Наверх

Проекты победителей

Заявка № 2377
Номинация
Мастер
Цели, задачи, методы

Проект «Страна Мультяшкино»

Введение

К сожалению, в последнее время, детей с речевыми нарушениями становиться все больше и больше. Данные нарушения все чаще носят стойкий характер – речь страдает как целостная система. Глобальная компьютеризация, изменение стилей общения и воспитания, когда телевизор или экран компьютера, становятся чуть ли не главными в семье, действительно привносят в мониторинг речевого развития детей свои коррективы – конечно с отрицательным коэффициентом.

Современные дети очень много сидят перед телевизором, компьютером и смотрят современные мультфильмы «Монстерхайм», «Симпсоны», «Свинка Пэппа», «Черепашки-ниндзя», «Том и Джерри» и многие другие, смысл в которых отсутствует. Из репертуара детей ушли простые советские и российские мультфильмы с легким поучительным сюжетом «Хомка и его друзья», «Простоквашино», «Крошка Енот» и другие.

И уже не секрет, что многие мультфильмы, особенно зарубежного производства, способствуют искажению восприятия окружающей действительности, а также отрицательно влияют на психическое, интеллектуальное и речевое развитие ребенка.

При логопедическом обследовании речи детей средних, старших и подготовительных групп, нарушения речи обнаруживаются у 60-80% детей, то есть речь большинства детей не соответствует возрастной норме. Принимая во внимание постоянный рост количества детей, имеющих нарушения речи, встает вопрос о профилактике речевых нарушений, как наиболее значимый и приоритетный. Действительно, возраст 3-4 летних детей - это самый сенситивный период формирования и развития базовых речевых компонентов – моторики, фонетики, лексики, связной речи. Необходимо учитывать эту особенность и уделять развитию речи детей как можно больше времени. Но для благоприятного «включения» в образовательный процесс малышам необходим мощный стимул – это интерес. А современным детям интересны мультфильмы и телепередачи. Получается замкнутый круг!

И здесь перед нами, логопедом и воспитателями, встал вопрос: «А что, если вред перевести во благо?» Тем более что запретить смотреть мультфильмы ребенку – нереально. Реальнее – мультфильмы смотреть вместе с ребенком, благо в нашем российском и тем более советском кинематографе очень много замечательных мультфильмов – которые не только не причинят вред ребенку, но и наоборот, помогут, при правильном их «преподнесении» в развитии пассивной и активной речи малыша.

Еще лучше будет, если вся семья ребенка – мама, папа, бабушки, дедушки, братья и сестры активно включаться в данный процесс, совместно изучая каждый мультфильм, знакомясь с новыми мультгероями.

Тем более, что в России 2016 год объявлен годом Российского кино.

К тому же, одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования детей.

В связи со всем этим, нами было принято решение о составлении и внедрении проекта для малышей «Страна Мультяшкино», направленного на профилактику речевых нарушений посредствам активного взаимодействия с семьями воспитанников.

Участники проекта: учитель-логопед, воспитатели, дети младшего и среднего дошкольного возраста, их родители и близкие родственники.

Вид проекта: познавательно-развивающий, практико-ориентированный.

Гипотеза проекта: Создание единого пространства для развития ребенка, когда усилия педагогов и родителей осуществляются совместно, осознанное включение родителей в единый процесс по развитию речи детей позволит значительно повысить его эффективность и предотвратить наличие у них «сложных» речевых нарушений в дальнейшем.

Цель проекта: создание оптимальной среды для взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей с семьями воспитанников как условия для профилактики и развития речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста.

Задачи проекта:

- сформировать единое пространство социального развития между учителем-логопедом, воспитателями и родителями на основе дружеского, доверительного отношения;

- способствовать адекватному включению родителей в коррекционно-развивающий процесс;

- повысить компетентность родителей в вопросах развития речи детей;

- внедрить разнообразные методы и приемы по формированию и развитию речевых навыков у детей младшего и среднего дошкольного возраста;

- познакомить воспитанников с мультипликационными героями советских и российских фильмов; формировать правильное отношение детей к репертуару мультипликационных фильмов, мероприятиям, связанным с ними;

- создать условия для проявления положительных эмоций;

- создать условия для самостоятельного познания окружающей действительности на доступном для воспитанников уровне.

