Наверх

Проекты победителей

Заявка № 507
Номинация
Автор
Цели, задачи, методы

Педагогический проект"Юные исследователи"

На сегодняшний день новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера педагогического взаимодействия с ребенком.

В ФГОС ДО, прописано следующее: выпускник детского сада должен быть:

любознательный, активный, интересующийся новым, неизвестным в окружающем мире; способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.

Если вчера нужен был исполнитель, то сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, способной ориентироваться в информационном пространстве. Достижению данной цели способствует формирование у детей дошкольного возраста исследовательских умений.

Исследовательские умения, по мнению Н.Н. Подъякова и Н.Е. Вераксы – это показатели развития исследовательской активности, как формы её внешнего выражения.

А.И. Савенков и А. Деметроу определяют исследовательские умения как результат взаимодействия трёх относительно автономных составляющих – поисковой активности, дивергентного и ковергентного мышления.

Исследовательские умения – специальные умения необходимые для организации исследовательского поиска (А.Н. Подъяков).

Исследовательские умения согласно теоретическим положениям психологов и педагогов (С.Л. Рубенштеён, Л.Ф. Тихомирова, А.И. Савенков, Н.Н. Подъяков, А.Н. Подъяков, С.П. Арсенова) обеспечивают детям оптимальные условия для приобретения познавательно – практичекского опыта и развития их творческого потенциала, а также личности в целом.

Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, метод проектов развивает исследовательские умения детей, познавательный интерес к различным областям знаний.

Сегодня метод проектов активно и весьма успешно развивается и приобретает все большую популярность, так как рационально сочетает теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем. Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Уровень развития исследовательских способностей дошкольника обусловлен и генотипом, и средой, в которой живет и развивается ребенок. Профессор кафедры психологии МПГУ, доктор педагогических и психологических наук А.И. Савенков писал: «Многим даже в голову не приходит, что исследователь формируется не на третьем десятке лет собственной жизни, когда поступает в аспирантуру, а значительно раньше того времени, когда родители впервые приведут его в детский сад».

Метод проектов можно использовать в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности.

Таким образом, проблема развития исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста является актуальной проблемой современного дошкольного образования.

Цель проекта: создание педагогических условий эффективного развития исследовательских умений и навыков детей у детей старшего дошкольного возраста посредством метода проектов.

Гипотеза:

Мы предполагаем, что процесс развития исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности будет успешным при следующих педагогических условиях:

• создание образовательной среды, в которой проектная деятельность выступает как способ организации поэтапной практической деятельности, основанной на возможностях и индивидуальных особенностях ребенка ненавязчивом содействии родителей и педагогов;

• обеспечение условий для выполнения проектов – наличие разнообразных материалов и оборудования в свободном для ребенка доступе, многообразие и вариативность деятельности детей, интерес как главенствующий мотив деятельности;

• организация проектной деятельности детей дошкольного возраста заключается в создании и реализации различных добровольно выбираемых проектов.

Для достижения данной цели было поставлено рад задач:

• познакомить детей с понятиями: проблема, цель, задачи, гипотеза, наблюдение;

• формировать и развивать у детей умения и навыки исследовательского поиска: учить видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи;

• учить осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

• формировать умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество, умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

• воспитывать целеустремленность и настойчивость, доводить начатое дело до конца.

Методы:

  • Объяснительно-иллюстративный метод;
  • метод проблемного изложения;
  • частично-поисковый метод
Подробная инструкция

Новизна содержания данного педагогического проекта состоит в том, что, по сравнению с уже существующими способами решения проблемы развития исследовательских умений и навыков детей старшего дошкольного возраста, содержащийся в нём материал: конкретизирован, структурирован и логически изложен. Так же он дополнен авторскими стихотворениями для усвоения понятий: цель, задачи, гипотеза проекта, и наглядными карточками «Пути поиска необходимой информации». Что позволило воспитанникам «погрузиться» в самостоятельную исследовательскую практику, выявлять проблемное поле, самостоятельно его исследовать и оценить результаты своей деятельности.

Этапы работы:

1. Подготовительный

Работа по теме «Развитие исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством метода проектов» началась с изучения методической литературы по данному вопросу. Результатом анализа методической литературы по проблеме «использование метода проекта» в дошкольной образовательной организации, стало оформление папки «Коллектор», в которую вошли ксерокопии интересных статей из журналов педагогической направленности, а также электронная подборка материалов по изучаемой теме.

2. Основной этап

Многие педагоги убеждены: стоит им только загрузить ребенка задачей проведения собственного исследовательского проекта, как работа пойдет полным ходом, и задачи исследовательского обучения реализуются сами собой. Наивность этой точки зрения очевидна.

