Наверх

Проекты победителей

Заявка № 138
Номинация
Автор
Цели, задачи, методы

Цель: Развитие коммуникативно- языковой компетентности дошкольников с ОНР средствами методического комплекса "Знакочитайка".

Задачи:

  • Систематизация познавательной информации об окружающем мире
  • Пополнение словаря и уточнение грамматических форм слова
  • Развитие умения последовательно излагать свои мысли
  • Развитие творческих способностей
  • Формирование коммуникативных навыков

Методы: игровой, словесный, наглядный, исследовательский

Подробная инструкция

В основе методики лежит теория Л.С. Выготского о социокультурном подходе; исследования ученых (Л.А. Венгера, О.М. Дьяченко и др.), которые утверждают, что метод наглядного моделирования помогает ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними; рекомендации В.К Воробьевой, О.С. Ушаковой и Л.М Клариной о применении символов в процессе развития речи детей с тяжелыми нарушениями речи.

Данные научные труды позволили мне разработать собственный методический комплекс «Знакочитайка», новизна которого состоит в авторской системе работы с символами, разнообразии игровых средств, а также в универсальности – возможности использования во всех направлениях коррекционной деятельности.

Как показывает практика, наиболее эффективно использование данного комплекса в формировании связной речи и лексико-грамматических категорий, ведь именно они являются наиболее сложными для восприятия у дошкольников с речевыми нарушениями. При этом работа проводится над всеми видами речевой деятельности:

- игры со словами

- заучивание стихотворений

- работа с предложением

- пересказ

- составление рассказов

Формы организации образовательной деятельности с применением наглядного моделирования могут быть различными, в зависимости от задач, стоящих перед логопедом:

Индивидуальное взаимодействие со взрослым;

Работа в парах;

Подгрупповая работа.

Учитывая то, что основным видом деятельности дошкольников является игра, в своей практике я использую несколько разновидностей пособий и игр со Знакочитайкой, которые были разработаны как мной, так и моими коллегами:

- мягкие пособия

- настольно печатные игры

- компьютерная игра

- игры на интерактивной доске

Все эти игры позволяют развивать речь посредством моделирования, когда речевые конструкции составляются с помощью картинок – символов. Такие игры доступны детям с младшего дошкольного возраста. Они используются с постепенным повышением доли самостоятельного участия детей и проводятся в определенной последовательности:

1. Знакомство с предложенными символами; Развитие умения дешифровки.

2. Составление графических схем, введение предлогов, знаков.

3. Самостоятельное моделирование речевых конструкций.

На первом этапе работы детям предлагаются готовые символы слов –предметов, признаков, действий, при этом оговаривается, что символы слов, обозначающих действие, будут изображены на карточках со стрелочкой, а слова - признаки могут быть обозначены волнистой линией. Действуя с карточками, ребенок учится анализировать, выделять необходимые существенные связи и отношения предметного мира, получает возможность соотносить символ и слово, различать грамматические единицы речи.

На втором этапе происходит усложнение материала, за счет расширения словарного запаса, знакомства с предлогами и введения знаков. Предлоги обозначаются в соответствии с методикой Веры Константиновны Орфинской, а знаками заменяются символы слов-признаков и слов действий. Это дает возможность самостоятельного выбора слов. На этом же этапе дети «читают» готовые пиктограммы небольших литературных произведений.

На третьем этапе дети сами составляют предложения, тексты, совместно с родителями придумывают и зарисовывают небольшие стихи, используя при этом как готовые символы, так и придуманные самостоятельно. Очень важным моментом, на наш взгляд, при придумывании новых графических схем к литературным произведениям является совместная исследовательская деятельность. Подбирая картинки к новым произведениям, дети не только самостоятельно выясняют значение трудных слов, но и учатся договариваться друг с другом. В результате у детей формируются такие важные качества, как самостоятельность, инициативность, коммуникативность.

Данный материал был опубликован в журнале "Логопед" № 1 (66) за 2014 год

Ожидаемые результаты

Повышение речевой активности, интереса к родному языку, активное развитие коммуникативно-языковой компетентности, проявление творческих способностей, а также предупреждение возможных трудностей, обусловленных речевыми нарушениями

Анализ результатов проекта и выводы

Методика знаково-графического опосредования является эффективным средством облегчающим процесс восприятия и переработки информации, стимулирующим речевую активность, что способствует формированию коммуникативно – языковой компетентности у дошкольников.

Видео-интервью