Методы работы:

- получения новых знаний (рассказ, объяснение, беседа, иллюстрация, демонстрация);

- закрепления и повторения изученного материала (беседа, повторение);

- эмоционального стимулирования (использование игр и игровых форм организации работы);

- развития познавательного интереса (выстраивание игрового, приключенческого сюжета, стимулирование занимательным содержанием);

- формирования ответственности и обязательности (предъявление педагогических требований);

- освоения элементарных норм ведения разговора;

- анализ продуктов детской деятельности.

Подробная инструкция

Данный проект является долговременным – рассчитан на 2 года обучения: первый этап – работа с детьми младшего возраста; второй этап – проведение занятий с детьми средней группы.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап (сентябрь-октябрь 2016г.)

Содержание первого этапа:

  • Анкетирование родителей воспитанников младшей группы с целью выявления проблемных вопросов речевого развития детей;
  • Экспресс-диагностика уровня речевого развития детей младшей группы;
  • Анализ уровня педагогической компетентности родителей о речевых проблемах детей и способах их устранения;
  • Подбор методической литературы по практической логопедии в работе с дошкольниками;
  • Презентация: информирование родителей об основных направлениях проектной деятельности «Страна Мультяшкино», распределение ролей.

Основной этап. (2016-2017 уч.год, 2017-2018 уч.год)

Содержание второго этапа:

  • Проведение групповых занятий, совместно с родителями,

по развитию речевых навыков:

  • для детей младшей группы (2016-2017 уч.год) – знакомство с мультгероями
  • для детей средней группы (2017-2018 уч.год) - активное включение детей в процесс мультитворчества

II. Подборка и апробирование системы методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников:

  • проведение родительских собраний, семинаров-практикумов, мастер-классов, консультаций, выставок методической литературы для родителей
  • проведение индивидуальных консультаций (по необходимости)
  • создание информационно-методического стенда «Стана Мультяшкино» (еженедельно, теоретический и практический материал)

Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в образовательно-развивающем процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании ребенка.

Заключительный этап (апрель-май 2018г.)

Содержание третьего этапа:

  • Экспресс-диагностика уровня речевого развития детей средних групп
  • Анкетирование родителей с целью определения уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей
  • Анализ эффективности проделанной работы: со стороны всех участников образовательного процесса
  • Творческий отчет о проекте «Страна Мультяшкино» на педсовете ДОУ и МО учителей-логопедов.

Работа с детьми младшей группы (3-4 года).

Основное направление – знакомство с новыми мультгероями и встреча с уже хорошо известными. На каждом занятии к ребятам приходят разные герои из советских или российских мультфильмов. Вместе с мультгероями дети знакомятся с окружающей действительностью, обогащая свой словарный запас, а также развивая монологичную и диалогичную речь. Обязательными являются артикуляционные и пальчиковые игры – для развития мелкой и речевой моторики, предупреждения и преодоления дизартрических состояний.

Каждое занятие строится по особому алгоритму, с целью активизации внимания каждого ребенка, сплочению всех участников и наилучшему включению в работу.

Принципы построения занятий:

  • использование ритуалов;
  • наличие эмоциональной «завязки» занятия (присутствие мультгероя);
  • использование заданий по возрасту;
  • чередование заданий, требующих усидчивости, с заданиями на двигательную активность;
  • использование наглядных пособий, работа с различными предметами;
  • использование заданий на развитие всех познавательных функций;
  • использование элементов логоритмики на каждом занятии.

Структура занятий:

  • Начало занятия – ритуал приветствия (зажигание свечи).
  • Игры и игровые приемы по развитию артикуляционной и (или) мелкой моторики
  • Эмоциональная завязка (приход мультгероя).
  • Знакомство с героем, раскрытие темы занятия.
  • Беседа и игры по теме, направленные на развитие речи, внимания и мышления
  • Речь с движением (в контексте темы) – логоритмические упражнения.
  • Спокойные игры по теме.
  • Ритуал прощания.

Содержание занятий:

Содержание занятий направлено на развитие следующих речевых сфер детей:

- речеслухового восприятия, внимания и памяти;

- артикуляционной, мелкой и общей моторики;

- пассивного и активного словаря (уточнение, пополнение и активизация);

- лексико-грамматических категорий (согласно возрастным нормам);

- связной речи.

Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью – 15-20 минут, в зависимости от состояния детей продолжительность занятий может варьироваться в рамках 5-ти мунут.

Работа с детьми старшей группы (4-5 лет).