Проведение исследовательского поиска требует специальных знаний, умений и навыков. Ребенка необходимо целенаправленно обучать, давать ему эти знания, развивать и совершенствовать необходимые в исследовательском поиске умения и навыки.

Кроме того, самостоятельно добывая знания, каждый ребенок должен быть уверен в том, что все новое, им найденное, будет востребовано, интересно взрослым. Он должен быть твердо уверен, что его исследования не останутся без внимания, результаты его изысканий тщательно рассмотрят, а его непременно выслушают.

Основной этап включал 3 раздела: «Тренинг», «Исследовательская практика» «Мониторинг», заимствованные из программы исследовательского обучения младших школьников, доктора педагогических и психологических наук Савенкова А. Ильича. Данные разделы были сокращены и адаптированы для детей старшего дошкольного возраста.

1 раздел «Тренинг» Это комплекс игр и проблемно – игровых ситуаций по приобретению детьми знаний и развитию у них исследовательских умений и навыков с использованием игровых персонажей: Ёжика Любознайкина, мышки Почемучки, ГИпоПОтама Тезы.

2 раздел «Детская исследовательская практика» Реализация самостоятельных исследовательских и информационных проектов.

3 раздел «Мониторинг»

Содержание и организация мероприятий, необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения:

- представление и защита исследовательских и информационных проектов детьми в группе;

- организация ежегодной исследовательской конференции в ДОУ;

- участие в исследовательских конференциях и конкурсах на муниципальном, федеральном уровнях.

Рассмотрим более подробно каждый раздел.

1 раздел «Тренинг»

Данный раздел включает в себя 4 блока:

• «Учимся видеть проблемы»;

• «Учимся ставить вопросы»;

• «Учимся выдвигать гипотезы»;

• «Учимся делать умозаключения и выводы».

Примеры из блока «Учимся видеть проблемы»

1. На картинке нарисована коробка, установленная на столе в странном положении. Педагог предлагает детям посмотреть на картинку и сказать, есть ли в ней что-то, что удивляет. Дети должны «увидеть проблему»: коробка в таком положении не может удержаться на столе.

Тем не менее, она стоит так, как стоит. За счет чего? Дети должны высказать предположения, а потом провести подтверждающие их эксперименты - установить коробку так, как показано на картинке.

2. Другая ситуация. Педагог показывает детям мяч и просит его описать. Затем говорит, что хочет положить мяч на гладкую, слегка наклонную поверхность. Можно ли это сделать? Почему нельзя? Но ведь должен быть какой-то выход из положения? Детям предлагается придумать выходы и провести эксперименты, подтверждающие их правоту.

3. «Посмотрите на мир чужими глазами»

Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем - способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Читаем детям неоконченный рассказ:

«Наступила осень. Однажды утром небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…»

4. «Составьте рассказ от имени другого персонажа»

Задание детям формулируется примерно так:

«Представь, что ты на какое-то время стал своей любимой игрушкой, предметом мебели, камешком на дороге, животным (диким или домашним), человеком определенной профессии. Расскажи об одном дне этой воображаемой жизни».

5. «Составьте рассказ, используя данную концовку»

Иного подхода требует упражнение составить рассказ, имея только его начало или окончание. Педагог читает детям концовку рассказа и предлагает сначала подумать, а потом рассказать о том, что будет в конце или было в начале. Оцениваем в первую очередь логичность и оригинальность изложения.

Примеры концовок:

«Когда мы вышли на улицу, гроза уже закончилась».

«Маленький щенок приветливо вилял хвостом».

«Котенок сидел на дереве и громко мяукал».

6. «Сколько значений у предмета»

Детям предлагается какой-либо хорошо знакомый предмет со свойствами, также хорошо известными. Это может быть кирпич, газета, кусочек мела, карандаш, картонная коробка и многое другое. Задание - найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета.

Ребенок, таким образом, учится открывать в обыденной жизни новые, неожиданные возможности.

7. «Назовите как можно больше признаков предмета»

Педагог называет какой-либо предмет. Например, это могут быть: стол, дом, самолет, книга, кувшин и др. Задача детей - назвать как можно больше возможных признаков этого предмета. Это задание проводится как увлекательный командный конкурс. Выиграет та команда, которая назовет как можно больше признаков этого предмета (например, стол, может быть: красивым, большим, новым, высоким, пластмассовым, письменным, детским, удобным и др.)

Примеры из блока «Учимся ставить вопросы»

Важным умением для любого исследователя является умение задавать вопросы. Дети от природы исследователи, поэтому они очень любят задавать вопросы, а если их от этого систематически не отучать, то они достигают высоких уровней в данном искусстве.

