Наверх

Проекты победителей

Заявка № 2750
Номинация
Автор
Цели, задачи, методы

Тема опыта работы

Музейная комната

«Сталинградская мозаика»,

как средство организации проектной деятельности по

патриотическому воспитанию

детей дошкольного возраста.


2.2 Цели и задачи, решаемые в опыте

Цель опыта заключается в разработке единого подхода в работе по воспитанию патриотизма, любви к природе и истории родного края у детей дошкольного возраста посредством организации музейной комнаты и проектной деятельности нравственно-патриотической направленности.

Для реализации цели решались следующие задачи:

  • создание музейной комнаты «Сталинградская Мозаика» для проведения экскурсий с воспитанниками детского сада;
  • создание Совета музейной комнаты из коллег, заинтересованных в проведении работы патриотического направления;
  • оформление экспозиций патриотической направленности, сбор экспонатов;
  • разработка тематического плана работы музейной комнаты по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников на основе проектной деятельности, в результате осуществления которой, у детей старшего дошкольного возраста будут сформированы представления о Сталинградской битве, а также по изучению истории Волгоградской области через разные виды деятельности.

2.3 Педагогические средства, используемые в опыте:

  • диагностика для воспитанников;
  • занятия познавательного цикла с использованием игровых приемов;

*акции патриотической направленности «Звёздочка», «Нет войне», «Наследники Победы»;

*методическая разработка «Памятники и достопримечательности города героя Волгограда», содержащая цикл дидактических игр: «Волгоградское домино», «Пазлы», «Расскажи про свой город», «Наша земля», «Люби и знай свой край»;

*экскурсии для воспитанников, родителей в музейную комнату «Сталинградская Мозаика»;

*проекты: «Казачьему роду – нет переводу», «Мой город – душа России», «Сталинградская Мозаика», «Значение Волги в истории Волгограда» и другие.

*словесные – рассказы воспитателя с использованием макетов, беседы c проблемными ситуациями, рассказывание, составление словесных рассказов, прослушивание аудиокассет (песни военных лет, песни казаков);

*наглядные – рассматривание макетов, экспонатов военных лет, коллекции наград, карты Волгоградской области, фотографий Сталинградской битвы, предметов военных лет, просмотр видеокассет;

*практические - создание плакатов патриотической направленности, подготовка детей к проведению экскурсий, посещение музейной комнаты «Сталинградская Мозаика».

* приглашение на занятия ветеранов ВОВ, детей Сталинграда, потомственных казаков;

Подробная инструкция

2.4 Технология опыта

В программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой и М.А. Васильевой ознакомление детей с природой, в том числе с природой родного края, является частью образовательной области «Познание», которая решает задачу «формирование целостной картины мира». Данная задача включает в себя и предметное и социальное окружение. По плану занятий в старшей и подготовительной группах, формирование целостной картины мира, расширение кругозора проводится один раз в неделю. Два раза в месяц проводятся занятия по ознакомлению детей с предметным и социальным миром и два занятия в месяц по ознакомлению с природой. В результате степень компетентности дошкольников в сфере формирования нравственно-патриотических чувств нельзя признать удовлетворительной. Если нельзя признать удовлетворительными знания детей в этой области, тем более нельзя признать удовлетворительными знания детей в истории, культуре и природе Волгоградской области. А без этих знаний невозможно сформировать у детей желания гордиться и беречь родную землю. Это явилось еще одной причиной разработки данного опыта.

В начале была проведена «Диагностика уровня по формированию знаний нравственно-патриотического характера» у детей старшего дошкольного возраста. Для этого проводила занятия познавательного цикла, на которых определялась степень активности и уровень знаний воспитанников. Для диагностирования у детей желания беречь родную природу, заботиться о ней, желания больше узнать об истории родного города, как части России, использовала диагностические ситуации, как в группе, так и на участке детского сада. Результаты диагностики (приложение 1) показали, что половина детей в группе не владеют знаниями исторического прошлого своей малой родины. Поэтому поставила перед собой задачу создать в детском саду музейную комнату по патриотическому воспитанию детей «Сталинградская Мозаика» с целью воспитания любви и гордости к своей Родине, желание знакомиться с историческим прошлым родного края у детей дошкольного возраста (приложение 2).

