Наверх

Проекты победителей

Заявка № 1601
Номинация
Мастер
Цели, задачи, методы

Актуальность исследования обусловлена тем, что современная система обучения в начальной школе предъявляет новые требования к школьнику. Одной из предпосылок к усвоению чтения, письма, счета является определить уровень сформированности пространственных представлений.

Цель исследования: изучение особенностей пространственных представлений воспитанников 6-7 лет с ОВЗ, разработка и апробация цикла коррекционно-развивающих занятий, направленных на формирование пространственных представлений у детей.

Задачи: Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме формирования пространственных представлений

Разработать систему занятий и упражнений по формированию пространственных представлений у воспитанников 6-7 лет с ОВЗ на занятиях по развитию элементарных математических представлений.

Апробация системы занятий и упражнений по формированию пространственных представлений у воспитанников 6-7 лет с ОВЗ на занятиях по развитию элементарных математических представлений.

Методы исследования: организационные; эмпирические (наблюдение, обучение); диагностические (тесты, беседы).

Подробная инструкция

В процессе коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в период подготовки их к школе ставится конкретная задача: освоение предметно-практической деятельности, способствующей пониманию пространственных отношений между предметами, т.е. формирование пространственных представлений.Требуется целенаправленная коррекционно-развивающая работа по этому разделу. С целью расширения и дополнения программного материала мною создано методическое пособие, в котором разработана система работы по формированию пространственных представлений у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья на занятиях по развитию элементарных математических представлений.

Данное пособие включает в себя следующие разделы:

Введение : обозначена актуальность исследования, что позволило сформулировать цель исследования и задачи, определить методы и ожидаемый результат

В первом теоретическом разделе представлены психологические основы анализа пространственных процессов, а так же комплексный подход к формированию пространственных представлений у воспитанников с ОВЗ в условиях дошкольного учреждения. Одним из важных условий благополучного формирования пространственных представлений у воспитанников с ОВЗ является наличие интереса к учебной деятельности, т.е. сформированность мотивации. Так как анализ пространственных отношений происходит в элементарной форме благодаря деятельности зрительного и двигательного анализаторов, поэтому в осмыслении дошкольниками пространственных отношений большое значение имеет наглядная основа.

Во втором разделе пособия представлена методика создания системы занятий и упражнений по формированию пространственных представлений у воспитанников 6-7 лет с ОВЗ.

В заключении сделан вывод по проделанной работе : апробированная система работы принесла положительный ожидаемый результат.

Прилагается список использованной литературы.

В ходе исследования , я пришла к выводу, что недостатки развития пространственных представлений могут быть скорректированы с помощью специально организованного обучения: комплекс игр и упражнений, направленных на развитие пространственных представлений. Игры, занимательные упражнения (по 5 представленным направлениям) и методика обследования пространственных представлений (5 блоков по 12 заданий и наглядный материал в виде рисунков), представлены в Приложении 1 и 2.

Ожидаемые результаты

Ожидаемый результат: в результате проведенных занятий должна значительно улучшиться пространственная ориентировка: ориентировка в схеме собственного тела, в окружающем пространстве, восприятие пространственных отношений между предметами, ориентировка на листе бумаги и на плоскости. Так же цикл дидактических игр, заданий и занимательных упражнений должен способствовать улучшению понимания и правильного употребления предлогов в речи. У воспитанников должен повыситься интерес к учебной деятельности, уверенность в собственных силах и проявление самостоятельности

Анализ результатов проекта и выводы

В результате проведенных занятий значительно улучшилась пространственная ориентировка: дети проявляют умение не только ориентироваться в правом и левом у себя и у собеседника, определять направления по словесной инструкции, определять сторонность на изображениях.

Заметное продвижение отмечается у них и в умении ориентироваться на плоскости листа, размещать рисунки в заданном месте на листе бумаги.

Коррекционная работа, направленная на развитие у воспитанников с ОВЗ дошкольного возраста пространственных представлений способствовала улучшению понимания и способности свободного оперирования данными категориями в речи. На речемыслительном уровне выявлена положительная динамика в формировании пространственного мышления, понятия о пространстве стали более адекватными, обобщенными в связи с включением операций сравнения, то есть становятся опосредованными.

Я считаю, что успех коррекционной работы значительно возрос, повысился интерес к учебной деятельности, уверенность в собственных силах. Дети стали внимательнее, на занятиях активно включались, самостоятельно выполняли действия. Мы получили удовлетворение от выполнения заданий- и тем самым обеспечили положительную мотивацию деятельности участников коррекционно-развивающего обучения.

Очевидно, что коррекционное воздействие должно быть более длительным и интенсивным и начинаться на более ранних этапах развития, что позволит лучше подготовить детей к усвоению школьной программы.

Видео-интервью