Наверх

Проекты победителей

Заявка № 801
Номинация
Автор
Цели, задачи, методы

Проект : «Сделаем вместе!»

Постановка проблемы.

Во “Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей” говорится: “Дети мира невинны, уязвимы и зависимы. Они также любознательны, энергичны и полны надежд. Их время должно быть временем радости и мира, игр, учёбы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии и сотрудничестве...”.

Таким образом, на первый план выдвигается самоценность личности подрастающего человека, независимо от особенностей его развития и уровня здоровья. Одарённые дети и дети с ограниченными возможностями здоровья, так же как и дети с нормативным развитием - все должны иметь возможность удовлетворить свою потребность в развитии.

Специалисты отмечают, что за последние десятилетия в России резко возросло число детей, нуждающихся в комплексной реабилитации психического здоровья. Анализ анамнестических данных детей, посещающих наше дошкольное учреждение (детский сад комбинированного вида с 2-мя группами компенсирующей направленности), также констатирует различные отклонения в развитии. Самой частой патологией на сегодняшний день являются различные нарушения эмоционально-волевой сферы — гиперактивность, дефицит внимания, а также так называемые расстройства аутичного спектра. Эти нарушения влекут за собой прежде всего социальные, а в последствии и учебные проблемы детей : сложность, а зачастую и невозможность адаптироваться в детском коллективе, трудности в усвоении учебного материала.

Воспитанники детского сада (273 ребенка) имеют различные отклонения в развитии это:

  • дети с речевой патологией 75% , из них 13 % ОНР 2 уровень;
  • дети с низким уровнем развития высших психических функций: зпр -3%; сдвг-26%;
  • дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (несформированность навыков общения, агрессивные, замкнутые и т. д.) 21%;
  • дети с повышенной невротизацией: истерики, энурез, заикание 18%.

Специалистам ДОУ -педагогам психологам, учителям логопедам- справиться с такими отклонениями, используя традиционные способы, удается лишь отчасти. Результативность коррекционной работы по вышеперечисленным проблемам составляю от 62 % до 70%

Состояние психическогоздоровья детей ДОУ

Количество детей на начало 2013-2014 уч.года, имеющих проблемы развития

Количество детей на конец2013-2014 уч.года ,имеющих проблемы развития

Количество детей на начало 2014-2015 у.года, имеющих проблемы

Количество детей на конец 2014-2015 у.года , имеющих проблемы

Количество детей на начало 2015-2016 у.года, имеющих проблем

Количество детей на конец 2015-2016 у.года, имеющих проблемы

-болезни нервной системы (невротические реакции)

15

13

27

17

23

12

психические расстройства (речевые отклонения, ЗПР)

44

9

63

16

64

14

Всего:

59

22

90

33

87

26

Динамика 62% 63% 70%

Методы ,направленные на сам симптом и мало учитывающие природу его возникновения, сегодня оказываются малопродуктивными.Именно поэтому очень актуален поиск , изучение и внедрение новых современных технологий, которые призваны стать не дополнительным «довеском» в работе с детьми, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его развивающую направленность.

По мнению современных нейрофизиологов ,нейропсихологов незрелость познавательных процессов, дефицит внимания, гиперактивность и даже агрессия напрямую связаны с незрелостью мозговых структур .Центром нашего поведения и восприятия мира является мозг. Протекающие в нем процессы, определяют, качество развития. Если мы видим в развитии ребенка отклонения, нужно понимать, что это следствие дисфункции , несформированности определенных структур мозга или их недостаточная востребованность.. (Б.А. Архипов, 1995; С.О.Умрихин, 1992; Сафронова ,2001; Т.Г.Горячева в 1997 ;А.В.Семенович, 2002, 2004, 2005). В условиях современной жизни, как правило, эти две причины слиты («обедненность окружающей среды накладывается на деформацию церебральных и соматических механизмов развития» .А. В. Семенович) и лежат в основе «отклоняющегося развития»,а методы коррекции работают лишь отчасти, не всегда оказываются продуктивными,так как направлены на ослабление выявленных нарушений, а не на причину их возникновения. В этом контексте представляется весьма актуальным применение в коррекции детского развития современных инновационных технологий с элементами нейропсихологического сопровождения , основанных на методах сенсомоторной коррекции, биологической обратной связи ,мозжечковой стимуляции ,межполушарного взаимодействия .Значимость данного подхода заключается в том, что он, ориентирован не на сам симптом, а на причину его появления.


Цель проекта: повышение эффективности работы с детьми дошкольного возраста по коррекции проблем психического развития .

Задачи проекта:

1.Изучение и внедрение в коррекционную работу с детьми технологий мозжечковой стимуляции, функционального биоуправления с биологической обратной связью.