1. Вы кладете на стол какой-нибудь предмет и предлагаете детям задать вопросы, чтобы узнать об этом предмете как можно больше.

Например, на столе перед детьми лежит кукла. Педагог предлагает детям задать вопросы о кукле. (Дети могут спросить, кто ее хозяйка. Где она сейчас? Почему оставили куклу на столе? Старая или новая это кукла? и т.д.). Но кукла - узнаваемый предмет, и детям понятно ее применение. А можно предложить им предмет, который они видят впервые и не знают, где и как он применяется. Это более сложная ситуация для постановки вопросов. Педагог предлагает задать вопросы об этом предмете. (Демонстрируется необычный предмет)

2. Другое упражнение связано с постановкой вопросов от лица какого-нибудь игрового персонажа или предмета. Вот картинка, на которой нарисована сова. О чем она может спросить детей? Нужно придумать вопросы за нее. А это почтальон или милиционер. Что их может интересовать?

3. Нужно учить детей пользоваться вопросительными словами. Для этого можно придумывать сказочные и полусказочные ситуации. К примеру, у мальчика Сережи в клетке живет большой говорящий попугай Кеша. Но попугай умеет говорить только вопросительные слова. Однажды в гости к Сереже пришла Лена. Попугай увидел ее и сильно разволновался, так она ему понравилась. От возбуждения Кеша стал выкрикивать известные ему слова. Но Лене самой приходилось догадываться, о чем он хочет ее спросить.

Ребенку предлагается достроить вопросы, которые не сумел задать взволнованный попугай:

- Кто…?

- Что…?

- Где…?

- Зачем…?

- Когда…?

4. К блоку «Учимся ставить вопросы» относятся и упражнения по описанию предметов. Напомните ребенку, что описать кого-то или что-то - значит ответить на вопросы:

- Что это такое?

- Чем оно отличается от других или от другого?

- Чем похоже на других или другое?

Что или кого описывать, может предлагать педагог, а можно предоставить выбор объекта ребенку.

Примеры из блока «Учимся выдвигать гипотезы»

Выдвижение гипотез тесно связано с умением задавать вопросы, так как гипотеза предполагает вероятный ответ на поставленный вопрос.

Гипотеза - это предположение. Она всегда требует проверки и в ходе проверки может подтверждаться или опровергаться. Но, прежде чем доказывать или опровергать гипотезы, их нужно научиться выдвигать. Выдвинутая гипотеза может казаться совершенно невероятной, но это не значит, что она не подтвердится.

Легче всего ребенок учится выдвигать гипотезы, если сначала предложить ему объяснять явления не только реальные, но и с фантастическими причинами.

1.Придумать пять сказочных объяснений тому, почему поют птицы, тает снег, дует ветер, светит солнце, падают листья.

2.Вслед за этим можно предложить детям придумать пять правдоподобных объяснений этого явления. В ходе этого упражнения дети осваивают «словарь гипотез». Гипотезы обычно начинаются со слов «может быть», «предположим», «допустим», «возможно», «что, если».

3.Очень полезно уметь выдвигать гипотезы, предполагающие обратное действие. Например, детям показывают какие-то знакомые предметы и спрашивают: «При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?»

4. Приведем еще несколько упражнений.

Представьте, что воробьи стали размером с больших орлов («Слоны стали меньше кошек», «Люди стали в несколько раз меньше (или больше), чем сейчас» и др.). Что бы произошло? Придумайте несколько гипотез идей по этому поводу и провокационных идей.

Найдите возможную причину события такого явления:

«Дети стали больше играть во дворах».

«Миша весь вечер не подходил к телевизору».

«Пожарный вертолет весь день кружил над лесом».

«Полицейский автомобиль стоял у дороги».

«Щенок Кузя грустно смотрел вслед Маше».

Примеры из блока «Учимся делать выводы и умозаключения»

Важным средством мышления является вывод или умозаключение. Умозаключением называется форма мышления, посредством которой на основе имеющегося у людей знания и опыта выводится новое знание. Умозаключение позволяет мышлению проникать в такие глубины предметов и явлений, которые скрыты от непосредственного наблюдения.

1. «Умозаключения по аналогии»

Для формирования первичных навыков и тренировки умения делать простые аналогии можно воспользоваться такими упражнениями:

• Скажите, на что похожи: узоры на ковре, облака, очертания деревьев за окном, старые автомобили, новые кроссовки.

Следующая группа упражнений на поиск предметов, имеющих общие признаки, они несколько сложнее:

- Назовите как можно больше предметов, которые одновременно являются твердыми и прозрачными (возможные ответы: стекло, лед, пластик, янтарь, кристалл и др.).