Дальнейшим шагом в работе стала разработка перспективного плана развития музейной комнаты, где будут отражены все этапы работы на ближайшие года. Для более эффективной работы музейной комнаты предложила администрации детского сада создать Совет музейной комнаты, распределив между членами Совета обязанности по дальнейшему оформлению музея и разработке занятий и экскурсий, проводимых в музейной комнате «Сталинградская Мозаика». В дальнейшем возникла необходимость обеспечить материалом содержание комнаты. Для решения этой проблемы были привлечены родители: провела родительское собрание, несколько личных встреч, где рассказала о необходимости знания исторического прошлого своего города, своих корней, что неразрывно связано с местом, где родился и живет конкретный род. Также для создания музейной комнаты был привлечен атаман окружного казачьего общества Волгоградского казачьего округа Кривенцев Александр Анатольевич. Также ведётся сотрудничество с международным фондом «Сталинградская битва».

И наша совместная работа дала следующие результаты: в музейной комнате хранятся не только предметы военного прошлого Сталинграда, но и книги, оформленные силами родителей в типографии и созданные по собранным ими материалам: «Книга Памяти» и «Дети Сталинграда»,коллективный альбом рисунков «Царицын-Сталинград-Волгоград, диск «Сталинградская битва» и диски с песнями военных лет.

Совместными усилиями Совета музейной комнаты, родителей, была оформлена Музейная комната «Сталинградская Мозаика»,в которой оформлена «землянка», изображающая военный быт солдат. И уже с февраля 2015 года в музейной комнате проводятся экскурсии для воспитанников детского сада №376 Тракторозаводского района г. Волгограда. Для реализации исторического и краеведческого компонента каждый год составляется тематический план работы музейной комнаты. Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с историческим прошлым нашего города вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому на занятиях было решено включить в образовательную деятельность персонаж-маркер, выступающий как организационный момент ко всем мероприятиям данной тематики. Таким персонажем стала авторская игрушка-Солдат, который помогает быстро и заинтересованно включать детей в познавательную деятельность, а детям - проживать огромное количество впечатлений от увиденного или услышанного.(приложение 9) Также используются не только макеты, художественная литература, иллюстрации, но и «живые» наглядные предметы - посуда и костюмы. Часто на занятия приглашаются потомственные казаки. Они играют с детьми, разучивают песни, рассказывают об истории и традициях, объясняют смысл слов, которые современные люди редко употребляют. Все это расширяет кругозор детей, обогащает их чувства и речь, формирует отношение и представление об окружающем мире. Получают приглашение ветераны и дети Сталинграда дожившие до наших дней, чтобы поведать детям истории из своего военного прошлого- организуются встречи с интересными людьми «Волгоградский калейдоскоп».

Для проведения с детьми занятий патриотического характера разработала перспективное планирование по теме Музей «Сталинградская Мозаика», как средство патриотического воспитания детей. И один раз в месяц, дополнительно к программе «От рождения до школы», стала проводить занятия по изучению исторического прошлого нашего города в музейной комнате. Например, темы некоторых занятий: «Боевое прошлое Сталинграда», «Путешествие по памятным местам», «Мы живём на земле Волгоградской!» и т.д. (приложения № 5 - 8). Ведь смысл любого знания – понять историю собственного города, пробудить чувство гордости и заботы того мира, той окружающей среды, от которой зависит наша судьба в дальнейшем. С этой точки зрения вся совокупность наук, рождённых человеческим разумом, есть составная часть некой общей науки о том, как человеку жить на Земле, чем он должен руководствоваться в своем поведении, для того, чтобы не только сохранить самого себя, но и обеспечить будущее человечеству в целом. Главным в истории науки продолжают оставаться люди, их деятельность, условия этой деятельности, весь тот социальный и идеологический контекст, который определяет историю человечества в целом (А.Н. Шамин )

В данный момент в музейной комнате проводятся экскурсии и образовательная деятельность по знакомству с историческим прошлым родного края, ведётся работа по реализации проектной деятельности «Мы живём на земле Волгоградской!», состоящая из блоков: «Казачьему роду - нет переводу», «Сталинградская Мозаика», «Мой город – душа России!».