2.Разработка и внедрение новых инновационных направлений коррекционной помощи детям с ОВЗ в ДОУ.

3.Повышение квалификации специалистов ДОУ в области нейропсихологии и коррекции пограничных состояний дошкольников.

4.Психолого-педагогическая поддержка семей ,имеющих детей с особыми потребностями.

5.Повышение результативности коррекционной работы до 85 %.

Целевая аудитория :

  • дети, имеющие задержку психического развития, дефицит внимания гиперактивность, тревожность, высокий уровень психоэмоционального напряжения;
  • специалисты детского сада: старший воспитатель, педагог-психолог, учитель логопед;
  • родители детей ,имеющих проблемы в развитии

Проект опирается на комплексный подход, основанный на взаимосвязи сенсорной и моторной функций. Реализуется через комплекс занятий, включающих в себя индивидуальную работу с ребенком с применением методов мозжечковой стимуляции ,, технологии функционального биоуправления, сенсомоторного развития,песочной терапии

Подробная инструкция

БОС технология занятие https://youtu.be/-8ghv0chU1M

https://youtu.be/Pw4ZJgKRnMU видео- занятие по мозжечковой стимуляции

МДОУ №20 Железногорск. Занятия подготовлены ст.воспитателем Беликовой С.Н.

. В первую очередь, необходимо понимать, что представленные методы работы не выступают как обучение. Они предполагают формирование основных функций и процессов, которые необходимы ребенку для дальнейшего развития. Важно скоординировать работу отдельных зон мозга, построить разнонаправленные мозговые связи - выстроить фундамент психической деятельности, а также активизировать внутренние резервы организма, развить самоконтроль и саморегуляцию

Направления коррекционной работы.

1.Сенсомоторное развитие с мозжечковой стимуляцией

Что это такое?

На основании научно-практических исследований, многие нейропсихологи и специалисты коррекционного образования считают, что мозжечок – это ключ к обучению, в том числе, к нормальному интеллектуальному, речевому и эмоциональному развитию ребенка. Мозжечок не только регулирует нашу двигательную активность и отвечает за равновесие тела в пространстве, но и имеет очень тесную связь со всеми отделами мозга из-за повышенной концентрации нейронных связей. Следовательно, стимулируя работу мозжечка, мы можем восстановить функции тех отделов мозга, которые у ребенка "притормаживали", в следствие чего у него наблюдались те или иные отставания в развитии, лабильность нервной системы, СДВГ и другие нарушения. В методику сенсомоторного развития с мозжечковой стимуляцией интегрированы элементы лицензионной программы из США «Learning Breakthrough» ("Прорыв в обучении ",разработчик программы Френк Бильгоу). ). В основу занятий положены упражнения, направленные на совершенствование функций мозжечка и базальных ганглиев – структур мозга, активно участвующих в формировании познавательной деятельности и поведении ребенка. Они включают упражнения на равновесие, развитие зрительно-моторной координации. Для выполнения упражнений разного уровня сложности использую балансировочную доску доктора Бильгоу, стенд с мишенями ,мячи и другое оборудование

Какую проблему решаем?

У большинства детей с проблемами развития функции мозжечка нарушены. Таким детям нужна мозжечковая стимуляция, вестибулярные, тактильные и мышечные ощущения. Выполнение упражнений на балансировочной доске улучшает взаимодействие и синхронизацию работы обоих полушарий, а также взаимодействие вестибулярной, зрительной, кинестетической и тактильной систем, улучшает общее восприятие,познавательную деятельность и обучаемость.В результате тренировок повышается концентрация внимания, развивается общая моторика, стабилизируется психоэмоциональное состояние,фоормируется стартовая площадка когнитивного, социального и эмоционального развития.

Такая коррекция является крайне важной для детей с ОВЗ .Сенсомоторная гимнастика достаточно эффективна и для детей с синдромом гиперактивности и дефицита внимания (СДВГ)

2.Занятие с комплексом функционального биоуправления «Тимокко»

Что это такое?

Комплекс коррекционно-развивающих игр с биоуправлением- новейшая израильская разработка. Особое внимание в ней уделяется установлению межполушарного взаимодействия. Оно необходимо для успешного течения всех психических процессов.Важной особенностью игр «Тимокко» является то, что они не имеют аспекта соревнования, поэтому в течение занятия сохраняется спокойная обстановка и избегаются стрессовые ситуации. Инновационное программное обеспечение, камера, которая подключается к компьютеру, и разноцветные шарики, которые одеваются на руки как перчатки, позволяют успешно проводить специализированные игровые сессии с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Сами по себе компьютерные игры в таком уникальном формате бессознательно повышают мотивационную сферу, ребята не замечают той напряженной работы, в результате которой мы добиваемся весьма высокого положительного эффекта.