Основное направление: активное включение детей в процесс мультитворчества, развитие речи, через расширение представлений дошкольников об окружающем мире, развитие познавательного интереса к созданию мультфильмов.

Задачи:

- развивать речь детей, через обогащение и расширение словарного запаса, развитие лексико-грамматических категорий языка и связной речи;

- формировать представления о последовательности создания мультфильмов;

- обогащать личный опыт детей знаниями, эмоциями и впечатлениями, необходимыми для правильного понимания содержания мультфильмов;

- воспитывать у детей интерес к советским и российским мультфильмам, поддерживать непосредственный эмоциональный отклик на мультипликационный фильм и его героев;

- закрепить в памяти детей знакомые мультфильмы, узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам и т.д.

Календарно-тематическое планирование

Месяц

Дата

Тема

Цель

Мультгерой

октябрь

05.10.16 г.

Вводное занятие. «Здравствуйте»

Обучение умению составлять словосочетания, отвечать на заданные вопросы. Развитие артикуляционной и мелкой моторики. Проговаривание стихотворения под двигательное сопровождение

Добрый волшебник из страны Мультяшкино

12.10.16 г.

«Игрушки»

Обогащение словарного запас детей. Обучение умению использовать в речи сложносочиненные предложения, существительные в родительном падеже множественного числа. Развитие сенсорных навыков.

Добрый волшебник из страны Мультяшкино

19.10.16 г.

«Осень»

Обогащение словарного запаса детей. Обучение умению внимательно рассматривать сюжетные картинки («Осень»), отмечать детали. Способствовать усвоению слов-антонимов; сенсорному развитию, слуховому восприятию.

Добрый волшебник из страны Мультяшкино

26.10.16 г.

«Овощи»

Обогащение словарного запаса детей. Обучение умению употреблять предлоги в, ж, на; составлять сложносочиненные предложения с противительным союзом а. Развитие сенсорных навыков.

Колобок

ноябрь

02.11.16 г.

«Фрукты»

Обогащение словарного запаса детей. Обучение умению употреблять предлоги на, в, под, возле; составлять сложносочиненные предложения с противительным союзом а. Развитие сенсорных навыков.

Колобок

09.11.16 г.

«Овощи-фрукты»

Обучение умению дифференцировать обобщающие понятия овощи — фрукты.Закреплять речевой материал по теме. Обучение умению составлять предложения с предлогами ви возле. Развивать внимание к речи воспитателя, учить повторять короткие рифмовки.

Колобок

16.11.16 г.

«Одежда»

Обогащение словарного запаса детей. Обучение умению различать и называть детали одежды; комментировать свои действия. Формировать умение отвечать на вопросы полными предложениями.

Лиса и заяц

23.11.16 г.

«Обувь»

Обогащение словарного запаса детей. Обучение умению составлять предложения, опираясь на образец воспитателя; правильно употреблять существительные в родительном падеже, в уменьшительно-ласкательной форме; дифференцировать понятия левый — правый.

Лиса и заяц

декабрь

01.12.16 г.

«Умка ищет друзей»

Обогащение словарного запаса детей. Развитие навыков связной речи. Формирование навыка составления предложений опираясь на предметные картинки и вопросы педагога. Формировать наглядное представление об опытной деятельности

Умка

07.12.16 г.

«Зимние забавы»

Закрепление и обогащение знаний детей по теме «Зима». Обучение умению отвечать на вопросы. Способствовать развитию связной речи.

Умка

14.12.16 г.

«В гости к деду Морозу и Снегурочке»

Обогащение словарного запаса детей. Развитие навыков связной речи. Обучение умению отвечать на вопросы.

Дед Мороз и Снегурочка

21.12.16 г.

«Новогодний праздник»

Обогащение словарного запаса детей. Развитие навыков связной речи. Обучение умению запоминать рифмованный текст, координировать его с движениями.

Дед Мороз и Снегурочка

январь

11.01.17 г.

«Посуда»

Обогащение словарного запаса детей. Обучение умению различать и называть детали посуды. Формировать навык составления сложносочиненных предложений. Способствовать усвоению категории родительного падежа множественного числа. Способствовать сенсорному развитию. Развивать навыки связной речи.

Федора

18.01.17 г.

«Продукты питания»

Обогащение словарного запаса детей. Закрепление названий частей суток. Обучение умению называть основные геометрические формы. Способствовать усвоению существительных в родительном падеже множественного числа. Учить различать слова, близкие по звучанию; отвечать на вопросы воспитателя. Развивать навыки связной речи.

