Наверх

Проекты победителей

Заявка № 196
Номинация
Автор
Цели, задачи, методы

Тема представленного проекта

Развитие семейного тьюторства в системе дошкольного образования маломобильной группы населения (детей-инвалидов)

Цель (основная идея) проекта

Основная идея проекта заключается в разработке и внедрение в практику ДОУ семейного тьюторства, как формы оказания индивидуальной поддержки семьям, воспитывающим детей-инвалидов, в рамках функционирования консультационных пунктов/центров дошкольных образовательных организаций (ДОО).

Обоснование актуальности и значимости проекта для организации и системы образования Алтайского края

Система образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в Алтайском крае является неотъемлемой составной частью региональной системы образования. В образовательных учреждениях всех типов, удовлетворяющих образовательные потребности детей ОВЗ, воспитывается и обучается около 14 000 детей с ОВЗ, свыше 5 тысяч детей-инвалидов. В системе дошкольного образования края реализуется несколько

моделей предоставления образования детям с ОВЗ: в группах общеразвивающей, компенсирующей,

оздоровительной и комбинированной направленности, а также в условиях

групп кратковременного пребывания. Родители (законные представители), обучающие и воспитывающие

детей-инвалидов на дому самостоятельно, имеют право на получение методической помощи и поддержки на базе консультационных пунктов дошкольных образовательных

организаций (согласно ст. 64 закона «Об образовании в РФ).

Между тем, родители (законные представители), воспитывающие детей-инвалидов, зачастую не имеют возможности воспользоваться своим правом получения данной помощи на базе указанных пунктов, связано это с малой мобильностью детей-инвалидов и самих родителей.

Учитывая это, целесообразно на базе консультационных пунктов дошкольных образовательных организаций (ДОО), организовать семейное тьюторство. Семейный тьютор, в рамках настоящего инновационного проекта, - это педагог, который на дому оказывает помощь семье в образовании конкретного ребенка-инвалида, который является маломобильным и не может посещать консультационный пункт на базе ДОО. Семейный тьютор разрабатывает индивидуальную образовательную программу для ребенка-инвалида и сопровождает процесс ее реализации. Семейное тьюторство предполагает тесное взаимодействие педагога и семьи, т.к. реализация разработанной программы образования – это задача не только педагога, но и родителей (законных представителей).

Разработка и реализация данного инновационного проекта – это:

- реализация политики государства в области доступности и преемственности образования;

- реализация Концепции развития образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Алтайском крае на 2014 - 2017 годы;

- действие в рамках реализации стратегии в интересах детей в Алтайском крае на 2012-2017 годы (Постановление Администрация Алтайского края от 13 ноября 2012 г. №617).

Таким образом, значение данного проекта, на наш взгляд, заключается в том, что данная форма оказания помощи детям-инвалидам позволит решить в первую очередь вопросы доступности дошкольного образования детей-инвалидов.

Задачи проекта

1. Совершенствование системы дошкольного образования детей-инвалидов.

2. Привлечение педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания детей-инвалидов, в образовательные организации с использованием системы стимулов, обеспечивающих их заинтересованность.

2. Повышение качества семейного образования детей-инвалидов.

3. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка-инвалида, получающего дошкольное образование в форме семейного.

4. Обеспечение адаптации ребенка-инвалида к образовательной среде.

5. Оказание психологической помощи родителям (законным представителям).

6. Повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах обучения и воспитания ребенка-инвалида.

7. Стимулирование самостоятельности родителей в обучении и воспитании ребенка-инвалида.

8. Распространение информации о семейном тьюторстве среди населения.

Подробная инструкция

Описание проекта

Консультативные пункты ДОО являются мало востребованными теми родителями, которые воспитывают детей-инвалидов. Основная причина сложившейся ситуации – это малая мобильность, как самих детей-инвалидов, так и их родителей. Например, многие дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата не владеют навыками самостоятельного передвижения – это ограничивает родителям возможности передвижения с ними, создает дополнительные трудности. В тоже время на базе ДОО, в том числе компенсирующего вида, созданы консультационные пункты, педагоги которых готовы оказывать психолого-педагогическую поддержку таким семьям. Таким образом, имеет место противоречие между реальной потребностью родителей детей-инвалидов в помощи по образованию, воспитанию детей-инвалидов и невозможностью ее получения на базе функционирующих консультационных пунктов, готовых ее оказать. Сложившееся обстоятельство привело к поиску альтернативной формы оказания поддержки семьям, в которых дети-инвалиды получают дошкольное образование в форме семейного образования.

В рамках инновационного проекта педагог консультационного пункта/центра является семейным тьютором, он закреплен за конкретной семьей, ребёнком и оказывает всю ту же помощь, предусмотренную Положением о консультационном пункте/ центра ДОО, только не в стенах организации, а на дому.

Услугой семейного тьютора имеет право воспользоваться любая семья, проживающая на закрепленной за ДОО территории (согласно приказу комитета по образованию города Барнаула), имеющая ребенка-инвалида, который получает дошкольное образование в семье. Таким образом, это позволяет избежать денежных затрат (оплата проезда семейного тьютера) и минимизировать затраченное на дорогу время (как правило, за ДОО закреплены близлежащие дома, микрорайоны, которые находятся в шаговой доступности).

Семейный тьютор оказывает консультативную помощь семье, разрабатывает индивидуальную образовательную программу ребенку-инвалиду, осуществляет сопровождение по ее реализации.

Данный проект позволит охватить дошкольным образованием детей-инвалидов, которые получают его в семье, а в некоторых случаях и не получают вовсе по причине того, что для многих семей образование ребенка-инвалида – не первостепенная задача. В приоритете остается медицинское обслуживание и оказание адресной социальной помощи ребенку-инвалиду.

Необходимые условия (указать, какие кадровые, материально-технические, финансовые, нормативные, информационно-методические и иные ресурсы требуются для реализации проекта, их наличие и способы обеспечения)

Кадровые условия:

наличие в штате ДОО педагогов, владеющих соответствующими компетентностями в сфере специального образования.

Финансовые условия:

семейный тьютор должен получать денежное поощрение из стимулирующего фонда оплаты труда педагогических работников на основании оценки качества предоставляемых услуг родителями (законными представителями) ребенка-инвалида.

Ожидаемые результаты

Планируемые результаты проекта, в том числе разработанные продукты

1. Увеличение числа детей-инвалидов обеспеченных образовательными услугами, адекватными состоянию здоровья ребенка и уровню его актуального развития и потенциальных возможностей.

2. Повышение уровня готовности ребенка-инвалида к следующей ступени образования, в том числе дистанционно.

3. Создание реальной базы данных детей-инвалидов, нуждающихся в помощи семейного тьютора консультационного пункта ДОО.

4. Увеличение количества обращений семей в консультационный пункт ДОО.

Основные потребители результатов проекта

Родители (законные представители) детей-инвалидов.

Дети-инвалиды дошкольного возраста, получающие образование в форме семейного образования.

ДОО, на базе которых функционируют консультационные пункты/центра



Анализ результатов проекта и выводы

В январе 2017 года проект был запущен, на данный момент мы можем говорить лишь о прогнозируемых результатах, которые представлены выше.