Усложним задание.

- Назовите как можно больше предметов, одновременно являющихся блестящими, синими, твердыми.

- Назовите как можно больше живых существ со следующими признаками: добрый, шумный, подвижный, сильный.

Кроме умозаключений, сделанных по аналогии, существует множество способов делать выводы и строить умозаключения. Приведем пример задания, позволяющего детям сделать собственные выводы по проблеме. Для этого воспользуемся следующим заданием.

2. «Как люди смотрят на мир»

Основная наша задача - помочь детям в ходе собственных несложных коллективных рассуждений сделать умозаключение (вывод). Каждому взрослому человеку известно, что люди смотрят на мир по разному, но эта мысль не столь очевидна для ребенка. Конечно, мы без особого труда и, не прибегая к помощи исследовательских методов, можем рассказать об этом детям. Но ребенок воспримет и поймет это гораздо лучше, если нам удастся избежать открытого дидактизма. Для того чтобы сделать эту мысль собственным достоянием ребенка, нужны методики и упражнения, стимулирующие активность в данном направлении.

Предложим группе такую задачу: на листе бумаги нарисованы несложные композиции из геометрических тел или линий, не изображающие ничего конкретного. Предложим детям рассмотреть их и ответить на вопрос «что здесь изображено?». Педагогу необходимо фиксировать ответы, для этого можно просто проговаривать их вслух или записывать на доске. Здесь работает принцип: чем больше вариантов решений - тем лучше. При правильной организации занятия ответов будет множество. Отмечая самые неожиданные, самые оригинальные и интересные ответы, не следует скупиться на похвалу. Хвалить детей в ходе подобных занятий очень важно, это будет придавать уверенность каждому ребенку, поможет в дальнейшем смелее высказывать самые разные идеи.

Когда ответов накопится множество, необходимо подвести итог. Задать вопрос: «кто же был прав?». При умелом педагогическом руководстве дети быстро придут к заключению, что каждый ответ можно считать правильным - «правы были все, но каждый по-своему». Затем сделать заключение, итоговый вывод из этого простого коллективного эксперимента. Для этого можно воспользоваться несложным педагогическим приемом - «подведением под идею». Подвести детей к умозаключению о том, что раз правы все, то можно сказать: «Разные люди на мир смотрят по-разному». Очень важно, чтобы в ходе этой работы дети почувствовали, как делается умозаключение.

2 раздел «Исследовательская практика»

Основное содержание работы в рамках действия этого раздела - реализация совместных, а затем и самостоятельных исследовательских и информационных проектов.

Занятия в рамках этого раздела выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе учебно-исследовательского поиска постепенно возрастает.

Методика проведения тренировочных занятий

Предлагаемая методика позволяет включить ребенка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях. Она рассчитана не только на то, чтобы обучать детей простым вариантам наблюдения и экспериментирования, но включает в себя полный цикл исследовательской деятельности - от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов. Она позволяет научить ребенка наиболее рациональному варианту поиска информации.

Для того чтобы познакомить каждого ребенка с «техникой» проведения исследования, потребовалось 4 тренировочных занятия, которые проходили в игровой форме. В ходе игр ребята усвоят понятия: цель, задачи, гипотеза посредством авторских стихотворений; научаться определять пути поиска информации, планировать проект, работать с папкой исследователя.

Рассмотрим специфику тренировочных занятий.

Подгруппа (12–13 детей) располагается вокруг нескольких составленных вместе столов, а можно посадить детей кружком на ковре. Дети должны сидеть так, чтобы каждому было видно все происходящее. Как только все удобно устроились, раскладываются все приготовленные материалы, даются объяснения: сегодня мы будем учиться проводить самостоятельные исследования - так же, как это делают взрослые ученые. Для демонстрации этапов проведения исследовательской работы выбираются два «добровольца», которым предстоит вместе с педагогом выполнить работу от первого до последнего этапа.

В качестве добровольцев лучше выбирать энергичных, активных детей, с хорошо развитой речью. Все остальные дети на первых занятиях будут участвовать только как активные зрители и помощники.