Федора

25.01.17 г.

«Домашние животные»

Обогащение словарного запаса детей. Обучение умению составлять рассказ-описание по картинке; строить предложения из четырех слов с предлогом около; повторять и запоминать рифмованный текст, координируя его с движениями.

Айболит

февраль

01.02.17 г.

«Детеныши домашних животных»

Обогащение словарного запаса детей. Обучение умению составлять сложносочиненные предложения с противительным союзом а, простые предложения с предлогом около; имена существительные в форме, единственного числа и множественного числа, Развитие навыков связной речи. Развитие первоначальных навыков слогового анализа.

Айболит

08.02.17 г.

«Дикие животные наших лесов»

Обогащение словарного запаса детей. Развитие навыков связной речи. Обучение умению составлять сложносочиненные предложения с противительным союзом а.

Айболит

15.02.17 г.

«Детеныши диких животных»

Обогащение словарного запаса детей. Обучение умению слушать вопросы воспитателя и отвечать на них; составлять сложносочиненные предложения с противительным союзом а, простые предложения с предлогом около; употреблять имена существительные в форме единственного и множественного числа. Развивать навыки связной речи; первоначальные навыки слогового анализа.

Айболит

22.02.17 г.

«Дикие и домашние животные»

Обучение умению детей сравнивать домашних и диких животных, отмечать их сходство и различие. Закрепление обобщающих понятий. Обучение умению составлять предложения с союзом а. Развитие навыков связной речи.

Айболит

март

01.03.17 г.

«Мамин праздник»

Уточнение и расширение качественного словаря по теме. Фраза с прямым дополнением.Расширение глагольного словаря. Формирование умения отвечать на вопросы полным предложением. (работа по сюжетным картинкам)

Лунтик

15.03.17 г.

«Семья»

  • Расширение предметного словаря по теме, введение обобщающего слова.

Расширение глагольного словаря. Введение фразы

Лунтик

22.03.17 г.

«Части тела»

Обогащение словарного запаса детей. Обучение умению согласовывать количественные числительные с существительными; повторять и запоминать рифмованный текст, координируя его с движениями.

Лунтик

30.03.17 г.

«Вместе весело шагать, вместе весело играть»

Закрепление знаний и умений по изученным темам. Встреча с мультгероями, которые приходили «в гости»

Все герои

апрель

05.04.17 г.

«Транспорт»

Обогащение словарного запаса детей. Обучение умению образовывать глаголы с разными приставками; согласовывать числительные с существительными. Развитие навыков связной речи.

Крокодил Гена и Чебурашка

12.04.17 г.

«Виды транспорта»

Обогащение словарного запаса детей. Закрепление знаний о различных видах транспорта. Развитие навыков связной речи.

Крокодил Гена и Чебурашка

19.04.17 г.

«Наш дом»

Обогащение словарного запаса детей. Развитие навыков связной речи. Формирование первоначальных навыков слогового анализа.

Крокодил Гена и Чебурашка

26.04.17 г.

«Мебель»

Обогащение словарного запаса детей. Обучение умению употреблять предлоги для, за, под. Формирование умения отвечать на вопросы без воспитателя. Развитие навыков связной речи.

Крокодил Гена и Чебурашка

май

03.05.17 г.

«Весна»

Обогащение словарного запаса детей. Развитие навыков связной речи. Обучение умению сопровождать рифмованный текст движениями.

Кот Леопольд

10.05.17 г.

«Насекомые»

Обогащение словарного запаса детей. Обучение умению правильно образовывать глаголы с разными приставками; отвечать на вопросы воспитателя. Развитие навыков связной речи.

Кот Леопольд

Ожидаемые результаты

Планируемый результат:

  • Положительная динамика речевого развития детей (значительно уменьшиться количество детей, нуждающихся в квалифицированной логопедической помощи в старшей группе).
  • Заинтересованность и активное участие родителей в работе по профилактике и коррекции речевых нарушений детей младшего и среднего дошкольного возраста.
  • Обученность родителей доступным формам и методам развития речевых навыков; умение применять полученные знания на практике.
  • Расширение знаний детей о мультипликационных фильмах советского и российского производства.
Анализ результатов проекта и выводы

На данном этапе проект реализуется, но уже видны положительные результаты: положительная динамика речевого развития детей; активное включение родителей в образовательно-воспитательный процесс

Видео-интервью