Наверх

Проекты победителей

Заявка № 747
Номинация
Автор
Цели, задачи, методы

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

Тема: «Создай свою мечту: Легоконструирование как средство развития познавательной активности и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста».

Цель: разработать и апробировать систему мероприятий использования легоконструирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности и творческой деятельности детей и формированию предпосылок универсальной учебной деятельности.

Задачи:

  • развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);
  • развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности;
  • развивать творческие способности детей старшего дошкольного возраста в процессе легоконструирования;
  • поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность;
  • формировать опыт выполнения правил техники безопасности во время работы с конструктором Лего.
  • воспитывать положительные качества личности, сохранять индивидуальность каждого ребенка;
  • интеграция современных образовательных технологий.

Методологической основой проекта являются:

  • концептуальные идеи личностно-ориентированного подхода в образовании (Е.В. Бондаренко, И.А. Колесникова, А.В. Петровский, И.С. Якиманская);
  • концепции формирования личности в результате активного самопроявления и самовыражения в деятельности и общении (А.А. Бодалев, А.Н. Леонтьев, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман и др.);
  • положения о роли деятельности и теория о ведущей деятельности в развитии ребенка Л.С. Выготского, A.B. Запорожца, Д.Б. Эльконина и др.;
  • теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина.

Актуальность: в связи с требованиями ФГОС:

Система российского дошкольного образования в настоящее время активно развивается. Современное общество предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к организации в них воспитательно-образовательного процесса, выбору и обоснованию содержания программ, методик и технологий, результатам и результативности их деятельности, подбору и обучению педагогических кадров.

С введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возникла острая необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, повышения уровня профессионализма педагогов ДОУ, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, а так же выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений при переходе на новый возрастной этап систематического обучения в школе.

Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают поддержку детской инициативы и самостоятельности в познавательной деятельности, создание предпосылок формирования навыков исследовательской и проектной деятельности, то есть тех видов деятельности, которые способствуют развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества. В фундаментальных исследованиях отечественных учёных показано значение деятельностного подхода к формированию творчества (А.Н. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, В.В. Давыдов, Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушминский и др.)

Детское конструирование в силу его созидательной природы и соответствия интересам и потребностям детей при определённой организации носит подлинно творческий характер, а в плане подготовки детей к школе конструктивная деятельность ценна еще и тем, что в ней развивается умение тесно связывать приобретенные знания с их использованием, понимание того, что для успеха в деятельности знания просто необходимы.

Проблема развития способностей дошкольников находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в сфере статей, методических пособий, сборников игр и упражнений как по развитию различных психических процессов в этом возрасте (внимания, памяти, мышления, воображения, эмоций), так и по развитию разных видов способностей общей (перцептивных, интеллектуальных, творческих, мнемических, познавательных, моторных) и специальной направленности (математических, конструкторных, музыкальных, изобразительных).

Одно из проявлений творческой способности - умение комбинировать знакомые элементы по-новому. Работа с элементами Лего стимулирует и развивает потенциальные творческие способности каждого ребенка, учит его созидать и разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения возможности создания нового. Лего - технология отвечает требованиям, предъявляемые ФГОС ДО, и позволяет повысить качество работы с детьми.


«Создай свою мечту: Легоконструирование как средство развития познавательной активности и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста». «Создай свою мечту: Легоконструирование как средство развития познавательной активности и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста».

Подробная инструкция

Средства
реализации проекта:

  • интеграция различных видов деятельности (познавательной, продуктивной, художественно-эстетической, игровой);
  • организованная образовательная деятельность;
  • составление картотеки игр с использование конструктора Лего в познавательной и творческой деятельности;
  • разработка перспективного планирования по легоконструированию в познавательной и художественно-эстетической деятельности;
  • создание дидактических пособий, методических рекомендаций, буклетов и памяток для родителей и педагогов по использованию конструктора Лего;
  • программа Lego Digital Designer.

Форма проведения: ООД, самостоятельная деятельность детей, творческая и игровая деятельность мастер-классы, родительские собрания, круглые столы.

Реализация проекта «Создай свою мечту: Легоконструирование как средство развитие познавательной активности и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» осуществляется в три этапа.

Первый этап (подготовительный):

  • создание банка конструктора Лего;
  • организация и обновление предметно-развивающей среды;
  • подбор инструментария для проведения диагностических исследований;
  • подбор и систематизация форм, методов и приемов, способствующих развитию творческих способностей дошкольников;
  • разработка перспективного плана по развитию познавательных и творческих способностей дошкольников;
  • составление плана по формированию взаимодействия педагогов и родителей в рамках единого образовательно-оздоровительного (воспитательного) пространства.

Второй этап (основной):

  • определяется программа по развитию познавательной активности и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе легоконструирования – «Создай свою мечту», ее конкретное наполнение и распределение;
  • апробация и внедрение форм,методов и приемов, способствующих развитию творческих способностей дошкольников посредством легоконструирования;
  • реализация намеченных мероприятий с детьми ( организованная образовательная деятельность, совместная деятельность детей с педагогами);
  • разработка методических материалов способствующих развитию познавательной активности и творческих способностей дошкольников;
  • активизация и реализация воспитательных умений родителей и направление их на конструктивные взаимоотношения с ребенком.

Третий этап (заключительный):

  • систематизация и обработка результатов;
  • обобщение опыта работы, условий, направлений, форм, методов, техник по развитию познавательной активности через творческие способности у детей дошкольного возраста посредством легоконструирования;
  • подведение итогов, прогнозирование дальнейшей деятельности;
  • создание методических рекомендаций для распространения полученного инновационного продукта в иные образовательные учреждения города и края.

Ожидаемые результаты
  • Создание и внедрение системы мероприятий по использованию легоконструирования в работе с детьми дошкольного возраста по развитию познавательной активности и творческой активности.
  • Совершенствование психического развития: формирование пространственного мышления, творческого воображения, долгосрочной памяти.
  • Физиологического развития: развитие мускулатуры рук и костной системы, мелкой моторики движений, координации рук и глаз.
  • Развития речи: активизация активного и пассивного словаря, выстраивания монологической и диалогической речи.
  • Развитие творческих способностей в активной продуктивной деятельности детей.
  • Формирование навыков коммуникативного общения со сверстниками и взрослыми.
  • Ребенок самостоятелен и инициативен в различных видах деятельности, выражает собственное мнение, способен разрешать конфликтные ситуации, мобилен, разностороннее развит.
  • Ознакомление дошкольников с методическим оснащением программой LegoDigitalDesigner
  • Повышение компетентности родителей в вопросах развития познавательной активности и творческих способностей детей.
Анализ результатов проекта и выводы
  • ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: игре, общении, конструировании и др.;

  • способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

  • ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
  • ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре;
  • владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации;
  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
  • у ребенка развита крупная и мелкая моторика;
  • ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;
  • ребенок проявляет любознательность;
  • способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Работа в данном направлении представляется мне актуальной и важной в свете введения новых федеральных государственных требований и обновления образовательной системы. Развитие познавательной активности детей повышает мотивацию к самостоятельной деятельности детей, повышает интерес, активизирует познавательные способности, является мотивационной основой способности делать выбор, ставить проблемы и находить нестандартные решения, быть субъектом своей жизни.


Видео-интервью
сокращенное - https://www.youtube.com/watch?v=E8JbPZMKfPI полное - https://youtu.be/sHuGN4xRl2E