Какую проблему это решаем?Занятия направлены на развитие межполушарного взаимодействия, которое достигается путем сочетания моторных действий. Специальные игры комплекса «Тимокко» позволяют создать новые нейронные связи и стимулировать развитие ребенка. «Timocco» – это уникальная методика стимуляции созревания мозговых структур, развития высших психических функций, а также познавательной и моторной сфер. Игры ФБУ можем рассматривать ,как помощь в преодолении трудностей усвоения программных знаний, умений и навыков, формировании у детей волевых качеств.

3. Занятие на тренажере БОС- «Здоровое дыхание»

Что это такое? Технология БОС - это признанная в России и за рубежом немедицинская высокоэффективная компьютерная технология восстановления и оздоровления организма. БОС уже десятилетиями применяется в развитых странах и занял высокое место среди методов немедикаментозной коррекции .

Система занятий, направленна на обучение детей навыкам диафрагмального дыхания, на основе технологии биологически обратной связи (автор-кандидат биологических наук Сметанкин А. А.) Дыхательные упражнения успокаивают и способствуют концентрации внимания. Программа содержит различные режимы работы (виды обратной связи) : на экране монитора в яркой образной форме видны результаты усилий ребенка. Дети сами выбирают интересную для себя форму: мультфильмы, слайды, упражнения, музыку. Это помогает концентрировать внимание и создаёт дополнительную мотивацию для овладения нужным навыком. Научив детей контролировать дыхание, осознанно его регулировать, мы включим функции произвольной саморегуляции.

Какую проблему это решаем?

Практически все дети с ОВЗ испытывают повышенное чувство тревожности, агрессии, эмоционального напряжения. Технология БОС направлена на коррекцию этих проблем, стабилизацию психоэмоционального состояния и поведенческих нарушений. В части коррекции поведения БОС «Здоровое дыхание» очень успешена для детей с ЗПР, СДВГ, страхами, последствиями стресса.Состояние ребенка в процессе работы по программе БОС оптимизируется ,снимается избыточная нагрузка на организм, адаптационные механизмы совершенствуются.За счет этого экономится значительная часть психологических ресурсов организма и снижается вероятность истощения нервной системы. Подчеркну ,программа БОС создает благоприятный фон для проведения специалистами коррекционной работы разной направленности .

4.Развивающие сессии коррекционного направления с видео регистрацией « Песочная терапия»

Что это такое?

Песочная терапия - это уникальная возможность исследовать внутренний мир ребенка , не «переделать» его, не научить каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность быть самим собой, дать почувствовать ребенку себя нужным. Важным этапом работы являются индивидуальные сессии с видеорегистрацией, во время которых происходит запись сеанса, что позволяет в дальнейшем провести качественную интерпретацию результатов и подобрать коррекционную программу.

Какую проблему это решаем?

Нарушения в развитии в той или иной степени отражается на поведении и деятельности детей: они становятся замкнутыми, молчаливыми, нерешительными. Песочная терапия- довольно яркое и эффективное решение этого вопроса. Коррекционно-развивающие занятия на песочном столе представляют широкие возможности эффективного использования проективных методов со стимульным материалом для решения проблем личностного развития.Кроме того, ребенок получает широкий сенсорный опыт, активно развивает моторику руки, все познавательные функции .

Таким образом, представленная модель коррекционной помощи ребенку с ОВЗ включает в себя курс развивающих занятий по 4 направлениям :

  • сенсомоторное развитие с мозжечковой стимуляцией;
  • развитие межполушарного взаимодействия (занятия с комплексом функционального биоуправления «Тимокко»);
  • постановка диафрагмального дыхания (занятия на тренажере БОС-«Волна»);
  • развивающие сессии песочной терапии .

Курс рассчитан на 12 дней ; занятия проводятся 2- 3 раза в неделю от 30 до 35 минут. Курс повторяется от 3-х до 6 раз с 2-х недельными перерывами,до появления стойкой положительной динамики.

Занятиям предшествует диагностика профильных специалистов, далее определяется целесообразность прохождения ребенком всего курса (все направления) или нескольких, и разрабатывается коррекционный маршрут в зависимости от уровня сложности выявленных проблем.

Эти новые и чрезвычайно актуальные технологии мы начали использовать в комплексе, как инновационное направление психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ (без грубой органической патологии.). Коррекционная помощь максимально индивидуализирована и является средством формирования тех навыков и умений, которые ребенок готов воспринять в данное время.