Ожидаемые результаты

Именно в детском саду происходит накопление ребёнком социального опыта и знаний, форм поведения в различных ситуациях. Следовательно, столь важна организация психолого-педагогических условий, в которых ребёнок раскрывается как яркая индивидуальность, передаёт своё видение мира и входит в социальные отношения, осознавая свою неповторимость.

Поэтому я поставила перед собой задачу создать в детском саду музейную комнату по патриотическому воспитанию детей «Сталинградская Мозаика» с целью воспитания любви и гордости к своей Родине, желание знакомиться с историческим прошлым родного края у детей дошкольного возраста. А также разработать систему проектной деятельности нравственно-патриотического направления.

ГИПОТЕЗА ПРОЕКТА: если в ходе реализации проектной деятельности дети приобретут знания об истории города-героя, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Анализ результатов проекта и выводы

2.5 Результативность опыта

Систематическая работа с детьми, сотрудничество с родителями, ветеранами, Международным фондом «Сталинградская битва», казаками показали, что уровень сформированности у детей патриотических знаний своей малой Родины, бережного отношения к родной природе повысился. В результате проведённой работы обогатились знания детей о родном городе, были сформированы навыки практической деятельности по распространению знаний о родном крае, развились эмпатические переживания, желание быть добрым и чутким к окружающему миру, расширились представления об окружающем мире.

Кроме того, в обобщенном мною опыте были решены следующие задачи: была создана музейная комната «Сталинградская Мозаика»; разработан перспективный план развития музейной комнаты на, создан Совет музейной комнаты, собран материал для воспитателей и родителей с целью использования его в работе музейной комнаты для знакомства с историей своей малой Родины: «Сталинградская битва», «История города Волгограда в истории страны», «Гербы-символы города», «История казачества», «Художники Волгоградской области».

Цель данного опыта заключалась в разработке единого подхода в работе по воспитанию любви к своей малой Родине, природе и истории родного края у детей дошкольного возраста. В результате проделанной работы могу сказать, что данная цель достигнута посредством организации музейной комнаты и внедрения проектной деятельности патриотического направления. Данная комната, где широко представлен "живой" наглядный материал, позволяет расширять представления дошкольников об историческом прошлом города-героя Волгограде, историческом значении Сталинградской битвы, быте казаков-защитников своей земли, и, конечно, о природе родного края.

Выводы по проделанной работе:

Реализация проекта позволил решить проблему организации познания детьми старшего дошкольного возраста преемственности исторических культурных традиций своего народа, живущего в России, на примере особенностей культуры своего края, своего города, своей семьи через воспитание в детях:

- духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье детскому саду, городу, району, к природе родного края;

- любви и уважения к своей Родине – России, к своей нации;

-толерантного отношения к представителям других национальностей, сверстникам, их родителям, соседям, другим людям;

- уважительного отношения к человеку - труженику, результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства.

Результатом работы является то, что у детей расширились знания о родном городе и местном крае. О его достопримечательностях, истории и символах, природном и духовном богатстве. Проект открыл новые знакомства с жителями города.

Реализация поставленных задач с помощью метода проектов, позволила определить их значимость: обучение шло без напряжения, не вызывало у детей утомления и состояния тревожности, а качество усвоения знаний и представлений было максимальным. Родители из «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя и администрации ДОУ. Считаю, что проектная деятельность способствует успешному формированию положительной социализации личности ребёнка.