Педагог сообщает детям, что им пришло необычное письмо из леса, и зачитывает его. Письмо от бурого медведя. «Я живу в лесу. Весной, летом и осенью мне хорошо: тепло, есть пища. А зимой холодно, везде лежит снег, еды нет, и мне приходится всё это время спать. Но слышал я от сороки такую новость. Живёт где-то на севере мой родственник и ещё какие-то животные, которым зима со снегом, морозами совсем не страшна. Не мёрзнут они и не голодают, да и лета теплого у них нет. Как же они там живут? Мне и моим друзьям, лесным жителям, очень бы хотелось, чтобы вы, ребята, нам рассказали». Далее педагог спрашивает, кто из воспитанников готов помочь медведю. Выбираются два ребенка, которые смогут провести исследование и подготовить о нём сообщение. Затем уточняется, что детям нужно сделать, чтобы рассказать о северных животных. (Самим больше о них узнать). Воспитатель предлагает вспомнить, каких обитателей Севера они знают, и рассмотреть тематические карточки с изображением объектов исследований: белого медведя, тюленя, моржа, морского котика, кита, белухи, чайки, песца и др. Дошкольники по своему желанию выбирают одну из карточек. Детей заинтересовала тема «Тюлени». Объясняется исследователям их задача - получить как можно больше новых сведений о том, что является предметом их исследования, и подготовить о нем сообщение - небольшой доклад.

Необходимо помнить, что для детей это сложное, новое дело. Надо рассказать им, что существует много путей поиска информации. Необходимо использовать только те, которые доступны и известны детям. Взрослый должен подвести детей к тому, чтобы они сами назвали их. Начнем с обычных проблемных вопросов: «Что мы должны сделать в начале?», «Как вы думаете, с чего начинает исследование ученый?».

Естественно, что эти вопросы обращены не только к выделенной нами паре детей. Они адресованы всем детям, участвующим в занятии. После того как, например, кто-то из детей сказал, что новое можно узнать из книг, положите перед детьми карточку с изображением книги. Как только названы такие пути поиска информации как, спросить у взрослых или провести опыт, положите в круг карточки, обозначающие эти пути поиска информации. Так постепенно выстроится цепочка карточек. Те пути поиска информации, которые дети не назовут, на первых порах следует подсказать.

Карточки, лежащие перед детьми на столе (на ковре), не что иное, как план будущего проекта. Но, в начале, карточки раскладываются бессистемно, по мере случайного поступления предложений от детей. Затем их надо разложить последовательно, чтобы получился план будущего проекта.

Для этого необходимо обратится к коллективной беседе с детьми и начать с вопросов о том, что следует сделать в самом начале. С чего начать наше исследование? А что делать во вторую, третью очередь и далее.

Вновь дети начнут предлагать самые разные варианты. Необходимо подвести их к идее, что сначала надо подумать самостоятельно. Если в предлагаемых детьми вариантах этого предложения нет, его придется деликатно подсказать. У детей должно сохраняться ощущение, что они все делают сами. Как только с этим все согласятся, положить на первое место карточку с символом, обозначающим действие «подумать самостоятельно».

Следующий вопрос «Что нам следует сделать после этого?». Так, отвечая на аналогичные вопросы вместе с детьми, постепенно выстраивается линия из карточек: «подумать самостоятельно», «спросить у другого человека», «посмотреть в книгах», «посмотреть по телевизору», «понаблюдать», «провести эксперимент».

Можно добавить в арсенал исследования такие, как, например, «получить информацию из сети Интернет», «сходить в библиотеку». Набор карточек зависит от реальных возможностей и только ими ограничен. Чем шире возможности, тем больше путей поиска информации можно задействовать, тем лучше и интереснее пойдет работа.

Итак, план проведения исследовательского проекта составлен. Исследователи и их помощники - все участники занятия - готовы к поиску. От плана взрослого исследователя план детей отличается только лишь формой выражения: он изображен на карточках, а у взрослого исследователя описан в его текстах.

С помощью карточек обговаривается общий план действий, затем дети берут подготовленные «папки исследователя» и начинают собственный исследовательский поиск, сбор нужной информации о выбранном объекте в центрах «Мир книги» и «Юные исследователи», содержание которых максимально наполнено материалами, соответствующими изучаемой теме «Крайний Север и его обитатели». Далее работа по сбору нужной информации продолжается дома, так как такие пути поиска информации как: «Спросить у взрослых» и «Посмотреть информацию в сети Интернет» требуют подключение родителей к проектной деятельности. Важно помнить, что педагог, а так же родители во время детской исследовательской деятельности оказывают только косвенную помощь воспитанникам по мере необходимости. По истечении отведенного времени, на сбор детьми информации, рассматривают и обобщают собранный материал. Затем заслушивают выступления докладчиков.

После проведения тренировочных занятий приступают к созданию и реализации групповых исследовательских проектов.

