Наверх

Проекты победителей

Заявка № 2564
Номинация
Автор
Цели, задачи, методы

Цель:

Разработать механизм оказания помощи детям дошкольного возраста с речевыми нарушениями посредством интеграции речевого и музыкального развития и использования логоритмических упражнений.

Задачи:

- Изучить теоретическую и методическую литературу по использованию технологии развития моторного и речевого ритмов у детей с нарушениями речи, реализации принципа интеграции речевого и музыкального развития, применения логоритмических упражнений в образовательном процессе детского сада.

- Разработать перспективный план интегрированных занятий с элементами логоритмических упражнений и игр.

- Разработать методическое и дидактическое обеспечение по коррекции речевых нарушений через интеграцию речевого и музыкального развития.

- Обобщить опыт по реализации принципа интеграции речевого и музыкального развития и способствовать его распространению.

Методы:

эмпирические, теоретические

Подробная инструкция

Этапы реализации.

1 этап. Подготовительный:

сроки реализации сентябрь – ноябрь 2014г.

- Изучение научной и методической литературы.

- Знакомство с опытом работы педагогов города и области, других регионов.

- Разработка диагностических материалов.

- План взаимодействия с музыкальным руководителем, социальными партнерами: педагогом – психологом, врачом – логопедом.

- Обследование детей врачом - логопедом.

- Первоначальная педагогическая диагностика детей на начало учебного года.

- Разработка программно-методического обеспечения.

- Внесение изменений в развивающую предметно-пространственную среду группы в соответствии с возрастными требованиями и принципами функциональности и дидактики оборудования, игрового и дидактического материала.

- Подбор дидактических игр и оборудования с учетом выявления уровня речевых нарушений у детей группы.

2 этап. Реализационный:

сроки реализации декабрь 2014г. – сентябрь 2016г.

- Реализация перспективного плана работы. Составление плана тематических интегрированных занятий и развлечений с детьми.

- Реализация работы по развитию речи с детьми группы (группой, по подгруппам и индивидуально) в соответствии с календарным тематическим планированием:

* проведение дидактических игр и упражнений на развитие, общей и мелкой моторики рук;

* логоритмические упражнения на развитие правильного речевого дыхания, артикуляции, дикции, координации речи и движения;

* дидактические игры и упражнения на развитие внимания, фонематического слуха, чувства ритма и такта;

* дидактические игры и упражнения на развитие звуковой культуры речи, формирование грамматического строя и развитие связной диалогической и монологической речи;

* чтение произведений художественной литературы, знакомство с устным народным творчеством, заучивание стихотворений, потешек и чистоговорок наизусть;

* слушание музыкальных произведений, отображение впечатлений в творчестве (танцевальном движении, изо-творчестве).

- Разработка конспектов и проведение интегрированных занятий по развитию речи и музыке в соответствии с перспективным планом работы.

- Промежуточное обследование детей врачом – логопедом (осень).

- Консультация врача – логопеда для педагогов ДОУ «Речевое развитие детей дошкольного возраста».

- Организация на базе ДОУ коллективной и индивидуальных консультаций родителей по вопросам проблем речевого развития детей с врачом – логопедом детской поликлиники №1

3 этап. Коррекционный:

сроки реализации октябрь 2016г. – март 2017г.

- Промежуточная диагностика на выявление уровня речевого развития детей.

- Корректировка программно-методического обеспечения и плана работы по результатам обследования детей врачом – логопедом.

- Организация на базе ДОУ индивидуальных консультаций родителей по вопросам проблем речевого развития детей с врачом – логопедом детской поликлиники.

- Анкетирование среди родителей «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу. Какие интегративные качества личности ребенка следует развивать» .

- Родительское собрание в группе «На пороге школы» - встреча с педагогом-психологом начальной школы, организация индивидуальных консультаций родителей по вопросам готовности детей к школе и влияния нарушений речевого развития на успешность обучения детей в первом классе.

- Подбор дополнительных дидактических материалов, приобретение музыкально-дидактических игрушек в группу на развитие слухового внимания.

- Изготовление разрезных карточек с чистоговорками по работе над звуковой стороной речи.

- Создание электронной подборки скороговорок на развитие дикции.

- Индивидуальные беседы с родителями педагогов по вопросам проблем речевого развития детей.

- Индивидуальные беседы с родителями музыкального руководителя на предмет выявления одаренных детей и организации индивидуальной работы с ними

4 этап. Обобщающий:

сроки реализации апрель – май 2017г.

- Итоговая диагностика воспитанников.

- Обобщение материала по теме самообразования «Интеграция, как метод развивающего обучения детей дошкольного возраста».

- Участие в семинаре «Проблемы речевого развития детей и способы их решения в условиях ДОУ» на методическом объединении ДОУ.

- Распространение педагогического опыта: представление проекта на МО ДОУ.

Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты и социальные эффекты:

- пополнение и усовершенствование теоретических знаний по вопросу интеграции образовательных областей на занятии.

- обновление и пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы и музыкального кабинета картотеками дидактических игр и упражнений.

- снижение процента детей с ОНР,

- положительная динамика процесса усвоения детьми правильного звукопроизношения, слоговой и грамматической стороны речи,

- развитие плавности и интонационной выразительности речи, правильного речевого и физиологического дыхания, способности правильно выполнять артикуляцию звуков отдельно и в слоговых рядах, а также расширение и активизация словарного запаса, умение самостоятельно составлять небольшие рассказы на определенную тему, придумывать необычные окончания знакомых сказок, песен.

- возрастут результаты диагностики музыкальных и творческих способностей детей в соответствии с возрастом дошкольников: умение внимательно слушать музыку, активно отвечать на вопросы о характере и содержании музыкальных произведений, развитие певческих навыков, умение играть на музыкальных инструментах; сформируются умения ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ, быстро реагировать на смену движений, координировать движения и музыку, проявлять творчество и воображение.

- Увеличится процент выявления музыкально одаренных, талантливых детей.

Анализ результатов проекта и выводы

Промежуточные результаты реализации проекта

  • положительная динамика усвоения правильного звукопроизношения, на 25% снизилось количество детей с нарушениями речевого развития разной степени тяжести
  • у детей выработана четкая дикция, правильный темп речи и ритм дыхания
  • разработан перспективный тематический план и конспекты интегрированных занятий с элементами логоритмики на разные возрастные группы
  • подобрана картотека артикуляционной и пальчиковой гимнастики, игр на координацию слова и движения; изготовлены разрезные карточки с чистоговорками;
  • у детей повысился интерес к занятиям музыки