатом явился эмоциональный отклик участников во время и после проведения мастер-классов. Родители активно применяют данную технологию в домашних условиях. Появился запрос на проведение мастер-классов в других группах.

Видео-интервью