«Методика проведения групповых проектов»

Проект «Рост и развитие растений»

Придя после зимних каникул в детский сад, ребята старшей группы «Кувшинка» обнаружили, что все комнатные растения в группе стали бледными и поникли. Встал вопрос из-за чего это произошло? После беседы с заместителем заведующего по учебно-воспитательной работе детского сада выяснилось следующее: свет в группе не включали 10 дней, а зимой световой день на севере очень короткий; растения забывали поливать; отопление в саду работало не на всю мощь. Ребят заинтересовала данная проблема, и они решили провести исследования о влиянии света, тепла и воды на рост и развитие растений. Для этого поставили цель: узнать, какое из условий: свет, тепло или вода наиболее необходимы для роста и развития растений. Предположили, что растения без тепла погибнут первыми, без воды вторыми, без света третьими. Определили пути поиска необходимой информации «Спросить у взрослых», «Провести опыт». В ходе беседы с родителями ребята выяснили, что всех быстрей всходят и растут ростки овса или пшеницы. Так как у нас в группе в центре «Науки и детского экспериментирования» был овёс, ребята решили использовать именно его для опытов. В четыре контейнера с землёй были посажены зёрна овса. Все контейнеры находились в одинаковых условиях: тепло, освещённость, достаточный полив. Через 7 дней во всех контейнерах выросли ростки овса длинной 6 см. Ребята оформили таблицу для занесения результатов по опытам. Для каждого контейнера нарисовали символы, характеризующие отсутствия одного из условий (вода, свет, тепло). Через 7 дней ребята сравнили контейнеры с ростками: гипотеза подтвердилась частично. Действительно, ростки без тепла погибли первыми. Без света ростки погибли вторыми, а не третьими, как предполагалось в гипотезе. Ростки овса полноценно росли, оставались зелёными только в четвертом контейнере, который находился в тепле, при хорошей освещённости и его поливали. Если исключить одно из условий: свет или тепло, или воду, растение рано или поздно погибнет.

Дети пришли к общему решению. Не в коем случае не оставлять растения без ухода. Зимой, когда комнатные растения нельзя вынести из детского сада, их стоит оставить у дежурного, так, как там всегда светло. По очереди вместе с родителями приходить и поливать их. На летние месяцы, когда детский сад не работает, каждый возьмёт комнатное растение домой и будет за ним ухаживать. После проведённых опытов за растениями группы стали ухаживать даже те дети, которые раньше интереса к труду в центре «Юные исследователи» не проявляли.

Проект «Удивительные цветы бархатцы»

В ходе утренней беседы об осени, её признаках, воспитатель сообщает детям о том, что приближаются первые заморозки, а на участке находится клумба, где все вместе посадили и вырастили красивые цветы - бархатцы. Хотя уже начался октябрь, а они до сих пор цветут и радуют нас. Но так будет только до первых морозов. Возникает вопрос «Как сохранить цветы?» Дети решили пересадить цветы в горшки и поставить их в центре природы. Пока решали, что нам для этого потребуется, возник ещё один вопрос «Что мы, вообще, знаем об этих цветах? И тогда, дети решили провести исследование «Удивительные цветы - бархатцы». Поставили цель: узнать, для чего можно использовать цветы бархатцы и предположили, что бархатцы нужны не только для красоты. Затем определили пути поиска информации и составили план:

• пересадить цветы в группу;

• собрать с помощью родителей и воспитателя информацию о бархатцах, о том, где их можно использовать;

• провести опыт с бархатцами;

• по итогам исследования вместе с воспитателем создать книжку «Всё о бархатцах»;

• познакомить с проектом детей старшей группы нашего детского сада.

Вместе с родителями мы купили землю и приготовили горшки для цветов. Затем пересадили бархатцы в группу в центр науки и детского экспериментирования, провели опрос сотрудников детского сада, чтобы узнать о том, знают ли они, для чего сажают бархатцы. Всего было опрошено 10 взрослых. Вот, что получилось: 5 взрослых сказали, что для красоты; 2 взрослых сказали, что бархатцы используют как лекарство при простудных заболеваниях; 3 взрослых сказали, для защиты посаженых овощей от вредных насекомых. Затем при ненавязчивой помощи родителей из книг и интернета ребята узнали много интересных способов применения бархатцев. Затем провели опыт: приготовили две чашки; кусочек чёрствого хлеба разрезали пополам; в каждую чашку положили по куску намоченного хлеба. К одному куску положили свежие соцветия бархатцев, другой оставили без соцветий; через четверо суток хлеб без соцветий покрылся плесенью.

Вывод: Бархатцы помогают сохранять свежесть продуктов.

По итогам исследования пришли к следующему результату: бархатцы используют как приправу, лекарство, краситель, украшение, отпугивающее средство. Их выращивают не только для красоты, они обладают различными полезными свойствами. Затем дети решили подарить один горшок с цветами в группу раннего возраста малышам - пусть они любуются и рассматривают бархатцы. А еще дети нарисовали бархатцы, придумали про них стихи и загадки, собрали всё в маленькую книжку. Познакомили родителей и ребят старшей группы с проектом. Теперь все знают о пользе и красоте бархатцев!