Данные методики не выступают как обучение. Они предполагают формирование основных функций и процессов, которые необходимы ребенку для дальнейшего развития. Упражнения постепенно усложнятются, а посторонняя помощь при выполнении заданий – уменьшается. В результате ребенок переходит от совместной деятельности к самостоятельной, руководствуется сначала развернутой, а затем свернутой инструкцией. Занятия проводятся в игровой форме. Это необходимо для устранения напряженности, повышения мотивации, усиления эффективности деятельности мозга .


Ожидаемые результаты

На уровне детей:

динамика в коррекции проблем психического развития не менее чем у 85% детей ;

На уровне учреждения:

• оптимизация деятельности психологической службы ДОУ;

• формирование инфраструктуры инновационной деятельности дошкольного учреждения ;

  • предоставление родителям квалифицированной и своевременной консультативно-практической помощи профильно подготовленными специалистами.

На уровне специалистов:

  • повышение квалификации специалистов ДОУ в области коррекции психического развития детей с ОВЗ.
  • разработка инновационного курса занятий ранней коррекции нарушений развития детей 3-6- ти лет ;
  • разработка практикоприменимой инновационной модели коррекционной помощи детям с нарушениями развития .

На уровне родителей

  • повышение компетентности родителей в вопросах причин нарушений детского развития;
  • получение квалифицированной и своевременной консультативной помощи профильно подготовленными специалистами.
  • включенность семьи в коррекционный процесс .
Анализ результатов проекта и выводы

В настоящий момент мы находимся в процессе апробации данного проекта .Работа над проектом начата в августе 2016 года по направлению подготовки специалистов. Старший воспитатель, педагог-психолог (имеющие сертификат специалиста по БОС технологиям) прошли обучение в г.Москве по программе мозжечковой стимуляции, игровой психотерапии. Приобретено необходимое оборудование по программе мозжечковой стимуляции.

В течение 4-х месяцев (с октября 2016 года по февраль 2017 года) с детьми, имеющих ярко выраженные проблемы развития (16 человек, проблемы:СДВГ, ЗПР,ОНР -2уровень) реализуется курс, рассчитанный на 12 занятий ( объединяющих в себе 4 направления) ,который повторяется до получения устойчивой положительной динамики. Стабильно посещают занятия 13 детей. Часто пропускали по причине болезни 3 ребенка. Занятия вызывали у детей большой интерес ,игровые сюжеты хорошо поддерживали мотивацию. Достигая определённых результатов на занятиях, дети начали верить в свои силы, гордиться своими возможностями и успехами Все малыши старались самостоятельно справиться с поставленными задачами и получали так нужный для них положительный результат

Качественный анализ проделанной за 4 месяца работы показал хорошую результативность . Отмечается положительная динамика у 12 (75%) детей в стабилизации эмоционального фона, коррекции импульсивности, гиперактивности, тревожности ,улучшились показатели познавательного развития (память, внимание) ,волевых процессов. Отмечаю повышение мотивации в познавательной деятельности (58%), развитие когнитивных возможностей (динамика 38%); получили развитие зрительно- пространственное восприятие, зрительно-моторная координация (73%).У детей после курса занятий констатируется улучшение настроения, снижение уровня тревожности , повышение способности концентрировать внимание (динамика 51%) ,повышение самооценки (динамика 27%). Учитель -логопед отмечает динамику в коррекции речевых проблем.

Включение в коррекционный процесс технологий биоуправления ,мозжечковой стимуляции ,развитие межполушарного взаимодействия существенно повысило качество проводимой работы. Положительная динамика проявилась за короткое время. Окончательные итоги возможны после завершения работы в апреле,мае месяце.

В ходе работы над проектом удалось

  • добиться за достаточно короткое время положительной динамики в коррекции проблем развития детей ;
  • установить партнерские связи со специалистами, дефектологами ,нейропсихологами "Ассоциации детских нейропсихологов" г. Москвы, научно производственного объединения "Амалтея" г. Санкт -Петербурга, семейным психотерапевтом из г. Воронежа и др.обеспечив высокопрофессиональное консультирование сложных случаев и коррекцию индивидуального плана работы с ребенком.
  • разработать программно-методическое сопровождение детей с ОВЗ по направлениям - обучение диафрагмальному дыханию, песочная терапия в коррекции эмоционального состояния дошкольника, мозжечковая стимуляция с сенсомоторным развитием, коррекционно-развивающая технология на основе игр ФБУ ;
  • разработать программу оказания помощи родителям детей с ОВЗ.
  • создать клуб родителей для детей с ограниченными возможностями здоровья "Успешный родитель";
  • наладить выпуск газеты "Наш дошколенок", где освещается реализация проекта и события в жизни детского сада

Вырос уровень доверия родителей к детскому саду. И мы ВМЕСТЕ шаг за шагом учимся преодолевать сложности и искать решение проблем.