Как только вы почувствовали, что дети освоили общую схему деятельности, можно перейти к другому варианту организации этой работы - самостоятельной исследовательской практике.

«Индивидуальные исследовательские

и информационные проекты»

Исследовательская деятельность, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Желание что-либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес. Тема, «навязанная» ребенку, какой бы важной она ни казалась нам, взрослым, должного эффекта не даст. Естественно, для того, чтобы выбрать тему, интересующую ребенка, нужно знать его склонности. Суметь услышать, понять, почувствовать его интересы - сложная, но вполне решаемая педагогическая задача.

Часто приходится наблюдать, что увлеченно начатая и не доведенная сразу до конца работа (рисунок, постройка и др.) так и остается незаконченной. Выполнить исследование «на одном дыхании» практически очень сложно. Учитывая эту особенность детской природы, следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени. Длительность выполнения самостоятельного проекта целесообразно ограничить сначала одним днём, затем одной-двумя неделями и постепенно переходить к среднесрочным проектам, рассчитанным на месяц. Вооружившись всем необходимым, каждый ребенок начинает действовать самостоятельно, включается в собственный исследовательский поиск. Задача - собрать нужную информацию, используя возможности всех доступных источников, обобщить ее и подготовить доклад. Дети работают самостоятельно, изучая все, что связано с выбранной ими темой. Задача педагога - выполнять обязанности активного помощника, консультанта, помогать тем, кто нуждается в помощи в данную минуту. Во время сбора материала каждый ребенок работает над своей темой, делает это в своем темпе, перемещается по группе так, как ему хочется. Это вносит элемент необычности в процесс работы, но никаких непреодолимых сложностей обычно не возникает. Взрослому, для того, чтобы действовать эффективно и успешно, надо помнить несложные правила.

Правила сопровождения детского исследования

1. Всегда подходите к проведению работы творчески.

2. Учите детей действовать самостоятельно, независимо, избегайте прямых инструкций.

3. Не сдерживайте инициативы детей.

4. Не делайте за них то, что они могут сделать, или то, что они могут научиться делать самостоятельно.

5. Не спешите с вынесением оценочных суждений.

6. Помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний:

а) прослеживать связи между различными предметами, событиями и явлениями;

б) формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;

в) анализировать, синтезировать и классифицировать информацию.

Для самостоятельной работы над проектами для детей были созданы следующие условия:

• дополнен центр науки и детского экспериментирования «Юные исследователи» различными материалами, тематическими альбомами, папкой с описанием структуры проектов, папкой с карточками «Пути поиска необходимой информации», распечатанные презентации групповых проектов;

• дополнен центр «Мир книги» детскими энциклопедиями, познавательными журналами и художественной литературой.

В подготовительной к школе группе дети самостоятельно работали над следующими проектами: «Все секреты зубной пасты»; «Лук волшебник» «Витаминное мыло своими руками «Лего-конструирование - модная игра или серьёзное занятие?» «Огонь друг и огонь враг»; «Интересные факты из жизни животных Архангельской области»; «Образ Бабы – Яги в русских народных сказках»; «Зачем нужен хвост?»; «Молочные продукты в домашних условиях»; «Компьютерные игры - польза или вред?».

3 раздел «Мониторинг»

После завершения проекта его надо представить. Представление проектного продукта происходит в виде презентации. Презентация дает детям возможность поделиться радостью, эмоциями с друзьями. Докладчик вынужден структурировать информацию, выделить главное, дать определения основным понятиям и не просто рассказать, а обучить этим сведениям других. Не важно, что содержание материала, с которым работают дети, выглядит простым и даже может показаться примитивным с точки зрения взрослого. Для нас в данном случае важно, что за этим внешне простым делом формируются ценнейшие качества творческой личности.

Обучающиеся обычно настроены по отношению к докладчику критически, ведь к его словам они относятся иначе, чем к словам педагога. Дети в этих условиях легко и естественно включаются в спор, задают вопросы, делают поправки, если они с чем-то не согласны. Эти моменты очень важны, на них следует «акцентировать» собственное внимание и внимание детей. Вряд ли существует более эффективное средство для развития критического мышления, чем этот способ.

По итогам защиты необходимо поощрить не только тех, кто хорошо отвечал, но и обязательно тех, кто задавал «умные», интересные вопросы. Дети презентуют свои проекты сначала в группе, затем на детской исследовательской конференции «Хочу всё знать!», которая вот уже 2 года проводится в нашей дошкольной организации, также участвуют в ежегодной городской научно-исследовательской конференции для детей старшего дошкольного возраста «Мои первые исследования». Выступая на конференциях, дети приобретают опыт публичной защиты, учатся излагать добытую информацию, доказывать свою точку зрения, используя демонстрационный материал: таблицы, плакаты, макеты или компьютерные презентации. Конференции открыты для всех желающих: педагогов, сверстников, родителей.

Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты:

  • Дети демонстрируют положительное отношение к исследовательской деятельности;
  • ориентированы на активное приобретение дополнительных знаний;
  • принимают к решению самостоятельно поставленные задачи;
  • умеют видеть проблему;
  • умеют выдвигать гипотезы;
  • умеют делать выводы;
  • умеют ориентироваться в справочной литературе;
  • с помощью взрослого пользоваться ресурсами Интернета;
  • выражать свои мысли, задавать вопросы;
  • проявляют самостоятельность при изготовлении проектного продукта консультации необходимы на начальном и завершающем этапах работы.
Анализ результатов проекта и выводы

На заключительном этапе была проведена диагностика для выявления уровня развития исследовательской компетентности детей старшего дошкольного возраста. В диагностике участвовали 25 детей.

Результаты:

низкий уровень - 2 ребёнка: у них преобладает нейтральное отношение к исследовательской деятельности; они не видят проблему; слабо ориентируются в справочной литературе; плохо выражают свои мысли, не умеют задавать вопросы по существу; выполняют только те задачи, которые поставил педагог; слабый самоконтроль выполнения действий;

средний уровень - 7 детей: они демонстрируют положительное отношение к исследовательской деятельности; но не всегда видят проблему, могут выдвинуть гипотезы, умеют делать выводы; умеют ориентироваться в справочной литературе, пользоваться ресурсами Интернета; умеют выражать свои мысли, задавать вопросы; проявляют самостоятельность при постановке задач; самоконтроль проявляется не на всех этапах исследовательской деятельности; испытывают потребность в консультации воспитателя на большинстве этапов работы;

высокий уровень - 16 детей: они демонстрируют положительное отношение к исследовательской деятельности; ориентированы на активное приобретение дополнительных знаний; принимают к решению самостоятельно поставленные задачи; умеют видеть проблему, выдвигать гипотезы, делать выводы; умеют ориентироваться в справочной литературе, пользоваться ресурсами Интернета; выражать свои мысли, задавать вопросы; проявляют самостоятельность при изготовлении проектного продукта; консультации необходимы на начальном и завершающем этапах работы.

Участие детей в конференциях:

Название проекта

Результат

«Условия роста растений»

IIМеждународный конкурс детских исследовательских работ (проектов) «Мои первые открытия» - лауреаты (групповой проект)

«Зачем нужен хвост?»

I городская исследовательская конференция детей дошкольного возраста «Мои первые исследования» - I место

«Удивительные цветы – бархатцы»

VII Юбилейный Всероссийский конкурс детских исследовательских работ (проектов) «Мои первые открытия» - лауреаты (групповой проект)

«Лего - конструирование, это модная игра или серьёзное занятие?»,

II городская исследовательская конференция детей дошкольного возраста «Мои первые исследования» - II место

«Молочные продукты своими руками»

II городская исследовательская конференция детей дошкольного возраста «Мои первые исследования» - II место

«Образ бабы – Яги в русских народных сказках»

II городская исследовательская конференция детей дошкольного возраста «Мои первые исследования» - I место

«Компьютерные игры - польза или вред?»

II городская исследовательская конференция детей дошкольного возраста «Мои первые исследования» - I место

«Интересные факты о жизни животных Архангельской области»

II городская исследовательская конференция детей дошкольного возраста «Мои первые исследования» - участник

Заключение

92 % детей способны оперировать понятиями: тема, проблема, цель, задачи, гипотеза. У них сформированы исследовательские умения, приобретенные в ходе проектной деятельности: видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, планировать свою деятельность, осуществлять наблюдения, опыты, сбор информации, высказывать суждения, делать выводы. Они способны создавать проект на интересующую тему с помощью исследований.

В результате проделанной работы можно сделать вывод, что привлекая детей старшего дошкольного возраста к проектной деятельности, можно целенаправленно развивать их исследовательские умения и навыки.

Реализация метода проекта на практике привело и к изменению моей позиций как педагога. Из носителя готовых знаний превращаешься в организатора познавательной, исследовательской, поисковой и творческой деятельности, также меняется и психологический климат – содружество. Изменения, главным образом, происходят в сфере социальной: научить детей приобретать сумму знаний самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач. Таким образом, внедрение в образовательный процесс проектной деятельности способствует развитию свободной, творческой, социально адаптированной личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе, с одной стороны, и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей и других членов семьи.

Видео-интервью